Целостносный педагогический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:47, реферат

Описание

Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.

Содержание

I. Введение. 2

II. Педагогический процесс, как целостная система. 3

§ 2.1 Принцип целостности – основа педагогического процесса 3

§ 2.2 Структура целостного педагогического процесса 4

§ 2.3 Движущие силы 7

§ 2.4 Закономерности педагогического процесса 8

§ 2.5 Принципы. 11

III. Заключение. 17

Работа состоит из  1 файл

Целостносный пед процесс.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

1)      интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами;

2)      величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

8.       Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

1)      действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;

2)      интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и других) стимулов.

9.       Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

1) интенсивности и качества чувственного восприятия;

2) логического осмысления воспринятого;

3)      практического применения осмысленного.

10.   Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. С этой точки зрения эффективность педагогического процесса зависит от:

1)      качества педагогической деятельности;

2)      качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

11.   Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты педагогического процесса зависят от:

1)      потребностей общества и личности;

2)      возможностей (материально-технических, экономических и других) общества;

3)      условий протекания процесса (морально-психологические, эстетические и другие).

 

Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом обучение может строится на основе опыта. Однако построение эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств требует теоретического знания законов, по которым протекает процесс обучения.

Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые (описанные выше), характеризуют зависимость от внешних процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.

К внутренним закономерностям относят связи между компонентами педагогического процесса. Между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, - это зависимость между преподаванием, учением и изученным материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая часть из них действует только при создании обязательных условий обучения. Назову некоторые из них, при этом продолжим нумерацию:

 

12.   Существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых протекает педагогический процесс.

13.   Другая закономерность говорит о том, что есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатом обучения. Согласно этому положению обучение не может состоятся, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением  этой закономерности является связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности состоит  в соответствии целей учителя и учеников, при рассогласовании целей эффективность обучения значительно снижается.

14.   Только взаимодействие всех компонентов обучения обеспечит достижения результатов соответствующих поставленным целям.

 

В последней закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие. Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации педагогического процесса, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты.

              Описанные выше закономерности находят свое конкретное выражение в принципах педагогического процесса.

 

 

 

§ 2.5      Принципы.

 

              В основе принципов лежат уже познанные законы и закономерности, но логически из них не выводятся. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности. Некоторые педагогические законы и закономерности настолько многогранны, что из них выводится не один, а несколько принципов. На разработку принципов влияют не только педагогические, но и социальные, философские, логические, психологические и иные закономерности. Они обуславливаются также целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов и, конечно, самой практикой, опытом обучения.

1.       Принцип развивающего и воспитывающего  характера обучения направлен на  всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.

2.       Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.

3.       Принцип систематичности и последовательности  в овладении достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.

4.       Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.

5.       Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.

6.       Принцип доступности обучения.

7.       Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.

8.       Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.

9.       Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

10.   Принцип сознательности и активности учащихся – педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.

11.   Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

12.   Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

13.   Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.

14.   Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

 

Конечно же все вышеперечисленные принципы не равнозначны, все они подчинены ведущему принципу – принципу духовно-направленного на общечеловеческие ценности, воспитывающего и развивающего обучения. Ниже дадим их краткую характеристику.

Принцип духовно-направленного, развивающего и воспитывающего характера обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных, эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

Принцип научности требует, чтобы содержание обучения было связано с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что школьников обучают элементам научного поиска, способам научной организации учебного труда.

Принцип научности нацеливает учителя на использование в организации учебной деятельности школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и процессов, научные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации для обоснования  самостоятельно сделанных выводов, доказательства своей точки зрения.

 

              Принцип связи обучения с практикой, предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации принципа связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение учащихся к общественно полезной  деятельности в школе и за ее пределами.

 

              Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения в целом, что выражается в соблюдении ряда правил:

-          изучаемый материал планируется, делится на логические разделы (темы), устанавливается порядок и методика работы с ними;

-          в каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока;

-          при изучении курса устанавливаются внешние и внутренние связи между теориями, законами, фактами.

Требование систематичности и последовательности в обучении направлено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждый урок – это логическое продолжение предыдущего, как по  содержанию учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности.

 

              Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации педагогического процесса, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Следовательно, недоступность обучения, трудности, с которыми сталкивается школьник в ходе выполнения разнообразных учебных заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала и от методического структурирования его, характера, структуры, организуемой учителем деятельности учащихся, применяемых педагогом методов обучения.

 

              Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике, означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств в к восприятию и переработке учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, проводить опыты, практически работать – через это вести к знанию. Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

 

              Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к занятиям, ставят проблемы и умеют искать их решения.

Активности и сознательности в учении можно добиться, если:

-          опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности;

-          включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска решений научных и практических проблем;

-          использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии;

-          стимулировать коллективные формы работы.

Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социальному росту, воспитанию.

 

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Запоминание и воспроизведение материала зависят не только от материала, но и от отношения к нему, поэтому для прочного усвоения необходимо сформировать позитивное отношение и интерес к  изучаемому материалу. Есть и другие правила этого принципа, а именно:

-          прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность;

-          для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть  индивидуальные различия учеников;

-          прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логические связи;

-          прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.

 

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.. Это означает, что учитель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения: уроки, экскурсии, практикумы, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу, работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности детей вне урока: походах, клубах, кружках, различных объединениях по интересам и других.

Информация о работе Целостносный педагогический процесс