Цели образования и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:39, контрольная работа

Описание

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих ,- передать его следующему поколению.

Работа состоит из  1 файл

кр псих и пед.docx

— 48.55 Кб (Скачать документ)

Вариант И. Кого ты больше любишь? В немалом числе семей  у родителей нет необходимости  единства действий в воспитании детей. Это касается самых различных  сторон отношений с детьми: интереса к их жизни; содержания требований и  тона их выражения; содержания общения  и опять-таки его тона; выражения  чувств; характера поощрений и  наказаний. 

Это ведь неправда, что  все родители одинаково, поровну  любят своих детей. И с детьми отношения могут складываться по-разному. Когда отношения у отца и матери к детям складываются по-разному, колебания в сути и характере  отношений могут быть самыми различными: от потребности в общении с  одним из родителей до полной отчужденности  с другим. Какую-либо зависимость  тут проследить трудно.  

Вариант К. Полное взаимное отчуждение и враждебность. Можно  выделить несколько наиболее часто  встречающихся причин этой трагедии. 

1. Педагогическая  несостоятельность родителей.  

2. Жестокие, варварские  методы "воспитания", в результате  которых дети начинают бояться,  ненавидеть, презирать родителей  и любыми путями спасаются  от них.  

3. Сотворение в  семье кумира - обычно единственного  ребенка - эгоцентричного и бессовестно-равнодушного.

2. Нравственно-психологические  и идейные взаимоотношения поколений 

Духовные контакты в семье не могут возникнуть в  результате одних лишь платонических  пожеланий и стремлений родителей. Для этого должны быть созданы  психолого-педагогические предпосылки. 

Первая и главная  из них - разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих  интересов и увлечений служат благодатной почвой для произрастания  и развития ростков внутренних взаимосвязей родителей и детей. 

Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Возрастные особенности - это характерные для того или  иного возрастного периода анатомо-физиологические  и психологические особенности. А под индивидуальностью человека имеется в виду существенное своеобразие  его основных свойств и качеств.  

Подход к детям  требует от родителей педагогического  такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого  и неторопливого анализа мотивов  поступка, чуткого, мягкого прикосновения  к внутреннему миру человека. Чувство  такта должно подсказать родителям, как скрыть обнаженность прямого  воспитательного воздействия. Ведь хорошо известно, что дети не любят  чувствовать себя объектом воспитания. И поэтому общение, совместные дела, единые стремления становятся наиболее естественным процессом воспитания. 

Важная сторона  обоюдных контактов - участие в занятиях и интересах детей. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия. 

Общие увлечения - по следам интересов и увлечений  детей - предполагает и другое: привлечение  детей к собственным занятиям и увлечениям. В некоторых семьях существует правило: вещи, необходимые  человеку для жизни, он должен уметь  делать сам.  

Инстинкт родственности, "голос крови" интенсивно проявляется  тогда, когда родители и дети по-человечески  близки друг другу, связаны узами  не только родственной, но и духовной близости. Это важная предпосылка  успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия  на них.

Нравственно-психологический  образ педагога. Мастерство педагогического  общения

1. Своеобразие педагогической  деятельности 

Сегодня педагогами называют людей, имеющих соответствующую  подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т.е. вопросами  воспитания, образования и обучения. Здесь следует обратить внимание на слово "профессионально". Педагоги занимаются педагогической деятельностью  профессионально, а непрофессионально  этой деятельностью занимаются почти  все люди.  

Следует иметь в  виду, что педагогика лишь наполовину наука, а наполовину искусство. Поэтому  первое требование к профессиональному  педагогу - наличие педагогических способностей. Однако у нас долго  господствовало мнение, которое очень  точно выражают слова известной  песни: "Когда страна прикажет быть героем - у нас героем становится любой". Но еще Ч. Дарвин, вспоминая  свои студенческие годы, говорил: "Лекции д-ра Донкана - это нечто, о чем  страшно вспомнить, лекции Джемсона невероятно вялы. Единственный эффект, произведенный ими на меня, состоял  в том, что я решился никогда  в своей жизни не читать ни одной  книги и ни за что не изучать  эти науки". Это высказывание Ч. Дарвина показывает, какой громадный  вред может нанести бездарный  педагог. Вторая специфическая черта  педагогической деятельности - многофакторность воспитательного процесса. Воспитательный процесс идет в семье, школе, при  всех формальных и неформальных контактах  воспитанника с другими людьми, его  обращении к литературе, искусству, средствам массовой информации. Успех  в воспитании каждого конкретного  человека зависит от влияния многих факторов и условий. Однако это не принижает роли профессионального  педагога. Он выступает главным координатором, комментатором, оппонентом, своеобразным фильтром всех воспитательных влияний. А эти функции педагог может  выполнить, лишь будучи разносторонне  образованным человеком. Третья специфическая  черта воспитательного процесса - его длительность. Конечно, процесс  воспитания может и идет с разной скоростью, но значительно форсировать  его нельзя. Четвертая особенность  процесса воспитания - концентризм  в содержании воспитательной работы. Это означает, что в процессе воспитания к одним и тем же качествам  личности приходится многократно возвращаться. Однако это не просто повторение. Известное  выражение древних "нельзя дважды войти в одну и ту же реку" можно  перефразировать так: "Нельзя дважды поговорить с одним и тем же человеком". Пятая специфическая  черта воспитания заключается в  том, что это активный двусторонний процесс. Воспитанник - это не только объект, но и субъект воспитания. Поэтому важнейшая задача педагога воспитать у учащихся постоянную потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Успешное решение этих задач требует от педагога развитой эмпатии, т.е. способности видеть ситуацию глазами другого человека, умение поставить себя на место своего воспитанника и взглянуть на проблему его глазами. Шестой особенностью воспитания является то, что результаты этого процесса малозаметны для внешнего восприятия. Проверить и оценить работу воспитателя довольно трудно. Как и все большое, она видится на расстоянии. И, наконец, седьмая особенность процесса воспитания: это деятельность, устремленная в будущее. Быть хорошим прогнозистом, уметь за нынешними проблемами увидеть проблемы завтрашние и требования, которые они предъявят к людям будущего - еще одно необходимое качество хорошего педагога.

2. Мастерство педагогического  общения 

Трудно себе представить  общение, которое бы совсем не несло  познавательного или воспитательного  заряда. Тем не менее в литературе и практике все больше и шире используется сравнительно "молодое" словосочетание: педагогическое общение. Это – профессиональное общение преподавателя с учащимися  в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно  полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом  и учащимся внутри коллектива. Другими  словами, педагогическое общение - это  общение педагога с воспитанниками в педагогических целях. 

А. С. Макаренко подчеркивал  необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: "Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим  лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который  не умел бы играть... Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной  ремень, который должен соединять  с этой игрой вашу прекрасную личность... Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди  сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса". 

В зависимости от стиля педагогического общения  американские психологи выявили  три типа педагогов. "Проактивный" педагог инициативен в организации  общения в группе, причем общения  как группового, так и парного (учитель-ученик). Он четко индивидуализирует  свои контакты со студентами. Но его  установки меняются в соответствии с опытом, т.е. такой педагог не ищет обязательного подтверждения  раз сложившейся установки. Он знает, что хочет, и понимает, что в  его собственном поведении или  поведении студентов способствует достижению этой цели. 

"Реактивный" педагог  тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб, подчинен "стихии общения". Различие  в его установках на отдельных  студентов - не различие в его  стратегии, а различие в поведении самих студентов. Другими словами, не он сам, а студенты диктуют характер его общения с группой. У него расплывчатые цели, он приспосабливается и подстраивается к студентам. 

"Сверхреактивный"  педагог, замечая индивидуальные  различия, тут же строит совершенно  нереальную модель, преувеличивающую  эти различия во много раз  и считает, что эта модель  и есть действительность. Если  студент чуть активнее других - в его глазах он бунтарь  и хулиган, если чуть пассивнее  - лодырь и кретин. Такой педагог  имеет дело не с реальными,  а с выдуманными им студентами  и ведет себя соответствующим  образом. А выдумывает он на  самом деле стереотипы, подгоняя  под них реальных, совершенно  нестереотипных студентов. Студенты  при этом - его личные враги,  а его поведение - род защитного  психологического механизма. 

Каковы же основные принципы новой модели педагогики? Из всего многообразия подходов можно  выделить три основополагающих установки: 

1. Человек находится  в активно-деятельном отношении  к миру и самому себе. 

2. Активность субъекта  выступает в высшем своем творческом  проявлении, когда субъект поднимается  до становления самого себя. 

3. Рассмотренная  позиция подводит к идее деятельного  становления призвания человека. 

Педагогическое общение  должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического  общения? 

Во-первых, это высокий  авторитет педагога. Второе условие  успешности педагогического общения - владение психикой и приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен  как практический психолог. И, наконец, третье составляющее успеха - это накопленный  опыт, это то, что в обыденной  практике и называется "сначала  умение, а потом мастерство".

Информация о работе Цели образования и воспитания