Цели образования и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:39, контрольная работа

Описание

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих ,- передать его следующему поколению.

Работа состоит из  1 файл

кр псих и пед.docx

— 48.55 Кб (Скачать документ)

Цели образования  и воспитания

1. Предмет педагогики 

 Каждое поколение  людей решает три важнейшие  задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих  поколений, во-вторых, обогатить  и приумножить этот опыт, и,  в-третьих ,- передать его следующему  поколению.  

Наука, изучающая  закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями  социального опыта, необходимого для  жизни и труда, называется педагогикой. 

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный  к ученику, сопровождавший его в  школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Это греческое слово  можно перевести как "детоводитель". Таким образом, "педагогика" в  буквальном переводе с греческого - детовождение. Основными категориями  педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. 

Развитие человека - это процесс становления его  личности под влиянием внешних и  внутренних, управляемых и неуправляемых  социальных и природных факторов. 

Воспитание в широком  смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию  в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое  и целенаправленное воздействие  воспитателя на воспитуемых с  целью формирования у них желаемого  отношения к людям и явлениям окружающего мира. 

Образование - процесс  и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение  на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно. 

Обучение - это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и  усвоению знаний. Деятельность преподавателя  при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение - это преподавание и учение, взятые в единстве. В  свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспитании (имеется в виду "воспитание" в широком смысле); это наука, изучающая  закономерности воспитания, образования и обучения (здесь "воспитание" употребляется в узком смысле). 

Предмет педагогики - процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.  

Общая педагогика - изучает  и формирует принципы, формы и  методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп  и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика). 

Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы  обучения и воспитания студентов  вузов. 

Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания осуждённых.

2. Цели образования  и воспитания 

Воспитательный процесс  в значительной степени носит  целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или  иное общество. 

В нашей стране долгое время господствовала идеологическая установка на воспитание человека в  духе коммунистических идеалов, которые  утратили свою привлекательность, а  новые ориентации пока не сложились. 

В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось  мнение, что воспитательный процесс  не должен быть заложником каких-то конъюнктурных  ситуаций, находиться в зависимости  от того, какие взгляды и убеждения  исповедуют люди, стоящие ныне у  власти. Воспитание молодого поколения  должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в  качестве идейной основы всей системы  воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой  принципы гуманизма. 

Термин гуманизм очень многозначен, поскольку на протяжении истории его содержание менялось. Гуманизм - прежде всего означает человечность: любовь к людям, высокий  уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и  ее достоинству. В конечном счете  понятие гуманизм оформляется как  система ценностных ориентаций, в  центре которых лежит признание  человека в качестве высшей ценности. Гуманизм - это совокупность идей и  ценностей, утверждающих универсальную  значимость человеческого бытия  в целом и отдельной личности в частности. 

При такой трактовке  гуманизм как определенная система  ценностных ориентаций и установок  получает значение общественного идеала. Человек рассматривается как  высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для  полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической  и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. При этом в современной трактовке  гуманизма акцент делается на целостное, универсальное становление человеческой личности. Эта универсальность осмысливается  как гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций. Таким образом, с позиций  гуманизма, конечная цель воспитания состоит  в том, чтобы каждый человек мог  стать полноценным субъектом  деятельности, познания и общения, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в этом мире. Следовательно, мера гуманизации  воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает  предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности  к свободе, ответственности и  творчеству. 

С содержательной стороны  реализация принципов гуманизма  в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей. В понятие "общечеловеческие ценности" в данном случае вкладывается два  дополняющих друг друга смысла. Во-первых, общечеловеческие ценности - это ценности значимые не для какого-то узкого ограниченного  круга людей (социальной группы, класса), а как то, что имеет значение для всего человечества. Они в  той или иной форме присущи  всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных  традиций, типа цивилизации. Поэтому  подход к воспитательному процессу с позиций общечеловеческих ценностей  означает его деидеологизацию, то есть отказ от навязывания позиций, установок, убеждений какой-то определенной социальной силы, акцент на духовно-нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие личности, на основе освоения ею всего  культурного богатства, накопленного в истории человечества. 

Во-вторых, общечеловеческие ценности - это предельные, исторически  и социально нелокализируемые ценности, которые носят абсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливая общечеловеческие ценности с позиций  религии, считают, что эти ценности имеют божественную природу. В их основе лежит идея Бога как абсолютного  воплощения Добра, Истины, Справедливости и т. д. Для неверующих людей за общечеловеческими ценностями стоит  многовековой опыт человечества, его  потенций и устремлений.  

И еще одна важная установка содержания воспитательного  процесса, вытекающая из принципов  гуманизма. Гуманизм, как следует  из вышесказанного, рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности, отдает приоритет общечеловеческому  началу, противоречит идеологии индивидуализма. Гуманизм предполагает признание данной личностью в качестве ценности личности всех других людей. Не случайно под  термином "гуманизм" изначально понималось "человеколюбие".  

Гуманистический подход требует, чтобы в качестве главной  цели учебно-воспитательного процесса должно рассматриваться создание предпосылок  для самореализации личности.  

Гуманистическая ориентация образования может быть реализована  только в соответствующих формах учебно-воспитательного процесса. Речь идет о гуманистической педагогике. В самом общем плане эта  педагогика предполагает высокую степень  индивидуализма и дифференциации обучения, акцент на пробуждение активности и  инициативности обучаемого, применение в отношениях преподавателя и  студента основных принципов педагогики сотрудничества.

3. Педагогический  идеал и его конкретно-историческое  воплощение 

Цель воспитания нельзя выдумать или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению  общества об идеале человеческой личности. 

Идеал человеческой личности - это представление о  совершенном человеке, которое живет  в произведениях литературы и  искусства, народном творчестве, герой  которого и смел, и честен, и храбр, и справедлив, а героиня добра, отзывчива, трудолюбива. Идеалы личности у разных народов очень близки друг другу. Они обязательно включают в себя такие качества как ум, трудолюбие, физическая сила, красота, выносливость. 

Идеал телесной и  духовной красоты занимал умы  педагогов уже с античных времен. Однако там гармоничное соединение физического и духовного в  человеке полностью исключало труд. Дети рабовладельцев воспитывались  в презрении к труду, который  был уделом рабов. В средние века идеалом становится духовный аспект. Церковь (а именно она монополизировала все дело воспитания в этот период) считала, что физические радости  отвлекают человека от церковных  догм и объявило их греховными. В  этих условиях идея сочетания духовной и физической красоты считалась  еретической и совершенно заглохла. 

Идея гармонического развития человека вновь прозвучала и получила дальнейшее развитие в  трудах педагогов-гуманистов эпохи  Возрождения. Эта эпоха подарила миру много разносторонне образованных людей, развивших до высокого совершенства свои природные задатки.  

Труд, как добродетель, а не как проклятие, расценили  социалисты-утописты. Они видели идеал  разностороннего воспитания в соединении обучения с трудом, в котором принимают  участие все члены общества. Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром. И, тем не менее, ни одна страна не может похвастаться ее достаточно полной реализацией. 

Следует иметь в  виду, что в любом обществе существуют два педагогических идеала личности. Один - высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение - быть маяком, ориентиром, высшим образцом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе. Другой идеал  достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется. Это герой своего времени, это тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться, чью судьбу, если не все, то очень многие желают своим детям.

Средства и методы педагогического воздействия на личность

1. Убеждение 

Реализацию целей  воспитания и образования называют педагогическим процессом. Систему  воспитательных и образовательных  средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, именуют методом воспитания либо методом обучения. Разделение средств  и методов на воспитательные и  образовательные весьма условно, а  порой даже искусственно, поэтому  будем пользоваться в дальнейшем универсальными понятиями "средства воздействия на личность" и "методы воздействия на личность". 

Технологическая схема  педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего педагог  убеждает учащегося в важности и  целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить  учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для  решения поставленной задачи. На следующем  этапе необходимо сформулировать у  учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать  прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги  работы. 

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как  минимум, пять групп методов воздействия  на личность: 1) убеждение; 2) упражнения и приучения; 3) обучение; 4) стимулирование; 5) контроль и оценка. 

В теории и практике педагогического процесса употребляется  и такое понятие как прием. Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных  педагогических ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение - это примеры приемов  убеждения. Одобрение, похвала, благодарность - приемы поощрения. 

Метод воздействия  на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или  иные педагогические задачи. 

Еще одно важное понятие  в этом ряду - форма организации  педагогического воздействия. Выделяют следующие наиболее важные формы  организации педагогического воздействия: 1) учебный процесс; 2) внеаудиторная  работа; 3) семейное воспитание; 4) воспитательная деятельность молодежных организаций; 5) воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств  массовой информации (в той мере, в какой она доступна). 

Рассмотрим названные  выше методы воздействия на личность. 

Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и  волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости  от направленности педагогического  воздействия убеждение может  выступать как доказательство, как  внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с  помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут. Эффективность  методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, наиболее важные из них: 

Информация о работе Цели образования и воспитания