Анализ учебно-методического комплекса по изобразительной деятельности: достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание

Цель исследования: провести анализ учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1.Проанализировать учебно – методический комплекс по изобразительной деятельности.
2.Рассмотреть цели, задачи учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности.
3.Выявить недостатки и достоинства учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности.
4.Раскрыть особенности работы воспитателя с учебно – методическим комплексом по изобразительной деятельности.
5.Разработать методические рекомендации воспитателя по работе над учебно – методическим комплексом.

Работа состоит из  1 файл

АНАЛИЗ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ.doc

— 475.50 Кб (Скачать документ)

 


 

Рисунок 1. Обложка методического пособия по изобразительной деятельности

            Методическое пособие включает в себя на три раздела: рисование, лепка, аппликация.

В разделе «Рисование»  азбуки - альбома предлагается работа в тетради по изобразительному искусству, где особое внимание уделяется технологии рисунка, а также активизации познавательной и творческой деятельности детей.

Азбука – альбом «Рисование»  по изобразительной деятельности имеет  обложку с твердой текстурой, на обложке имеется казахский национальный орнамент, указано название (рисунок 2), предназначение  данного альбома, а также представлено для какой возрастной группы должен использоваться учебно - методический комплекс. Достаточно краткое описание аннотации для родителей и воспитателей, но преимуществом данного альбома является подробное описание к заданиям. В азбуке – альбоме большое разнообразие красочных изображений, что всегда привлекает взгляд ребенка, а также огромное количество интересных для выполнения заданий, что способствует для дошкольника в богатом разнообразии выбора. В самих заданиях четко разграничены  границы между предметами. Количество страниц составляет сто двенадцать листов, бумага по текстуре тонкая, а цвет бумаги белый, окрашенная местами в желтый цвет [4].

 


 

 

 

Рисунок 2. Обложка азбуки – альбома «Рисование» по изобразительной деятельности

           В разделе «Лепка» азбуки – альбома  даются  технологические схемы, где раскрываются этапы создания той или иной работы, опираясь на них, ребенок наглядно видит технологию изготовления изделий из глины, пластилина или соленого теста.  На занятиях по лепке закладываются не только основы навыков работы с пластилином, соленым тестом и другими материалами, но и формируется мелкая моторика рук, развивается глазомер, воспитывается эстетическое восприятие окружающего мира [5].

         Характеристика азбуки – альбома  «Лепка» по изобразительной деятельности: обложка у предложенного альбома  представлена в виде мягкой, глянцевой  бумаги, на самой обложке изображен  казахский национальный орнамент (рисунок 3), имеется четкое описание азбуки – альбома, дата и место выпуска. Кратко изложена аннотация содержания для родителей и педагогов кратко изложена. Информации к выполнению самих заданий достаточно мало, а в некоторых заданиях наблюдается их отсутствие.

 


 

 

 

 

Рисунок 3. Обложка азбуки – альбома «Лепка» по изобразительной деятельности

          В разделе «Аппликация» азбука – альбом содержит задания, которые в практической деятельности можно изменять. Задания требуют творческого подхода, т. е. дети могут выполнять их по - своему.

Охарактеризуем  азбуку – альбом  «Аппликация»:  представлено очень краткое содержание к заданиям; аннотация для родителей и педагогов содержит мало информации. В содержании задания техника их выполнения не продумана. Бумага самой азбуки – альбома «Аппликация» плотная, цветная, глянцевая. Оформление альбома иллюстрирована  красочными рисунками, обложка украшена казахским орнаментом (рисунок 6), объём альбома состоит из шестидесяти четырех страниц, но недостатком данного азбуки – альбома является отсутствие подробного описанию к выполнению задания.

Анализ азбуки - альбома «Аппликация» показал, что в отдельных случаях задания сформулированы некорректно, а в некоторых заданиях отсутствуют сами предметы. 

Например:  в задании «Одень куклу в казахский национальный костюм» изображены национальные костюмы а сама кукла отсутствует (рисунок 4); в задании «Укрась аппликацией дастархан» предложены узоры из геометрических фигур: кость, топорик и костыль, при этом дастархан отсутствует (рисунок 5); в задании «Открытка к 8 Марта» автор не продумал, что рисунок совместится с выполненным заданием, при этом вырезав рисунок, предмет изображается на обратной стороне [6].

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4. Задание по аппликации «Одень куклу в казахский национальный костюм»

 

 

 


                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5. Задание по аппликации «Укрась аппликацией дастархан»

 

          Азбука – альбом содержит задания, которые в практической деятельности можно изменять. Задания требуют творческого подхода, т. е. дети могут выполнять их по – своему.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6. Обложка азбуки – альбома «Аппликация» по изобразительной деятельности

          Дидактический    материал является  неотъемлемой частью учебно – методического комплекса. В дидактическом материале представлено  две игры: « Оденем куклу на прогулку» и «Животный мир Казахстана». Целью этих дидактических игр является обучение детей правильному изложению названия одежды для разного сезона. Подведение их к обобщенным понятиям «национальная одежда», «национальные головные уборы»; закрепление знания детей о животном мире Казахстана, формирование гуманного отношения к животным. В играх имеется наличие игровых заданий, материла, описаны правила игр, представлены варианты выполнения дидактических игр [7].

          Оформление  тетради с дидактическим материалом по изобразительной деятельности выполнено на белой глянцевой бумаге. На обложке, которая состоит из тонкой основы имеется красочное изображение девочки с кистью (рисунок 7). Верхняя часть тетради украшена казахским национальным орнаментом синего цвета. Аннотация для родителей и педагогов в дидактическом материале отсутствует. Объем страниц составляет сорок листов. Материал для игры красочно предоставлен, большой выбор одежды, что предоставляет ребенку играть с теми предметами, которые его привлекли, но минусом дидактического материала является отсутствие описаний для использования материала.

 


 

Рисунок 7. Обложка тетради с дидактическим материалом по изобразительной деятельности

 

Подводя итог, можно  сказать, что учебно – методический комплекс по изобразительной деятельности соответствует требованиям ГОСО РК. 1.001. - 2009 «Дошкольное воспитание и обучение», возрасту дошкольников и профилю обучения; дает возможность поставить дошкольника в ситуацию выбора; обеспечивает работу с рисунками разных жанров; предлагает интересные темы для проведения занятий; содержит большое количество разного вида конспектов занятия. Материал, изложенный в учебно – методическом комплексе, обеспечивает взаимосвязь разным видам творческой деятельности. В целом дизайн учебно – методического комплекса привлекателен, так как весь материал сопровождается красочными иллюстрациями, яркими фотографиями, сопровождаются большим количеством иллюстративного материала – таблицами, что мобилизует разные виды памяти: образную, ассоциативную и двигательную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методический анализ учебно – методического комплекса по изобразительной деятельности

 

2.1  Особенности работы воспитателя  с учебно - методическим  комплексом  по изобразительной деятельности

 

Изобразительная деятельность по представлению строится в основном  на комбинированной  деятельности воображения, в процессе которой происходит  переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ. Изображение по памяти строится на основе представления конкретного предмета, которые дети восприняли, запомнили и пытаются, как можно  более точно изобразить.

Вступительная беседа на занятии занимает не слишком много времени. Важно только вызвать у детей интерес к теме, мотивировать задание, напомнить о необходимости создания разнообразных, относительно неповторимых образов.

В процессе исполнительной части деятельности, используя игровые приемы, «оживляя» образ, воспитатель решает те же задачи, но в индивидуальном общении.

Разнообразие, выразительность, оригинальность образов  – предмет разговора при осмотре  результатов таких занятий.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен быть подготовлен к проведению занятий на качественном уровне.

         Таким образом, оборудование, материал, введенный педагогом с занятия в зону (уголок, комнату) самостоятельной изобразительной деятельности, позволяют обеспечить взаимосвязь между обучением на занятиях и самостоятельной художественной деятельностью.

В методическом пособии по изобразительной деятельности представлены: технологическая карта, конспекты занятий по изобразительной  деятельности, имеется перечень дидактических  игр, глоссарий, используемая литература, приложения, краткие сведения о художниках Казахстана.

Представленная  технологическая карта в методическом пособии по изобразительной деятельности является перспективным планированием, в которую входят: темы, виды работ, программные задачи, используемый материал, технологические сведения, дидактические игры, знакомство с изобразительным искусством.

В пособии  даны  примерные конспекты занятий  с разными направлениями работ: рисование (см. Приложение А), лепка (см. Приложение Б), аппликация (см. Приложение В). На основе кратких конспектов предложенных в методическом пособии по изобразительной деятельности, воспитатель разрабатывает, редактирует и дополняет занятия.

Перечень  дидактических игр целесообразно  использовать на занятиях  по изобразительной  деятельности.

            Различные типы заданий, предложенные автором, заставляют ребенка думать, искать, развивают воображение, внимание.

Тетради комплекта хорошо иллюстрированы, оформлены с учетом возрастных особенностей детей предшкольного возраста, отвечают дидактическим принципам обучения. Богатое содержание учебно – методического пособия позволяет воспитателю разнообразить учебно –воспитательный в ходе обучения.

Рабочие тетради комплекта  являются отличным дополнением учебно – методического комплекса. Результат деятельности дошкольников отражается в рабочей тетради, что облегчает работу воспитателя по обратной связи, сокращает время на занятии. 

Вывод: Методическое пособие  имеет четкую рубрикация, броские сигнальные обозначения. Все рубрики имеют свое постоянное место, что помогает воспитателю легко ориентироваться в учебнике. Иллюстрации делают изложение материала наглядным, порой дополняют или заменяют часть текста. Большое внимание уделяется использованию цвета. Он играет роль дополнительного ориентира для выделения заголовков, рамок. Очевидно, целенаправленное введение цвета, как средства акцентировки, помогает воспитателю в работе с методическим пособием. Существует определенная система в подаче правил: справочные материалы (краткие сведения о художниках Казахстана) находятся в конце учебника.

       Таким образом в системе УМК функциональную нагрузку частично берут на себя отдельные средства обучения – тетради для дошкольников, дидактический материал, но методическое пособие рассматривается как ядро всей системы вспомогательных средств обучения детей.

 

    1. Методические рекомендации воспитателю по работе с учебно - методическим комплексом

 

Рекомендация является одним из способов принятия руководителем  решения и доведения его до сведения исполнителей. Она используется, когда необходимо подчеркнуть уважение к самостоятельности в работе исполнителя. Рекомендация не обязывает, она служит советом, пожеланием, подчеркивающим нужное направление в работе, в выполнении задания.

          Практические рекомендации для воспитателей по работе с учебно – методическим комплексом:

  1. При подготовке организованной учебной деятельности целесообразно использовать перспективное планирование в виде технологической карты, примерные конспекты занятий с разными направлениями работы.
  2. При проведении организованной учебной деятельности по изобразительной деятельности использовать дидактический материал, представленный виде тетради.
  3. Использовать разнообразные темы для проведения организованной учебной деятельности по изобразительной деятельности для развития интереса рисованию, творческих способностей.
  4. Применять при проведении организованной учебной деятельности азбуку - альбом «Рисование», где представлены задания, которые способствуют активизации познавательной и творческой деятельности детей.
  5. Применять при проведении организованной учебной деятельности азбуку - альбом «Лепка», где раскрываются этапы создания той или иной работы, опираясь на них, ребенок наглядно видит технологию изготовления изделий из глины, пластилина или соленого теста. 
  6. Применять при проведении организованной учебной деятельности азбуку - альбом «Аппликация», где представлены задания, которые можно изменять.   
    7. Использовать  примерное программное содержание.

Информация о работе Анализ учебно-методического комплекса по изобразительной деятельности: достоинства и недостатки