Анализ методик по формированию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить особенности звукопроизношения и фонематических процессов дошкольников с нормой и фонетико – фонематическим недоразвитием.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. изучить развитие фонематических процессов и звукопроизношение в онтогенезе;
2. рассмотреть понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи. Степени ФФН;
3. представить психолого – педагогическую характеристику дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;
4. охарактеризовать особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
5. провести анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Развитие фонематических процессов и звукопроизношения в онтогенезе…..............................................................................................................6
Глава 2. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи. Степени ФФН…………………………………………………………………….12
Глава 3. Психолого – педагогическая характеристика дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………16
Глава 4. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН………………………………………………………...…18
Глава 5. Анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН……………………….22
Глава 6 Анализ методик по формированию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН ………………………26
Заключеие…………………………………………………………………………37
Библиография…………………………………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

курсовая логопедия 1.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

В системе обучения предусмотрено определённое соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определённой последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте – вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза двух-трёхсложных слов. Навыки речезвукового анализа и синтеза углубляются и совершенствуются в процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте.

Исследователи Филичева Т.Б. и Чевелева Н.А. [53] предлагают проводить работу по развитию фонематического восприятия с первых дней коррекционной работы в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые вновь ставятся (или исправляются и вводятся в самостоятельную речь ребенка). Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия.

Эффективная программа обучения детей с ФФН, в которой большое внимание уделяется развитию фонематического слуха, разработана Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. [58]. В «Программе обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» они предлагают задания, направленные на развитие фонематических процессов и подобранные с учётом возрастных особенностей детей. Программа создана для детей старшего дошкольного возраста. В ней работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия. Процесс обучения делится на три периода. В течение первого периода обучения детей учат чётко, даже утрированно, воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удержанию в памяти ряда, состоящего из 3-4-х гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме. Отработка правильного произношения простых согласных звуков сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в слове. Сначала дети выделяют начальную позицию звука в слове, затем конечную. Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов, типа та – ат, пу- уп –пу и так далее. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком осуществляется в процессе игр с использованием различного дидактического материала. Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, переходят к определению его места в слове. Умение выделять гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (ат, ап, уп и т.д.).

Во втором периоде новым является усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципу твёрдости и мягкости, звонкости и глухости. Продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза. На материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова), составлении слогов типа ас-са, цу-цо и т.д. в это же время учат определять гласный в положении после согласного (мак, суп, кот) и т.д. в конце второго периода обучения дети самостоятельно в устной форме анализируют слоги типа са-со-су, соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (са-су, цу-цо и т.д.) в то же время на практике усваиваются термины: слог, слово, гласные звуки, согласные звуки (звонкие, глухие, мягкие, твёрдые), предложение.

В третьем периоде обучения на каждом логопедическом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими – слоги. Выделяются гласные звуки – красными кружочками, согласные – синими. К концу третьего периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа: стол, стул, шкаф.

Авторы Спирова Л.Ф. и Ястребова А.В. [41] предлагают проводить работу по устранению фонематического недоразвития речи по двум взаимосвязанным направлениям:

1) коррекция произношения, то есть постановку и уточнение артикуляции звуков;

2) последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова.

На начальном этапе обучения детей языку первостепенная роль отводится углублённой и разносторонней работе над звуками. Детей учат воспринимать звуки на слух, правильно их произносить, осознавать звуки как фонемы.

Таким образом, основными задачами логопеда являются:

1. Максимальная направленность и более продолжительная по количеству времени работа по формированию у ребёнка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала на правильно произносимых, позже – на уточнённых и исправленных звуках).

2. Отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчётливо, смазано.

3. Постановка отсутствующих и искажённо произносимых звуков и введение их в речь.

4. Формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков.

5. Закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребёнку, и постепенное подведение к устойчивому автоматизированному навыку, то есть обучение ребёнка более сокращённым и обобщённым операциям, посредством которых производится звуковой анализ, формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания.

Чтобы направить внимание и интерес ребёнка к звуковой стороне речи, научить его прислушиваться к звукам, выделять их из слова, необходимо вначале организовать его ориентировку в звуковом составе слова на правильно произносимых и чётко дифференцируемых звуках. После этого внимание ребёнка следует сосредоточить на вновь поставленном или уточнённом в произношении звуке. На специально подобранном речевом материале достигается правильное произношение звука, различение и выделение этого звука из состава слова, умение определять его место в целостном звуковом комплексе слога или слова.

Когда ребёнок усвоит правильное произношение изучаемого звука, проводится работа по дифференциации этого звука от других акустически и артикуляционно близких звуков. Детям предлагаются упражнения на сравнение и сопоставление звуков по артикуляционным и акустическим свойствам, на различение этих звуков в словах и связных текстах.

При работе над слуховым восприятием должна строго соблюдаться поэтапность в применении тех упражнений, которые учитель предлагает учащимся. Вначале необходимо научить ребёнка различать изучаемый звук среди других в чужой речи. Затем следует научить ребёнка различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в своей собственной речи.

Лишь после того как ребёнок научится самостоятельно различать изучаемый звук в словах (в чужой и собственной речи), можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой, определять роль и характер связи между звуками в слове.

При подборе речевого материала необходимо следить, чтобы в предъявленных для звукового анализа словах не встречались на первых порах звуки, близкие по акустическим или артикуляционным признакам изучаемому звуку.

Методисты-практики в настоящее время разрабатывают системы обучения и методические пособия по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН. Так, Пожиленко Е.А [36] предлагает комплексную систему обучения. Одним из аспектов этой комплексной системы является развитие фонематического восприятия через систему игровых заданий. В игровой форме предлагаются задания по развитию слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, формированию элементарных навыков звукового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений. Задания направлены на определение правильно и неправильно прозвучавших слов; выделение заданного звука на фоне ряда звуков, слогов, слов; запоминание и воспроизведение звуковых и слоговых рядов различной длины; анализ и синтез слогов, слов, предложений; исправление неправильно произнесённых слов и предложений.

Т.А. Ткаченко [46] предлагает систему работы по развитию фонематического восприятия. Она предлагает задания на узнавание неречевых звуков, развитие речевого внимания, речевого слуха, формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза. Дети учатся выделять в ряду названных слов похожие по звучанию слова и отличающиеся (по звучанию, по количеству слогов), рифмовать слова, подбирать пропущенные в стихотворении слова. Задания расположены в порядке возрастания трудности. К каждому последующему заданию следует переходить после освоения предыдущего. Автор предлагает методические рекомендации по организации продуктивного взаимодействия между логопедом, воспитателями и родителями воспитанников.

Для развития фонематического восприятия Селиверстов В.И. [39] предлагает систему упражнений, включающую задания, направленные на:  1) развитие слухового внимания, 2) развитие речевого слуха, 3) развитие фонематического слуха. Переход к каждому последующему этапу осуществляется после освоения предыдущего.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. [24] предлагают систему упражнений для развития фонематического восприятия на логопедических занятиях, занятиях по развитию речи, а также в процессе логопедизации всех режимных моментов в группе для детей ФФН. Предлагаются задания по анализу звуковых рядов из двух, трёх гласных звуков. Затем дети учатся выделять глухой или сонорный согласный в обратных слогах, в словах. Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза строится от выделения ударных гласных к безударным. Предлагаются задания на воспроизведение слоговых рядов с одинаковым гласным или согласным звуком. На практическом уровне у детей формируются представления о гласных и согласных звуках, о звонких, глухих, твёрдых и мягких звуках, о слоге, слове, предложении.

Автор Кирьянова Р.А. [21] предлагает свою программу обучения детей с ФФН, состоящую из трех вариантов методик учебно-воспитательной и коррекционной работы:  1) с детьми высокого уровня развития; 2) с детьми среднего уровня развития; 3) с детьми низкого уровня развития.

Автор рекомендует проводить занятия с детьми по подгруппам в зависимости от уровня их развития. Комплектование подгрупп производится по результатам обследования детей в начале и середине учебного года.

Проблемой развития фонематического восприятия у детей в настоящее время занимаются Лукина Н.А. и Никкинен И.И. [28]. Они выделяют три этапа слухоречевого развития ребёнка:

Первый этап - это появление реакции на неречевой звук (комплекс оживления): ребенок начинает повизгивать, шевелить ручками, ножками.

Второй этап - различение неречевых звуков. Ребенок начинает различать неречевые звуки по их основным характеристикам: по громкости (громкий - тихий); по продолжительности звучания (долгий - короткий); по направлению звука; по высоте (высокий - низкий); по ритму.

На третьем этапе ребенок начинает различать отдельные речевые звуки, звукоподражания по громкости, длительности звучания, высоте, твердости - мягкости, интонации, ритму, направлению звука.

На последнем этапе ребенок дифференцирует звуки, слоги, слова и соотносит их с предметами.

В соответствии с этими этапами развития построена система упражнений.

Обучение начинается с игр на угадывание неречевых звуков:

1. Восприятие слуховых сигналов, сопровождающихся показом картинок, игрушек, действий, связанных со звуковым сигналом.

2. Дифференцирование по способу воспроизведения: хлопки, притопы; по темпу: быстрые - медленные (постукивания, хлопки); по ритму (идут, скачут, бегут); по силе звучания: громкие звуки (идет медведь), тихие (кошечка крадется).

Игры на воспитание речевого слуха имеют цель научить различать качества человеческого голоса: тембр, силу, интонацию, высоту.

Игры на развитие фонематического восприятия учат: - различать слова, близкие по звуковому составу;  - различать звукоподражания и слоги; - различать звуковые фонемы, узнавать отдельные звуки в потоке звуков.

Содержательные и методические аспекты проблемы формирования фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи рассматриваются Горчаковой А.М. [9]. Автор выделяет три этапа по формированию фонематических процессов в системе коррекционной работы:

Начальный этап - восприятие звуков. Цель: формирование фонематического восприятия и представлений.

Продвинутый этап коррекционной работы - восприятие и воспроизведение звуков. Цель: формирование звукопроизносительной стороны речи в единстве процессов восприятия и воспроизведения.

Заключительный этап коррекции - восприятие, воспроизведение звуков, с последующим закреплением их в письменной форме речи, в процессе чтения и письма. Цель: формирование звукобуквенных связей, предупреждение нарушений письменной речи.

Исследователь предлагает направления коррекционно-логопедической работы:

1) Различение неречевых звуков:

– развитие слухового восприятия, внимания, памяти

– различение высоты, силы и тембра голоса

– восприятие темпа и ритма речи.

2) Различение речевых звуков:

– формирование фонематического восприятия

– различение слов, близких по звучанию

– различение слогов

– различение звуков

– формирование фонематического анализа и синтеза

– формирование фонематических представлений.

Информация о работе Анализ методик по формированию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН