Анализ методик по формированию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить особенности звукопроизношения и фонематических процессов дошкольников с нормой и фонетико – фонематическим недоразвитием.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. изучить развитие фонематических процессов и звукопроизношение в онтогенезе;
2. рассмотреть понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи. Степени ФФН;
3. представить психолого – педагогическую характеристику дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи;
4. охарактеризовать особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
5. провести анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Развитие фонематических процессов и звукопроизношения в онтогенезе…..............................................................................................................6
Глава 2. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи. Степени ФФН…………………………………………………………………….12
Глава 3. Психолого – педагогическая характеристика дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи……………………………16
Глава 4. Особенности звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН………………………………………………………...…18
Глава 5. Анализ методик по обследованию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН……………………….22
Глава 6 Анализ методик по формированию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН ………………………26
Заключеие…………………………………………………………………………37
Библиография…………………………………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

курсовая логопедия 1.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

4. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют на смысл слова.

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях - развитию фонематического слуха.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФН нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть - они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед - «сипед».

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук. Несформированность фонематического восприятия выражается в:

-   нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

- затруднениях при анализе звукового состава речи.

Характерной особенностью фонетической стороны речи этих детей является не только неправильное произношение звуков, но и их перестановка, замены, пропуски, что значительно снижает внятность речи, усугубляет ее смазанность и неотчетливость.

Многочисленные дефекты звукопроизношения варианты:

1) недифференцированное произнесение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем 2-х или 3-х других звуков, например, мягкнх: мягкий звук гь произносится вместо звуков с, ч, ш (тябака, мятик, тюба, вместо собака, мячик, шуба);

2) замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции и представляющими, поэтому меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произношения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития (например, звук йог употребляется вместо звуков ль, л, р, звук ф — вместо звуков с, ш):

3) смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. В одних случаях ребенок употребляет звук верно, в других — этот же самый звук заменяет другими, близкими акустически или артикуляционно. Причем неустойчивость произношения усиливается в самостоятельной речи детей, свидетельствуя о том, что подобные отклонения в формировании произношения связаны в значительной степени с недостаточностью фонематического восприятия. В этих случаях дети затрудняются воспроизводить ряды слогов с оппозиционными звуками, хотя изолированно эти же звуки произносятся ими правильно (например, бапа - папа; тадата - датата и т.п.).

Допускаются ошибки при выделении звуков из слогов и слов, при определении наличия звука в слове, отборе картинок и придумывании слов с определенным звуком. Испытывают дети затруднения при выполнении элементарных заданий, связанных с выделением ударного звука в слове. Узнавание первого, последнего согласного в слове, слогообразующего гласного в односложных словах практически им недоступно.

Итак, все это еще раз свидетельствует о низком уровне развития фонематического восприятия. В целом, комплекс описанных недостатков в сфере произношения и восприятия звуков у таких детей дает основание отнести их к категории детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5 Анализ методик по обследованию звукопроизношения у дошкольников с ФФН.

В литературе по логопедии отмечается большое значение правильного проведения обследования фонематических процессов и звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями (Левина Р.Е. [33]; Миронова С.А. [30]; Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. [53]; Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. [57] и др.).

Яшина М. предлагает нам следующую методику обследования звукопроизношения детей дошкольного возраста:

Изучение состояния звуковой стороны речи детей.

Методические указания к обследованию речи:

Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную методику. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умения дифференцировать звуки, ребёнку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука [з – с, ж – ш, б – п, г – к, л – р], и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка – миска, лак – рак, мышка – мишка). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчётливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания. Результаты обследования речи заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхание; знаком (–) – пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук- заместитель. Речь детей оценивается по трехбалльной системе.

Вывод об уровне развития звукопроизношения детей, их готовности к школьному обучению, делается на основе суммарной оценки развития всех обследуемых сторон речи. Таким образом, по результатам итоговой оценки ребёнок может быть отнесён к одному из пяти уровней речевого развития, речевой готовности к школе: высокому, выше среднего, ниже среднего, низкому. Результаты обследования могут быть оформлены в итоговой таблице. Данная методика как нельзя лучше определяет уровень развития речи ребёнка, даёт более точные данные при изучении речевой готовности к школе детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Не менее интересную методику обследования речи представляет Грибова О.Е. [12], она предлагает обследование звукопроизношения и фонематических процессов.

1. Обследования навыка звукопроизношения. Выявление правильности произношения звуков родного языка в естественной речи.

2. Обследование фонематического восприятия. Выявление готовности ребёнка к обучению чтению и письму: насколько он различает звуки родного языка, воспринимая их на слух.
              Автор этой методики считает, что если ребёнок успешно справляется с первым заданием (составление рассказа повествовательного характера по картинке), то нет необходимости обследовать грамматический строй речи, навыки звукопроизношения, слоговою структуру слова, а можно сразу приступать к обследованию фонематического восприятия. Мы позволим себе не согласиться с мнением О. Е. Грибовой, т.к. для получения более точных данных по изучению речевой готовности к школе, необходимо и изучение грамматического строя речи и навыков звукопроизношения.

Обследование речи по каждому разделу представляет собой тестирование, где автор предлагает картинки, задания, параметры оценки и трудности, с которыми может столкнуться ребёнок. При подведении итогов Ольга Евгеньевна предлагает четыре варианта итога тестирования, к каждому из которых представлены рекомендации.

Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. [57],  предлагают нам методику логопедического обследования звукопроизношения и фонематических процессов.

1) обследование звукопроизношения;

2) обследование фонематического слуха;

1. Обследование звукопроизношения

Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы в этих словах отсутствовали другие, трудно произносимые звуки. Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, более эффективно проводить обследование с использованием разнообразных игровых приемов.

Нередки случаи, когда ребенок изолированно или в простых по структуре словах произносит заданный звук правильно, а в более сложных случаях, когда одновременно встречаются оппозиционные звуки, смешивает их. Поэтому необходимо предложить ему произнести слоги, слова с оппозиционными звуками.

Игры и игровые приёмы для обследования звукопроизношения у детей.

Наряду с выявлением навыков звукопроизношения, необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. С этой целью логопед предлагает ряд заданий.

2. Обследование фонематического слуха

Наряду с выявлением навыков звукопроизношения, необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. С этой целью логопед предлагает ряд заданий.

Следующую изученную методику представляет Ткаченко Т.А. [45]. Её методика представляет собой оптимальное количество тестовых заданий с картинным материалом для выявления особенностей звукопроизношения и фонематических процессов дошкольников.

– звукопроизношение (повторить за взрослым, либо назвать самостоятельно предметы, их возможные качества и действия с ними по картинке);

– характеристика воспроизведения звуков;

– характеристика дифференциации звуков в произношении;

– фонематический слух (обвести картинку столько раз, сколько она будет названа правильно; внимательно послушать, что произносит говорящий попугай и повторить за ним; соединить картинки, названия которых звучат похоже).

Следующая методика предложена Лалаевой Р.И., Мальцевой Е.В. и Лурия А. [38] – методика обследования звукопроизношения и фонематических процессов с бально-уровневой системой оценки. Она удобна для:

–    диагностики;

– уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи;

–    построение системы индивидуальной коррекционной работы;

–    комплектование групп на основе общности структуры нарушений речи;

– отслеживание динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

1. Проверка фонематического восприятия.

2. Исследование состояния артикуляционной моторики.

3. Звукопроизношение.

Итак, изучив методики Яшиной, Грибовой О.Е. [12], Филичевой Т.Б.,Чиркиной Г.В. [57], Ткаченко Т.А. [45]; Лалаевой Р.И., Мальцевой Е.В. и Лурия А, предлагаемые для обследования звукопроизношения и фонематических процессов дошкольников с ФФН, мы сделали вывод, что в дальнейшей нашей работе мы будем использовать методику Ткаченко Т.А.

 

6 глава Анализ методик по формированию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

Проблема обучения детей с ФФН рассматривается исследователями с разных позиций. Гриншпун Б.М. [14] предлагает строить работу по формированию восприятия звуков речи с учётом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других – в её задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В третьих – ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.

При этом нужно учитывать следующие положения:

1. Умение опознавать и различать звуки как осознанные.

2. Исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки – фонемы существуют лишь в составе слова, из которого путём специальной операции они выделяются при анализе. Лишь после того ими можно оперировать как самостоятельными единицами и проводить наблюдения за ними в составе слоговых цепочек и в изолированном произнесении.

3. Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, проводятся в начале работы на материале с правильно произносимыми ребёнком звуками. После того как ребёнок научится узнавать тот или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, можно перейти к другим видам операций, опираясь на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.

4. Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребёнка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно ребёнка максимально ограничивать или исключить собственное его проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала.

5. Проговаривание ребёнка желательно подключать на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным.

В соответствии с программой для детей с ФФН, разработанной Каше Г.А. [18], логопедическая работа включает развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, формирование произносительных навыков. Большое внимание уделяется дифференциации звуков.

В первую очередь у детей уточняется артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа.

Занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова обязательно проводятся на звуках, правильно произносимых всеми детьми. Затем в определённой последовательности включаются поставленные к этому времени звуки. Дифференциации звуков на всех этапах уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (первый этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (второй этап дифференциации). На основании уточнённых произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т.е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.

Информация о работе Анализ методик по формированию звукопроизношения и фонематических процессов у дошкольников с ФФН