Активные методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:55, контрольная работа

Описание

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования. Это связано с тем, что происходит смена приоритетов и социальных ценностей: постоянно повышающиеся потребности человека, развитие духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в ВУЗе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента.

Работа состоит из  1 файл

КР Пед.деятельность.docx

— 41.77 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…..…………………………………………………………………

3

1.

Теоретические основы активных методов обучения............................

4

2.

3.

 

4.

Основные черты образовательного процесса активного типа.............

Принципы организации  обучения с использованием активных методов в ВУЗе.........................................................................................

Виды лекций с активной формой обучения..........................................

4.1 Проблемная лекция...........................................................................

4.2 Лекция-визуализация.........................................................................

6

 

9

13

13

13

 

4.3 Лекция вдвоем....................................................................................

14

 

4.4 Лекция с заранее запланированными ошибками............................

4.5 Лекция-беседа.....................................................................................

4.6 Лекция-дискуссия..............................................................................

15

16

17

Заключение.....................................................................................................

Список используемой литературы................................................................

18

19

   
   
   
   
   
   
     
     
     
     
     

 

 

Введение

 

В настоящее время учебный  процесс требует постоянного совершенствования. Это связано с тем, что происходит смена приоритетов и социальных ценностей: постоянно повышающиеся потребности человека, развитие духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в ВУЗе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного  учреждения являются его  компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Поэтому рассмотрение данной темы является актуальным в современной системе образования.

 

  1. Теоретические основы активных методов обучения

 

Познавательная активность – это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получить знания, формировать критический подход к суждению других и независимость собственных суждений. Активность студентов пропадает, если отсутствуют необходимые для этого условия. Так, непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

Активные методы обучения предполагают использование такой  системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение  преподавателем готовых знаний и  их воспроизведение, а на самостоятельное  овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. Большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например, разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта.

Суть активных методов  обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением поставлены задачи, заключающиеся не только в усвоении студентами знаний и формировании профессиональных умений и навыков, но и в развитии творческих и коммуникативных способностей личности, формировании личностного подхода к возникающей проблеме.

Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью. Именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, студенты овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развиваются творческие способности. В основе активных методов лежит  диалогическое общение, как между  преподавателем и студентами, так  и между самими студентами. А в  процессе диалога развиваются коммуникативные  способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается  речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов  к самостоятельной познавательной деятельности, вызов личностного интереса к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний. Цель активных методов заключается в том, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т.д.).

Активные методы обучения при умелом применении позволяют  решить одновременно три учебно-организационные  задачи:

1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить активное  участие в учебной работе как  подготовленных студентов, так  и не подготовленных;

3) установить непрерывный  контроль за процессом усвоения  учебного материала.

 

  1. Основные черты образовательного процесса активного типа

 

Использование методов активного  обучения в педагогической практике так или иначе, лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. Большинство из них  направлено на преодоление таких, давно  ставших привычными и трудноразрешимыми, проблем высшей школы, как: необходимость  развития мышления, познавательной активности, познавательного интереса, введение в обучение эмоционально-личностного контекста профессиональной деятельности. При этом все они в качестве средств достижения поставленных целей используют те или иные инструменты из числа методов активного обучения.

Выделяют следующие основные черты активного обучения, реализуемые при организации учебного процесса.

  1. Индивидуализация – создание системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования. Активизация учебно-познавательной деятельности достигается за счет повышения уровня учебной мотивации, которое, в свою очередь, наблюдается при максимально возможном приближении темпа, направленности и других аспектов организации учебного процесса к индивидуальным стремлениям и возможностям слушателя.

Индивидуализация обучения может осуществляться по:

  • содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования. Эту возможность слушатель получает в случае применения программ обучения по индивидуальным планам, в рамках целевой подготовки, при использовании элективных дисциплин, а также развитием деятельности научных обществ слушателей;
  • объему учебного материала, что позволяет способным слушателям более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях. Для этого также могут использоваться индивидуальные планы работы, договора о целевой подготовке, элективные дисциплины, работа в научном обществе. Этому служит введение многоуровневой системы подготовки специалистов – бакалавриата, магистратуры. Для этих целей должно проводиться снижение доли обязательных занятий и увеличение самостоятельных. Применяются специальные технологии, такие, например, как «План Келлера», основанный на индивидуализации обучения по времени и объему, предоставляя возможность способным слушателям более глубоко изучить предмет, пока менее способные или более медлительные изучают обязательный материал;
  • времени усвоения, допуская изменение в определенных пределах регламента изучения определенного объема учебного материала в соответствии с темпераментом и способностями слушателя. Индивидуализация обучения по времени используется при некоторых формах заочного и очного обучения, а также в «Плане Келлера».
  1. Гибкость – сочетание вариативности подготовки, предусматривающей деление на специальности и специализации и еще более конкретное с учетом пожеланий обучающихся с возможностью оперативного, в процессе обучения, изменения ее направленности. Варианты подготовки должны появляться и изменяться уже в процессе обучения, учитывая изменения, происходящие на рынке труда, что позволяет снизить инерционность системы высшего образования, а обучающимся предоставляет возможность выбора профессии в широком спектре вариантов ее направленности и в соответствии с развитием профессиональных интересов. Этот принцип реализуется при работе ВУЗа по подготовке специалистов по прямым связям, получившей название целевой подготовки по прямым договорам. При заключении договоров уточняются требования заказчика к выпускнику, корректируется направленность теоретического обучения, содержание и формы практики и т. д.
  1. Элективность – предоставление слушателям максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов –элективных курсов, получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, специфике планируемой ими будущей профессиональной деятельности или просто познавательным интересам.
  2. Контекстный подход – подчинение содержания и логики изучения учебного материала, в первую очередь общеобразовательных дисциплин, исключительно интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности.
  3. Развитие сотрудничества – практическое осознание необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавательского состава ВУЗа в деле подготовки специалиста; реализация на практике принципов педагогики сотрудничества, оказание обучающимся помощи в организации их учебной деятельности в сочетании с сохранением требовательности к ее результативности; развитие уважения, доверия к обучающемуся, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

 

 

  1. Принципы организации обучения с использованием активных методов в ВУЗе

 

Учебный процесс с использованием активных методов обучения опирается  на совокупность общедидактических  принципов обучения и включает свои специфические принципы.

1. Принцип равновесия  между содержанием и методом  обучения с учетом подготовленности  учащихся и темой занятия.

2. Принцип моделирования.

Моделью учебного процесса выступает учебный план. В нем  отражаются цели и задачи, средства и методы обучения, процедура и  режим занятий, формулируются вопросы  и задания, которые решают учащиеся в ходе обучения. Но также необходимо преподавателю смоделировать конечный результат, то есть описать «модель  ученика», завершившего обучение. А  именно: какими знаниями  и навыками он должен обладать, к какой деятельности должен быть подготовлен, в каких  конкретно форма должна проявляться  его образованность.

3. Принцип входного контроля.

Этот принцип предусматривает  подготовку учебного процесса согласно реальному уровню подготовленности учащихся, выявлению их интересов, установлению наличия или потребности в повышении знаний. Входной контроль дает возможность с максимальной эффективностью уточнить содержание учебного курса, пересмотреть выбранные методы обучения, определить характер и объем индивидуальной работы учащихся, аргументированно обосновать актуальность обучения и тем вызвать желание учиться.

4. Принцип соответствия  содержания и методов целям  обучения.

Для эффективного достижения учебной цели преподавателю необходимо выбирать такие виды учебной деятельности учащихся, которые наиболее подходят для изучения конкретной темы или решения задачи. В одном случае достаточно диалога, обсуждения проблемы. В другом необходимо использовать дополнительные источники информации: журналы, газеты и т.п.

5. Принцип проблемности.

В этом случае требуется  такая организация занятия, когда  учащиеся узнают новое, приобретают  знания и навыки через преодоление  трудностей, препятствий, создаваемых  постановкой проблем. Так А.М.Матюшкин, один из основателей теории проблемного  обучения, утверждает, что именно проблемное построение занятия гарантирует  достижение учебной цели. Во время занятия ставятся вопросы, требующие поиска, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, а это важное условие эффективности обучения. Активность при обучении достигается в том случае, если учащийся анализирует фактический материал и оперирует им так, чтобы самому получить из него информацию.

6. Принцип «негативного  опыта».

В практической деятельности вместе с успехом, допускаются и  ошибки, поэтому необходимо учить  человека избегать ошибок. В соответствии с данным принципом в учебный  процесс, построенный на активных методах  обучения, вносятся два новых обучающих  элемента:

Информация о работе Активные методы обучения