Агрессивность несовершеннолетних в обществе, как социально – педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание

Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подростковом возрасте и раннем юношеской возрасте.

Гипотеза - на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.

Задачи:

1.Провести анализ факторов и причин агрессивного поведения в подростковом возрасте.
2.Исследовать условия, способствующие закреплению агрессивности;
3.Определить возрастные варианты девиантного поведения.
4.Провести исследования на предмет выявления социально – психологических стереотипов противоправного поведения в подростковом возрасте.
5.Выявить способы и методы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Агрессивное поведение в подростковом возрасте. Проблема подростковой делинквентности……………………………………..5

1.Причина агрессивного поведения……………………………………………5
2.Социальные условия, способствующие закреплению агрессии………….15
3.Биологический фактор провоцирования агрессии………………………...24


Глава 2. Возрастные варианты девиантного поведения……………………..28

2.1Преступная агрессия как форма девиантного поведения…………………28

2.2Исследование социально – психологических стереотипов противоправного поведения……………………………………………………31


Глава 3. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков………………………………………………………………………..36

3.1. Опытно – педагогическая работа по выявлению агрессивного

поведения у подростков………………………………………………………..41


Заключение………………………………………………………………………46

Литература……………………………………………………………………….48

Приложение

Работа состоит из  1 файл

АГРЕССИВНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛНТНИХ. курсовая 2009.doc

— 344.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1.

    Опросник  для оценки агрессии (Ч. Спилбергер) 

                     Предназначен для определения уровня агрессии.

                  Инструкция. Испытуемый должен отметить в соответствующем столбце   знаком «+» те утверждения, с которыми он согласен. 

         Часть 1. Как я себя чувствую СЕЙЧАС

 
 
№ п/п
    Утверждения
Совершенно  верно 1 Немного 2 Умеренно 3 Очень 4
1 Я разъярен        
2 Я чувствую себя раздраженным        
3 Я зол        
4 Я чувствую, мне  хочется накричать на кого-нибудь        
5 Я чувствую, мне  хочется разбить что-нибудь вдребезги        
6 Я взбешен        
7 Я чувствую, мне  хочется стукнуть по столу кулаком        
8 Я чувствую, мне  хочется кого-нибудь ударить        
9 Я готов  взорваться        
10 Я чувствую, мне  хочется ругаться        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть 2. Как я себя ОБЫЧНО чувствую 

№ п/п
    Утверждения
Почти никогда  1 Иногда 2 Часто 3 Почти всегда 4
11 Я легко завожусь        
12 Я человек огненного  темперамента        
13 Я вспыльчивый  человек        
14 Меня злит, когда  мне приходится действовать медленнее из-за чужих ошибок        
15 Меня раздражает, если моя хорошая работа остается незамеченной        
16 Я — взрывчатый человек        
17 Когда я взбешен, я говорю очень неприятные вещи        
18 Я впадаю в ярость, когда меня критикуют в чьем-то присутствии        
19 Когда я сильно не удовлетворен чем-то и никак не могу сделать, что хочу, мне хочется кого-нибудь ударить        
20 Меня приводит в ярость, если я делаю хорошую работу, а ее плохо оценивают        
 

Часть 3. Когда я зол  или разъярен 

№ п/п
    Утверждения
Почти никогда  1 Иногда 2 Часто 3 Почти всегда 4
21 Я контролирую свой гнев        
22 Я проявляю свою злость        
23 Во мне накапливается  возбуждение, не находя разрядки        
24 Я терпелив с  окружающими        
25 Я угрюмый и  хмурый        
26 Я отдаляюсь  от людей        
27 Я делаю едкие  замечания окружающим        
28 Я не даю выход гневу        
29 Я могу хлопнуть дверью        
30 Моя злость не находит  выхода, и я надолго остаюсь раздраженным        
31 Я контролирую  свое поведение        
32 Я ругаюсь с  окружающими        
33 Я склонен копить обиды, о которых никому не говорю        

Часть 3(окончание) 

№ п/п
    Утверждения
Почти никогда  1 Иногда 2 Часто 3 Почти всегда 4
34 Если меня что-то или кто-то взбесит, я этого просто так не спускаю        
35 Я могу удержать себя от потери самообладания        
36 Я затаиваю обиду        
37 Я гораздо более  злой, чем это обычно признаю        
38 Я все сдерживаю  внутри        
39 Я говорю гадкие вещи        
40 Ничто не заставит меня показать свою злость        
41 Я раздражаюсь  гораздо в большей степени, чем окружающие это замечают        
42 Я теряю самообладание        
43 Если кто-то меня раздражает, я готов высказать ему или ей, что я чувствую        
44 Я контролирую  свое чувство гнева        
 

                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2.

    Тест  коммуникативной  толерантности

    (В.В.  Бойко)

      Предназначен для изучения коммуникативной толерантности.  

    Инструкция. Испытуемый должен ответить на утверждения, используя следующие оценки:

  1. баллов — совсем неверно;
  2. — верно в некоторой степени;

    2— верно в значительной степени;

    3— верно в высшей степени. 

  1. Медлительные  люди обычно действуют мне на нервы.
  2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.
  3. Шумные детские игры я переношу с трудом.
  4. Оригинальные, нестандартные, яркие личности обычно действуют на меня отрицательно.
  5. Безудержный во всех отношениях человек насторожил бы меня.
  6. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.
  7. Меня раздражают любители поговорить.
  8. Я тяготился бы разговором с безразличным мне попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу.
  9. Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры.
 
  1. Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня.
  2. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды).
  3. Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством.
  4. Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне.
  5. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.
  6. Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем.
  7. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.
  8. Мне трудно скрыть, если человек чем-либо мне неприятен.
  9. Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.
  10. Мне неприятны самоуверенные люди.
  11. Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте.
  12. Я имею привычку поучать окружающих.
  13. Невоспитанные люди возмущают меня.
  14. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо.
  15. Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания.
  16. Я люблю командовать близкими.
  17. Меня раздражают старики, когда в час пик они    оказываются в городском транспорте или в магазинах.
  18. Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка.
  19. Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня.
  20. Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.
  21. Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется.
  22. Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.
  23. Меня часто упрекают в ворчливости.
  24. Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю.
  25. Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки.
  26. Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, то я на него тем не менее обижусь.
  27. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.
  28. Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.
  29. Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.
  30. Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).
  31. Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей.
  32. Обычно мне трудно идти на уступки партнерам.
  33. Мне трудно ладить с людьми, у меня плохой характер.
  34. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по работе.
  35. Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми.
  36. Обычно я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3.

    Методика  диагностики показателей  и форм агрессии     А.Басса и А.Дарки.

    Инструкция:

    Ответьте  на предлагаемые утверждения и оцените степень их соответствия Вашему поведению и образу жизни одним из четырех ответов:

      а) да; б) пожалуй, да;  в) пожалуй, нет г) нет. 
 

    Вопросы: 

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другому.
  2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполняю просьбу.
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  7. Если я не одобряю друзей, я даю им это почувствовать.
  8. Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительное 
    угрызение совести.
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
  12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
  13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятель- ствами.
  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько 
    более дружественно, чем я ожидал.
  15. Я часто бываю не согласен с людьми.
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу.
  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19- Я гораздо  более раздражителен, чем кажется.

  1. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
  2. Меня немного огорчает моя судьба.
  3. Я думаю, что многие люди не любят меня.
  4. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  5. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
  6. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
  7. Я не способен на грубые шутки.
  8. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  9. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

Информация о работе Агрессивность несовершеннолетних в обществе, как социально – педагогическая проблема