Золотое кольцо России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:32, реферат

Описание

"Бывают города-труженики, города-коммерсанты, города-ханжи, города-музеи, города-венценосцы". Так писал о городах К. Паустовский. Это касается всех городов мира, но только в России есть созвездие городов, городков и поселков, которые уже давно зовут Золотым кольцом России.

Работа состоит из  1 файл

золотое кольцо.docx

— 32.98 Кб (Скачать документ)

 10. МСТЕРА 

 Недалеко от  Холуя, но уже во Владимирской  области, на реке Клязьме расположен  поселок Мстера. Он знаменит своими  художественными промыслами. Миниатюры  из папье-маше мстерских мастеров  успешно конкурируют с подобными  из Холуя, Палеха, Федоскино. Еще  поселок известен своими вышивальщицами, создающими изделия владимирской  глади (белое по белому) и миниатюрами  из металла (солонки, сахарницы  и прочая утварь). Тихая прелесть  русской природы, ее очарование, легенды и сказки превращаются  здесь в творения рук человеческих, украшая жизнь, оставаясь в  истории на века. 

11. ВЛАДИМИР 

 Итак, мы во  Владимирской области, пожалуй,  самой привлекательной и яркой  на Золотом кольце. Летопись впервые  упоминает о Владимире в 1108 г. Основание города было связано  с именем князя Владимира Мономаха, державшего в то время в  своих руках плодородные земли.  Защищаясь от набегов волжских  булгар и враждебных рязанских  и Муромских князей, Владимир  Мономах приказывает насыпать  земляные валы и укрепить поселение  на высоком берегу Клязьмы.  Новому городу было дано имя  Владимир. Край этот долго именовался  Залесским, так как находился  далеко от Киева и Чернигова  за глухими и дремучими лесами. Город становится пограничной  крепостью Суздальского княжества.  Возвышение и расцвет города  начинается во времена княжения  Андрея Боголюбского. Он превращает  город в столицу Владимиро-Суздальского  княжества. В 1158 г. на высоком  холме началось строительство  большого белокаменного Успенского  собора. Белый, с золотыми куполами, богато украшенный золоченой  медью и позолотой, фресками. Он  поражал современников, производил  огромное впечатление. Сочетание  белого камня и золота было  необычайно эффектно. Богатым был  интерьер собора. Летописец с  восторгом перечисляет серебряные  и золотые сосуды, мозаичные полы, обилие света и большое количество  светильников.

 Среди оборонительных  сооружений Владимира особое  место заняли сложенные из  белого камня Золотые ворота (1164 г.). Вместе с тем они были  местом торжественных встреч  и проводов не только князей, но и ратников, отправлявшихся  защищать Русь. У Золотых ворот  встречали дружины Александра  Невского и московского князя  Дмитрия Донского. Под аркой ворот  проезжали Дмитрий Пожарский  и Александр Суворов. Могучие  стены Золотых ворот выдержали  натиск Батыя в 1238 г., не дав  им ворваться в город через  ворота. Довольно скоро Владимир  становится одним из крупнейших  городов на Руси. Но он оставался  в основном деревянным и поэтому  часто горел. Об одном из  пожаров писал летописец в  1185 г. Он сообщает, что сгорел  почти весь город, а Успенский  собор весь сгорел. Зодчие не  только восстановили его, но  и дополнили, превратили храм  в новый огромный собор с  восемнадцатью колоннами. И вот  над городом и речными просторами  величаво поднялся пятиглавый  Успенский собор. В нем вплоть  до Ивана III возводили на княжеский  престол не только владимирских, но и московских князей. Собор горел еще несколько раз, его грабили, он терял свой привлекательный вид. В 1408 г. для возобновления древней росписи собора из Москвы был прислан гениальный русский живописец Андрей Рублев с Даниилом Черным и учениками.

 Живописцам пришлось  расписывать Успенский собор  заново. Одновременно с росписью  стен собора Андрей Рублев  создал один из грандиознейших  иконостасов того времени, где  иконы основного ряда были  более трех метров высоты. К  сожалению, до нашего времени  вся роспись не дошла. Фресковая  роспись Андрея Рублева проникнута  большим гуманизмом, фигуры людей  грандиозны, их лица наделены  национальными чертами, дышат  душевной стойкостью и нравственной  чистотой. В своих фресках Андрей  Рублев раскрыл идеал своего  современника и свое представление  о человеке.

 В 1194 г. на  княжеском дворе владимирского  князя Всеволода III Большое Гнездо  начинается сооружение новой  удивительной постройки, которая  должна была олицетворять могущество  и силу владимирского князя.  Такой постройкой стал Дмитриевский  собор. Этот храм благодаря  необычной, богатой, декоративной  росписи, обладал особой торжественностью  и царственной величавостью. Белокаменная  резьба как бы спадает тяжелой  тканью от золоченой главы  и завершается кистями колонок  аркатурного пояса. Неизгладимое  впечатление производит необычайное  разнообразие животного и растительного  мира. На его стенах крупный  скульптурный портрет Всеволода  III и его семьи, а также фигура  Александра Македонского. Внутри  собора сохранилась небольшая  часть фресковой росписи, выполненная  гениальными мастерами.

 На рубеже XII--XIII вв. в городе основывается княжеский  женский монастырь. В отличие  от более ранних построек Владимира  он был сложен из тонкого  кирпича - плинфы, а не из белого  камня. В XVII в. собор монастыря  был расписан замечательным русским  мастером Марком Матвеевым. Жизнерадостная  красочная живопись отражает  личное отношение мастера к  человеку. В XVII в. на территории  древнего посада поднялась стройная, многоярусная церковь Богородицы. Недалеко от Золотых ворот  появилась очень маленькая церковь  Николы. В XVIII в. строится церковь  Николы в Галлеях, церковь Спаса  и Георгиевская, трехэтажная Никитская  церковь.

 Бесценные памятники  белокаменного зодчества с уникальными  фресками были восстановлены  советскими реставраторами и  предстают теперь перед нами  в их немеркнущей красоте.

 В середине XII в. недалеко от города Владимира  на высоком берегу реки Клязьмы  возводится княжеская резиденция  Боголюбово. Летопись сообщает, что  князь Андрей построил "город  камен". Град Боголюбов был  первым каменным городом Северной  Руси, свидетелем возвышения, славы  и трагической гибели одного  из выдающихся людей Древней  Руси -- князя Андрея Боголюбского. Именно сюда князь привез чудотворную  икону Божьей Матери. Ныне на  месте княжеской резиденции -- действующий  женский монастырь. Здесь сохранился  уникальный фрагмент бывшего  дворца -- башня с винтовой лестницей  и переход в собор. Прежде  центральное место среди построек  княжеской резиденции занимал  Рождественский собор, окованный  золоченой медью, площадь перед  дворцом была выложена белокаменными  плитами. Внутреннее убранство  храма восхищало современников:  фресковая роспись, необычные  круглые столбы храма, его пол,  выложенный из больших золоченых  медных плит, огромное количество  золотой и серебряной утвари, украшенной драгоценными камнями.  Все это сверкало и переливалось  в свете свечей, утверждая и  подчеркивая могущество и богатство  владимирского князя. В 1174 г.  в результате боярского заговора  Андрей Боголюбский был убит  в своем загородном дворце. Среди  поздних построек монастыря привлекает  внимание пятиглавый храм в  честь той, знаменитой иконы  Божьей Матери (1866 г.), который схож  с Храмом Христа Спасителя  (арх. К. А. Тон). Сохранилась  церковь Рождества Богородицы (1756 г.), Благовещенская трапезная церковь  (1804 г.).

 Из великолепного  тройного окна лестничной башни  открывается замечательный вид  на заливные луга, где проглядывает  необычайно изящное здание белокаменного  храма. Это церковь Покрова  на Нерли (1165 г.), памятник, получивший  благодаря совершенству своих  форм мировую известность. Храм -- памятник воинской победе владимирских  полков над волжскими булгарами,  в то же время храм был  памятником сыну Андрея -- Изяславу, заплатившему за эту победу  жизнью. Это был первый на Руси  храм, посвященный новому празднику  Покрова Богородицы. Необычайно трудная задача стояла перед мастерами, получившими от князя заказ на постройку этого храма на широком просторе. Усложняло дело то, что во время весеннего половодья все окрестные луга заливались водами Нерли и Клязьмы. Но зодчие великолепно справились с поручением. Они заложили на лугу фундамент из булыжника, на котором возвели из тесаного белого камня в два приема стены, ставшие основанием храма. Стены эти засыпали внутри и снаружи грунтом и плотно утрамбовали. В результате образовался храм, облицованный белым камнем. На этом мощном, высотой в 5,3 м, основании зодчие возвели очаровательный, по-девичьи грациозный храм Покрова на Нерли. Видимый издалека, храм поражает своей невесомостью, устремленностью вверх. "Как дым костра в безветрие, как пламя". Это достигнуто мастерами за счет большого числа вертикальных линий и незначительному наклону наружных стен внутрь. Стены храма украшены многочисленными женскими лицами, которые оттеняют пластичность стен.

 Великолепное  зрелище представляет собой церковь  Покрова на Нерли в весенний  разлив, когда подобно белому  лебедю, она плавно скользит среди  огромного водного пространства. Так и стоит этот удивительный, незабываемый и одинокий храм, глядясь на протяжении веков  в тихие воды Старицы, поражая  всех своим совершенством.

"...И белая церковь  глядится Из кленов и лип  -- сюда, Как белоснежная птица  Из мягкой листвы гнезда".

 Даниил Андреев. 

12. СУЗДАЛЬ

 Суздаль, пожалуй,  самый известный город Золотого  кольца. Своеобразная "туристическая  Мекка"(священное место поклонения  мусульман). В 1983 г. Международная  федерация журналистов (ФИЖЕТ)  присудила свой почетный приз "Золотое яблоко" Суздалю. Таким  образом, город стал первым  в России, получившим такое высокое  международное призвание за сохранение  памятников национальной культуры, их использование в интересах  туризма, пропаганду культурно-исторического  наследия. "Музей под открытым  небом" -- самое точное определение  этого древнего русского города. Суздаль упоминается впервые  на страницах русских летописей  в 1024 г. и определяет целый  период в развитии русской  государственности и культуры. В  XI в. Суздаль -- крупный город  на северо-востоке Киевской державы,  а в середине XI в. Суздаль достигает  наивысшего расцвета: он становится  столицей и крупным торговым  центром. Это было во время  правления сына Владимира Мономаха  Юрия Долгорукого, ставшего первым  самостоятельным суздальским князем. При сыне Юрия Долгорукого  столица княжества была перенесена  во Владимир. Трагические события  монголотатарского нашествия наносят  экономике и культуре края  тяжелый урон, город был сожжен  и разграблен, значительная часть  населения была уведена в плен. Вернуть себе былое значение  и политическую самостоятельность  город больше не смог. Он в  XIV в. входит в состав Московского  княжества. Город остается заметным  религиозным, ремесленным и культурным  центром Руси.

XVI и XVII в. -- период  интенсивности строительства в  Суздале. В это время формируются  все ансамбли, лучшими из которых  являются ансамбли древнего Кремля, Покровского и Спасо-Евфимиева  монастырей.

 У Суздаля -- счастливая и знаменитая в  истории страны судьба. Не было  в России ни одного крупного  события, в котором не участвовал  бы город или его граждане. Юрий Долгорукий, Александр Невский,  Александр Суворов, Дмитрий Пожарский,  Дмитрий Виноградов -- эти и многие  другие знакомые всем россиянам  имена связаны с древней суздальской  землей.

 По обилию памятников, по сохранности своего первоначального  облика Суздаль не знает себе  равных. Нынче здесь на площади  9 кв. км имеется и подлежит  охране свыше 200 памятников архитектуры  XII--XIX вв. Город смог сохранить  древнюю топографию, непередаваемый  колорит старинного русского  города, удивительную гармонию древнерусской  архитектуры и окружающей среды.

 Древнейшая часть  Суздаля -- Кремль, в котором возвышается  кафедральный собор Рождества  Богородицы (XII в.), южные и западные  ворота собора выполнены по  уникальной технике огневого  золочения. Архиерейские палаты (XV--XVII вв.) -- самый древний памятник  архитектуры Суздаля, колокольня (1635 г.), известная своими часами-курантами, деревянная Никольская церковь (1776 г.) из села Глотово -- входят в ансамбль Кремля.

 К западу от  Кремля, на противоположном берегу  р. Каменки, находится Музей  деревянного зодчества и крестьянского  быта. Сюда были привезены наиболее  интересные деревянные постройки  XVIII--XIX вв. из сел Владимирской  области. Так возник музей под  открытым небом -- "село" с  Преображенской и Воскресенской  церквами, крестьянскими избами, хозяйственными  постройками -- амбарами, овинами,  колодцами, ветряными мельницами. Крупнейшим ансамблем Суздаля  является Спасо-Евфимиев монастырь.  Его территория ограничена крепостными  стенами, с 12 башнями XVII в. На  соборной площади монастыря располагается  Успенская шатровая трапезная  церковь (1525 г.).

 На низком берегу  р. Каменки расположен женский  Покровский монастырь. Это один  из красивейших ансамблей. Монастырь  известен как место ссылки  неугодных жен знатных родов  и фамилий. В соборе Покрова  похоронены: жена великого московского  князя Василия III - Соломония Сабурова, дочь Ивана III Александра, пятая  жена Ивана Грозного Анна Васильчикова. В этот монастырь была сослана  дочь Бориса Годунова Ксения, и первая жена Петра I Евдокия  Лопухина. Сегодня монастырь действующий.  На высоком берегу Суздали  стоит Ризположенский монастырь  (XIII в.). На территории Васильевского  монастыря действует мужской  монастырь.

 Недалеко от  Суздаля на берегу реки Нерли  в селе Кедикма в XII в. располагалась  резиденция князя Юрия Долгорукого.  Князь стремился контролировать  речной торговый путь из Суздаля.  По преданию, именно на месте  княжеского замка когда-то было  место святых князей Бориса  и Глеба на пути их следования  из Ростова и Мурома в Киев. В Кидекме князем Юрием в  1152 г. была построена церковь  Бориса и Глеба. Здесь погребены  сын Юрия Долгорукого Борис,  его жена и дочь. Храм покоряет  силой и простотой. В 1992 г.  главные архитектурные ансамбли  города -- Кремля, Покровский и Спасо-Евфимиев  монастырь, а также церковь  Бориса и Глеба в Кидекме  внесены в Список Всемирного  Наследия ЮНЕСКО. 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во Владимирской области есть еще несколько городков, заслуживающих внимания. Это - Юрьев-Польский, основанный Юрием Долгоруким. Чудом  сохранился здесь храм Святого Георгия  и Архангела Михаила монастырь; столица русского хрусталя -- Гусь-Хрустальный. Купец Мальцев положил начало городу, организовав стекольный завод, чем добыл славу маленькому поселку. Впечатляет и г. Гороховец -- "Град святой Богородицы". Здесь сохранились  многочисленные храмы, монастыри XVII--XVIII вв. Самый древний город Владимирской области -- Муром, раскинувшийся на берегу Оки. И для друзей и для недругов, пришедших с востока, Русь начиналась с Мурома. На этой заставе родился  Илья Муромец. Ему поставлен над  Окой памятник. Иван Грозный проходил здесь во время своего похода на Казань. Десять лет трудились здесь  зодчие и возвели четыре храма. И  вновь дуга Золотого кольца замыкается в столице России -- Москве. Этот туристический  маршрут увеличивает свою популярность год от года. Здесь есть все, что  необходимо для полноценного познания: интересные экспозиции музеев, комплексы  монастырей, колориты русских старинных  городов, великолепная среднерусская  природа, комфортабельные гостиницы, рестораны с русской кухней. Эти  провинциальные города -- хранители  и источники истинно русского духа, самосознания нации, ее традиций, святынь и устоев -- всего, чем  сильна и богата Россия.

 О светло светлая

 И украсно украшенная  Земля Руськая,

 И многими красотами  удивлена еси...

 Озеры многими  удивлены еси

 Реками и кладезями  местночитьными,

 Горами крутыми,  холмы высокими,

 Дубравами чистыми,  полями дивными...

Информация о работе Золотое кольцо России