Туристская отрасль как одно из перспективных направлений кластерного развития экономики Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:14, контрольная работа

Описание

В связи с произошедшим кризисом в банковской сфере и последующим за ним всеобщим экономическим кризисом 2008-2009 годов, которые показали насколько зависима экономика Казахстана от цен на нефтепродукты и сырье, которые являются главными статьями доходами в бюджете Республике, а так же прогнозируемым кризисам в следующем году, ученые считают одной из возможностей предупреждения будущих нежелательных последний сырьевой направленности экономики Казахстана в развитии и широком использовании кластеров.

Работа состоит из  1 файл

тур кластер рк.docx

— 20.83 Кб (Скачать документ)

Туристская отрасль как  одно из перспективных направлений  кластерного развития экономики Республики Казахстан

    В связи с произошедшим кризисом в банковской сфере и последующим за ним всеобщим экономическим кризисом 2008-2009 годов, которые показали насколько зависима экономика Казахстана от цен на нефтепродукты и сырье, которые являются главными статьями доходами в бюджете Республике,  а так же прогнозируемым кризисам в следующем году, ученые считают одной из возможностей предупреждения будущих нежелательных последний сырьевой направленности экономики Казахстана в развитии и широком использовании  кластеров.

    Для начала, дадим  определение понятия «кластер»  и выявим положительные стороны  использования кластерного подхода  развития экономики. Далее проанализируем  ситуацию в Республике Казахстан,  какие применялись программы  для внедрения кластерной, какова  была их эффективность.

    Согласно теории  Майкла Портера, кластер - это  группа географически соседствующих  взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных  с ними организаций (образовательные  заведения, органы государственного  управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере   и взаимодополняющих друг друга  [1, с. 257].

    Кластерная политика  в Республике Казахстан реализуется  в соответствии с Посланием  Главы государства народу Казахстана  «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике,  конкурентоспособной нации» от 19 марта 2004 года. Основными целями  казахстанской кластерной деятельности  является создание условий для  максимального использования конкурентных  преимуществ Казахстана в целях  развития несырьевого сектора экономики на основе вовлечения частных бизнес-структур в сферу индустрии и продуктивного взаимодействия с государством и повышение конкурентоспособности отечественных предприятий [2].

    Планами создания  и развития кластеров, утвержденными  постановлением Правительства Республики  Казахстан от 25 июня 2005 года, было  определено создание 7 пилотных кластеров:

    - это туризм,

    - нефтегазовое  машиностроение,

    - пищевая и текстильная  промышленность,

    - транспортно-логистические  услуги,

    - металлургия и  строительные материалы [3].

    В процессе создания  данной работы экономисты, проанализировав  состояние реализации каждого  направления, пришли к выводу, что эффективная реализация целей,  установленных в постановлении  Правительства, не была достигнута  вследствие следующих причин:

    - по программе  развития каждого кластера не  были поставлены конкретные цели;

    - не было осуществлено  тесное взаимодействие с бизнес  структурами в местах развития  кластеров, отсутствовал оперативный  обмен информации, что привело  к неэффективности управления  кластерами на центральном уровне;

    - отсутствие вовлеченности  в процесс создания кластеров  региональных структур, отраслевых  ассоциаций предпринимателей;

    - бизнес структуры  на местах не были всецело  проинформированы о выгодах развитии  кластеров;

    - отсутствие благоприятных  условий для ведения бизнеса.

    Как было отмечено  ранее, одним из наиболее часто  поднимаемых Президентом вопросов  является необходимость отхода  от сырьевой направленности экономики  Казахстана. В связи с этим  ведется попытка внедрения кластерного  подхода в несырьевых отраслях. Рассмотрим необходимость внедрения теории кластерного развития в практику в Республике Казахстан.

    Прежде всего,  стоит проанализировать текущий  этап развития экономики республики  в данных  несырьевых направлениях. Оценив ситуацию, можно придти к выводу, что в республике существуют предприятия различных отраслей народного хозяйства, направлений, размеров на рынке производства готовых видов продукции, но взаимоотношения между субъектами этих отраслей бессистемны и действуют они разрозненно. Также существуют предприятия по подготовке кадров, финансовые институты, однако их взаимодействие и сотрудничество не является постоянным и системным,  что сказывается на неэффективности функционирования всей цепочки участников производственного процесса. В сложившейся ситуации кластерный подход, является решением существующих проблем, который создаст предпосылки системного взаимного сотрудничества, что, в свою очередь, приведет к решению недостатков сырьевой направленности экономики Казахстана.

    Направив весь  потенциал предприятий в одном  направлении, создав предпосылки  для их эффективного взаимовыгодного  сотрудничества, при этом достигнув  синергетического эффекта, государство  за счет кластерного подхода  может мобилизовать все их  активы в одном или нескольких, определенных направлениях дальнейшего  развития экономики страны.

    Политика по  сырьевой направленности не перспективна  в разрезе нескольких поколений,  особенно это заметно на уровне  районов, горняцких поселков и  малых городов. Когда заканчиваются  природные ресурсы, заканчивается  и перспектива. Жизнь в таких  районах нестабильна, зависима  от добычи полезных ископаемых.

    Поэтому и возникает  вопрос о создании дополнительных  видов производства готовых товаров,  где люди могли найти себе  применение постоянно.

    Перед государством  на данном этапе развития стоит  цель: создание кластеров в несырьевых отраслях. Причина их создания в том, что в текущем положении производство продукцию несырьевого характера, которая была бы конкурентоспособна, наукоемка, высокотехнологична, экспортно ориентирована, не представляется возможным. Поэтому через систему кластерного подхода надо объединить различные смежные организации для производства определенного вида продукции.

    Рассмотрим перспективу  развития кластера в сфере  туризма. Как было отмечено  ранее, туризм является одним  из семи направлений, которые  были утверждены Правительством  с целью создания кластеров.  Так же вопросы развития кластера  в сфере туризма были затронуты  в указе Президента «О государственной  программе развития туризма в  Республике Казахстан на 2007-2011 годы»,  от 29 декабря 2006 года.

    Проанализируем  текущее состояние развития сферы  туризма в Казахстане. Сегодня  практически все существующие  виды туризма представлены в  Казахстане. В рамках развития  туристского кластера в республике  были выделены приоритетные направления  развития туризма, такие, как  деловой, экологический, культурно-познавательный, а также экстремальный виды  туризма.

    По мнению экспертов,  конкурентное преимущество Казахстана  заключается в уникальной культуре (культурно-познавательный туризм), богатом природном потенциале (экологический  туризм), возросшей деловой активности (деловой туризм), а также возможности  заниматься активными видами  отдыха, такими, как спортивный и  приключенческий (экстремальный)  туризм.

    Показателен опыт  развития туристских центров  в Италии, США, Объединенных Арабских  Эмиратах и Турции.

    В основе развития  индустрии туризма данных стран  было формирование инфраструктуры  туристской отрасли, транспорта  и сферы услуг.

    Основу инфраструктуры  туризма данных мировых туристских  центров составляют современные  трех-, четырех- и пятизвездочные  отели, театры, центры развлечений.  Также важную роль в развитии  данных туристских центров сыграли  богатое историко-культурное наследие  и природно-климатические условия.

    Эффективному развитию  индустрии туризма данных регионов  способствовали поддержка государством  предпринимательских инициатив  бизнеса, а также государственно-частное  партнерство в формировании инфраструктуры  туризма.

    Развитие туризма  напрямую связано с развитием  транспортной инфраструктуры. В  нашу страну туристы прибывают  в основном воздушным транспортом.  В целях внутреннего туризма  используется чаще автодорожный  транспорт. Ежегодно пополняется  перечень дорог республиканского  значения, среди которых дороги, ведущие к крупным туристским  объектам.

    Основными факторами  увеличения объемов въездного  и внутреннего туризма являются  развитие разветвленной транспортной  сети и расширение географии  всех видов пассажирских перевозок  [4, с. 7].

    Из предложенного  выше текста можно сделать  вывод, что Казахстан обладает  огромным потенциалом в развитии  сферы туризма, что, в свою  очередь, является основой для  развития кластера в данном  направлении. Однако существуют  аспекты, которые необходимо решить. Так, например, развитие транспортной  сети дорог, увеличение числа  внутренних авиаперевозок, расширение  масштаба пассажирских перевозок,  создание инфраструктуры в местах  отдыха, такой как гостиницы, отели,  рестораны, развитие сферы услуг  в туристских центрах и т.д.  В создании туристского кластера  должны быть привлечены организации  разных направлений, принимающие  участие в развитии туризма,  начиная от строительных компаний, дизайнерских групп, предприятий  подготовки кадров  и др.

    Одной из целей  развития туристского кластера  является продвижение имиджа  страны в мировой общественности, увеличение уровня осведомленности  о Казахстане, создание благоприятных,  в  том числе информационных  условий, для привлечения большого  числа туристов в страну.

    Для обеспечения  маркетинга и продвижения национального  турпродукта Казахстан активно  участвует в известных международных  туристских выставках и организует  ежегодное проведение подобных  мероприятий в республике.

    В целях продвижения  страны на мировой туристский  рынок необходимо дальнейшее  осуществление мероприятий по  формированию привлекательного  туристского имиджа Республики  Казахстан.

      В рамках  реализации стратегии вхождения  Казахстана в число пятидесяти  наиболее конкурентоспособных стран  мира и продвижения Казахстана  как страны туризма следует  принять меры по:

    - формированию  новых направлений обеспечения роста экономических показателей туризма и осуществлению его широкомасштабной государственной поддержки;

    - разработке и  реализации "прорывных" туристских  проектов международного значения;

    - развитию транспортной  инфраструктуры и рынка туристских  услуг;

    - вхождению страны  в глобальную экономику сферы  туризма через участие в международных  экономических организациях и  союзах;

    - активному использованию  фактора евразийского исторического  развития страны и многонационального, многоконфессионального и мультикультурного характера казахстанского общества, его ценностей, традиций, кухни, искусства с привлечением Ассамблеи народов Казахстана, культурных и научных сил республики;

    - разработке действенных механизмов популяризации Казахстана и знакомства представителей зарубежной общественности с его административными и культурно-историческими центрами с привлечением таких международных организаций, как Всемирная туристская организация, ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ПРООН (Программа развития Организации Объединенных Наций), Всемирный Банк, Азиатский Банк Развития, Исламский Банк Развития, и отечественных институтов развития;

    -  разработке  планов развития специализированных  видов туризма в Республике  Казахстан;

    - эффективному  рекламно-информационному обеспечению  казахстанских турпродуктов на  внутреннем и внешнем рынках  туристских услуг [4, с. 14].

    Подводя итоги,  ученые хотели отметить, что на  данном этапе развития страны  и экономики в целом в Казахстане  наиболее перспективным подходом  в дальнейшей реструктуризации  экономики страны является кластерный  подход, что и было выделено  Президентом в своем послании, указах Президента и Правительства.  Одним  из семи перспективных  направлений развития кластеров  является сфера туризма.

    В Казахстане  имеются все возможности для  привлечения иностранных и внутренних  инвестиций в развитие туристской  индустрии, создания высокого  уровня туристского менеджмента,  оказания помощи развитию частных  инициатив; расширение информационного  пространства отрасли, разработки  эффективной системы продвижения  казахстанского турпродукта на  внешний и внутренний рынки.

 

 

    Список использованных  источников:

      1. Портер  М. Конкуренция. Издательский  дом «Вильямс», С-Пб, Москва, Киев, 2001, с. 257-261.

      2.  Послание  Главы государства народу Казахстана  «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике,  конкурентоспособной нации» от 19.03.2004

      3. Постановление  Правительства Республики Казахстан  от 25 июня 2005 года N 633 «Об утверждении  планов по созданию и развитию  пилотных кластеров в приоритетных  секторах экономики»

Информация о работе Туристская отрасль как одно из перспективных направлений кластерного развития экономики Республики Казахстан