Территориальная организация сферы обслуживания в регионах России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:01, доклад

Описание

Сферу услуг часто относят к постиндустриальному экономическому укладу. В древние времена общественное оказание услуг было неразвито. Товарный обмен и торговля осуществлялись, в основном, в виде готовых результатов сельскохозяйственного или ремесленного труда.
По мере эволюции человеческого общества, научно-технического прогресса, механизации и автоматизации физического труда, сфера услуг набирает темпы своего развития и становится ключевым сектором экономики. В постиндустриальной экономике основные нерешенные задачи находятся как раз в сфере управления техникой, организации, распределения готовой продукции.

Содержание

Введение
1. Понятие сферы услуг.
2. Виды сферы услуг.
3. Размещение сферы услуг.
4. Жилищно-коммунальное хозяйство.
5. Образование.
6. Рекреационные услуги.

Работа состоит из  1 файл

террит.организация сферы обслуживания в регионах России.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)


 

Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н.Прянишникова»

 

 

 

 

                                                                                           Кафедра отраслевой и       

                                                                                              территориальной 

                                                                                               экономики                                        

 

 

Реферат

по регионалистике

на тему: Территориальная организация сферы обслуживания в регионах России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Выполнила: студентка

                                                                     факультета  очного   обучения

                                                                     по специальности «Экономика

                                                                     и  управление  на предприятии

                                                                     АПК»

                                                                     Черноусова Христина Сергеевна

                                                                     Шифр Э – 1434 – 2009

                                                                     Руководитель:

                                                                     Теньковская Л.И.

                                                                          

                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2011 г.

 

Содержание.

 

 

Введение

 

1. Понятие сферы услуг.

 

2. Виды сферы услуг.

 

3. Размещение сферы услуг.

 

4. Жилищно-коммунальное хозяйство.

 

5. Образование.

 

6. Рекреационные услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Сферу услуг часто относят к постиндустриальному экономическому укладу. В древние времена общественное оказание услуг было неразвито. Товарный обмен и торговля осуществлялись, в основном, в виде готовых результатов сельскохозяйственного или ремесленного труда.

 

По мере эволюции человеческого общества, научно-технического прогресса, механизации и автоматизации физического труда, сфера услуг набирает темпы своего развития и становится ключевым сектором экономики. В постиндустриальной экономике основные нерешенные задачи находятся как раз в сфере управления техникой, организации, распределения готовой продукции.

 

В XXI веке особенное развитие и ценность приобретает интеллектуальный человеческий труд. Разделение интеллектуального труда создает огромное количество специальностей и профессий, требующих высокой научной подготовки, большое число рабочих мест, высокую степень интеграции совместных человеческих усилий, рост общественного благосостояния.

 

Данные тенденции напрямую относятся к сфере услуг и управления, что обусловливает ее ускоренный рост относительно более старых сфер деятельности человека. Для сферы услуг характерны более высокие прибыли, чем для промышленного, и тем более, сельскохозяйственного секторов экономики. Спектр услуг постоянно расширяется и занимает все большее место в ВНП государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Понятие сферы услуг.

 

 

Сфера услуг — часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг.

 

Именно сфера услуг составляет, в экономически развитых странах, основную часть экономики по числу занятых (больше 60 %). Остальными частями экономики принято считать производство — промышленность и сельское хозяйство.

 

Сфера услуг — сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.

 

Примеры услуг:

 

       Финансовые услуги

       Информационные услуги (ИТ-консалтинг и пр.)

       Жилищно-коммунальные услуги

       Бытовые услуги

       Услуги аренды

       Туристические услуги

       Гостиничные услуги

       Охранные услуги

       Услуги переводчиков

       Торговые услуги

 

С переходом на систему национальных счетов сфера услуг стала рассматриваться в качестве самостоятельного сектора экономики, по которому, наряду с производством товаров и другими видами экономической деятельности, обеспечивается статистическое наблюдение и подготовка статистической информации для сопоставлений на внутригосударственном и международном уровне.

 

В настоящее время сфера услуг играет определяющую роль в экономике развитых стран. Наибольшая доля сферы услуг в структуре ВРП развитых стран в 2003 г. зафиксирована в США - 80%. Далее идут страны Западной Европы с показателями 67-71%.

 

Рост активности в сфере услуг носит стабильный характер и увеличение вклада сферы услуг в формирование ВВП развитых стран за вторую половину ХХ в. составило 30-50%.

 

Интересно отметить, что, во-первых, в развитых государствах Европы доля сферы услуг в ВВП приблизительно равна, и, во-вторых, темпы ее роста замедляются. Следовательно, существует определенное (возможно, оптимальное) соотношение между производственным и непроизводственным секторами экономики, находящееся на уровне 70%.

 

Показатели развития сферы услуг в России значительно отстают от развитых стран. В 1995 г. доля сферы услуг в структуре ВВП составляла около 55%. В 1998 г. она повысилась до 56%.

 

Кризис 1998 г. и вытеснение импорта придали материальному производству, в первую очередь промышленности, значительный импульс, превосходящий темпы развития сферы услуг. Поэтому после 1998 г. наблюдается снижение доли сферы услуг в структуре ВВП. С 2001 г. начинается рост доли сферы услуг в структуре ВВП, который связан, с одной стороны, с достаточно высокими темпами развития самой сферы услуг, с другой - с умеренными темпами роста материального производства. По всем прогнозам, рост доли сферы услуг в экономике страны должен был быть большим, чем есть на самом деле. Главной причиной этого служит большая доля сырьевого сектора в экономике и высокие мировые цены на нефть.

 

Более быстрый рост сферы услуг реален тем более, что появляются новые виды деятельности и новые инвестиционные возможности. Особенно ускоренно уже сейчас развиваются рынки информационных и телекоммуникационных, медицинских, интеллектуальных услуг, связи, Интернет, рынки продажи автомобилей, особенно иномарок. Стремительно развивается индустрия развлечений.

 

Рост информационно-телекоммуникационного рынка в России в последние годы превышал 20%.

 

Наиболее динамично развивающимися сегментами этого рынка сейчас являются информационные технологии (их рост в 2003 г. составил 23,4%), а также разработка и продажа программного обеспечения (рост - 47,2%). 2003 г. ознаменовался резким ростом спроса на ноутбуки. Кроме того, Россия стала способной самостоятельно собирать ноутбуки. Они выходят у нас уже под шестью торговыми марками.

 

В 2003 г. Россия была одной из наиболее быстрорастущих среди стран Центральной и Восточной Европы. Поэтому крупнейшие мировые корпорации намерены как минимум упрочить свои позиции и в дальнейшем.

 

Роль сферы услуг в экономике регионов определяется двумя основными показателями - участием в общем валовом выпуске и в производстве валового регионального продукта (ВРП), а уровень ее развития - валовым выпуском и валовой добавленной стоимостью сферы услуг в расчете на душу населения регионов.

 

В сфере услуг Российской Федерации к началу 2003 г. производилось более двух пятых валового выпуска всех отраслей хозяйственной деятельности. При этом более 80% валового выпуска этой сферы составляли рыночные услуги.

 

Межрегиональная дифференциация роли сферы услуг в экономическом развитии имеет достаточно большую амплитуду колебания. Наибольшим участие сферы услуг в валовом выпуске в 2002 г. было в г. Москве (в 2002 г. - более 77%), а наименьшим - в Липецкой области (21%). Таким образом разрыв между максимальным и минимальным долевым участием сферы услуг в экономике регионов составлял 3,6 раза.

 

Количество регионов, в которых роль сферы услуг в валовом выпуске выше среднероссийского уровня или близка к нему, составляет половину; в большей части другой половины регионов это соотношение составляет 0,6-0,8.

 

По роли сферы услуг в экономическом развитии все субъекты РФ могут быть разделены на 5 групп:

 

       I группа - с долей сферы услуг в валовом выпуске, не превышающей 30%;

       II группа - с долей сферы услуг в валовом выпуске, равной 30-40%;

       III группа - 40-50%;

       IV группа - 50-60%;

       V группа - с долей сферы услуг, превышающей 60%.

 

 

2. Виды сферы услуг.

 

В зависимости от роли услуг в процессе воспроизводства и характера удовлетворяемых потребностей различают: сферу услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание), сферу услуг духовной жизни (образование, физическая культура, наука, искусство) и сферу услуг в социальной сфере (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение). Кроме этого выделяют рыночные и нерыночные услуги. К рыночным относят услуги, которые реализуются на рынке по экономически значимым ценам: услуги транспорта, торговли, платные услуги учреждений культуры, образования, здравоохранения, бытовые, услуги финансового посредничества и др. В состав нерыночных услуг включаются услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения: управление, оборона, фундаментальная наука, бесплатное образование, здравоохранение и др.

 

Рынок потребительских услуг в России формируется достаточно быстро. Объем платных услуг населению за 2000-2007 гг. увеличился более чем в 5 раз, при этом наиболее высокими темпами развития отличались услуги системы образования, медицинские, жилищно-коммунальные связи.

 

Территориальная организация рынка услуг определяется целым рядом факторов, среди которых можно выделить демографический, природный, социально-экономический, исторический, особенности потребления услуг, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на развитие отраслей сферы услуг в регионах.

 

Демографическая ситуация, складывающаяся на определенной территории, т. е. наличное население, уровень его естественного прироста, половозрастная структура, формы расселения и т. д., предопределяет характер развития и размещения сферы услуг: изменения в образовательной системе, организации медицинского обслуживания.

 

Особенности расселения сказываются на внутрирегиональных различиях размещения отраслей сферы услуг, так как их качественные характеристики в крупных городах и региональных центрах в России всегда были выше, чем в сельской местности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Размещение сферы услуг.

 

Огромное воздействие на развитие и размещение сферы услуг оказывает природный фактор. Отличительной особенностью северных и восточных районов России является возрастание расходов на поддержание жизни, где продолжительность отопительного сезона в 2-3 раза выше, чем на юге страны, а экстремальная климатогеографическая ситуация на значительной части территории страны является одной из причин высокой заболеваемости населения.

 

Социально-экономическое положение региона отражает уровень развития его производительных сил, характеризует объемы произведенного валового регионального продукта (ВРП) и определяет бюджетные возможности территории и объем денежных потоков, в том числе и на развитие сферы услуг.

 

В то же время экономическая освоенность территории определяет доступность услуг, прежде всего социально-культурного характера, и возможность решения проблем развития человеческого потенциала. Периферийное положение большинства населенных пунктов обусловливает наличие в них самого сложного набора социальных проблем — минимальную доступность разного вида услуг в сочетании с низкими качественными характеристиками населения.

 

Огромное воздействие на формирование и развитие сферы услуг оказывает исторически сложившееся размещение ведущих отраслей в столичных городах. До сих пор две российские столицы отличаются высоким уровнем территориальной концентрации сферы услуг. Так, здесь проживает более 10% населения России, но расположено 30% вузов, где обучается свыше 24% учащихся высшей школы, работает 17,1% врачей, находятся крупнейшие музеи и выставочные залы, библиотеки, ведущие театры страны, функционирует 51% банков РФ.

Информация о работе Территориальная организация сферы обслуживания в регионах России