Северо – Западный Федеральный округ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 22:25, реферат

Описание

В состав Северо-Западного федерального округа входят 11 субъектов Российской Федерации: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская; Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

Содержание

1. Экономико-географическое положение и состав округа
2. Население
3. Природные условия и природные ресурсы
4. Общая характеристика хозяйства
А) Промышленность
Б) АПК
В) Транспорт

Работа состоит из  1 файл

Регионалистика.docx

— 31.82 Кб (Скачать документ)

     Велики  в округе запасы горно-химического  сырья – апатитовых руд (свыше 10

     млрд т), фосфоритов. В Мурманской области расположено крупнейшее в стране Хибинское месторождение апатитов. В Ленинградской области, в районе Кингисепа, залегают фосфориты и с невысоким процентным содержанием основного компонента (5 – 7%).

     В пределах Архангельской области  разведаны промышленные запасы алмазов. Калининградская область обладает огромными запасами янтаря (90% мировых  запасов). Округ богат разнообразным  строительным сырьём (известняки, глина, стекольные пески, мрамор, гранит). Основные их запасы размещены в Мурманской, Ленинградской областях и Республике Карелия.

     В Северо–Западном федеральном округе сосредоточено 40% лесных и 38% водных ресурсов Европейской части России. По запасам лесных ресурсов округ занимает первое мест в Европейской части России. Процент лесистости доходит до 75%. Преобладают в основном хвойные породы – ель, сосна. В южной части округа – хвойно-широколиственные породы. Безлесным остаётся только Ненецкий автономный округ, где господствует тундра.

     Леса  очень богаты пушным зверем (песец, черно – бурая лисица, соболь, горностай и др.).

     Моря, омывающие территорию округа, богаты ценными породами рыб (тресковых, семговых, сельди, пикши и др.). 
 

                                                                       4.  Общая характеристика хозяйства

А)  Промышленность

        Рыбная промышленность 

     По  улову рыбы Северо–Западный федеральный округ занимает второе место в стране, после Дальневосточного. В округе сконцентрирован очень крупный рыболовный флот. Промысловое значение имеют Баренцево и Балтийское моя, где ведутся лов трески, сельди, морского окуня, камбалы, палтуса, а также добыча морепродуктов. Переработка рыбы осуществляется рыбокомбинатами, которые размещены в Мурманске, Санкт – Петербурге, Калининграде. Рыбные ресурсы имеются в Петрозаводске.

       Промышленность строительных  материалов 

     Северо–Западный федеральный округ является уникальным регионом по запасам строительного облицовочного декоративного камня, крупнейшей сырьевой базой производства твердого щебня. Основные субъекты, специализирующиеся на этой подотрасли, - Мурманская область и Республика Коми. Значительное развитие на территории округа получило и цементное производство (Ленинградская, Архангельская области).

       Легкая промышленность 

     В Северо–Западном федеральном округе легкая промышленность представлена в основном текстильной, кожевенно-обувной, фарфорово-фаянсовой отраслями.

     Текстильная промышленность размещается преимущественно  в Санкт – Петербурге; трикотажное производство расположено в Великих луках и Боровичах (Псковская область), кожевенно – обувная промышленность – в Санкт – Петербурге (Объединение «Скороход»), фарфорово – фаянсовая – в Ленинградской и Новгородской областях.

     В Северо–Западном федеральном округе химическая промышленность относится к отраслям рыночной специализации. Получили развитие как основная химия, в частности производством минеральных удобрений, так и химия органического синтеза. Здесь производят удобрения, резинотехнические изделия, синтетические смолы, пластмассы, лакокрасочные изделия, различные кислоты и аммиак, фармацевтические препараты, фосфатное сырье, продукцию бытовой химии.

     На  Кольском полуострове в Мурманской области работает крупнейшее в России производственное объединение «Апатит», выпускающее фосфорные удобрения. В Вологодской области объединение  «Аммофос» производит сложные минеральные  удобрения, азотные удобрения - Новгородский химический комбинат. Фосфоритную муку производит объединение «Фосфорит» в Кингисеппе. «Красный треугольник» производит резинотехнические изделия, шины, резиновую обувь.

     На  использовании отходов деревообработки  развивается химия органического  синтеза – производство спирта, канифоли, скипидара, вискозных волокон. На базе местных ресурсов нефти и  газа в Сыктывкаре ( Республика Коми) производятся пластмассы, спирты, красители.

     В Северо–Западном федеральном округе лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно–бумажная промышленность является одной из важнейших отраслей рыночной специализации. Регионы Северо–Запада– крупнейшие производители разнообразной лесопродукции в России, и особенно целлюлозы и бумаги.

     В округе сложился крупнейший в России лесопромышленный комплекс. Он получил наибольшее развитие в Архангельской области, республиках Коми и Карелия, а также в Ленинградская и Новгородской областях. Основные центры лесопиления находятся в Архангельске, Новодвинске, Петрозаводске, Кондопоге, Сегеже, Котласе, Сыктывкаре, Светогорске, Приозерском, Советском, а также в Калининградской области. По производству пиломатериалов ведущее место занимает Ленинградская область и Санкт – Петербург, фанеру выпускают в Санкт – Петербурге и г. Сортавале. Мебельная промышленность получила развитие в крупнейших городах округа: Архангельске, Петрозаводске, Вологде,, Череповце, Сыктывкаре.

        

                                                                Тяжёлая промышленность

                                           1. Машиностроительный комплекс

     В Северо–Западном федеральном округе машиностроение является отраслью промышленности, определяющей хозяйственную специализацию округа. И в первую очередь приборо -, станкостроение, электротехнические машиностроение, производство оборудования для различных отраслей хозяйства, судостроение и оборонное машиностроение.

     Севро – Западный федеральный округ занимает одно из первых мест в Росси по производству морских судов разного типа, уникальных паровых, гидравлических и газовых турбин, оптико-механической продукции.

     Широко  развито в округе точное и сложное  машиностроение: приборостороение, радиотехническое, электронное, электротехническое, которое размещено в Санкт – Петербурге («Светлана» - электротехника, электротехнические заводы, выпускающие трансформаторы, электродвигатели; оптико – механическое объединение «ЛОМО», АО «Электросила» - энергетические установки для электростанций.

     В округе развито транспортное машиностроение, особенно судостроение и ремонт. Основные центры размещены в Санкт – Петербурге (верфи Балтийского, Адмиралтейского, Канонерского заводов и завод «Северная верфь», где строятся ледоколы, пассажирские теплоходы, нефтеналивные и рыболовные траулеры, рефрижераторы, лесовозы), Мурманске, Архангельске, Северодвинске, Сыктывкаре, Котласе, Калининграде.

     Развито производство железнодорожного подвижного состава, в основном в Санкт – Петербурге, где строятся тепловозы, вагоны для электропоездов пригородного назначения, вагоны для метрополитена и спальные вагоны. Вагоны производятся и в Калининграде.

     Кировский завод в Санкт – Петербурге производит мощные тракторы и паровые турбины. Заводы Санкт – Петербурга выпускают оборудование для металлургии, текстильной и целлюлозно – бумажной промышленности. Оборудование для деревообрабатывающей промышленности производится в Петрозаводске (Карелия).

     Перспективы развития отрасли связаны с дальнейшим развитием наукоемких и точных отраслей, машиностроения, судостроения. 

     2. Металлургический комплекс 

     Северо – Западный федеальный округ - один из крупнейших в России производителей и экспортёров черных и цветных металлов, и в первую очередь стали, меди, алюминия, никеля.

     Черная  металлургия представлена крупнейшим череповецким металлургическим комбинатом АО «Северсталь» (г. Череповец), Костомукшским горно – обогатительный комбинатом ( Республика Карелия), металлургическими цехами на Кировском и Ижорском машиностроительных заводах г. Санкт – Петербурга.

     Цветная металлургия представлена добычей, обогащением нефелинов, бокситов, титановых  руд, производством меди, никеля, кобальта. Алюминиевая промышленность представлена предприятиями по производству глинозема  в г. Бокситогорске и Пикалевским заводом(Ленинградская область), работающим на нефелинах Кольского полуострова. Предприятия по выпуску металлургического алюминия расположены в городах Кандалакше (Мурманская область), Надвоицах(Республика Карелия) и Волхове (Ленинградская область).Медь, никель, кобальт получают на комбинатах «никель»(г. Мончегорск) и «Печенганикель» (г. Никель). 

Б) АПК

     В Северо – Западном федеральном округе АПК в силу неблагоприятных природно-климатических условий на большей части территории развит крайне слабо. Уровень сельского хозяйства не обеспечивает местное население продуктами питания, а промышленность – сырьем.

     Сельское  хозяйство специализируется на молочно  – мясном животноводстве, картофелеводстве, овощеводстве и льноводстве. На севере округа развито оленеводство.

     Ведущая роль сельскохозяйственного производства – животноводство. Основные производители  животноводческой продукции – Ленинградская (17%), Псковская (16) и Вологодская (16,2) области. Однако они же и являются и основными потребителями животноводческой продукции, потребность в которой  в целом по округу за счет собственных  ресурсов удовлетворяется на 16 – 24%. 

     Земледелие  наибольшее развитие получило в южных  регионах окра – Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской и Калининградской  областях, на долю которых приходится более 70% продукции. 

В) Транспорт

     Транспортная  система Северо–Западного федерального округа представлена всеми видами транспорта: железнодорожными, морскими, автомобильными, воздушными и трубопроводными. Основные перевозки грузов и пассажиров приходятся на железнодорожный, морской и речной транспорт.

     Крупным железнодорожным узлом является Санкт – Петербург, от которого берут  начало магистрали на Калининград, Хельсинки, Мурманск, Москву, Пермь, Урал, Сибирь, Белоруссию и Украину и др, благодаря которым обеспечиваются внешнеэкономические связи с Зарубежными странами и экономические связи с другими федеральными округами России.

     В округе расположены крупнейшие морские  порты страны – Санкт – Петербург, Мурманск, Архангельск, Калининград.

     Большое судоходное значение имеют реки Северная Двина, Вычегда, Печора. На юго-западе проходят Волго-Балтийский путь и Северо-Двинская система.

     Важным  узлами автомобильных дорого являются Санкт – Петербург и Вологда. Автомобильные дороги соединяют Санкт – Петербург со с областными и районными центрами округа, странами Балтии, Скандинавии.

     Важным  звеном транспортной системы округа является трубопроводный транспорт. От Вуктыльского месторождения берет свое начало газопровод «Сияние Севера»,по территории округа проходят газопроводы из Западной Сибири.

     Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных и  межгосударственных экономических  связей. Округ – крупнейший в  Европейской части поставщик  продукции машиностроения, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, поставщик топливно – энергетических ресурсов и минерального сырья, продукции металлургической промышленности и строительных материалов. На долю округа приходится значительная часть экспортных поставок целевой древесины, товарной целлюлозы, бумаги.

     Импортируется оборудование для добывающих отраслей промышленности и лесохимического  комплекса, транспортные средства.

     Исключительно выгодное положение Приволжского федерального округа – на пересечении главной  водной магистрали страны – Волги (дополненной  параллельной железной дорогой) с железными  и автомобильными путями, связывающими Центральную Россию с Нижним Поволжьем, Южным Уралом и Казахстаном. Волгу  пересекают также нефте – и газопроводы.

     Единая  глубоководная транспортная система  обеспечивает выход региона к  портам Каспийского, Балтийского и  Черноморско-Азовского бассейнов. Волго-Камский  речной бассейн является основным в  стране. Роль речного транспорта в  транзитных перевозках выше, чем в  других регионах, хотя ведущую роль играет железнодорожный транспорт.

Информация о работе Северо – Западный Федеральный округ