Региональное неравенство и территориальная справедливость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:33, курсовая работа

Описание

Мнение о том, что рыночная экономика – это стихия, которая, сама себя регулирует, находит все меньше сторонников в реформируемой России. Выяснилось, что для создания жизнеспособной экономики переходного периода мало все поделить, акционировать и приватизировать – она немыслима без активной отраслевой и региональной политики государства, без его прямой или косвенной поддержки ключевых экономических проектов.

Содержание

1.Введение………………………………………………................................................................
2. Теории региональной экономики.……………………............................................................4
3. Региональная политика: понятие, цели и задачи....................................................................8
4. Объекты, субъекты и формы региональной политики..........................................................9
5. Цели и задачи региональной политики................................................................................10
6. Функции региональной политики.........................................................................................11
7. Структура региональной политики........................................................................................12
8. Основные направления региональной политики..................................................................13
9. Региональная политика в социальной сфере.........................................................................15
10. Региональная политика и методы ее проведения в странах различных
социально-экономических типов...............................................................................................16
11. Элементы региональной политики......................................................................................17
12. Региональное неравенство и территориальная справедливость………………………...18
- Экономическая эффективность и территориальная справедливость
- Региональное неравенство. Методика выделения нуждающихся районов.
- Справедливое распределение национального дохода между районами страны
13. Заключение.............................................................................................................................22
14. Список литературы................................................................................................................23

Работа состоит из  1 файл

zakach.docx

— 46.62 Кб (Скачать документ)

Пусть требуется  найти пункт размещения нового металлургического  завода. Известны пункт добычи железной руды — точка A пункт добычи угля — точка В и пункт потребления  металла — точка С (рис.3.2). Транспортный тариф равен t (на 1 т/км). Расходы руды на выплавку 1т металла составляют: а; расход угля — b. Известны также расстояния между пунктами (стороны локационного треугольника): АС = S1; ВС = S2; АВ = S3.

Возможным пунктом  размещения металлургического завода может быть в принципе каждая из трех точек размещения источников руды, угля и потребителя металла. В  этих случаях суммарные затраты, связанные с перевозкой всех необходимых  грузов для потребления 1т металла, будут равны:

(b S3 + S1) t — при  размещении завода в точке  А; 

(a S3 + S2) t — при  размещении завода в точке  В; 

(a S1 + S2) t — при  размещении завода в точке  С. 

Наилучшим пунктом  размещения завода из рассмотренных  трех будет тот, в котором транспортные затраты минимальны. Однако искомый  пункт размещения может не совпадать  ни с одной из вершин локационного треугольника, а находиться внутри него в некоторой точке М.

Расстояние от внутренней точки М до вершин треугольника составляют: AM = r1 ВМ = r2 СМ = r3. Тогда транспортные издержки при размещении металлургического  завода в точке М будут равны  Т = (ar1+ br2 + + r3) t. Выполнение требования Т - min дает точку оптимального местоположения предприятия.

Данная задача имеет геометрическое и механическое решения.

Геометрический  метод нахождения точки размещения в том, что на каждой из сторон локационного треугольника строится треугольник, подобный весовому (стороны которого относятся  как а : b : 1). Затем вокруг построенных  таким образом треугольников  описываются окружности, точка пересечения  которых и является точкой минимума транспортных издержек. Этот метод  применим для случая, когда соотношения  расстояний S1, S2, S3 соответствуют свойству треугольника (одна сторона меньше суммы двух других). В противном  случае (например когда S1 > S2 + S3) точка  минимума транспортных затрат будет  совпадать с одной из вершин локационного треугольника.

Механическое  решение рассматриваемой задачи основывается на аналогии с методом  нахождения точки равновесия сил. При  этом веса руды, угля, металла выступают  в качестве сил, с которыми притягивают  производство соответствующие вершины  локационного треугольника. Искомая  точка является точкой равновесия трех связанных нитей, проходящих через  вершины локационного треугольника. При этом к концам нитей подвешены  грузы (Qa, Qb, Qc), пропорциональные a, b, 1. Весовой  треугольник В. Лаунхардта — одна из первых в экономической науке физических моделей, используемых для решения теоретических и практических задач.

Изложенный метод  нахождения оптимального размещения предприятия  применим и для большего числа  точек (видов сырья) при условии, что они образуют выпуклый многоугольник.  
 

4.  Сегодня большое внимание в стране уделяется размещению производительных сил и проблеме экономического районирования. Обосновывается позиция, что правильное разделение страны на крупные экономические районы (от 10 до 20) будет способствовать их комплексному развитию (путем внутренней кооперации), усилит процесс специализации в ее экономике. Возлагаются также надежды на то, что общее экономическое районирование сможет компенсировать недостатки консервативного административно-территориального деления страны и в перспективе даст возможность перейти к государственному управлению по крупным экономическим районам.

Начиная с 20-х  годов комиссии ведущих ученых разрабатывали  схемы экономического районирования  страны, которые использовались в  плане ГОЭЛРО и пятилетних планах развития народного хозяйства СССР. Современная сетка из одиннадцати  экономических районов сохраняется (с небольшими изменениями) с начала 60-х годов.

Теоретические обоснования экономического районирования  и связанного с ним формирования хозяйственных региональных комплексов получили наибольшее развитие в работах  Н.Н. Колосовского. Он разработал концепцию  экономического районирования, основные положения которой сводятся к  следующему.

• Вся территория страны делится на экономические  районы, образованные по производственным признакам и представляющие в  совокупности законченную систему  региональных сочетаний производительных сил.

• Каждый экономический  район является всесторонне развитой в экономическом отношении территорией, объединяющей природные ресурсы, производственный аппарат, население с его трудовыми  навыками, транспортные коммуникации и другие материальные ценности наиболее выгодным образом в виде производственно-территориального сочетания (ПТС).

• Основная экономическая  задача функционирования каждого ПТС  заключается в выполнении плановых заданий союзного значения с учетом географического положения района, транспортных условий, выгодности эксплуатации ресурсов, сырья, энергии, труда, а также  решения оборонных задач.

• Выполнение основной экономической задачи приводит к  специализации каждого экономического района на тех отраслях производства, какие в нем могут быть развиты  наиболее полно и выгодно, включая  все необходимые промышленные, энергетические и транспортные звенья. Обмен между  районами ограничивается строго необходимыми количествами продуктов при отказе от излишне дальних и встречных  перевозок. Каждый район осуществляет комплексное развитие хозяйства  на своей территории для наиболее полного удовлетворения местных  производственных и потребительских  нужд за счет местных источников сырья  и энергии.

• Научно-техническая  политика индивидуализируется по экономическим  районам. Наивысшей эффективности  достигают комбинированные технологические  процессы при переработке сырья, получении энергии, использовании  труда и оборудования, приводящие к созданию районных производственных комбинатов и производственно-территориальных  комплексов.

• Для каждого  экономического района устанавливаются  три категории производств: районного  значения (продукция потребляется внутри экономического района); межрайонного значения (для группы экономических  районов); общесоюзного значения, а  также наивыгоднейшие зоны сбыта.

• Развитие каждого  района осуществляется в такой форме, чтобы способствовать материальному  и культурному развитию всех национальностей  страны.

Ключевым понятием в теории экономического районирования  Н.Н. Колосовского было понятие энергопроизводственного  цикла, под которым понималась “вся совокупность производственных процессов, развертывающихся в экономическом  районе на основе сочетания данного  вида энергии и сырья первичных  форм — добычи и облагораживания  сырья до получения всех видов  готовой продукции, которые возможно получить на месте, исходя из требований приближения производства к источникам сырья и требований комплексного использования всех компонентов  сырьевых и энергетических курсов данного  типа”.

Колосовский выделил  восемь совокупностей производственных процессов, являющихся основой для  выделения крупных экономических  районов и экономических подрайонов:

1) пирометаллургический  цикл черных металлов; 2) пирометаллургический  цикл цветных металлов; 3) нефтеэнергохимический  цикл; 4) гидроэнергетический цикл; 5) совокупность циклов перерабатывающей  индустрии; 6) лесоэнергетический цикл; 7) индустриально-аграрный цикл; 8) гидромелиоративный  цикл. Сочетание циклов и их  сырьевых и энергетических баз  на данной территории образует  территориально-производственное ядро  экономического района.

Создание теоретических  основ и методики экономического районирования решало три основные проблемы. Первая состояла в освоении новых источников сырья и энергии  в восточных районах страны и  развитии тяжелой промышленности, что  отвечало политической задаче обеспечения  индустриального превосходства  СССР и решению проблемы самообеспечения  основными промышленными продуктами. Вторая проблема заключалась в создании рациональной системы территориального планирования, обеспечивающей с помощью  плановых заданий максимальное использование  сравнительных преимуществ экономических  районов и минимизацию транспортных издержек. Третьей проблемой являлось создание единой информационной и интеллектуальной основы для скоординированных действий тысяч работников плановых органов  в центре и на местах по разработке и контролю за выполнением плановых заданий.  
 
 
 
 
 

        Региональная политика: понятие,  цели и задачи.  

Региональная  политика государства – сфера  деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим  развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между  собой.

По сферам воздействия  можно выделить следующие виды региональной политики:  

1. Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, достижение регионального экономического равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции. 

2. Социальная  политика. В поле зрения – процессы  и форма организации жизни  людей общественного производства  со стороны условий труда, быта  и отдыха человека и развития  личности вообще. Социальные различия  в жизни населения подавляющего  числа государств колоссальны.  Отсюда поиск путей выравнивания  уровней жизни между различными  регионами и типами поселений,  а также общее улучшение качества  социальной среды составляют  суть региональной политики в  социальной сфере. 

3. Демографическая  политика. Она означает активное  вмешательство государства, как  в естественное, так и механическое  движение населения с целью  достижения специфических для  регионов целей. 

4. Экистическая (поселенческая) политика. Эстетика  – наука об эффективном использовании  территории конкретного региона  путем оптимального размещения  производств, коммуникаций и мест  расселения с учетом природных,  экономических, архитектурно-строительных  и инженерно-технических факторов  и условий. Обширность территории  России нередко порождает иллюзию  неактуальности проведения активной  экистической политики в сравнении  с небольшими по территории  европейскими странами. Между тем  именно в России, с ее огромными  пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой  политики способно сэкономить  колоссальные средства. 

5. Экологическая  политика. Усиливающаяся концентрация  производства, диктуемая объективными  потребностями его развития, урбанизация  и скученность населения, широкое  применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы  природой, привели к резко возросшей  нагрузке на окружающую среду. 

6. Научно-техническая  политика. В сферу региональной  научно-технической политики попадают  условия и факторы размещения  центров научных исследований, взаимосвязи  между местами концентрации НИОКР  и размещением производительных  сил, территориальные формы соединения  науки и производства, региональные  перемещения научных кадров.

  Структурирование  региональной политики может  производиться иначе: все зависит  от критерия, положенного в его  основу. Иногда различают следующие  виды региональной политики:

1) По целям  (политика выравнивания уровней  развития регионов, максимальное  использование местных ресурсов);

2) По механизму  (автоматическая – распределение  по формуле, проблемная – по  спецпрограммам; целевая – по  конкретным регионам);

3) По средствам  (финансовая, административная, инфраструктурная); 4) По адресату (региональные власти, организации, граждане).  
 

Объекты, субъекты и формы региональной политики.

К основным объектам региональной политики относятся.

o Производственные (прежде всего предприятие как  первичное звено общественного  разделения труда),

o Социальные (человек  как представитель социума, семьи,  этноса),

o Денежно-финансовые (федеральные бюджет, ассигнования  частных лиц, иностранные инвестиции).

В качестве субъектов  региональной политики мот выступать  как конкретные представители государственной  и районной власти (физические лица), так и отдельные учреждения, организации  и предприятия (юридические лица).

К основным функциональным формам региональной политики относят:

1. Прогнозирование  – научное предвидение предполагаемых  направлений и параметров экономического  развития региона на основе  анализа источников финансирования, экономической структуры. 

2. Региональное  программирование – целенаправленное  вмешательство в развитие региона,  с формулированием целей и  промежуточных задач социально-экономического  развития региона, а также с  определением конкретных сроков  достижения поставленных целей  и необходимых затрат ресурсов. 

3. Региональное  планирование – установление  конкретных задач и целей на  плановый период с указанием  источников финансирования, конкретных  исполнителей.  
 

Информация о работе Региональное неравенство и территориальная справедливость