Работа с географической картой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:08, творческая работа

Описание

Значение карты в преподавании географии. Основные понятия, составляющие «знание карты»: 1) построение карты, 2) ее чтение, 3) понимание и 4) представление о пространственном размещении географических предметов и явлений на поверхности Земли. Совершенствование методов работы с географической картой. Делении видов чтения карты.

Работа состоит из  1 файл

работа с географическими картами.doc

— 47.50 Кб (Скачать документ)

РАБОТА С ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТОЙ 

Требования, предъявляемые  жизнью к подготовке учащихся во вспомогательной  школе, закономерно вызывают необходимость  совершенствования методов работы с географической картой, этой «альфой  и омегой географии», по выражению  академика Л. С. Берга. 

Значение карты  в преподавании географии общепризнано. 

По словам А. С. Баркова, «без карты нет и не может быть географии, картой география  начинается и ею же заканчивается. Карта  не только необходимый инструмент, это сама география». (А. С. Барков. Вопросы методики и истории географии. М, Изд-во АПН РСФСР, 1961, стр. 34.) 

А. С. Барков утверждал, что работа с географической картой — обязательный элемент обучения, без которого преподавание географии  не имеет смысла. 

Автор многих учебных пособий по географии для учащихся массовой школы И. И. Заславский также подчеркивает роль карты как средства обучения: «Так же как и книга, карта во многих случаях является самостоятельным источником географических знаний... Если книга является словесным описанием земной поверхности, карта служит ее географическим описанием». (И. И. Заславский. Карты на уроках географии. М., Учпедгиз, 1957, стр. 7). 

Что такое  карта (в переводе с латинского языка  — «чертеж, рисунок»), хорошо поясняет следующее определение: географическая карта есть чертеж земной поверхности, построенный на плоскости (математически точный), дающий уменьшенное, плановое, условное, генерализованное изображение предметов и явлений с целью точной передачи их размещения. (См.: К. А. Салищев. Картографии, её предмет и некоторые задачи. В кн.: «Вопросы географии», 1948, .N 9). Карта отличается от других наглядных пособий (например, от картин) тем, что природные явления и объекты показаны на ней не в своем натуральном виде, а с помощью условных знаков. Школьные географические карты приспособлены к возрасту и развитию учащихся, что достигается посредством их упрощения и увеличения наглядности. 

Среди учителей и методистов географии  распространены различные взгляды  на роль и место карты в учебном  процессе. В зависимости от цели применения карты работа с ней может носить неодинаковый характер. 

Школьные  карты делятся по способу использования (стенные, вкладные, приложенные к  учебнику, контурные, рельефные и  атласы), по масштабу (крупномасштабные и мелкомасштабные), по содержанию (общегеографические и специальные), по нагрузке и оформлению. 

На уроках географии  также используется глобус, который  представляет собой модель земного  шара. Хотя масштаб его обычно очень  мал, он не искажает форму и размеры  географических объектов и потому дает наиболее наглядное представление о форме Земли, о положении земной оси, полюсах, экваторе и т. п. 

И. И. Заславский указывает, что в учительской  практике следует различать четыре основных понятия, составляющих «знание  карты»: 1) построение карты, 2) ее чтение, 3) понимание и 4) представление о пространственном размещении географических предметов и явлений на поверхности Земли. Он также отмечает, чти понятие «чтение карты» подчинено понятию «понимание карты», хотя их часто неправомерно смешивают, так как, для того чтобы читать карту, надо знать ее условные обозначения, а чтобы понимать, надо уметь и читать и обладать к тому же определенным запасом географических знаний. 

Уметь читать карту  — это значит уметь уяснять  географическую действительность по сочетанию условных знаков, т. е. «видеть местность так, как она есть на самом деле», по словам В. Л. Буданова, который относит знание карты к категории умении и навыков. Знать карту — значит, во-первых, владеть возможно лучше картографической грамотой и, во-вторых, пользуясь этой азбукой, уметь читать карту и воспроизводить живую местность при помощи символов на бумаге. Коллектив преподавателей Горьковского педагогического института провел исследование по вопросу работы с картой в школе. В созданном в результате пособии авторами выделяется три вида чтения карты: а) элементарное чтение, суть которого состоит в уяснении свойств объекта по его внешнему виду, на карте (эта горы, а это граница и т п.); б) сложное чтение (в средних классах), основанное на тех видах и свойствах, которые отражены на карте (Африка лежит в жарком поясе, берега ее мало изрезаны и т. п.); в) сложное чтение (в старших классах), в которое входят оба первых вида и, кроме того, требуется сделать выводы о факторах, не обозначенных на карте (рассказ о климате без климатической карты и т. п.). 

Основываясь на этом делении видов чтения карты, горьковские ученые пришли к выводу, что первое знакомство детей с  картами и глобусом, начальные  сведения о Земле в целом можно  отнести на II и даже на I класс общеобразовательной школы. 

Во вспомогательной  школе работа с картой проводится при изучении всего учебного материала, составляющего курс географии. При  этом используется несколько видов  географических карт, в том числе  контурные, предназначенные для обучения учащихся массовой школы, и глобусы разной величины. 

В основном во вспомогательной  школе используют карты для начальной  школы, масштаб которых крупнее, окраска более яркая, на них меньше изображено названий объектов. Применение отраслевых, общеэкономических карт для средней общеобразовательной школы и атласов не дает нужного эффекта в обучении умственно отсталых учащихся. Основным видом карт, которыми пользуются ученики вспомогательной школы, являются настольные карты, вложенные в учебник географии, и стенные карты, одна из которых должна висеть постоянно в каждом классе (с V по VIII класс). 

В комплексе  практических работ на уроках географии  программой для вспомогательной  школы предусмотрены разнообразные  виды работ с картой. Во время выполнения этих работ ученики получают знания по предмету, закрепляют изученный материал. Для учащихся вспомогательной школы характерно элементарное чтение карты, т. е. уяснение свойств объекта по его внешнему виду на географической карте, но умственно отсталые ученики, особенно в VII и VIII классах, способны при определенных условиях выполнять задания на установление причинно-следственных зависимостей географического характера, делать несложные выводы. 

Опыт передовых  учителей вспомогательной школы позволил выявить некоторые методы и приемы, способствующие осмысленному закреплению умственно отсталыми учениками знаний и навыков, связанных с картой. Было установлено, что для улучшения понимания и запоминания, для различения и уточнения учащимися названий географических объектов и их места на карте имеют значение форма изложения учителем нового материала, связанного с картой, проведение систематической словарной работы, развитие интереса учащихся к изучаемому материалу, система упражнений, выполняемых на контурной карте, практические работы, связанные с картой, и т. п. В процессе наблюдений были выявлены также конкретные приемы, которые применяют учителя географии в работе с картой при обучении умственно отсталых учащихся. 

Эти методы и  приемы по мере их использования можно  разделить на две группы. 

Одни из них  широко и постоянно применяются  на уроках, и эффективность их проверена практикой. Это прежде всего работа с контурной картой, записи и рисунки на классной доске и в тетрадях учащихся, «путешествия» по карте, географические диктанты. Как правило, рассказ учителя сопровождается показом картин, фотографий, кинофильмов и диафильмов. Лучшие учителя проводят с учениками достаточное количество полезных экскурсий и практических работ. 

Методы и приемы другой группы на уроках географии  во вспомогательной школе используются, к сожалению, крайне редко или  не применяются совсем. К ним можно отнести работу с классной доской, с дежурной картой, проведение географических викторин, игр, привлечение художественных описаний, практические работы на географической площадке, в краеведческом уголке. Почти отсутствуют в практике вспомогательной школы задания ученикам, выполнение которых связано с применением географических знаний в быту, в жизни (например, найти на карте страну, название которой напечатано на этикетке, или город, изображенный на открытке или марке). Не используется зачастую карта и на других уроках (чтения, естествознания) в тех случаях, когда изучаемый материал требует ее применения. Систематическая работа с картой во вспомогательной школе начинается с V класса. Прежде чем перейти к работе с ней, необходимо познакомить учеников с такими понятиями, как рисунок и план изображения окружающей местности. 

Работа с планом служит введением в изучение географической карты. Вначале учитель показывает ученикам рисунок с изображенными  на нем объектами, предметами и расположение их на плане. Полезно провести сравнение плана не только с рисунком, но и с аэрофотоснимком. Это поможет ученикам лучше понять, что план — это уменьшенный чертеж места, как если бы мы смотрели на него сверху. Сравнивая рисунок и план, ученики определяют их сходство и различие, выясняют, что на рисунке все предметы выглядят, как в действительности, а на плане эти же предметы обозначены условно. 

К тому времени, когда учащиеся знакомятся с понятием плана, они уже знают стороны  горизонта и с помощью компаса умеют определять их, что необходимо при его построении. Учитель объясняет ученикам, что при черчении плана следует помнить о том, что север будет в верхней части листа, а юг — внизу, соответственно слева будет запад, а справа — восток. Затем учитель знакомит учащихся с понятием масштаба. Для этого он предлагает измерить длину и ширину какого-либо предмета (парты, стола) и обозначить их на чертеже (условно приняв, например, две клеточки в тетради за 1 м). 

Упражнения в  измерении расстояний и изображении их на бумаге в определенном масштабе следует начинать с самых простых. 

Например, ученику  дается отрезок рейки или веревки  длиной в 2 м и предлагается измерить ее метром. У него получилось 2 м, Учитель  спрашивает ученика: 

— Можешь ли ты нарисовать (начертить) в тетради веревку такой длины? 

— Не могу, она  не поместится. 

— Как же все-таки ее начертить? 

— Можно сделать  меньше. 

— А как узнать, какой длины на самом деле веревка, тому, кто увидит рисунок? 

— Нужно написать: «В 1 см — 1 м». 

Учитель предлагает остальным учащимся сделать это в тетради. Проводятся и варианты таких упражнений, например, раздаются листочки, на которых начерчены отрезки прямой длиной в 1, 2 и 3 см. Под линиями написано: «В 1 см —1 м» или «В 1 см — 3 м» и т.д. При составлении плана школьного участка учащиеся измеряют расстояние шагами. Например, если ученица В. сделала от одного края площадки до другого 30 шагов (длина ее шага — 70 см), длина одной стороны участка, следовательно, будет равна 21 м. Выполняя такое задание, ученики измеряют школьный участок и наносят результаты измерения на план. Т. Н. Головина рекомендует при построении плана школьного участка делать сначала макет, а потом — план небольшого участка с холмиком, деревом и т, д., предварительно ограничив его веревкой, натянутой между колышками. Затем можно сделать план школьной территории, обозначив школу прямоугольником, отметив вход в школьное здание и один-два объекта перед школой. Учащиеся должны хорошо уяснить себе, куда каждый из них направляется, выйдя из школы (на север, на юг, восток или запад). На плане обозначаются основные направления (С, Ю, 3, В) можно дать и промежуточные (СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ), План, который впервые составляют дети, не должен быть перегружен деталями (достаточно двух-трех объектов). Условность наносимых на него топографических обозначений должна быть обоснована и понятна детям. Например, если на участке, изображенном на плане, есть небольшой холм, нужно предложить учащимся посмотреть на него (или на другой холм) сверху, тогда дети поймут, почему на плане он будет изображен в виде кружка. Условные обозначения лиственных и хвойных деревьев, домов, рек будут лучше поняты учащимися, если им сначала показать рисунки или фотографии этих объектов. 

Составляя план, учащиеся овладевают такими необходимыми навыками, как ориентирование, определение масштаба, знаниями условных знаков топографической карты. Изучив условные знаки, ученики могут определить, пользуясь планом, сколько в районе заводов, электростанций, рек, озер и т. д. 

При переходе от изучения плана местности к карте учитель отмечает, что план можно снимать сравнительно с небольших участков земли (план двора, улицы, города, колхоза), но людям надо знать не только местность, где они живут, но и страны, реки, горы на всей Земле. Все это не может поместиться на плане. Большие пространства Земли изображают на картах и глобусах. Учитель знакомит детей с глобусом — моделью земного шара и картами, которые могут быть разного размера и содержания. Далее учитель раздает детям карты-вкладки в учебник для вспомогательной школы, которые до этого времени хранились у учителя. Дети сравнивают масштаб стенных и вкладных карт. Затем ученики рассматривают разные по содержанию карты в альбоме к учебнику и читают рассказ в учебнике «Первые карты». Учитель делает дополнения к этому рассказу о том, как трудно составить карты и как они необходимы (без карты капитан не может управлять кораблем, летчик — самолетом, без карт невозможно строительство городов, дорог, каналов и т. л.), говорит о необходимости бережного отношения к картам. На дом ученики получат задание — вклеить карты в учебник между обложкой и последней страницей (иначе умственно отсталые ученики их теряют).

Информация о работе Работа с географической картой