Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:02, курсовая работа
Данная работа включает в себя три главы. В первой главе рассмотрены история создания природно-заповедного фонда, обозначены цели и задачи заповедного дела. Также представлена структура природно-заповедного фонда Украины и рассмотрены вопросы государственного регулирования использования объектов природно-заповедного фонда Украины.
  Во второй главе рассмотрены биосферные и природные заповедники, национальные природные парки и заказники Украины и их современное использование в туристско-рекреационных целях. Третья глава посвящена изучению проблем современного использования ресурсов природно-заповедного фонда Украины и перспектив дальнейшего использования природоохранных территорий Украины в целях туризма и рекреации.
Введение
Глава 1. Основные понятия и структура природно-заповедного фонда Украины
1.1.Понятия туристско-рекреационных ресурсов
1.2. Основные понятия, цели и задачи природно-заповедного фонда Украины
1.3. Структура ПЗФ Украины, правовой режим природно-заповедных и особо охраняемых территорий
Глава 2. Туристско-рекреационные ресурсы природно-заповедного фонда Украины и особенности их использования
2.1. Заповедники Украины и  возможности их использования в  туристско-рекреационных целях
2.2. Национальные парки Украины и возможности их использования в туристко-рекреационных целях
2.3. Заказники и возможности их использования в туристско-рекреационных целях
Глава 3. Проблемы и перспективы использования объектов природно-заповедного фонда в туристско-рекреационных целях
3.1.Природопользование как фора охраны окружающей среды
3.2.Правовые механизмы управления природопользования
3.3. Проблемы и перспективы использования объектов ПЗФ в туристско-рекреационных целях
Заключение
Литература
В данный момент с этой экологической проблемой столкнулись все страны мира. Считается, что наиболее подвержены проблеме загрязнения окружающей среды индустриальные страны Америки и Европы, но пройдет совсем немного времени, когда эта же проблема охватит и развивающиеся страны, поэтому уже сейчас следует предпринимать серьезные меры, так как известно: беду легче предотвратить, чем потом устранять ее последствия.
Под термином «охрана окружающей среды» понимаются все экономические, правовые, социально – политические и организационно – хозяйственные механизмы, которые подводят окружающую среду к «пределу прочности». Но нельзя же ждать пока загрязнение не достигнет высшей степени. Нужно предотвратить угрозу уничтожения мира[25].
 Приоритетные 
направления природоохранной деятельности 
Экологическая безопасность производства 
и охрана окружающей среды являются одними 
из основных приоритетов деятельности 
стран мира, которая осознает весь масштаб 
задач в этой области. 
  Сложность и объем экологических проблем   
являются результатом и наследием советского 
индустриального подхода, в соответствии 
с которым   промышленные объекты строились 
без должного учета требований охраны 
окружающей среды. 
  Повышение экологической безопасности 
производства, снижение выбросов загрязняющих 
веществ в атмосферу и водные объекты 
в соответствии с требованиями природоохранного 
законодательства было определено Стратегией 
развития производства до 2015 года (и подтверждено 
в Стратегии развития производства до 
2020 года)  в качестве одной из долгосрочных 
целей деятельности Компании. 
 В соответствии с одобренной странами 
мира Экологической политикой приоритетными 
направлениями природоохранной деятельности 
являются:
 Помимо 
перечисленных направлений 
3.2. Правовые механизмы управления природопользованием.
Механизм хозяйствования в сфере природопользования и охраны окружающей среды представляет собой систему мер по управлению, экологического законодательства и экономического стимулирования, направленную на рациональное природопользование (см. схему 1).
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 Все 
рычаги народнохозяйственной природозащитной 
системы составляют единое целое и дополняют 
друг друга. Вместе с тем каждый из них 
имеет самостоятельные функции, решает 
определенный круг задач и, в зависимости 
от уровня сформированности, стимулирует 
или тормозит работу системы в целом. 
Государственное управление в области 
охраны окружающей природной среды осуществляют 
Кабинет Министров Украины, Совета народных 
депутатов и их исполнительные и распорядительные 
органы, а также специальные уполномоченные 
на то государственные органы по вопросам 
охраны природной среды и использования 
природных ресурсов. 
Специально уполномоченными государственными 
органами управления в области охраны 
окружающей среды и использования природных 
ресурсов в Украине является Министерство 
охраны окружающей природной среды и ядерной 
безопасности (сокращенно Минприроды). 
Сейчас Минприроды осуществляет координацию 
всех природоохранных работ в Украине, 
готовит для Кабинета Министров предложения 
по вопросам охраны природы и рационального 
использования водных ресурсов, разрабатывает 
предложения по совершенствованию хозяйственного 
механизма управления процессом природопользования, 
экологические нормативы, правила и стандарты; 
готовит долгосрочные государственные 
целевые программы по охраны окружающей 
среды, утверждает ТерКСОП *, осуществляет 
экологическую экспертизу схем развития 
и размещения производительных сил Украины, 
контроль за соблюдением экологических 
норм при разработке новой техники, технологии 
и материалов, экологическую экспертизу 
проектов всех новостроек и действующих 
промышленных объектов. 
Минприроды имеет право запретить строительство, 
реконструкцию или расширение объектов 
промышленного или иного назначения, проведения 
работ по эксплуатации природных ресурсов, 
если они нарушают природоохранное законодательство, 
а также привлечь к ответственности как 
организации, так и отдельных граждан 
в случае нарушения природоохранного 
законодательства. 
Минприроды Украины работает в тесной 
связи с Министерством здравоохранения 
и подчиненными ему санитарно-эпидемиологическими 
службами, Министерством сельского хозяйства, 
Государственным комитетом по гидрометеорологии, 
Государственным комитетом водного хозяйства, 
Государственным комитетом по геологии, 
Государственным комитетом земельного 
хозяйства, Национальным комитетом авиации 
Украина. 
Решение Минприроды, вынесенные в пределах 
его компетенции, являются обязательными 
для выполнения всеми министерствами, 
объединениями, предприятиями и организациями. 
При этом Министерстве была создана Государственная 
экологическая инспекция, в состав которой 
входят Главная экологическая инспекция, 
инспекции охраны Черного и Азовского 
морей, экологические инспекции Автономной 
Республики Крым, областей, городов Киева 
и Севастополя. Основной задачей Государственной 
экологической инспекции является осуществление 
государственного контроля в области 
охраны окружающей природной среды и использования 
природных ресурсов. Эта структура имеет 
право: обследовать предприятия, их объединения, 
военные и оборонные объекты с целью проверки 
соблюдения требований экологической 
безопасности, выполнения мероприятий 
по охране окружающей среды и рационального 
использования природных ресурсов; ограничивать 
и останавливать строительство, реконструкцию, 
расширение объектом объектов промышленности, 
транспорта, связи, обороны и т.п., если 
их деятельность осуществляется с нарушением 
природоохранного законодательства; подавать 
иски о возмещении ущерба и потери, причиненные 
вследствие нарушения законодательства, 
и т.д. 
Правовое регулирование природопользования 
является одним из основных рычагов хозяйственного 
механизма управления этим процессом. 
К правовым основам охраны окружающей 
среды и рационального природопользования 
относится система государственных мероприятий, 
она закреплена в праве и направлен на 
сохранение и восстановления природных 
ресурсов и улучшения условий, необходимых 
для жизни человека и развития материального 
производства. 
К системе права в сфере рационального 
природопользования входят: 
1) правовое регулирование, сохранение 
и восстановление природных ресурсов; 
2) государственный и общественный контроль 
за выполнением требований охраны природы 
и рационального природопользования; 
3) юридическая ответственность правонарушителей. 
Совокупность природоохранных норм и 
правовых актов, объединенных общностью 
объекта, предмета, работников и цели правовой 
охраны природы, образует природоохранное 
законодательство. 
Юридическую базу природоохранного обязательства 
составляет Конституция Украины, где в 
ст. 16 записано: «Обеспечение экологической 
безопасности и поддержание экологического 
равновесия на территории Украины, преодоление 
последствий Чернобыльской катастрофы 
– катастрофы планетарного масштаба, 
сохранение генофонда Украинского народа 
являются обязанностью государства». 
Статья 50 гласит: «Каждый имеет право на 
безопасную для жизни и здоровья окружающую 
среду и на возмещение причиненного нарушением 
этого права вреда». 
Существуют определенные формы каждого 
законодательства, в том числе и природоохранного; 
частности, таковыми являются нормативные 
акты, содержащие нормы права по охране 
природы и рационального природопользования. 
Они разделяются на законы и подзаконные 
акты. 
Природоохранное законодательство как 
рычаг управления процессом природопользования, 
начало формироваться с 1991 г., когда был 
принят Закон Украины «Об охране окружающей 
природной среды», где сформулированы 
задачи природоохранного законодательства. 
Это – регулирование отношений в сфере 
охраны, использования и воспроизводства 
природных ресурсов, обеспечение экологической 
безопасности, предупреждения и ликвидации 
отрицательного воздействия хозяйственной 
и иной деятельности на окружающую среду, 
сохранения природных ресурсов, генетического 
фонда живой природы, ландшафтов и других 
природных комплексов, уникальных территорий 
и объектов, связанных с историко-культурным 
наследием. 
К объектам государственной охраны и регулирования 
использования на территории Украины 
принадлежат: окружающая природная среда 
как совокупность природных и природно-социальных 
условий и процессов, природные ресурсы 
– как вовлечены в хозяйственный оборот, 
так и те, которые не используются в народном 
хозяйстве в течение какого времени (земля, 
недра, воды, атмосферный воздух, лес и 
другая растительность, животный мир), 
ландшафты и другие природные комплексы. 
Особой охране подлежат территории и объекты 
природно-заповеднный фонд Украины. Кроме 
того, государство должно охранять от 
негативного воздействия неблагоприятных 
экологических факторов также здоровья 
и жизни людей. 
Все 16 разделов Закона фактически предусматривают 
формирование рычагов хозяйственного 
механизма управления процессом природопользования 
для выхода Украины из критической экологической 
ситуации. 
В 90-х годах Верховной Радой Украины был 
принят также Закон Украины «Об экологической 
экспертизе» (1995), Земельный кодекс (1990), 
Водный кодекс (1995), Лесной кодекс (1994), 
Кодекс о недрах (1994), Законы Украины: «О 
плате за землю» (1992), «Об охране атмосферного 
воздуха» (1992), «О природно-заповедном 
фонде» (1992), «О животном мире» (1993), «О пестицидах 
и агрохимикатах» (1995) и др. 
Украина ратифицировала международные 
конвенции «О биологическом разнообразии» 
(1994), «Об охране дикой природы, фауны и 
природных сред обитания в Европе» (1996),«О 
веществах, разрушающих озоновый слой» 
(1996). 
 Подзаконными 
актами служат нормативно-правовые акты 
государственных органов Украины. Они 
выдаются на основе законодательных актов. 
Прежде всего это постановления и распоряжения 
Кабинета Министров Украины: «Об утверждении 
порядка определения платы и взыскания 
платежей и Положения о республиканском 
внебюджетном фонде охраны окружающей 
природной среды» (1992) и «Об утверждении 
Положения о государственном мониторинге 
окружающей природной среды» (1993). К подзаконным 
актам относятся также ведомственные 
нормативные акты, например, «Базовые 
нормативные платы за загрязнение окружающей 
среды Украины», утвержденные приказом 
Минприроды Украины (1993). 
Контроль за соблюдением 
природоохранного законодательства в 
Украине осуществляют различные государственные 
и общественные организации. Среди них 
выделяются государственные органы общей, 
социальной и отраслевой компетенции. 
Для первой группы 
органов природоохранный контроль – это 
часть их общих контрольных полномочий, 
осуществляемых в различных сферах жизни 
общества. К этим органам относятся Верховная 
Рада, Кабинет Министров, исполнительные 
комитеты местных советов народных депутатов, 
местные администрации. 
Важная роль в 
охране окружающей среды принадлежит 
правоохранительным органам. Органы прокуратуры 
осуществляют высший надзор за исполнением 
законодательства об охране окружающей 
среды всеми министерствами и ведомствами, 
предприятиями, учреждениями и гражданами. 
Судом рассматриваются уголовные, гражданские 
и административные дела, связанные, в 
частности, с нарушением требований природоохранного 
законодательства. Государственные органы 
специальной компетенции уполномоченные 
контролировать деятельность предприятий, 
учреждений, организаций и граждан только 
по вопросам охраны окружающей среды и 
рационального использования природных 
ресурсов. Это, в частности, органы контроля 
за охраной и рациональным использованием 
природных ресурсов – земель, вод, недр, 
лесов, атмосферного воздуха и т.д., которые 
действуют в составе соответствующих 
министерств и ведомств. Некоторые из 
этих органов имеют внутриведомственные, 
другие – надведомственный контрольные 
полномочия. 
Как первичный 
документ при решении вопросов о применении 
юридической ответственности используется 
акт о нарушении правил охраны природы. 
Он составляется на месте правонарушения 
государственной или другим уполномоченным 
на то должностным лицом вместе с причастными 
к нарушению лицами и свидетелями. 
В области окружающей 
среды основном применяются четыре вида 
юридической ответственности: уголовная, 
административная, гражданско-правовая 
и дисциплинарная. 
Уголовная ответственность 
применяется только судами за наиболее 
серьезные нарушения природоохранных 
правил, то есть за преступления. Уголовно-правовые 
санкции: лишение свободы, исправительные 
работы, штраф, конфискация орудий, средств 
и предметов преступления. 
Административная 
ответственность заключается в применении 
предусмотренных законом мер взыскания 
или воздействия административными комиссиями 
при исполнительных комитетах районных 
(городских) Советов народных депутатов 
или специально уполномоченными на то 
должностными лицами дердарственных органов 
без рассмотрения дел в суде. Мер административного 
взыскания употребляют только к гражданам 
и должностным лицам. Это – предупреждение, 
денежный штраф, конфискация ружей и других 
средств охоты, лишение права охоты на 
срок до трех лет. Мер административного 
воздействия употребляют относительно 
предприятий, учреждений и организаций. 
Это – прекращение работы предприятий, 
цехов, агрегатов и других хозяйственно-технических 
объектов, которые систематически загрязняют 
окружающую среду сточными водами и выбросами 
в атмосферный воздух; запрет использований 
отдельных машин и механизмов, приборов, 
являющихся источниками загрязнения, 
шума, вибраций, излучение выше допустимых 
норм. 
Гражданско-правовая 
ответственность предусматривает арбитражные 
дела об охране природы – дела по решению 
хозяйственных споров между предприятиями, 
учреждениями и организациями. Компетенция 
органов государственного арбитража по 
рассмотрению хозяйственных споров разграничивается 
с учетом территориального признака и 
стоимости иска. Чаще арбитражные суды 
рассматривают дела о возмещении убытков: 
рыбном и лесному хозяйству, землепользователем. Дисциплинарная 
ответственность заключается в наложении 
взыскания дирекцией предприятия, учреждения 
или организации посредством издания 
соответствующего приказа. За допущенные 
нарушения могут быть наложены следующие 
дисциплинарные взыскания: замечание, 
выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую 
работу или понижение в должности, увольнение 
с работы[25].
3.3. Перспективы и проблемы использования объектов ПЗФ в туристско-рекреационных целях.
Перспективы использования объектов ПЗФ в туристско-рекреационных целях.
Техногенное давление на окружающую среду Украины проявилось на всех уровнях, в т. Ч. И на природном генетическом фонде. Обедняется видовой состав флоры, наблюдается резкая дестабилизация лесных экосистем. Долгое бесконтрольное использование лекарственных растений, неблагоприятная экологическая ситуация привели к кризисному состоянию ресурсов большинства дикорастущих лекарственных растений. Всего за 20 лет число видов животных и растений, занесенных в Красную книгу, увеличилось в 4 раза. Сохранение генетических ресурсов Украины, разнообразных ландшафтов – одна из важнейших задач природоохранительной деятельности государства. Одним из основных направлений в области охраны природы является формирование научно обоснованной сети территорий и объектов природно-заповедного фонда Украины. Согласно принципам заповедного дела, сеть природных заповедных территорий и объектов должна обеспечить сохранение в естественном состоянии типичных и уникальных природно-территориальных комплексов в различных их динамических состояниях, генетических ресурсов, биосферных и других природных объектов. В создании первых природных заповедников воплотилась идея комплексной охраны природы. Заповедники охраняют не отдельные виды растений и животных, или отдельные элементы ландшафта, а все огромное биоразнообразие Земли вместе с типовыми и уникальными ландшафтами. Именно в заповедниках собран бесценный материал для познания экологических законов, функционирования природных экосистем, возможностей их восстановления после сильных антропогенных вмешательств. Сеть территорий и объектов природно-заповедного фонда можно рассматривать как основу для изучения взаимоотношений между обществом и природой на пути устойчивого развития при сохранении способности природных систем к самовосстановлению. При рассмотрении функций заповедных объектов выявляется следующая эволюция взглядов: охрана части популяции отдельных видов охрана популяции охрана раритетных ценозов охрана экосистем (биоценозов) охрана растительного и животного мира охрана природно-территориальных комплексов. Концентрация развития заповедного дела в Украине предусматривает оптимизацию и совершенствование сети территорий и объектов природно-заповедного фонда с целью обеспечения охраны биоразнообразия, типичных и уникальных ландшафтов Украины, способствования поддержанию экологического равновесия на ее территории, укрепления базы для проведения мониторинга окружающей природной среды, научных исследований, экологического и патриотического воспитания граждан. Процент заповедности является важным экологическим и социальным показателем, повышение которого способствует экологической стабильности, сохранению генофонда страны. С целью реализации требований Закона «О природно-заповедном фонде Украины» в 1998 г. был подготовлен и принят ряд постановлений Кабинета Министров Украины и приказов по Министерству, которые касаются совершенствования механизма компенсации ущерба, нанесенного нарушением природоохранного законодательства в рамках ПЗФ, организации эколого-образовательной деятельности и научных исследований и др. Развитие системы ПЗФ осуществляется в соответствии с Программой перспективного развития заповедного дела в Украине, утвержденной постановлением Верховного Совета 1994 г. Дальнейший рост городских агломераций обусловливает рост потребностей населения в рекреационных ресурсах. В связи с этим перспективной формой организации охраны и рационального использования отдельных территорий являются национальные природные парки. На них возлагается выполнение следующих задач: сохранение ценных природных и историко-культурных комплексов, создание условий для организации туризма, отдыха и других форм рекреационной деятельности в природных условиях, проведение научных исследований и экологической образовательно-воспитательной работы. В целях удовлетворения рекреационных потребностей населения и охраны природы национальные природные парки занимают значительное место в структуре ПЗФ Украины. Новой формой рекреационного пользования и создания условий для эффективного туризма и отдыха в природных условиях с соблюдением режима охраны заповедных природных комплексов и объектов выступают региональные ландшафтные парки. В 1988 г. был подготовлен проект Программы формирования национальной экосети Украины на 2000-2015 гг. Этой Программой предусмотрено формирование едино-территориальной системы участников природных ландшафтов в форме природных регионов и природных коридоров для сохранения биологического разнообразия, устойчивости биогеоценозов и экологического равновесия на территории Украины. Одними из основных элементов экосети, ее сердцевинными природными ядрами должны стать территории и объекты ПЗФ, общую площадь которых, в процессе выполнения Программы, планируется увеличить до 10,4% от площади страны. Главными задачами развития заповедного дела в последующие годы остаются: увеличение площади объектов ПЗФ; повышение флористической, ценотической, фаунистической и ландшафтной репрезентативности ПЗФ; активизация работы по созданию в приграничных местностях межгосударственных природно-заповедных территорий; разработка национального плана действий по сохранению и рациональному использованию водно-болотных угодий; совершенствование системы государственного управления, прежде всего, заповедниками и национальными природными парками; разработка и внедрение эффективного экономического механизма функционирования системы территорий ПЗФ; внедрение единого порядка формирования государственного бюджета на сохранение и развитие ПЗФ Украины[28].
Проблемы использования объектов ПЗФ в туристско-рекреационных целях.
 Проблемами 
ПЗФ Украины на данный момент является: 
экологическое загрязнение, вызванное 
взрывом в 1986 году на Чернобыльской АЭС, 
это один из основных факторов загрязнения 
природной окружающей среды. Так же к проблемам 
ПЗФ относятся загрязнения окружающей 
среды  промышленными предприятиями, 
расположенными в основном в Центральной 
Украине. Существуют экономические проблемы, 
связанные с тем, что правительство Украины, 
выделяет мало финансовых средств на усовершенствование 
инфраструктуры природно-заповедного 
фонда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
Туризм сегодня превратился в бурно развивающуюся отрасль мирового хозяйства. Во многих странах туризм занимает значительное место в формирование валового внутреннего продукта, создания дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, оптимизации внешнеторгового баланса. Для целого ряда стран туризм является источником значительных валютных поступлений, способствует расширению международных контактов и т.п. [4].
Сохранение природного биологического и ландшафтного разнообразия в Украине определено как одно из приоритетных направлений природоохранной деятельности государства, а создание развитой сети территорий и объектов природно-заповедного фонда (ПЗФ) рассматривается как наиболее эффективный путь сохранения генофонда растительного и животного мира, типичных и редких ландшафтов, поддержания благоприятных экологических условий и равновесия.
       
Проблема оценки и оптимизации существующей 
сети ПЗФ актуальна в связи с принятием 
международных конвенций по устойчивому 
развитию и программ по сохранению биологического 
и ландшафтного разнообразия, а также 
законов Украины об утверждении государственной 
программы формирования национальной 
экологической сети Украины и об охране 
культурного наследия, принятых в 2000 г. 
[28]. 
 
 
 
 
 
Литература.