Племя Гуроны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 22:22, доклад

Описание

Гуроны – одно из наиболее многочисленных племен американских индейцев. Известно, что до европейского вторжения их численность доходила до 40 000 человек. Изначально, местом обитания гуронов была центральная часть Онтарио. Но в ходе долговременной и поистине кровавой вражды с племенем ирокезов, гуроны были разбиты на две неравные группы. Меньшая часть племени отправилась в Квебек (часть современной Канады). Другая, более многочисленная, группа попыталась осесть на территории современного Огайо (США), однако вскоре была вынуждена переселиться на территорию современного штата Канзас.

Работа состоит из  1 файл

Гуроны.docx

— 24.59 Кб (Скачать документ)

   Гуроны –  одно из наиболее многочисленных  племен американских индейцев. Известно, что до европейского вторжения  их численность доходила до 40 000 человек. Изначально, местом обитания  гуронов была центральная часть Онтарио. Но в ходе долговременной и поистине кровавой вражды с племенем ирокезов, гуроны были разбиты на две неравные группы. Меньшая часть племени отправилась в Квебек (часть современной Канады). Другая, более многочисленная, группа попыталась осесть на территории современного Огайо (США), однако вскоре была вынуждена переселиться на территорию современного штата Канзас. Кстати, здесь они обитают до сих пор, сумев сохранить крохи собственной культуры и языка. Как и многие другие племена восточной части континента, до появления европейцев, гуроны были прекрасными земледельцами в теплое время года, выращивая кукурузу, табак и другие растения. Зимой племя выживало за счет охоты на бизонов, оленей, медведей и мелкую дичь. Примечательно, что гуроны по форме правления являлись одной из первых племенных конфедераций. Все племя делилось на кланы, родство в которых шло от матери-прародительницы. Кстати, именно «старшая мать» (старшая и уважаемая всеми женщина) назначала членов совета конфедерации гуронов от своего клана.  

    Гуроны  поклонялись одному верховному  божеству. Отличительной чертой  этого племени была церемония  «пира мертвых», проводимая раз  в десять лет. Заключалась она  в том, что в определенное  время выкапывались тела всех  ушедших за последнее десятилетие  членов племени, затем их переносили  в общую могилу. Гуроны верили, что без этой церемонии души  умерших не могут переселиться  в мир иной, и будут обречены  на вечные скитания по земле.  Со знакомством с европейцами,  а точнее с французами, гуроны оказались первым племенем, вступившим с ними в торговые отношения. Более того, именно благодаря посредничеству гуронов начала развиваться французская торговля с другими племенами. Взамен, гуроны получили мощную поддержку со стороны европейцев в своей вражде с ирокезами. Однако процветание племени гуронов закончилось сразу же после войны за независимость Соединенных Штатов. В конце 19в. согласно указу о положении коренного населения, племя потеряло даже те земли, которые ранее были отведены под резервации. На данный момент в США и Канаде проживает примерно 4 000 гуронов. гуроны

  ирокезы

  могикане

  команчи

  апачи

Ирокезы – одно из самых воинственных и влиятельных  индейских племен Америки доколониальных времен. Как и гуроны, ирокезы делились на кланы, где родство определялось по материнской линии. Этот союз племен занимал площадь от реки Гудзон до озера Эри. Известно, что ирокезы имели собственную конституцию, «записанную» при помощи ракушечных бусин. Благодаря прекрасной способности к языкам, ирокезы вели торговые дела как с другими племенами, так и, позднее, с европейцами (стараясь при этом обходить стороной тех, кто вступал в союз с гуронами). Кроме этого, в союз племен ирокезов входили не только кланы, связанные непосредственно родственными узами, но и просто племена, пожелавшие принять племенной устав этой конфедерации. Именно такая политика обеспечивала ирокезам влияние в обществе (в том числе и в самом начале колониальной эпохи) и прирост численности племени. В большинстве своем, племена жили охотой и рыбной ловлей. Наиболее желанной добычей любого охотника считались олени, поскольку именно это животное обеспечивало племя всем необходимым: из шкур и жил шили одежду и одеяла, а так же использовали для строительства жилищ, мясо обеспечивало пропитание зимой, а из костей делали разнообразные орудия труда. Наиболее яркой традицией племени ирокезов можно назвать маски и раскраску, наносившуюся на лица. Мастера, изготовлявшие маски, никогда не позволяли себе повторяться, единственным элементов, встречавшимся во всех без исключения изделиях, был крючковатый нос – память о легендарном великане, поклявшемся защищать людей. Считалось, что человек, носивший такую маску, имеет способность отводить болезни не только от себя, но и от всего дома. В социальном плане у ирокезов наблюдалось четкое разделение труда между мужчинами и женщинами, не смотря на то, что женская половина активно участвовала в политических решениях. Женщины всегда руководили домашним хозяйством и земледелием, а мужчины – охотой. Как и многие другие племена в снежной части континента, ирокезы строили жилища, под крышей которых помещалось сразу несколько семей, что гарантировало высокий уровень выживаемости в холодное время года.    Могикан можно, пожалуй, назвать одним из наиболее известных племен Северной Америки, благодаря многочисленным литературным произведениям, в которых достаточно достоверно описана жизнь и нравы племени. Подобная популярность среди литераторов, скорее всего, связана с тем, что могикане приняли христианство быстрее других племен и, следовательно, раньше других начали принимать участие в жизни переселенцев из Старого Света. Вполне вероятно, что именно эта адаптация и привела к постепенному исчезновению племени. В наши дни в общину коренных жителей Северной Америки входит лишь одно из отдаленно родственных могиканам племен – мохиган, чьи обычаи и язык, однако, значительно отличаются.  

    Могикане, как и ирокезы, являются выходцами  из долины реки Гудзон (именно  там они впервые встретили  «белых богов», т.е. европейских  переселенцев в 1609г.). Позднее,  в результате постоянной вражды  с племенем могавков, а затем  и с переселенцами, они обосновались  на территории современных Висконсина, Массачусетса и Коннектикута. Самоназвание  племени – «мохикуньо» - буквально означало «народ великой реки» в память о почти оседлом образе жизни, который они вели на берегах р. Гудзон. Приход протестантских миссионеров не вызвал протеста у могикан, и к 18в. почти все племя приняло христианство, которое, тем не менее, прекрасно уживалось с их исконными верованиями. Это был взаимовыгодный союз: христианская церковь обеспечивала племени защиту от эксплуатации европейцами и посягательств на исконные земли коренных жителей, а могикане, в свою очередь, сделали все, чтобы расширить владения протестантской общины в Новом Свете. Однако такой союз не устраивал колонизационное правительство, стремившееся прибрать к рукам как можно больше земель, заплатив наименьшую цену. Церковь оказалась не в силах долго противостоять требованиям правительства, и вскоре миссионерская деятельность пошла на спад. А вместе с этим стала уменьшаться и численность племени. Несмотря на значительную помощь, оказанную могиканами колонистам во время французской и индийской военных кампаний, а так же в период американской революции, к концу 18в. племя было окончательно лишено прав на свои земли и ограничено зоной резервации. А уже к середине 19в. был утрачен даже язык могикан.  В дни своего расцвета, племя команчей насчитывало около 20 000 человек. Сегодня их численность сократилась почти вдвое, но тем не менее они остаются самым многочисленным племенем современной Северной Америки. В наши дни, большая часть народа команчей проживает на территории штата Оклахома. Что удивительно, это племя стало единственным, кого колонизаторы не смогли выселить с принадлежавшей им земли! Название «команчи», как утверждают лингвисты, происходит от слова «kohmahts» языка племени юта и означает просто «народ». Как отдельная этническая группа, команчи были замечены первыми этнографами лишь в около 1700г. В отличие от других племен, команчи никогда не поддерживали союз ни с другими этническими группами, ни даже с родственными племенами. Около десятка кланов так и остались разрозненными группами, одинаково легко развязывавшими войны друг с другом и устанавливавшими мир. У команчей не было единого вождя, постоянно удерживавшего власть над всеми кланами, в отличие от ирокезов или гуронов. Вместо этого избиралось определенное число предводителей, образовывавших совет клана. На совете верховодили два человека: вождь, избиравшийся на время войны, и вождь мирного времени. Последний, как правило, был старшим и весьма опытным мужчиной племени, молодежь на эту должность не избиралась. А вот на роль «военного вождя» претендовать мог каждый мужчина, отличившийся храбростью в предыдущих сражениях. Совет принимал решения о том, где должно охотится племя, а так же когда следует откопать «топор войны», на кого направить стрелы, а с кем выкурить «трубку мира». Как и во всех племенах, женщины команчи отвечали, в основном за обустройство жилища и всего поселения, а мужчины – за охоту и военные кампании. А вот в вопросе воспитания детей царило полное равноправие. Надо сказать, что подрастающее поколение оценивалось в племени, как дар Великого Духа, а потому малышей крайне редко наказывали за шалости. Воспитанием занимались практически все члены семьи: старшие братья и сестры, другие родственники, и даже специальные «мужчины-привидения», которые как раз и оказывали наибольшее влияние на маленьких непосед, переодеваясь в выбеленные одежды и изображая духов, пугающих ослушников. Правда, что хуже – родительская порка или вот такой «дух» в лунную ночь – вопрос спорный… Племя индейцев апачей перекочевало в юго-западную часть Североамериканского континента из Аляски, а затем – в Рио-Гранде, где разделилось на две части, используя реку в качестве природной границы. Надо сказать, что апачи были воинственным кочевым поселением, так и не осевшим на какой-то определенной территории. Основным средством выживания целого племени была охота на буйволов. Поскольку именно это животное обеспечивало апачей всем необходимым для жизни, оно считалось тотемным, т.е. священным. Благодаря кочевому образу жизни, апачи быстро оценили преимущество завезенных первыми переселенцами лошадей и вскоре не только сами использовали их как средство передвижения, но и обучали других особому виду верховой езды. Однако минусы кочевой жизни начали довольно явно проявляться, когда апачи стали продвигаться дальше на юг. Вторжение во владения команчей стоило кочевникам огромных потерь и заставило продвигаться дальше, в Техас и Мексику.  

    Но воинственный  нрав апачей и тут сослужил им плохую службу. Война с испанцами в 1730-е гг. почти полностью уничтожила и без того малочисленное племя. Правда, испанцам она тоже стоила не малых потерь и жертв. Вражда прекратилась лишь в 1743г., когда предводитель испанских переселенцев был вынужден согласиться на подписание акта о передаче земель Техаса во владения апачей. Несколькими годами позже на официальной церемонии, вождь племени публично опустил в глубокую яму свой боевой топор в знак примирения. Кстати, именно с этого момента во все европейские языки прочно вошло выражения «зарыть топор войны». Со временем, апачи наладили прочные связи с переселенцами, что обеспечивало и тем и другим надежную защиту и процветание. Однако позже апачи повторили судьбу всех остальных племен, не выдержав натиска колонистов. В 1940г. на территории штата Оклахома было зарегистрировано всего 35 представителей этого племени, а статистика 1970 г. указывала, что из число в Нью-Мексико составляло 1500 человек. ГУРОНЫ

Численность гуронов на момент первых контактов с европейцами оценивается по разному, от 20.000 до 45.000 человек. К 1640 войны и эпидемии сократили их число примерно до менее чем 10.000, а после ирокезского погрома около 300 человек укрылись в Лоретте близ Квебека, и примерно 1.000 гуронов, нейтралов и тионотати в Грин-Бей. Ещё какое-то число гуронов ушло к племенам эри. Впрочем это не означает, что все остальные гуроны и тиононтати были истреблены. Фактически значительно большее их число было принято в ряды тех или иных ирокезских племён. Значительная часть Оленьего народа и некоторые из Скального сдались сенека и были приняты в их состав с правом жить в отдельных деревнях. Большая же часть Скального народа влилась в состав онондага, а немалая часть Медвежьего в мохоков. Лишь Народ Верёвки оказался наиболее стойким сторонником французов. Образ жизни гуронов вполне соответствует тому, что обычно пишут об ирокезах, хотя есть и некоторые отличия. Тиононтати в этом плане не особенно от них отличались, а о лаврентийцах мало что известно. Гуроны жили в довольно больших, зачастую укреплённых, селениях, некоторые из которых насчитывали до 3.000 - 6.000 жителей. Укрепления представляли собой капитальные деревянные стены высотой от 5 до 12 метров, снабжённые вышками и боевыми галереями. Само селение составляли так называемые «длинные дома», весьма солидные строения длиной до 50 - 60 метров, шириной около 12 и высотой до 8 метров. Конструкция домов была типичной для северного Вудленда - каркас из бревён покрытый полотнищами коры вяза, ясеня или хвойных деревьев. Крыша была образована изогнутыми балками, придававшими дому полуцилиндрическую, трубообразную форму. По оси дома размещался свободный проход, а по сторонам были отгорожены отдельные комнаты, со спальными нарами.

  

Комнату занимала одна семья. На каждые две комнаты приходился один общий очаг. Самые большие  дома имели до двадцати комнат, но имелись  и более скромные постройки на 6 - 10 семей. Внутри домов располагались  сделанные из коры короба для хранения зерна и запас сухих дров. Дома в посёлке располагались ровными  рядами, и были разделены широкими улицами, что служило дополнительной защитой от пожаров. В каждом селении  был как минимум один дом совета, имевший большие размеры чем  остальные. Располагались посёлки  гуронов, как правило, во внутренних районах, вдали от открытой судоходной воды. Тем не менее гуроны умели строить каноэ из коры, такие же как у соседних алгонкинов, и использовали их для путешествий или рыбной ловли на озере Гурон. Селения, несмотря на размеры и капитальность построек были временными. Из-за истощения полей и вырубки окрестных рощ на дрова, селение приходилось через некоторое время переносить на новое место. Срок жизни посёлка определялся плодородием окрестных земель и наличием ресурсов, и составлял от 10 до 40 лет. Основой жизни гуронов являлось земледелие. Выращивали в первую очередь «три сестры» - кукурузу, фасоль, тыкву, а также табак. Вспомогательную роль играли охота, рыболовство, сбор кленового сока. Единственным домашним животным была собака. Некоторых из них гуроны специально откармливали и использовали для приготовления ритуальных блюд. Такая же судьба могла ждать и пойманных живьём медведей. Вообще ритуальные и праздничные пиры были для гуронов почти единственной возможностью поесть мяса.

Обычная еда состояла в основном из кукурузы, фасоли и  тыквы с небольшими добавлениями рыбы, жира или кленового сиропа. Охота не играла в жизни гуронов большой роли, и немалую часть потребных им для изготовления одежды, а позднее и для торговли, оленьей кожи и мехов, гуроны выменивали у соседей на кукурузу и вампумы. Более значимо было рыболовство. На берегах и островах залива Джорджиан имелись специально оборудованные рыбацкие лагеря, для сезонного промысла рыбы. Сушёная рыба и рыбий жир составляли заметную часть рациона. Одежду гуроны изготавливали из кожи и меха. В тёплую погоду её носили в весьма небольшом количестве. Причёски были довольно разнообразны, особенно мужские. Женщины чаще всего заплетали волосы в косу. Мужчины также раскрашивали лицо и тело чёрным и красным цветом, реже использовались зелёные и пурпурно-фиолетовые красители. Татуировка встречалась по-преимуществу среди тиононтати. Женщины не татуировались, и не раскрашивались, ограничиваясь ношением украшений. Вооружение до прихода европейцев составляли лук и стрелы, копья, палицы. Гуроны также использовали доспехи из деревянных пластинок и плетёные щиты покрытые кожей. С появлением огнестрельного оружия эти защитные средства быстро вышли из употребления. У гуронов, также как и у ирокезов господствовало то, что принято называть матриархатом

Гуроны (Huron) - устройство и быт

Автор: Gauth | Дата публикации: 7-11-2010, 19:15 | в разделе: Гуроны (Huron) | Просмотров: 550 | Комментариев: 0 
 
 
 

Гуроны были не племенем, а конфедерацией, включавшей в себя четыре или более племени, объединенные взаимопонимаемым языком. По преданию, эта гуронская конфедерация была основана народами под названием  аттигнавантан («народ медведя») и аттигнеенонгнахак («народ веревки») в XV веке. Около 1590 к ним присоединились арендархонон («народ камня»), а в районе 1610 – тахонтаэнрат («народ оленя»). Пятая группа, атаронхронон («народ болот»), возможно, не имел полного членства в конфедерации либо был частью аттигнавантан. 
 

Самое большое поселение  гуронов и столица конфедерации располагалось в Оссоссане, возле  нынешнего Эльмвейл, Онтарио. Гуроны свои исконные земли называли Вендейк. 

В близком родстве  с народами гуронской конфедерации находились тиононтате, или петуны (табачный народ). Они жили дальше к  югу и делились на две группы: Волки и Олени. Учитывая, что они  образовали ядро племени, позднее ставшего известным как виандот, они тоже могли называть себя вендат.  

Как и другие ирокезские народности, гуроны были земледельцами, дополнявшими свой рацион охотой и  рыбалкой. Основой их рациона была кукуруза, дополнялась она, в основном, рыбой, хотя и настрелянной во время  охотничьего сезона олениной гуроны также не брезговали. Большую часть  сельскохозяйственных работ осуществляли женщины, хотя мужчины и оказывали  им помощь в наиболее тяжелых работах, вроде расчистки земли под  пашню. Как правило, это делалось подсечно-огневым методом, уничтожая  деревья и подлесок. Мужчины по большей части охотились и  ловили рыбу, строили дома, делали каноэ  и инструменты. Каждая семья владела  участком обрабатываемой земли; если семья  переставала ее использовать, она  снова переходила в собственность  племени. 

Гуроны жили в  деревнях площадью от одного до десяти акров (40 000 м2), большинство из которых  были снабжены укреплениями на случай нападения. Селились они в длинных  домах наподобие тех, что использовались другими ирокезскими культурами. Население стандартной деревни  насчитывало от 900 до 1600 человек, живших в 30-40 длинных домах. Деревни перемещались с места на место приблизительно каждые десять лет, поскольку земля  становилась менее плодородной, а окрестные леса, служившие источником дров, редели. Гуроны занимались торговлей  с близлежащими племенами, в частности  покупая табак у соседних петунов  и нейтралей. 

Информация о работе Племя Гуроны