Основные направления внешних экономических связей России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:06, доклад

Описание

В начале XXI века внешнеэкономические связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.

Содержание

Введение;
Сотрудничество с Европейскими Странами;
Сотрудничество с США;
Сотрудничество с центрами Центральной и Восточной Европы;
Заключение;
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

география.docx

— 44.28 Кб (Скачать документ)

  Одним из крупнейших партнеров России выступает Германия. Между Россией и Германией существуют многолетние, крупномасштабные и взаимовыгодные торгово-экономические связи и политические отношения, отличающиеся стабильностью. На долю ФРГ приходится свыше 9% экспортной продукции России в страны дальнего зарубежья и около 20% импорта. Россией и Германией создано большое число совместных предприятий. В Москве работают около 800 представительств германских фирм, а на территории Германии более 100 смешанных обществ (фирм) с российским участием, а также представительства многих государственных и коммерческих организаций России.

  Германия - ведущий поставщик в России современных  технологий и оборудования, товаров  народного потребления, крупнейший кредитор. В свою очередь Россия является для Германии одним из основных поставщиков энергоносителей и  целого ряда товаров, необходимых для  немецкой экономики.

  Торгово-политические отношения Российской Федерации  с Федеративной Республикой Германией  в целом благоприятны. Отношение  о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанное  на Корфу, а также временное Соглашение с ЕС по торговле закрепляют действующий  между Россией и ФРГ торгово-политический режим, устанавливают обязательства  стран ЕС по дальнейшей либерализации  торговли с Российской Федерацией.

  Однако  действующие в ФРГ в отношении  России антидемпинговые процедуры, количественные ограничения, в том  числе по экспорту стальных изделий  и текстиля, нетарифные ограничения, строгие нормы и стандарты, в  первую очередь по безопасности и  экологичности по отношению к машино-техническим изделиям, выступают сдерживающим фактором в развитии внешнеэкономических связей. Несмотря на реорганизацию системы КОКОМв рамках ЕС установлен строгий контроль за вывозом товаров военного и двойного назначения.

  Доля  России в Германском экспорте не превышает 2%, а в импорте составляет немногим более 2%. Товарооборот имеет тенденцию  к росту за счет укрепления экспортных поставок. За последние годы отмечается положительное сальдо внешнеторгового  товарооборота России с Германией. Структура взаимною товарооборота на протяжении рада лет существенно не изменяется. В российском экспорте около 60% составляют топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, 30% составляют полуфабрикаты: цветные металлы (медь, алюминий, никель), древесина и целлюлоза, удобрения и продукция химической промышленности. Возрастают поставки в Германию готовых изделий, их доля за последние годы выросла с 8 до 11%. Машины и оборудование занимают незначительный удельный вес (около 3%), несмотря на некоторое увеличение их доли. Устойчивым спросом на рынке Германии продолжают пользоваться российские легковые автомобили, электротехнические изделия, станки, приборы, оптика, силовые установки. Основным препятствием их экспорта остаются низкое качество, не соответствующее мировым стандартам, ограниченность ассортимента, отсутствие изделий высокой технологии и недостатки дизайна.

  Ведущие позиции в структуре импорта  из Германии занимают готовые изделия (более 80%), где основная доля приходится на машинно-техническую продукции (более 60% от общего объема импорта - автомобили, электротехнические изделия, станки, вагоны, оборудование для машиностроения, металлургии, энергетики, легкой промышленности, АПК, товары электронной оргтехники. Высокую долю в импорте (около 18%) занимает продовольствие, хотя его объемы несколько снизились за последнее время.

  Таким образом, структура российско-германского  товарооборота остается традиционной, что не способствует расширению взаимной торговли. Очевидно, что без поиска своего места, без новых товаров  и высоких технологий России на германском рынке не обойтись.

  Приоритетами  экспорта в Германию остаются товары топливно-сыръевой группы, потребности Германии в которых существенно возрастают в условиях динамичного подъема ее экономики. Наряду с энергоносителями имеются большие возможности увеличения поставок продукции черной и цветной металлургии, отдельных видов химической, легкой и деревообрабатывающей отраслей.

  Важным  направлением экономических связей с Германией становится инвестиционное сотрудничество. Объем германских инвестиций в российскую экономику оценивается  в 240 млн немецких марок. Однако это в 10 раз меньше, чем в экономику Чехии и Венгрии.

  Значительную  роль во внешнеэкономических связях играет создание совместных предприятий  на территории России. В настоящее  время насчитывается около 1,5 тыс. СП с участием германской стороны, размещающихся  главным образом на территории европейской  части России, преимущественно в  Москве и Санкт-Петербурге. Лишь одна треть из них имеет производственный профиль, остальные занимаются торговлей, сферой услуг и посреднической деятельностью.

  Перспективы развития внешнеэкономических связей России и Германии в значительной степени зависят от общественно-политической стабильности в России, проведения радикальных экономических реформ, создания благоприятных условий  для отечественных производителей и иностранных инвесторов.

  Среди западных торговых партнеров России Великобритания занимает одно из ведущих мест во внешнеэкономической деятельности. На мировом рынке Великобритания выступает как экспортер готовой продукции, в том числе машин и оборудования. За 1992-1995 гг. товарооборот России с Великобританией увеличился почти в два раза и достиг почти 5 млрд долл. По величине товарооборота России с европейскими странами Западной Европы Великобритания занимает третье место, уступая Германии и Нидерландам.

  В структуре  экспортной продукции в Великобританию преобладают сырьевые товары, увеличение поставок которых было достигнуто за счет сырой нефти и нефтепродуктов, а также алмазов. В последний период отмечается рост поставок цветных металлов (меди, алюминия, никеля, магния), осуществляются поставки олова, кобальта, циркония, титана. Заметное место в экспорте России занимает древесина и изделия из нее, продукты неорганической химии, органические химические соединения. Вместе с тем, отмечается снижение доли машин и оборудования, удельный вес которых в продукции экспорта России не превышает 1%.

  Несколько возрос за последние годы в Россию и импорт из Великобритании, превысив 1 млрд долл.

  В результате проводимых реформ все больше число  предприятии - производителей, а также  торгово-посреднических и коммерческих структур выходят на рынок Великобритании. В российско-британской торговле участвуют почти 300 российских экспортеров и импортеров. На долю внешнеэкономических объединений Министерства внешних экономических связей приходится около 30% ее стоимостного объема. Увеличение числа российских участников двухсторонней торговли с негосударственными структурами способствовало значительному росту импорта товаров повышенного спроса - телевизоров, легковых автомобилей, другой продукции.

  В то же время в последние годы практически  прекратились поставки британского  комплексного оборудования в Россию. Причинами этого стали нестабильность экономического и политического  положения России и проблема задолженности.

  Развитию  двухстороннего сотрудничества способствует достаточно широкая договорно-правовая база торгово-экономических отношений. Соглашения между Россией и Великобританией  предусматривают предоставление друг другу режима наибольшего благоприятствования  в торговле и мореплавании.

  В перспективе  Великобритания останется для России важным торговым партнером.

  В последние  годы в отношениях России и Франции наметились положительные сдвиги. Этому способствовали официальные визиты президентов обеих стран и премьер-министра Французской Республики в Россию и его переговоры с Председателем Правительства РФ. Согласно договоренности учреждена Российско-Французская комиссия на уровне глав правительств, которая должна стать руководящим органом, определяющим стратегию и направления развития сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической и других областях. В ее задачи входит содействие созданию благоприятных условий для функционирования российских и французских предпринимателей и осуществления конкретных проектов сотрудничества. В работе Комиссии будут принимать участие представители деловых кругов обеих стран. Основной рабочей структурой Комиссии являются заседания, а также сессии Российско-французского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам, которые намечено проводить два раза в год.

  Объем взаимной торговли за 1992-1995 гг. увеличился на 5,5% и составил 2,5 млрд долл. На долю экспорта продукции России приходилось 1,6 млрд долл., импорта - 1,1 млрд долл. Россия расширила поставки во Францию нефти, газа, нефтепродуктов, черных и цветных металлов, товаров химической промышленности, продукции лесного комплекса.

  В российском импорте возросла доля промышленного  оборудования и товаров широкого потребления, закупалось продовольствие.

  Важное  место в экономических связях занимают подготовка и реализация ряда совместных проектов. Совместно с Францией осуществляется разработка новых поколений реакторов для атомных электростанций, систем повышения безопасности действующих АЭС, решается проблема захоронения радиоактивных отходов.

  В авиакосмической промышленности сотрудничество заключается в совместном освоении космоса, предполагающем пилотируемые полеты и запуск спутников, создание системы управления воздушным движением в России в целях повышения его безопасности, создание авиационных двигателей, самолетов и вертолетов.

  Российско-французские  отношения выходят в настоящее  время на качественно новый уровень, обеспечивающий диверсификацию экономического и инвестиционного сотрудничества.

  Сотрудничество  России с США. Все большее значение для внешнеэкономических связей России с зарубежными странами приобретают отношения с Соединенными Штатами Америки. Торгово-экономическое сотрудничество становится все более важным элементом российско-американских отношений и способствует их выведению на качественно новый уровень, позволяющий строить эти отношения на стабильной политической и экономической основе, на принципах взаимного доверия и равноправия.

  Российская  Федерация придает большое значение расширению экономических связей с  Соединенными Штатами, рассматривая их в качестве одного из наиболее важных и перспективных для России партнеров.

  Коренным  образом изменился в последние  годы и подход США к вопросам сотрудничества с Россией. Очевидно, что причины  такого изменения связаны не только с политическими, но и экономическими факторами, так как рынок России является весьма емким и перспективным  для американского бизнеса, активно  его осваивающего.

  Среди подписанных в 1990-е годы двухсторонних  документов особое значение имеют Соглашение о торговых отношениях (вступило в  силу в 1992 г.), а также подписанное  президентами двух стран в сентябре 1994 г. совместное заявление "Партнерство  для экономического прогресса", которое  явилось первым российско-американским документом крупномасштабного характера, определяющим главные направления  двухстороннего экономического сотрудничества и учитывающим реалии перехода России к рыночной экономике.

  Улучшение условий и климата российско-американских торгово-экономических отношений  не могло не сказаться на показателях  товарооборота между двумя странами. В 1995 г. товарооборот между двумя  странами возрос примерно на 1/4 по сравнению  с предшествовавшим годом и достиг почти 7 млрд долл., а по сравнению с 1992 г. он вырос примерно в два раза. Особенно быстрыми темпами рос в этот период российский экспорт в США. Основу экспорта в США по-прежнему составляют сырьевые товары (более 90% поставок). В импорте основное место принадлежит сельскохозяйственным товарам и продуктам их переработки, а также машинам и оборудованию.

  Заметную  роль в экономическом взаимодействии между обеими странами в последние  годы начинает играть инвестиционное сотрудничество. Американские компании лидируют среди иностранных инвесторов по совокупному объему инвестиций в  России, причем особенно заметно их присутствие в нефте- и газодобывающих отраслях российской экономики. Однако общий объем американских инвестиций, составляющий по разным оценкам от 2 до 4 млрд долл. все еще не соответствует потенциалу российского рынка.

  Российская  сторона заинтересована в том, чтобы  инвестиционное сотрудничество было направлено в первую очередь на структурную  перестройку экономики России и  на поддержку наукоемких и ориентированных  на экспорт производств, на модернизацию российских предприятий и освоение передовых технологий в наиболее важных отраслях. Поэтому важное значение придается развитию совместного предпринимательства.

  Несмотря  на существенные положительные сдвиги отношения между Россией и  США в торгово-экономической области  носят сдержанный характер. Ряд положений  американского законодательства являются тормозом в развитии торговых связей. Так, по отношению к российским товарам  применяются более жесткие антидемпинговые  процедуры, чем к товарам подавляющего большинства других стран. Устанавливаемые  антидемпинговые пошлины носят  фактически запретительный характер. Они применяются в отношении  таких товаров нашего экспорта, как  уран, ферросплавы, магний, титановая  губка и др. Россия в отличие  от большинства посткоммунистических стран все еще подпадает под действие доктрины Джексона-Вэника и пользуется режимом наибольшего благоприятствования в торговле с США на временной, а не на постоянной основе.

  Многие  из существующих проблем во взаимоотношениях между Россией и США могли  бы быть решены при достижении договоренности о создании зоны свободной торговли между Россией и США. Зона свободной торговли позволила бы создать более благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества.

Информация о работе Основные направления внешних экономических связей России