Национальные конфликты как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:32, реферат

Описание

Цель данной работы - рассмотреть национальные конфликты как социальное явление, разработать авторскую программу по воспитанию толерантности у школьников.
Для достижения данной цели выдвигаются следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, сущность, причины национальных
конфликтов;
2) проанализировать способы предупреждения и разрешения национальных конфликтов;

Содержание

Введение1
Глава 1: Национальный конфликт: понятие, сущность, причины 2
Глава 2: Способы предотвращения и разрешения национальных конфликтов 4
Заключение5
Список литературы6

Работа состоит из  1 файл

Основа.docx

— 42.26 Кб (Скачать документ)

 
Оглавление 

Введение1

Глава 1: Национальный конфликт: понятие, сущность, причины  2

Глава 2: Способы  предотвращения и разрешения национальных конфликтов 4

Заключение5

Список литературы6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  изучения этнических конфликтов в последние  десятилетия обусловлена трудноразрешимостью  подобного рода конфликтов, которые  к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее  время конфликтов можно идентифицировать как этно-религиозно-территориальные. Это косовский, карабахский, грузино-абхазский  кризисы и другие. Для Российской Федерации данная проблема также  одна из наиболее серьезных. Один из конфликтов, развернувшихся на территории России - чеченская война, в основе которой лежит, в том числе этническая компонента, - одно из крупнейших политических событий конца ХХ века.

Межнациональный конфликт - это нежелательное явление  в жизни общества, которое является своего рода тормозом в решении проблем  общественной жизни людей различных  национальностей. Погасить разразившийся  конфликт крайне трудно, он может длиться  месяцы, годы; затухать, затем разгораться  с новой силой. Негативные последствия  межнациональных конфликтов не исчерпываются  прямыми потерями, они осложняются  большими потоками беженцев. Все это  может быть причинами социальной нестабильности и этнических конфликтов, национализма, политических спекуляций.

Объектом данной работы являются социальные конфликты в обществе.

Предметом исследования выступают национальные конфликты как одно из проявлений социального конфликта.

Цель данной работы - рассмотреть национальные конфликты как социальное явление, разработать авторскую программу по воспитанию толерантности у школьников.

Для достижения данной цели выдвигаются следующие  задачи:

1) рассмотреть  понятие, сущность, причины национальных

конфликтов;

2) проанализировать  способы предупреждения и разрешения  национальных конфликтов; 
 
 

Глава 1. Национальный конфликт: понятие, сущность, причины

Одна  из фундаментальных потребностей человека - потребность принадлежности к какой-либо общности - семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. Самоидентификация «я - русский» или «я - украинец» - это не просто фиксация некоей прикрепленности индивида к сетке социальных координат, но и выражение глубинной потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей - этноса. Какое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к появлению конфликтов.

Несмотря  на уже довольно долгую историю науки  этнологии общепризнанного понятия  «этнос» так и не выработано. Разные этнологические школы выдвигают  на первый план то объективные факторы  формирования этносов (связь с природной  средой, общность территории, языка), то субъективные (самоназвание, общность духа, религии, чувство солидарности), то природные, то исторические. В. А. Тишков предлагает следующее определение: «Этничность утверждает себя вполне определенно как устойчивая совокупность поведенческих норм или социально-нормативной  культуры, которая поддерживается определенными  кругами внутриэтнической информационной структуры (языковые, родственные или  другие контакты)» Этническая идентичность задается, прежде всего, внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими, религиозными и прочими средствами культуры. Дополнительные прочность и единство этносу придают общность истории и сплоченность вокруг общих символов.

Наряду  с понятием «этноса» для характеристики отношений между народами используется понятие «нация». В мировой практике оно означает союз граждан одного государства. В этом смысле данное слово  используется, например, в названии - Организация Объединенных Наций. Это организация не каких-то экономических или культурных сообществ, а именно суверенных государств, которые принято называть национальными потому, что, как правило, государства Нового времени формировались на базе одного или нескольких крупных этносов. Поэтому, определяя соотношение понятий «этнос» и «нация», можно было бы сказать, что нация - это этнос, обретший свою государственность.

Только  при этом надо обязательно подчеркнуть, что границы между государствами  никогда точно не совпадали с  границами локального проживания представителей конкретных этносов. Многие этносы вообще часто оказывались разделенными границами государств (поляки, армяне). А логика становления крупных государств диктовала необходимость объединения множества этносов под одну государственную «крышу». Например, американцы (граждане США) - это одна нация. Хотя этносов в ней перемешано множество.

В сегодняшнем  мире насчитывается около 200 суверенных государств. «На подходе» - еще примерно столько же (имеются в виду этносы, официально заявившие о своих притязаниях на самостоятельную государственность). А всего этносов, по некоторым оценкам, более 5000. В одной только России их около тысячи.

И естественно  между этническими общностями существовали и существуют конфликты и столкновения интересов. Существуют самые разные точки зрения на суть, происхождение, структуру, типологию конфликтов. Одни исследователи считают конфликт логическим концом, предельным случаем  обострения противоречий, другие называют его особым видом социального  взаимодействия, третьи - социальной болезнью, четвёртые - нормальным состоянием динамического  общества. В принципе, любое из этих пониманий конфликта содержит в себе рациональное зерно, и не следует отбрасывать его с ходу. Однако необходимо помнить, что хотя чаще всего национальный конфликт рассматривается лишь как частный случай социального конфликта, он всё же обладает рядом специфических черт.

Понятие «этнический конфликт» - шире понятия  «национальный конфликт», поскольку  к числу субъектов конфликта  относит не только нации, но и любой  тип этноса (племя, народность и т.д.).

Понятие «межнациональный конфликт» - напротив, более узкое, поскольку акцентирует  внимание только на одной стороне  национального конфликта - внешней, в то же время не включает рассмотрение внутринациональных конфликтов.

Понятие «межэтнический конфликт» подразумевает  внешний аспект этнического конфликта. Наконец, понятие «национально-этнический конфликт» представляет одну из сторон национального конфликта, а именно - этническую сторону. Но национальный конфликт может быть не только национально-этническим, но и национально-политическим, национально-конфессиональным и т.д.

Национальный  конфликт в целом можно определить как особую разновидность социального  межгруппового конфликта, когда  группы с противоположными интересами (или с интересами, которые осознаются как противоположные) поляризуются друг против друга по национальному признаку.

Корни национальных конфликтов находятся, как  правило, в области экономических, политических, правовых, социальных противоречий, однако национальные конфликты имеют  и свою определённую внутреннюю логику развития. Нельзя не учитывать влияния  психологических факторов, мощь эмоционального потенциала национального самосознания.

Развитие  конфликтной ситуации начинается обычно с роста этноцентризма, который  имеет место в большей или  меньшей степени у всех этнических общностей, особенно при достаточно развитом национальном самосознании. Этноцентризм есть такая позиция, при  которой своё национальное рассматривается  как средоточие всего позитивного, а всё инонациональное - как отклонение от нормы. Нарастанию напряжённости  конфликтной ситуации способствует усиление негативных этнических стереотипов, т.е. оценочных суждений представителей одних народов о представителях других. Эти суждения отражают прошлый  и настоящий опыт контактов между  народами и могут носить как положительную, так и отрицательную эмоциональную  окраску. В последнем случае наступает  межнациональное отчуждение, усиливается  напряжённость во взаимоотношениях, которая может прорваться самым  неожиданным образом.

Непосредственным  источником этнического конфликта  является столкновение национальных интересов, т.е. экономических, политических, социальных и т.д. интересов, но под углом  зрения гипертрофированного национального  самосознания. На практике, как правило, "общие национальные интересы", принимая самодовлеющую форму, оказываются  оторванными от действительных индивидуальных и групповых интересов, а подчас и противостоят им. Однако благодаря  значительному эмоциональному потенциалу национального самосознания возможна ускоренная консолидация большей части  нации для защиты своих национальных интересов (подлинных или фиктивных) в ситуациях угрозы (реальной или  мнимой) этим интересам.

Структура национального конфликта включает в себя такие составляющие как: объект конфликта (противоречия, порождающие  конфликтную ситуацию), субъекты конфликта (стороны, оппоненты), основу конфликта (конфликтную ситуацию).

Однако  чтобы ситуация переросла в конфликт, необходим импульс - инцидент. В случае национального конфликта таким  инцидентом выступают обычно действия со стороны оппонентов (как правило, сначала одного из них), направленные на осуществление своих интересов путём ущемления и ограничения интересов другой стороны (экономических, политико-правовых, культурно-языковых, конфессиональных и т.д.). Если в результате этого оппонент отвечает защитными действиями, то инцидент можно считать состоявшимся и национальный конфликт из потенциального становится реальным.

Имеются различные точки зрения относительно схем выделения стадий разворачивания и развития конфликта. Наиболее типичной из этих схем является следующая: а) стадия конфликтной ситуации (или потенциального конфликта), б) переходная стадия (стадия перехода, перерастания потенциального конфликта в реальный), в) стадия непосредственно самого конфликта (стадия конфликтной активности, конфликтных  действий), г) стадия разрешения или  снятия конфликта.

Другие  группы стран - недостаточно развитые, или с неустоявшейся демократией, или только освободившиеся от наследия авторитарных или колониальных режимов  и т.п. - сталкиваются с конфликтами  довольно часто. В Азии к странам  с повышенной конфликтностью относятся  Индия, Шри-Ланка, Филиппины, Афганистан, Ливан, Кипр, Израиль, Бирма и т.д., в Африке - ЮАР, Ангола, Сомали, Эфиопия, Чад и т.д., в Европе - бывшие соцстраны, особенно республики бывшей Югославии (Хорватия, Босния и т.д.) и прибалтийские  государства. В СНГ национальные проблемы, противоречия и конфликты  в той или иной мере затронули  почти все республики, но наиболее острый характер приняли в Закавказье, Молдове, Таджикистане, на Северном Кавказе.

Из развитых стран достаточно остро национальные проблемы затронули Великобританию, Канаду, Бельгию, Германию и т.д. Таким  образом, большинство государств мира познало, что такое национальные конфликты и связанная с ними нестабильность.

Даже  поверхностный анализ показывает, что  первопричины основной массы конфликтов кроются в дисгармонизации национальных интересов. Следовательно, эффективное  урегулирование возможно только путём  выработки норм мирного сосуществования  различных народов в рамках единой социальной, политической, экономической  системы. Гармонизация национальных интересов  возможна лишь в условиях бесконфликтного  сосуществования (бесконфликтного - не значит беспроблемного).

Понятие «национальный конфликт» - далеко не однозначно, и включает в себя целую  группу явлений, различных по глубине, генезису, характеру, механизму протекания, методам решения и т.д.

Генезис национального конфликта зависит  от тех проблем и противоречий, которые реально существуют в  обществе, и в определённый момент всплывают на поверхность в виде конфликта. В своей развитой форме  конфликт является проявлением тех  или иных тенденций в развитии национальных движений. Эти движения можно расклассифицировать следующим  образом: сепаратистские, ирредентистские (воссоединительные), автономистские, этнолингвистические, этноконфессиональные, этноэгалитаристские (уравнительные), антимиграционные. 

Деление на вышеперечисленные типы достаточно условно, тем более что одно национальное движение может нести в себе признаки сразу нескольких типов, иметь в  себе различные тенденции. Например, ирландское национальное движение в  Ольстере можно квалифицировать  одновременно и как сепаратистское (стремление к отделению от Великобритании), и как ирредентистское (желание  воссоединиться с Ирландией), и как  этноконфессиональное (католическое движение против засилья протестантизма).

Информация о работе Национальные конфликты как социальное явление