Киотский протокол

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 23:40, реферат

Описание

Целью данной работы является анализ Киотского протокола и его влияния на регулирование глобальных экологических проблем на международном уровне.

Содержание

Введение 2
Глава I. История создания Киотского протокола 3
1. Возникновение проблемы 3
2. Создание Межправительственной группы экспертов
по изменению климата 4
1. Рамочная Конвенция ООН по изменениям климата 7
Глава II. Киотский протокол. Суть и цели 8
1. Подготовка Киотского протокола: переговорный процесс 8
2. Содержание Киотского протокола. Обязательства сторон 10
3. Основные аспекты протокола и его международное значение 12
Заключение 15
Приложения 17
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Реферат. Киотский протокол.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

Рис. 1. Рамочная конвенция ООН об изменении климата.  

Следующим шагом  должен был стать запланированный  созыв первой ежегодной Конференции  участников Конвенции; эта конференция  была

§ II. Киотский протокол. Суть и цели

§ 2.1 Подготовка Киотского протокола: переговорный процесс

Конференция в  Киото стала многочисленным и  представительным событием в деле международной  охраны окружающей среды 

В Киото представители  различных стран должны были принять  совершенно определенные и юридически безупречные обязательства, признав тем самым, что предыдущие соглашения с их декларациями и увещеваниями оказались недостаточными. “Договор получил широкое одобрение и был названважным шагом вперед на пути борьбы с вызовами, которые бросают человечеству глобальные изменения климата”. Однако в нем сохраняется ряд противоречий, отсюда и вероятная сложность переговоров: надо было сформулировать обязательства, найти способ их точно сформулировать количественно, распределить между участниками.

8

Основные направления переговоров:

- Планы и мероприятия.  В соответствии с первым пунктом  Берлинского мандата, ЕС с первых  же шагов особенно старался  добиться соглашения о том,  какие действия и мероприятия  могли бы осуществлять Стороны  Конвенции. Это и стало одним из предметов для дискуссии, особенно со стороны стран ОПЕК: мероприятия по решению климатических проблем могут иметь неблагоприятные побочные результаты, и следует предусмотреть способы сведения их к минимуму.

- Ограничение  и сокращение эмиссии. Переговоры сосредоточились на обязательствах по сокращению эмиссии, принимаемых на себя странами в соответствии с принципиальным положением Берлинского мандата. Эти споры разворачивались по трем направлениям: объем обязательств (в течение какого времени они должны быть выполнены, какие источники эмиссии и стоки должны при этом учитываться); уровень, на котором должны приниматься обязательства (в том числе, следует ли дифференцирование распределять обязательства между Сторонами); и международные механизмы, благодаря которым Стороны могут выполнять свои обязательства с определенной гибкостью.

Какие общие  выводы можно сделатъ из рассмотрения переговоров по Киотскому протоколу? Прежде всего, следует отметить, что, несмотря на кабинетные рассуждения  о том, что в эру экономической глобализации национальное государство постепенно теряет свое значение, Киотский протокол - это, прежде всего соглашение, выработанное правительствами национальных государств. Экологические общественные организации возражали против практически всех механизмов передачи квот, не говоря уже о том, что они хотели принятия более жестких обязательств. Но правительства решили достичь согласия и сделали все, что считали возможным, для защиты атмосферы планеты, равно как и для защиты своих собственных интересов.

В создании Протокола  поистине поражает лидерство США. Соединенные  Штаты добились практически всего, чего они хотели в отношении гибкого  выполнения обязательств по Приложению I.

Главной целью  американской политики было достижение максимальной гибкости на всех направлениях борьбы с климатическими изменениями. Это было обусловлено воздействием как политических, так и экономических интересов США. Политически президентская администрация не без основания опасалась, что меры по сокращению CO2 не удастся провести через Конгресс или что их заблокирует деловой мир. Поэтому она считала принципиально важным использовать все возможности для выполнения

9

обязательств  путем сокращения других газов, через  стоки или использование международных  механизмов гибкости

§ 2.2 Содержание Киотского протокола. Обязательства  сторон

Киотский протокол, прежде всего, определяет для каждой промышленно развитой страны допустимый объем выбросов парникового газа. Этот объем называется "количеством, установленным" для "периода действия обязательств с 2008 по 2012 год". Обязательства относятся к промышленно развитым странам, перечисленным в Приложении I Конвенции, а количественные выражения обязательств указаны в приложении "В" Протокола. Эти обязательства заключаются в сокращении выбросов на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года, и первый параграф статьи 3 так формулирует общий смысл обязательств:

"Стороны,  включенные в Приложение I, по  отдельности или совместно обеспечивают, чтобы их совокупные антропогенные  выбросы парниковых газов, перечисленных в приложении "А", в эквиваленте диоксида углерода не превышали установленных для них количеств, рассчитанных во исполнение их определенных количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов, зафиксированных в приложении "В", и в соответствии с положениями настоящей статьи, в целях сокращения их общих выбросов таких газов по меньшей мере на пять процентов по сравнению с уровнями 1990 года в период действия обязательств с 2008 по 2012 год". Протокол упоминает, что за первым периодом реализации обязательств должен последовать второй. Если в первый период какой-то стране удастся сократить выбросы больше, чем предусматривалось ее обязательствами, этот излишек можно "перенести" на следующий период.

Обязательства, накладываемые Киотским протоколом, учитывают выбросы шести парниковых газов из четко определенных источников; в целом речь идет почти обо всех антропогенных выбросах парниковых газов в промышленно развитых странах (таблица 1). Газы рассматриваются в их совокупности ("корзиной"), которая сравнивается на основании "потенциалов глобального потепления". Приложение "А" к Киотскому протоколу дает перечень конкретных газов и источников выбросов, взятый непосредственно из Руководящих принципов МГЭИК по инвентаризации антропогенных выбросов. Чтобы свести к минимуму проблемы, связанные с фактором неопределенности, все страны должны предоставить правительственные доклады об инвентаризации выбросов для изучения экспертами, чтобы соответствующие органы Конвенции согласовали различные данные между собой. Таким образом, оценки выбросов, произведенные специалистами той или иной страны, получили бы как принципиальное одобрение, так и

10

техническое согласование, что к примеру, позволило бы этим странам принять участие в  торговле выбросами.

Статья 2 Киотского  протокола описывает меры, которые  каждая Сторона разрабатывает и  осуществляет при выполнении своих  обязательств по ограничению выбросов. Это, в частности повышение эффективности  использования энергии, содействие внедрению, проведение исследовательских работ, разработка и более широкое использование новых и возобновляемых видов энергии, технологий поглощения диоксида углерода и инновационных экологически безопасных технологий, меры по ограничению и/или сокращению выбросов парниковых газов на транспорте. В целом, статья 2 является результатом дискуссии, которая тянулась на протяжении всей конференции в Киото, завершена не была и результаты которой трудно счесть удовлетворительными

Киотский протокол не только подходит к внутриполитическим обстоятельствам отдельных стран, связанным с различными типами выбросов и поглотителей, но и вводит три механизма, которые позволяют столь же гибко вести себя и в международных отношениях (и то, не считая статьи о "картелях", которую вряд ли можно отнести к проявлениям большой гибкости, поскольку тут перераспределение квот требует предварительной ратификации и не предусматривает отказа от принятых обязательств). Все три механизма основаны на следующей, Третьей статье Протокола:

“3.10. Любые единицы  сокращения выбросов или любая часть установленного количества, которые какая-либо Сторона приобретает у другой Стороны в соответствии с положениями статьи б и статьи 17, прибавляются к установленному количеству приобретающей Стороны.

3.11. Любые единицы  сокращения выбросов или любая часть установленного количества, которые какая-либо Сторона передает другой Стороне в соответствии с положениями статьи б и статьи 17, вычитаются из установленного количества передающей Стороны.

3.12. Любые сертифицированные  единицы сокращения выбросов, которые какая-либо Сторона приобретает у другой Стороны в соответствии с положениями статьи 13, прибавляются к установленному количеству приобретающей Стороны”.

Механизм в  принципе очень прост. Сложности  заключаются в деталях - или в  их отсутствии.

Статья 4 (получившаяся название “картельной”) разрешает  группе стран после ратификации  Протокола перераспределить между  собой обязательства 

11

по выбросам таким образом, чтобы сумма осталась неизменной. Статья предусматривает  юридическую ответственность в случае, если коллективное обязательство не будет выполнено. В частности, “Любые Стороны, ... которые достигли соглашения о совместном выполнении своих обязательств по статье 3, рассматриваются как выполнившие эти обязательства при условии, что их общие суммарные совокупные ... выбросы ... не превышают их установленных количеств, рассчитанных ... соответствии с положениями статьи 3. Соответствующий уровень выбросов, устанавливаемый для каждой из Сторон .., определяется в этом соглашении”. Эта статья, кроме того, определяет ответственность стран за неисполнение коллективных обязательств. В этом случае, каждая страна “несет ответственность за свои собственные уровни выбросов, установленные в этом соглашении”.

Статья 6 Киотского  протокола поощряет идею сокращения выбросов или увеличения количества поглотителей через программы международных инвестиций, осуществляемые Сторонами Приложения I путем передачи соответствующих квот. Согласно Киотскому протоколу, торговля квотами есть разрешение двум Сторонам Протокола обмениваться частью своих обязательств по выбросам, то есть перераспределять между собой разрешенный им в течение определенного срока объем выбросов. Торговля квотами оказалась наиболее горячо дебатируемым пунктом переговоров, хотя разные участники критиковали эту идею по разным причинам. Если говорить о промышленно развитых странах, то Япония и некоторые члены ЕС хотели удостовериться, что такая торговля будет иметь характер открытой и добросовестной конкуренции, чтобы Соединенные Штаты не могли использовать свой политический вес для получения особых льгот, особенно для заимствования квот России. ЕС также активно противился тому, чтобы благодаря торговле квотами США не освободились от обязанности сокращать свои выбросы. Во время дискуссий, предшествовавших созыву конференции в Киото, получил распространение термин “Проекты совместного осуществления” (ПСО), обозначающий такую передачу. Статья 6 устанавливает, что ПСО, связанные с промышленностью стран Приложения 1, могут приводить к образованию “единиц сокращения выбросов”. Это, разумеется, требует частных инвестиций, но чтобы подобные инвестиции имели юридическое значение в рамках Протокола (и соответствующее значение для государств, участвующих в проекте), они должны быть санкционированы правительствами тех стран, в промышленность которых инвестируются эти средства.

§ 2.3 Основные аспекты протокола и его международное  значение

Статьи Киотского  протокола - это одновременное сочетание  принципов жесткости и гибкости. Жесткость заключается в наличии эколого-

12

экономических обязательств, гибкость - в свободе  выбора экономических механизмов, основными  из которых являются:

  • совместное выполнение обязательств. Это означает, что страны могут заключать между собой соглашения о том, чтобы их выбросы считались суммарно.
  • механизм чистого развития (применение разрешено с 2000 года). Предпологает совместные проекты развитых стран и развивающихся, не взявших на себя обязательств. Экологические проекты, осуществленные в развивающихся странах, могут увеличивать квоту развитой страны.
  • механизм совместного осуществления проектов. Дает возможность продажи «единици сокращения эмиссии». Этот механизм особенно важен для России, так как практически любой инновационно-технологический проект можно рассматривать как антиэмиссионно направленный.

Киотский протокол во многих отношениях является сложным  и новаторским документом. Его  главное достижение в установлении юридически значимых, количественно  определенных ограничений на выбросы  парниковых газов во всех промышленно  развитых странах. Многие эксперты считали, что при нынешнем состоянии международных отношений достичь подобных ограничений в принципе немыслимо. Более того, количественно определенные обязательства, взятые на себя главными странами ОЭСР, оказались значительно выше, чем предсказывали многие аналитики. Центральным моментом стало создание различных механизмов международной передачи квот на выбросы, - в принципе, это позволяет добиться того, чтобы главные для Протокола обязательства реализовывались эффективнее и в более широком масштабе.

Протокол слабее в тех вопросах, которые не связаны  прямо с обязательствами, точно  определенными количественно, но он дает отправную точку для постепенного решения таких вопросов. Описаны  конкретные меры по непременной реализации Протокола, упоминается необходимость соглашения относительно различных видов бункерного топлива, которые не были включены в количественные обязательства Протокола. Протокол усиливает, хотя и незначительно, расплывчатые обязательства развивающихся стран, упомянутые в Конвенции, равно как и связанные с этими обязательствами вопросы финансирования и передачи технологий. По сравнению с Конвенцией добавлены пункты, касающиеся проверки выполнения обязательства и их возможного пересмотра в сторону увеличения. Соответствующие формулировки не носят категорического характера, но их достаточно, чтобы, когда (и если) у стран, подписавших

Информация о работе Киотский протокол