Характеристика Ростовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:12, курсовая работа

Описание

Целью работы является характеристика Ростовской области, включающая анализ экономико-географического положения, исторических предпосылок формирования, характеристику природных и экономических условий и факторов развития, а так же качественные и количественные показатели расселения и функционально-отраслевую структуру хозяйства области.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика Ростовской области 5
2. Экономико-географическое положение 6
3. Характеристика природных предпосылок развития 8
3.1. Минеральные ресурсы 8
3.2 Химические ресурсы…………………………………………………...8
3.3 Металлические ресурсы………………………………………………..9
3.4 Ресурсы осадочного происхождения………………………………….9
3.5 Нерудные ресурсы.................................................................................10
3.6 Лесные ресурсы……………………………………………………….10
3.7 Климатические ресурсы………………………………………………10
4. Природные ресурсы…………………………………………………………..12
4.1 Топливно-энергетическое сырье…………………………………….12
4.2 Нерудное сырье………………………………………………………12
4.3Строительные материалы……………………………………………14
4.4Рудное сырье…………………………………………………………15
4.5 Водные ресурсы………………………………………………………17
4.6 Почвенные ресурсы…………………………………………………...17
4.7 Рекреационные ресурсы……………………………………………...18
5. Население 19
5.1Расселение населения…………………………………………………19
5.2 Плотность……………………………………………………………...19
5.3 Динамика………………………………………………………………19
5.4 Национальный и религиозный состав……………………………….19
5.5 Трудовые ресурсы…………………………………………………….20
6. Функционально-отраслевая структура хозяйства………………………..23
6.1 Промышленность……………………………………………………..23
6.2 Сельское хозяйство…………………………………………………...26
6.3 Транспорт……………………………………………………………...27
7. Экономические связи с другими районами страны 30
7.1 SWOT-анализ региональной экономики…………………………….30
7.2 Миссия, стратегическая цель и задачи регионального развития..31
7.3 Приоритеты, ориентиры и императивы стратегического развития..32
8. Современные проблемы развития 36
9. Приложения…………………………………………………………………...40
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованных источников…………………………………………...43

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 303.50 Кб (Скачать документ)

     - повышение капитализации человеческих  ресурсов;

     - обеспечение сбалансированности  рынка труда в регионе. Приведение  системы профобразования запросам  рынка труда; 

     - улучшение демографической ситуации  Ростовской области; - улучшение уровня жизни и повышение инфраструктурной обеспеченности.

 

      7.3 Приоритеты, ориентиры и императивы стратегического развития

 

     Общеэкономическими  приоритетами развития области являются:

     – обеспечение стабилизации и перехода к устойчивому росту регионального валового внутреннего продукта области;

     – стимулирование роста производства в секторах реальной экономики и платежеспособного спроса;

     – развитие и инвестиционная поддержка производств, обеспечивающих производство импортозамещающих видов продукции, стимулирование спроса на продукцию отечественных производителей;

     – восстановление на принципах рыночной экономики основных воспроизводственных пропорций в народнохозяйственном комплексе области, прежде всего тех из них, которые определяют возобновление процессов накопления во всех секторах экономики, обеспеченность предприятий оборотными средствами и инвестициями, рост фондов потребления;

     – обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экспорте-импорте области.

     Структурные приоритеты экономической политики.

     Конкурентные преимущества экономики Ростовской области, особенности ее ресурсного и экономического потенциала, императивы завершенности производственно-энергетических циклов определяют в качестве приоритетных следующие отрасли хозяйственной специализации области:

     – агропромышленный комплекс, особенно его третий сектор (переработка, хранение, транспортировка);

     – транспортный комплекс, развитие транспортных коммуникаций, транспортной инфраструктуры;

     – топливно-энергетический комплекс (угольная промышленность, добыча газа, электроэнергетика);

     – торговый комплекс (развитие оптовой торговли);

     – легкая промышленность;

     – машиностроение:

     – сельскохозяйственное,

     – авиастроение,

     – автомобилестроение;

     – приборостроение,

     – производство средств связи, информации, коммуникации, включая системы дистанционного зондирования земли на основе космических систем информационного обеспечения;

     – производство технически сложных товаров массового спроса (холодильники, бытовое и торговое оборудование и др.);

     – производство строительных материалов для массового жилищного строительства;

     – металлургический комплекс.

     Особый  приоритет составляет конверсия  и модернизация оборонного комплекса  области.

     В социальной сфере к числу приоритетных относятся отрасли:

     – жилищно-коммунальное хозяйство;

     – здравоохранение, медицинское обслуживание и социальное обеспечение населения;

     – система общего, среднего и профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров;

     – наука и научное обслуживание;

     – курортно-рекреационный и туристический комплекс.

     К числу экологических приоритетов  экономической политики области  относятся:

     – снижение техногенной нагрузки на экосистему региона за счет оптимизации производства ресурсоемких отраслей области (металлургия, химическая промышленность);

     – переход к экологически сбалансированной структуре землепользования, обеспечивающей условия воспроизводства плодородия почв;

     – обеспечение охраны природы и рационального природопользования в бассейне Азовского моря, устье Дона, воспроизводства их уникальных биоресурсов;

     – создание системы экологического мониторинга области (включая космическое зондирование), экологической экспертизы инвестиционных проектов и программ;

     – стимулирование освоения в отраслях производства энерго- и ресурсоэкономичных, экологически безопасных технологий;

     – совершенствование экологоохранного законодательства, экономических механизмов и инструментов защиты окружающей среды от загрязнения.

     В качестве приоритетов экономической  политики в области развития финансов денежного обращения и кредитов следует считать:

     – реструктуризацию банковской системы;

     – развитие региональной инфраструктуры финансового рынка области;

     – преодоление платежного кризиса и дефицита денежных средств;

     – стабилизацию территориального бюджетного устройства и совершенствование межбюджетных отношений (центр – область – город – район);

     – совершенствование налогооблагаемой базы и системы регионального налогообложения;

     – введение эффективной тарифной политики;

     – дальнейшее развитие и более эффективное использование потенциала страховых обществ и компаний, пенсионных фондов, фондов медицинского страхования и др.;

     – регулирование цен в отраслях естественных монополий и отраслях, выпускающих продукцию стратегического и социального назначения.

     В области формирования единого экономического пространства, развития межрегионального взаимодействия и региональной экономической инфраструктуры к числу приоритетов экономической политики относятся:

     – развитие товарооборота и формирование конкурентной среды на межрегиональных товарных рынках;

     – экономическая интеграция с республиками и краями Северного Кавказа в области развития энергетики, транспортного комплекса, добычи и переработки полезных ископаемых, минерального сырья, совместного использования водных ресурсов, ведения природоохранной деятельности, оказания информационно-коммуникационных услуг, интеграции научного и образовательного потенциала и др. (в том числе в рамках организационных структур региональной Ассоциации «Северный Кавказ»);

     – расширение экономического сотрудничества с государствами СНГ;

     – наращивание прямых торговых, научно-технических и культурных связей с административно-территориальными образованиями иностранных государств (городами, землями, штатами и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ 

     В настоящее время очень остро стоят экологические проблемы Ростовской области:

    1. Экологические проблемы Маныча.

     Проблема  экологической реабилитации бассейна реки Маныч в последнее время привлекает к себе все более пристальное внимание, как администрации области, так и научных учреждений. Чаще всего поднимается вопрос о снижении биоразнообразия экосистемы Манычских водохранилищ и, в частности, уменьшения рыбных запасов. Эти процессы связывают с ростом минерализации вод и ускоряющимся общим ухудшением качества водных ресурсов водных объектов бассейна Маныча. Между тем уменьшение биоразнообразия – показатель общей деградации природного комплекса бассейна реки Маныч, причинами которой являются как природные, так и антропогенные факторы.

     В первую очередь необходимо выполнить  водохозяйственный баланс бассейнов  Восточного и Западного Маныча (с  учетом влияния стока р. Кубань) и  провести эколого-экономическую оценку возможности опреснения озера Маныч-Гудило. Только после этого станет понятно, в каком направлении следует двигаться дальше. Озеро Маныч-Гудило является остатками древнего моря, и его засоление – естественный природный процесс. Вполне возможно, что гораздо целесообразнее и с экономической, и с экологической точки зрения не искусственно его опреснять, а использовать как источник высокоминерализованных грязей и соли в лечебных целях.

     Оценка  воздействия на экосистему Маныча различных  отраслей хозяйственного комплекса региона позволит определить возможную степень хозяйственной деятельности человека в таком экологически сложном месте и возможные направления этой деятельности. На этой территории расположен не только единственный в России степной заповедник «Ростовский», но и водно-болотные угодья международного значения, находящиеся под юрисдикцией Рамсарской конвенции. Хозяйственная деятельность на этих территориях существенно ограничивается законодательством. Поэтому идея создания в бассейне Маныча «Центра редких животных европейских степей» требует крайне взвешенного и осторожного подхода.

     Администрацией  Ростовской области в адрес правительств перечисленных субъектов РФ были направлены письма с предложениями о совместных действиях. Все они выразили свою заинтересованность в решении этого вопроса. Для реализации комплексного подхода необходимо принятие федеральной целевой программы по решению экологических проблем Маныча.

    1. Проблема улучшения качества воды в водных объектах Ростовской области .

     Основным  источником водоснабжения жителей  Ростовской области являются поверхностные  воды реки Дон и её притоков. Между тем, качество воды основных поверхностных водотоков области не соответствует санитарно-гигиеническим и рыбохозяйственным нормативам.

     Низкое  качество вод поверхностных водных объектов обусловлено, в первую очередь, интенсивным антропогенным воздействием.

     В целом по области сброс сточных  вод в поверхностные водные объекты в 2004 году составил более 1,7 млрд. м3, в том числе около 340 млн. м3 или около 20% от общего сброса составляют загрязненные сточные воды. Нормативной очистки достигают только около 20% от подлежащих очистке сточных вод области.

     В 2004 году в сравнении с 2002 годом сброс сточных вод в поверхностные водные объекты уменьшился почти на 100 млн. м3, в том числе сброс загрязненных сточных вод – на 81,5 млн. м3.

     Наибольший  объем сточных вод, требующих  очистки, приходится на жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство и промышленность.

     Водопользователи  на территории Ростовской области, расположенные в нижнем течении реки Дон, вынуждены использовать воду уже подвергшуюся антропогенной нагрузке в соседних областях России. Кроме того, в Дон попадают трансграничные загрязнения, поступающие с сопредельных территорий, в частности с Украины.

     Негативное  воздействие на состояние водных объектов оказывает поступление  в них высокоминерализованных шахтных  вод ликвидированных угольных предприятий Восточного Донбасса.

     Основной  объем загрязненных сточных вод  поступает от предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

     Очевидно, что наибольшее значение для улучшения  качества воды в водных объектах области  имеет строительство и реконструкция  очистных сооружений канализации. Работа по строительству и реконструкции очистных сооружений канализации активизировалась с 2000 года. За этот период объем капитальных вложений в реконструкцию и строительство очистных сооружений канализации и канализационных сетей вырос с 12 в 2000 году до 385,3 миллионов рублей в 2004 году, то есть более чем в 30 раз. Финансирование строительства ведется преимущественно за счет консолидированного бюджета области, в том числе, средств, поступающих в виде платы за пользование водными объектами.

     В настоящее время работы по реконструкции или строительству новых очистных сооружений осуществляются в 8 населенных пунктах области, в том числе в Ростове, Семикаракорске, Донецке, Каменск-Шахтинске, Чалтыре и др.

     Завершено строительство 1-й очереди блока  доочистки и станции обеззараживания сбрасываемых сточных вод на очистных сооружениях канализации Белой Калитвы. Объем капвложений составил 17,1 млн. руб.

     Практически завершена реконструкция очистных сооружений в Усть-Донецке. Капвложения  по данному объекту составили 26 млн. руб.

     Благодаря этим мероприятиям, объем сточных  вод, очищенных до нормативных показателей, должен увеличится в 2005 году почти на 6 млн. м3.

Информация о работе Характеристика Ростовской области