Характеристика Православия и отличие от Католицизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Содержание

Введение…………………………..…………………………….....3-6
Православие………………..………………………………..…....6-12
Католицизм……………..……………………………………….12-27
Сходства и отличия католиков и православных…..……….…27-39
Заключение…..…………………………………………………..…39
Литература…..……………………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

1234.docx

— 77.13 Кб (Скачать документ)

Принцип первенства папской юрисдикции привлекал к себе гораздо меньше внимания, но по своей важности не уступал  принципу непогрешимости. Согласно этому  принципу, папа может выступать в  качестве непосредственного пастыря  всех христиан, т.е. своей властью  замещать власть любого патриарха, епископа или пастыря во всей церкви. Именно на основании этого первенства юрисдикции папа получает право налагать дисциплинарные наказания и взыскания (или освобождать  от таковых) на всех членов церкви без  согласия местных епископов или  поместных соборов; учреждать, изменять или упразднять епархии и назначать  епископов на все кафедры; определять порядок отправления религиозных  обрядов, канонизировать святых и надзирать  за исполнением таинств; созывать вселенские соборы и председательствовать на них.

Две причины побуждают считать  первенство юрисдикции принципом более  важным, чем даже принцип непогрешимости.

Во-первых, принятие догматических  определений на основании папской  непогрешимости практикуется исключительно  редко. Подавляющее большинство выдвигаемых папой доктрин формально не претендует на непогрешимость. Более того, «непогрешимые» догматические определения могут провозглашаться исключительно в тех случаях, когда в них предстоит закрепить некое положение, уже утвердившееся в сознании католиков в качестве догмата. Обычное заблуждение – думать, будто «непогрешимость» сообщает папе статус пророка, возвещающего новые истины, открытые ему непосредственно Богом; на самом деле она предполагает, что содержание «непогрешимого» определения – это некоторое учение, еще прежде возвещенное (по крайней мере – в скрытой форме) древней церкви Богом.

Во-вторых, большинство католических теологов признает, что папа может  быть низложен в том случае, если он впадет в ересь. Поскольку механизм для осуществления такой процедуры  не выработан, подобное низложение оказалось  бы чрезвычайным и крайне болезненным  актом, однако теоретически подобная возможность  существует. И напротив, традиционная католическая экклесиология не предусматривает  никаких мер или средств, которые  могли бы помешать злоупотреблению  первенством папской юрисдикции, за исключением увещаний, молитв и, в самом крайнем случае, отмены решений папы его преемником.

После II Ватиканского собора (1962–1965) вопрос о папской власти стал предметом  горячих споров внутри самой Католической церкви. С одной стороны, консерваторы (такие, как папа Иоанн Павел II) стремились укрепить авторитет папы, настаивая  на том, что католики обязаны не только почтительно принимать во внимание даже обыкновенные, не подпадающие  под действие принципа непогрешимости мнения, выдвигаемые папой, но и подчиняться  им. Показательной в этом смысле стала энциклика папы Павла VI Humanae Vitae (1968), в которой объявлялась  нравственно неприемлемой практика использования противозачаточных  средств. Разумеется, это не было определение ex cathedra. Миллионы состоящих в браке  католиков не согласились с этим учением и продолжали поступать  по своему разумению, вовсе не думая  при этом, что неприятие данного  учения папы делает их плохими католиками или грешниками. И многие прогрессивные католические теологи их поддержали. В конце концов, в прошлом церковь неоднократно меняла свои взгляды на вопросы морали – например, в отношении ростовщичества или рабства. Даже такой осмотрительный теолог, как К. Ранер, по поводу энциклики Humanae Vitae писал: «Если, по зрелом испытании своей совести, христианин-католик остается в уверенности, что – после ответственных и самокритичных размышлений – он принужден был прийти к точке зрения, расходящейся с установленной папой нормой, и если он придерживается этого и на практике в своей супружеской жизни... то такой католик не должен считать, что навлек на себя грех или оказал формальное неповиновение церковному авторитету».

С другой стороны, наиболее прогрессивные  теологи пытаются заново осмыслить  сущность папской власти, задаваясь  вопросами о том, действительно  ли Иисус Христос намеревался  установить единоначалие юрисдикции и  действительно ли внебиблейские  положения могут приниматься  в качестве догматов, верить в которые  обязаны все католики. Именно за такого рода вопросы Иоанн Павел II лишил Х. Кюнга права выступать  в качестве католического теолога.

 

Структура Католической Церкви

Структура Католической Церкви похожа на православную. Там есть епископат: митрополиты, архиепископы, епископы. Эта структура напоминает то, что  было в древней Церкви.

У католиков есть и монашество, в отличие от православных католические монахи объединены в так называемые монашеские Ордена. Что это значит? У нас каждый монастырь живет  своей самостоятельной жизнью и  подчинен епархиальному архиерею.

Ставропигиальные монастыри  подчинены непосредственно Святейшему Патриарху. У католиков ряд монастырей с одним уставом подчиняется  одному общему главе, который называется генералом монашеского Ордена. Он, как правило, является настоятелем старейшего из монастырей этого Ордена. Монастыри Ордена могут быть разбросаны по огромной территории, даже по всему миру, но тем не менее у них есть единое общее руководство, которое направляет всю их жизнь.

Орден бенедиктинцев - самый  древний. Он возник еще в V веке. Его  основателем был святой древней  неразделенной Церкви Бенедикт Нурсийский. Это был монах, подвижник благочестия, который организовал первые монашеские общины на Западе и дал им устав, основанный на восточных уставах. Известен девиз преподобного Бенедикта: "Молись и трудись", который он положил  в основу своего монашеского устава. В XII-XIII веках возникли Ордена францисканцев  и доминиканцев, названные по именам своих основателей - католических подвижников  Франциска и Доминика. Вступавшие в Орден францисканцев давали обет нищенствования.

Цистерцианцы - римско-католический монашеский орден, основан в 1098 г. в  Кото (лат. Cistercium, совр. округ Дижона, Франция) группой монахов-бенедиктинцев  из Молезмского аббатства во главе  с св. Робертом Молезмским. Их также  называли Белыми Монахами за их белые  или серые рясы под черными  наплечниками. Цистерцианцы стремились создать общину, живущую по строгой  версии монашеского устава.

Основанный св. Домиником  в 1216 году, Доминиканский орден окончательно оформился в ходе ряда собраний, происходивших в Болонье и  закончившихся в 1221-м. Они стали  первым католическим орденом, который  сконцентрировался на умственной, а  не на физической работе. Доминиканцы  особенно преданны наставничеству. Следуя теологическим идеям св. Альберта Магнуса и св. Фомы Аквинского, доминиканцы  предложили свою интерпретацию работ  Аристотеля, которая стала идейно-философской  основой христианства.

Св. Доминик требовал, чтобы  члены ордена практиковали личную и  общинную бедность. Однако в 1475 году папа римский Сикст IV отменил закон об общинной бедности и разрешил доминиканцам владеть имуществом и иметь источники постоянного дохода.

Орден доминиканцев известен в истории прежде всего тем, что  именно ему было поручено ведение  инквизиционных процессов, то есть процессов  по выявлению, суду и казни мнимых или действительных еретиков. Сами доминиканцы любили называть себя иначе, употребляя некоторую игру слов. Дело в том, что по-латыни Dоmini саnеs - "собаки Господни". Они так и называли себя, подчеркивая свою охранительную и антиеретическую роль.

Наверное, более всех других католических Орденов известен Орден  иезуитов. Он основан в 1534 году испанским  дворянином Игнатием Лойолой со специальной  целью - противодействия протестантизму и вообще борьбе с любыми некатолическими  конфессиями. У иезуитов есть так  называемый специальный четвертый  обет, которого нет ни в каком  другом монашеском Ордене. Три обычных  монашеских обета - безбрачие, послушание и нестяжательство - всем известны, они одинаковы на Востоке и  на Западе. У иезуитов есть еще обет абсолютного послушания папе.

Орден иезуитов построен очень  своеобразно и интересно. Там  существует многоступенчатая иерархия. Есть послушники, есть так называемые новички; на следующей ступени человек  дает три обета - и потом только избранные дают обет абсолютного  послушания папе. Из них уже выбираются руководящие члены Ордена. Их лозунг: «благая цель оправдывает средства, с помощью которых она достигается». Поныне из Ордена иезуитов выходит  значительная часть епископов Римско-католической Церкви. Иезуитам принадлежат большинство  католических средств массовой информации и издательств. Чтобы представить  размах их деятельности, можно привести такие цифры: они руководят 94 католическими  высшими учебными заведениями и 59 светскими учреждениями, не носящими специально духовного характера. Они  осуществляют общее руководство  всей миссией Римско-католической Церкви.

Весь мир разбит иезуитами  на 50 провинций, или областей. Во главе  каждой из этих областей стоит управляющий, или препозит, который руководит  иезуитами на этой 50-й части мира. Иезуитам дано исключительное право  не подчиняться местным католическим епископам. Они подчиняются только генералу Ордена, а тот - Римскому папе. Местный епископат не имеет никакой  власти над иезуитами.

 

 

4.Сходства и отличия католиков и православных

 

Рассмотрим отличия католицизма и православия.

 

Общая характеристика

Вселенское Православие (православие- т.е. «правое» или «правильное», дошедшее без искажений) - это собрание поместных Церквей, которые имеют одинаковые догматы и сходное каноническое устройство, признают таинства друг друга и находятся в общении. Православие состоит из 15-ти автокефальных и нескольких автономных Церквей.

В отличие от православных церквей, римский католицизм отличается, прежде всего, своей монолитностью. Принцип организации этой Церкви более монархический: она имеет  видимый центр своего единства - Папу Римского. В образе Папы сосредотачивается  апостольская власть и учительный авторитет  Римско-Католической Церкви.

Само название католической церкви буквально означает по-гречески «соборная», однако в интерпретации  католических теологов понятие соборности, столь важное в православной традиции, заменяется понятием «вселенскости» то есть количественной широты влияния (действительно, римско-католическое исповедание распространено не только в Европе, но и Северной и Южной Америках, в Африке и  Азии).

 

Вопросы веры и  отношение к Священным Писаниям

Православие относится к  Священным Писаниям, сочинениям и  деяниям отцов Церкви как к  священному слову, изошедшему от Господа  и переданному людям. Православие  утверждает, что богоданные тексты не может быть изменены или дополнены  и должны читаться на том языке, на котором они были впервые даны людям. Таким образом, православие  стремится сохранить дух христианской веры таким, каким принес его Христос, дух в котором жили апостолы, первые христиане и отцы Церкви. Поэтому  православие взывает не столько  к логике, сколько к совести  человека.

Католицизм рассматривает  христианское предание скорее как «семена», которые Христос, апостолы и т.д. заронили в души и умы людей  для того, чтобы те могли найти  свои пути к богу.

 

Католическая  сакраментология

Число таинств у католиков  такое же, как и в древней  Церкви, то есть семь. Но общий взгляд на все таинства принципиально отличается от древнецерковного. Католики учат, что  таинства являются не только действительными, но и спасительно-действенным, и  вне зависимости от состояния  человека, который их приемлет.

Православная Церковь  учит, что церковные таинства считаются  действительными при совершении их всяким канонически правильно  поставленным священником по Церковному уставу. Но спасительно-действенным  таинство является тогда, когда человек  приемлет его с должным расположением.

Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам предупреждал о том, что если человек причащается  без рассуждения, без должной  подготовки, то он делает это в осуждение  себе.

Католики же считают, что, во всяком случае - вне зависимости  от того, с верой или без веры подходит человек к восприятию таинства, - оно является спасительно-действенным. Это очень опасно, потому что при таком подходе таинства начинают рассматриваться как некие магические обряды. То есть если правильно поставленный священнослужитель правильно прочтет положенные слова, если есть тот, над кем этот обряд совершается, и есть все внешние атрибуты, необходимые для его совершения (вода для крещения, хлеб и вино для Евхаристии), то наличие этих формальных элементов является достаточным для того, чтобы таинство оказалось спасительно-действенным.

Таинство крещения

В Православной Церкви формула  крещения такова: «Крещается раб Божий  имя во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь». У  католиков же происходит перенос  внимания на фигуру совершающего таинство. Католический священник говорит: «Я крещаю тебя».

У католиков со средних  веков введено обливательное  или окропительное крещение. Мы не можем сейчас говорить об этом как  об отличии, потому что и у нас  за последнее столетие многие взрослые и дети были крещены таким образом. Но в нашей стране условия жизни  были таковы, что Церковь была вынуждена  допускать крещение обливанием или  кроплением. В крайней ситуации такое  крещение допускалось и древней  Церковью - если надо было выбирать: крестить человека обливанием или не крестить вовсе. Католики же в средние века не были побуждаемы к этому никакими основательными неизбежными причинами. У нас хотя и был временный  отход, но сейчас мы стараемся по возможности  вернуться в отношении взрослых - и это есть уже во многих храмах - к практике крещения погружением, как это и было в древней  Церкви, в то время как католики по-прежнему принципиально считают  достаточным обливательное или  даже только окропительное крещение.

Таинство миропомазания

В Католической церкви это  таинство называется конфирмацией. Совершается  оно, в отличие от Православной Церкви, как правило, епископом. Это отличие не так уж существенно, ведь и у нас священник помазывает миром, которое освящено архиереем. В практике Православной Церкви миро раз в два года освящает Патриарх, затем оно распределяется по епархиям и по приходам (то есть, епископ таким образом часть своих полномочий препоручает священнику). А у католиков сам епископ совершает это таинство через возложение рук.

Существенным отличием является то, что конфирмация не совершается  над младенцем сразу после  крещения, а лишь по достижении отроческого  возраста. В разных странах и в  разные века возраст конфирмации  колебался от семи до двенадцати лет.

Информация о работе Характеристика Православия и отличие от Католицизма