Факторы территориальной организации населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 09:21, контрольная работа

Описание

Цели данной контрольной работы изучить факторы территориальной организации населения. Данная цель определила постановку следующих задач:
1. Раскрыть содержание понятия «факторы территориальной организации населения».
2. Рассмотреть влияние объективных и субъективных факторов на территориальную организацию населения и хозяйства.
3. Решить тест.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Содержание понятия «факторы территориальной организации населения»....................................................................................................................4
2. Влияние объективных и субъективных факторов на территориальную организацию населения и хозяйства.........................................................................6
3. Тест..............................................................................................................16
Заключение......................................................................................................17
Список использованной литературы.............................................................18

Работа состоит из  1 файл

Территориальнач организация населения.doc

— 1.20 Мб (Скачать документ)

На развитие территориальных подсистем организации населения и производства в России большое влияние оказывает значительный рост тарифов на транспортные и энергетические услуги. В этих условиях сложившееся разделение труда во многих случаях становится неэффективным. По этой же причине снизилась доходность экспорта многих сырьевых товаров (угля, леса, металлов) из сибирских регионов. В структуре связей приграничных регионов значительно увеличилась доля внешнеторгового сотрудничества с соседними странами.

Показатель прибыли в расчете на душу населения отражает степень адаптации экономики территориальных подсистем к изменившимся условиям хозяйствования. Уровень прибыли выше среднего по России наблюдается в регионах, субъекты хозяйствования которых в своей массе смогли сохранить рынки сбыта продукции и освоить новые. На объемы получаемой прибыли влияют цены факторов производства (рабочей силы, энергии, транспорта, кредитов), межрегиональные различия которых также имеют тенденцию к увеличению, поэтому формы территориальной организации населения и производства тесно связаны с отраслевой специализацией территорий. Наиболее многочисленные группы беднейшего населения сконцентрированы в регионах с преобладанием обрабатывающей промышленности и с низким уровнем экономического развития, слабыми возможностями обеспечения за счет собственных ресурсов приемлемого уровня развития социальной сферы.

Экспортно-ориентированные регионы характеризуются сравнительно высоким промышленным потенциалом и относительно благополучным социально-экономическим положением. В регионах, занятых добычей и экспортом топливно-энергетических и сырьевых ресурсов и металлов, отмечается меньший спад производства (прежде всего в промышленности), ниже уровень безработицы и выше уровень доходов населения. Это связано с возможностями реализовать производимую продукцию на внешнем рынке, что гарантирует поступление валютных средств. Поэтому резко возросла роль внешнеторговых связей российских регионов, что характеризуется данными среднедушевого стоимостного объема экспорта товаров по субъектам Федерации, которые резко различаются между собой и колеблются по отношению к среднему показателю по России. В экспорте продукции топливно-энергетического комплекса на пять субъектов Федерации (Москва, Тюменская область, Башкортостан, Татарстан и Самарская область) в настоящее время приходится примерно 77% всего стоимостного объема экспорта этой продукции в страны дальнего зарубежья, экономистами. При этом под системами подразумеваются любые (и природные, и антропогенные) совокупности особым образом соединенных элементов и структурных взаимосвязей, носящие пространственный (территориальный) характер*. Последнее означает, что эти совокупности либо отчетливо выражены только в границах соответствующей территории (например, в связи с наличием здесь определенных ресурсов и их использованием, с компактным проживанием лиц определенной этнической, конфессиональной или иной принадлежности, с финансово-экономическими отношениями хозяйствующих субъектов), либо замыкаются в этих границах (административное управление со всеми его институтами, локальные энергетические или транспортные сети, рассчитанная на удовлетворение местных потребностей социальная структура и т.п.), либо выступают в качестве некоей целостности по отношению к другим системам (скажем, те же локальные энергосистемы, но способные Обеспечивать смежные ареалы).

Территориальные системы организации населения как объект познания многомерны, многоаспектны и разновременны. Они, таким образом, дифференцированы по функциям и масштабам в пространстве и времени. В связи с этим управление процессами формирования и развития ТОН предполагает учет ряда основополагающих принципов — системности, целостности, комплексности, целевой ориентации, устойчивости, иерархичности и др. Эффективные системы управления ТОН должны быть организованы с учетом этих принципов, реализуемых на практике с помощью норм и правил государственного управления и местного самоуправления.

Любая ТОН представляет собой соц-экосистему, в которой люди работают, живут, отдыхают, размножаются и умирают ради достижения общих и индивидуальных целей. Из этого определения следует, что ТОН есть взаимосвязанная совокупность социальной, экономической, технической и информационной подсистем. Эти подсистемы воздействуют друг на друга и взаимодействуют с внешней средой, транспортируя продукты, ресурсы и отходы. Направление взаимодействий указанных подсистем в системе ТОН определяется внутренними потребностями саморегуляции, сохранения устойчивого состояния и целостности в процессе функционирования и развития. Устойчивое состояние системы ТОН — это состояние, позволяющее ей сохранять базовые качественные характеристики, параметры стабильного, безопасного развития при воздействиях на нее со стороны других подсистем. Понятие устойчивости системы охватывает различные вопросы, связанные с технологической, экономической, продовольственной, военной, политической, информационной и другими видами стабильности. Важно, что все они в конечном счете замыкаются на определенной территории и как следствие этого должны обеспечивать устойчивость ТОН.

Важным принципом построения системы ТОН является иерархичность составляющих ее подсистем. Действие этого принципа позволяет, во-первых, обнаружить многообразие состояний населения, элементов производства, ресурсов, форм организации труда и быта; во-вторых, раскрыть механизм перехода от одного уровня организации этих категорий к другому, более высокому; в-третьих, отыскать основу самоорганизации социоэкосистем, аспекты единства территориальной организации страны и ее регионов, которые связаны с общими свойствами саморегуляции и саморазвития качественно различных систем. В национальной хозяйственной системе выделяются несколько уровней, взаимодействующих в едином «экономическом поле» или «экономическом пространстве» страны:

        • межстрановый уровень, т.е. уровень взаимоотношений экономики со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйственной системой в целом и хозяйственными системами стран, объединенных в региональные сообщества;
  • федеральный (общенациональный) макроэкономический уровень, концентрирующий внутрихозяйственные взаимоотношения формирующиеся в национальной экономике;
  • региональный уровень, характеризуемый взаимосвязями экономики каждого из 89 субъектов Федерации или федеральных округов между собой;
  • внутрирегиональный уровень, представляющий собой систему взаимоотношений в рамках общественного разделения труда внутри хозяйства субъектов Федерации;
  • межмуниципальный и внутримуниципальный уровни, на которых формируются экономические связи между городами и внутри них;
  • Комплексы отраслей национальной экономики — агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и др.;уровень отдельных отраслей национальной хозяйственной системы — промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.;
  • внутриотраслевой уровень (например, уровень взаимосвязей животноводства и растениеводства в сельском хозяйстве; гражданского, промышленного и жилищного строительства в строительстве и т.д.);
  • уровень взаимосвязей объединений, предприятий, организаций;
  • уровень отдельных организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных законодательством страны, Гражданским кодексом РФ (акционерные общества, союзы, хозяйственные товарищества и др.);
  • внутрипроизводственный уровень — цехи и службы предпри- ятий, компаний, фирм, организаций, объединений и т.п.

Эффективная организация и управление развитием территориальных систем предполагают регулирование их взаимоотношений законодательными и нормативными актами со стороны органов управления (федеральных, региональных и местных).

В настоящее время в хозяйственной системе России действует примерно 3 млн предприятий различных отраслей, в которых занято более 64,9 млн человек. При этом общая численность самостоятельных субъектов хозяйствования (государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ всех типов, банков, страховых и других учреждений) растет, а в рамках отдельных отраслей, регионов и видов экономической деятельности постоянно происходят количественные и качественные изменения. Они связаны с процессами разгосударствления и приватизации собственности, ликвидацией и перепрофилированием предприятий, учреждений и организаций, а также с реструктуризацией экономики, ее отраслей и регионов, с действием других факторов.

Анализ и прогнозирование развития ТОН, как правило, требует выявления состояния и установления тенденций изменения основных параметров, количественно характеризующих объем (масштаб) в натуральном и стоимостном выражении, темп развития (спад или подъем), пропорцию (соотношение) в развитии данного социально-экономического, технологического или иного процесса с другими процессами.

 

3. Тест

Тест

Средняя плотность населения России находится в интервале:

а) 5–7 чел. на км2;

б) 8–9 чел. на км2;

в) 10–12 чел. на км2;

г) 15–20 чел. на км2.

Ответ: Б. Показатели Федеральной службы государственной статистики:  Оценка численности:143 056,4 тысяч человек Плотность: 8,4 чел./км².

 

Заключение

Население (народонаселение) - непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части (стране, группе стран и т. п.). Изучение населения представляет собой важнейшую задачу многих научных дисциплин. Именно люди (население) в конечном итоге являются производителем и потребителем всех материальных и нематериальных благ, создаваемых обществом. Каждый из нас, несмотря на все различия и особенности, — это лишь часть совокупности людей, являющихся населением.

Территориальная организация населения формируется и развивается под влиянием различных объективных и субъективных факторов. В состав первых входят природно-географические, производственно-экономические, научно-технологические, социально-демографические, экологические. В состав вторых — управленческие, политические, религиозные, национальные и др. Выявление и изучение этих факторов необходимо для осуществления систематизации различных форм и разновидностей ТОН с целью их использования в процессе выработки и принятия управленческих решений.

 

Список использованной литературы

  1. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства: учебное пособие / под общ. ред. В.Г. Глушковой. – 3е изд.,доп. – М.: КНОРУС, 2007.
  2. Территориальная организация населения: учебное пособие /под ред. Е.Г. Чистякова. – М.: Вузовский учебник, 2005.
  3. Федеральная служба государственной статистики: [Официальный сайт]. – URL: http://www.gks.ru.

                                                                                                                                                              


Информация о работе Факторы территориальной организации населения