Депрессивные регионы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 03:32, контрольная работа

Описание

Актуальность решения проблем инновационного развития депрессивных регионов определяется объективной потребностью выработки и проведения активной инновационной политики, механизмов и инструментов ее реализации. Она возрастает в условиях необходимости решения важной стратегической задачи в экономике России, связанной с удвоением ВВП, с одной стороны, и невысоких темпов технического перевооружения, обновления и модернизации активной части основных фондов, усиления степени неопределенности в изменении внешней среды во времени и пространстве, повышающегося уровня сложности управления хозяйствующими субъектами депрессивных регионов, с другой стороны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Факторы пространственного неравенства регионов России…………4

2. Понятие депрессивного региона………………………………………10

3. Характеристика депрессивных регионов России…………………….13

4. Поддержка депрессивных регионов…………………………………..17

Заключение………………………………………………………………..23

Список литературы……………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

депрессивные регионы.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

      Введение…………………………………………………………………….3

      1. Факторы пространственного неравенства  регионов России…………4

      2. Понятие депрессивного региона………………………………………10

      3. Характеристика депрессивных регионов  России…………………….13

      4. Поддержка депрессивных регионов…………………………………..17

      Заключение………………………………………………………………..23

      Список  литературы……………………………………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Россия  переживает болезненный процесс  трансформации социальных и хозяйственных  отношений. Резкое снижение роли государства  в регулировании экономических процессов, ослабление внутрироссийских экономических связей и связей с бывшими союзными республиками - все это отрицательно сказывается на экономике отдельных регионов России, особенно тех регионов, которые относятся к депрессивным.

      Вносит  свою лепту и мировой рынок, предъявляя спрос только на определенные виды сырьевых ресурсов, в основном топливно-энергетических. В результате, если в сырьевых регионах наблюдается стабилизация и даже некоторый рост, то развитые в прошлом  регионы России с высококвалифицированными кадрами и высокой плотностью населения переживают глубокий спад производства. Возрастают различия и между регионами по уровню жизни, что вызывает социальную напряженность.

      Однако  на региональном уровне поиск вектора  развития экономики, а также средств и методов эффективного использования природной и интеллектуальной ренты во благо общества только начат.

      Актуальность  решения проблем инновационного развития депрессивных регионов определяется объективной потребностью выработки  и проведения активной инновационной политики, механизмов и инструментов ее реализации. Она возрастает в условиях необходимости решения важной стратегической задачи в экономике России, связанной с удвоением ВВП, с одной стороны, и невысоких темпов технического перевооружения, обновления и модернизации активной части основных фондов, усиления степени неопределенности в изменении внешней среды во времени и пространстве, повышающегося уровня сложности управления хозяйствующими субъектами депрессивных регионов, с другой стороны. 

      1. Факторы пространственного неравенства  регионов России 

      Фундаментальной причиной экономического неравенства  является давно изученный в региональной науке процесс концентрации экономической  деятельности в тех местах, которые  обладают конкурентными преимуществами, что позволяет снижать издержки бизнеса. Среди таких преимуществ в «новой экономической географии», разработанной П. Кругманом, выделяются факторы «первой природы» (богатство природными ресурсами и выгодное географическое положение, снижающее транспортные издержки) и факторы «второй природы» (агломерационный эффект, высокий человеческий капитал, лучшая институциональная среда), связанные с деятельностью государства и общества.

      Как показывают многочисленные исследования, в том числе готовящийся к публикации Мировой доклад за 2009 года Всемирного банка, посвященный пространственному развитию, тенденции территориальной концентрации экономики в местах, обладающих конкурентными преимуществами, характерны для всех стран мира, независимо от уровня их развития. Разница только в том, что в развитых странах, уже ориентированных на факторы «второй природы», темпы роста региональных экономических различий невелики, их пик пришелся на начало ХХ века и был связан с бурным развитием индустриальной экономики. Но Россия пока к развитым странам не относится, а в группе стран догоняющего развития экономическое неравенство регионов растет, повторяя тренд Западной Европы столетней давности.

      Экономическая история показывает, что преимущества, особенно «первой природы», не являются вечными и незыблемыми. Упрощая, можно сказать, что в раннеиндустриальную эпоху важнейшими факторами развития были обеспеченность минеральными ресурсами и географическое положение, а в постиндустриальную – человеческий капитал и институты. Поскольку роль тех или иных факторов со временем меняется (например, снижается значимость природных ресурсов и растет роль человеческого капитала и институтов), лидерами становятся другие территории с иным набором преимуществ. Множество исследований, от классиков «центро-периферийной» теории Дж. Фридмана, Ф. Броделя и П. Валлерстайна до современных работ по региональной экономике и экономической географии (П. Кругман, М. Фуджита, А. Трейвиш и др.), показывают, что экономическое неравенство остается, меняется только его география. Говоря современным языком, оно переформатируется в пространстве.

      Помимо  смены ведущих центров роста  в длительной перспективе, идет диффузия (расширение) зон роста вокруг существующих центров, особенно от крупных агломераций на соседние территории. В России это наиболее явно проявляется в расширении зоны роста Московской столичной агломерации. В то же время влияние богатых ресурсодобывающих регионов на своих соседей, как правило, намного слабее.

      В современной России в явном виде «работают» три преимущества. Первое – агломерационный эффект, который дает экономию на масштабе, обеспечивая широкий выбор работников и рабочих мест на рынке труда, снижая транспортные расходы, позволяя более интенсивно использовать инфраструктуру и тем самым снижая издержки бизнеса (правда, до определенного предела, ведь земля, недвижимость и работники в агломерациях стоят дороже). Второе - обеспеченность сырьевыми ресурсами, востребованными мировым рынком; в годы кризиса оно смягчило экономический спад, а в период роста обеспечивало более высокие доходы бюджетам экспортно-сырьевых регионов и занятым в этих отраслях. Проблема регионов и стран, обладающих этим преимуществом – зависимость от конъюнктуры мировых цен на сырье и полуфабрикаты (нефть, газ, металлы). Третье преимущество, проявившееся только в годы экономического роста - выгодное положение на основных путях мировой торговли, особенно приморское, поскольку большая часть экспортно-импортных грузов перевозится морем. В советское время, за «железным занавесом», это преимущество не могло проявиться в полную силу, а в годы кризиса и ослабевших институтов государства препятствием стала криминализация портовых регионов. В менее явном виде крупные города и небольшие наукограды обладают преимуществом более высокого человеческого капитала, но условий для его реализации, особенно в наукоградах, пока недостаточно. Как и вся страна, регионы не отличаются хорошими институтами (нормами и правилами, снижающими трансакционные издержки деятельности экономических агентов).

      Явные преимущества проявляются в опережающем  росте обладающих ими территорий: крупнейших агломераций - в первую очередь  федеральных городов с прилегающими областями, нефтегазовых и металлургических регионов, а с 2000-х годов – западных и южных приморских регионов, на востоке все еще велики барьеры криминализации и удаленности. Бизнес активней всего инвестирует в территории, имеющие конкурентные преимущества, поскольку это позволяет снижать издержки и повышать доходы. В результате экономическое неравенство регионов растет вследствие объективных факторов.

      Если  власть хочет ускорить экономический  рост, она должна делать ставку на те регионы, которые обладают конкурентными  преимуществами. Однако государство  несет ответственность за развитие всей территории, поэтому еще одна его функция - поддержка менее развитых регионов путем перераспределения бюджетных средств для смягчения территориальных различий. Любой стране приходится искать оптимальный для нее баланс между стимулирующим и выравнивающим векторами региональной политики. Как правило, в развивающихся странах преобладает стимулирующая политика, чтобы сократить отставание, а в развитых странах, хотя и не во всех, баланс сдвинут в сторону выравнивания. И хотя динамика экономического развития регионов зависит от политики властей, как стимулирующей, так и выравнивающей, именно базовые факторы задают «коридор возможностей».

      В России в период экономического кризиса  и децентрализации 1990-х гг. федеральная  политика ограничивалась перераспределением относительно небольших финансовых ресурсов и раздачей многочисленных льгот и привилегий, в основном политически обусловленных. Ее влияние на развитие регионов ощущалось слабо. В 2000-е годы влияние федеральной политики усилилось в ходе начавшейся рецентрализации и возросшего перераспределения бюджетных ресурсов, а затем роста государственных инвестиций в экономику и реализации программ развития приоритетных территорий. Хотя следует отметить, что стратегия территориального развития в России так и не разработана, поэтому федеральная стимулирующая политика остается несистемной.

      В развитии регионов России доминируют унаследованные особенности, или path dependency (зависимость от пройденного пути или, как говорят институциональные  экономисты, «наезженная колея»). Это зависимость от сложившейся в регионе структуры экономики, степени освоенности территории, демографической ситуации, социокультурных особенностей населения и неформальных институтов (традиций и норм), воздействующих на формы занятости, доходы, мобильность населения, а в более широком плане - на человеческий и социальный капитал. Фактор унаследованных особенностей часто недооценивается, поскольку в советской плановой экономике новые города и предприятия создавались без учета особенностей территории, нередко на "пустом месте". В переходный период немалая часть из них оказалась нежизнеспособной: монопромышленные города-заводы, так и не ставшие настоящими городами с диверсифицированной структурой занятости и городским образом жизни, деградировали, а многие предприятия, размещенные без учета реальных издержек (транспортных тарифов, состояния инфраструктуры, качества рабочей силы и др.), не смогли адаптироваться к новым условиям. В рыночной экономике влияние унаследованных особенностей развития чрезвычайно велико и во многом определяет "коридор возможностей" для развития того или иного региона.

      Влияние политики региональных властей в  переходный период не стоит переоценивать, другие факторы оказались сильнее. Сама политика региональных властей - во многом продукт унаследованной институциональной среды и накопленного человеческого капитала, от которых зависят качественные характеристики элиты и тип политического режима в регионе. Кроме того, политика региональных властей весьма причудливо сочетает элементы модернизации с крайне традиционалистскими подходами, поэтому нелегко разложить все регионы по полочкам, в диапазоне от "продвинутых" до "слабо модернизированных". Только при комплексной оценке влияния унаследованного развития, институциональной среды и политики региональных властей можно понять, почему трансформации в регионах шли и до сих пор идут с разной скоростью, а порой и в разных направлениях.

      Унаследованные  факторы развития наиболее инерционны, они проявлялись и в период плановой экономики, но при снижении регулирующей роли государства их значимость резко усилилась. Особенно это характерно для центро-периферийных различий, которые всегда углубляются в переходные периоды. В наиболее синтезированном виде унаследованные географические различия обобщены А.И. Трейвишем. Он выделяет четыре оси (типа) региональных различий, "сочетание которых на большой территории порождает разнообразие регионализмов":

      - центр – периферия;

      - запад – восток (староосвоенные регионы и регионы нового освоения);

      - север – юг (ресурсно-индустриальные и аграрные);

      - русское ядро – этнорегионы (более модернизированные и более традиционалистские).

      Современная пространственная картина социально-экономического развития стала крайне мозаичной: на унаследованные территориальные типы регионов (староосвоенные индустриальные регионы, ресурсодобывающие регионы нового освоения, южные аграрно-индустриальные регионы) наложились новые характеристики ("открытые" для глобальной экономики и "закрытые" регионы), усилились межрегиональные центро-периферийные различия, прежде всего между Москвой и остальной Россией.

      Внутри  регионов также происходит рост центро-периферийного  неравенства. Региональные центры и  города экспортных отраслей адаптируются к новым условиям намного быстрее, чем города с меньшей численностью населения и сельская местность, за исключением пригородов агломераций. Для регионалистов уже давно стало аксиомой, что не только средние данные по России, но и данные по субъекту РФ чаще всего показывают "среднюю температуру по больнице".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Понятие депрессивного региона 

      Социально-экономическое  пространство Российской Федерации  разнородно как по уровню экономического развития, так и по уровню жизни. На территории государства расположено  множество больших и малых  территориальных образований, в которых наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические, геополитические и другие проблемы. В теории региональной экономики такие территории принято называть проблемными регионами. Основными типами проблемных регионов в современных условиях являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.

Информация о работе Депрессивные регионы