Деконцентрация промышленного производства в Парижской агломерации в послевоенные годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 16:37, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является подведение итогов политики деконцентрации (в литературе чаще используется понятие «децентрализация») промышленного производства в Парижской агломерации в 50-е годы ХХ века. Цель работы определяет следующие задачи:

определение причин проведения политики деконцентрации промышленного производства;
раскрытие содержания политики деконцентрации;
обобщение результатов проведения политики деконцентрации промышленности;
выявление позитивных и негативных последствий деконцентрации промышленного производства в Парижской агломерации;
предложение путей исправления этих негативных последствий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Границы, структура, факторы развития Парижской агломерации.....6

1.1 Определение границ, структура Парижской агломерации…………......6

1.2 Факторы развития Парижской агломерации…………………………….9

Глава 2. Политика деконцентрации промышленности в Парижской агломерации в послевоенные годы……………………………………………..11

2.1 Причины проведения политики деконцентрации промышленного производства……………………………………………………………………..11

2.2 Содержание политики деконцентрации промышленности…………...17

2.3 Результаты политики деконцентрации промышленного производства в Парижской агломерации…………………………………………………….......25

2.4 Недостатки политики деконцентрации промышленного производства и пути их исправления…………………………………………………………..30

Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………41

Работа состоит из  1 файл

Главная часть.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Федеральное агентство по образованию

              Южно-Уральский государственный университет 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по экономической  и социальной географии. 

Деконцентрация  промышленного производства в Парижской агломерации в послевоенные годы. 
 
 
 
 

Выполнила:

Никитина  О. Н. 

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск

2006 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Границы, структура, факторы развития Парижской агломерации.....6

     1.1 Определение границ, структура Парижской агломерации…………......6

     1.2 Факторы развития Парижской агломерации…………………………….9

Глава 2. Политика деконцентрации промышленности в Парижской  агломерации в послевоенные годы……………………………………………..11

     2.1  Причины проведения политики  деконцентрации промышленного производства……………………………………………………………………..11

     2.2  Содержание политики деконцентрации  промышленности…………...17

     2.3 Результаты политики деконцентрации  промышленного производства в  Парижской агломерации…………………………………………………….......25

     2.4  Недостатки политики деконцентрации  промышленного производства и  пути их исправления…………………………………………………………..30

Заключение……………………………………………………………………….35

Приложения……………………………………………………………………...38

Список литературы………………………………………………………………41        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Данная  работа посвящена вопросу деконцентрации  промышленного производства в  Парижской агломерации в послевоенные  годы (50-е годы ХХ века).

     После  первой мировой войны структура парижской промышленности претерпела существенные изменения. За пределами собственно Парижа, в его ближних пригородах, так называемом «красном поясе», возникает крупная машиностроительная и химическая промышленность, отличающаяся высокой степенью концентрации производства. За период между двумя мировыми войнами он превращается в крупнейший промышленный центр наиболее современных отраслей индустрии. Авторитетный французский географ, глава кафедры географии человека Сорбонны Жаклин Боже-Гарнье в этой связи отмечает: «Стало понятно, что пускать дело на самотек нельзя. Город нуждается в оздоровлении и модернизации; политика застройки – в упорядочении; чрезмерное развитие региона – в притормаживании…»  Французское и парижское правительство предприняло ряд мер по уменьшению концентрации промышленности в столичной агломерации.

     Объектом  исследования курсовой работы  является индустриальное развитие  Парижской агломерации. Предметом исследования выступает деконцентрация промышленности на ее территории в послевоенные годы.

     На  сегодняшний день о деконцентрации  промышленного производства в  Парижской агломерации в литературе, особенно современной, говорится  очень мало, в самых общих чертах, хотя подобная политика оказала  влияние на территориальное устройство, структуру промышленного производства и занятости населения крупнейшей французской агломерации. В связи с чем, научная новизна данного исследования заключается в том, что были выделены и проанализированы причины, содержание, результаты, недостатки политики деконцентрации промышленного производства в Парижской агломерации в 50-е годы ХХ века, а также предложены пути преодоления ее негативных последствий.

     Концентрация промышленного производства в одной-двух крупных агломерациях актуальна и в наши дни для многих стран. В первую очередь это относится к таким государствам Латинской Америки, как Бразилия, Аргентина, Мексика. В Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айресе производится более ½ промышленной продукции соответствующих стран. Подобная ситуация не способствует повышению уровня экономического развития государства, а лишь усиливает различия в уровне развития отдельных районов и межотраслевые диспропорции, а также приводит к росту безработицы. Разумеется, определенные меры по преодолению этой сложной ситуации были предприняты (в Мексике – сдвиг производительных сил на север, к границе с США; в Бразилии – на запад; в Аргентине – на юг, в Патагонию), но весомых результатов достигнуто не было. В связи с этим, вышеуказанные страны могли бы перенять опыт проведения политики деконцентрации промышленного производства у такого развитого государстве, как Франция, учитывая все позитивные и негативные последствия проведения такой политики.

    Методологическую основу исследования составляет совокупность аналитического, исторического, статистического методов. В работе также использован такой  метод теоретического уровня, как индукция.

     Целью  данной курсовой работы является подведение итогов политики деконцентрации (в литературе чаще используется понятие «децентрализация») промышленного производства в Парижской агломерации в 50-е годы ХХ века. Цель работы определяет следующие задачи:

  • определение причин проведения политики деконцентрации промышленного производства;
  • раскрытие содержания политики деконцентрации;
  • обобщение результатов проведения политики деконцентрации промышленности;
  • выявление позитивных и негативных последствий деконцентрации промышленного производства в Парижской агломерации;
  • предложение путей исправления этих негативных последствий.

      Анализ статистических данных о деконцентрации промышленного производства в Парижской агломерации и четко структурированная таблица (см. Приложение 3) основных управлявших процессом деконцентрации и направлявших ее в нужное русло законов, составленная автором на основе разрозненных данных из различных источников [1. – С. 67; 2. – С. 272; 6. – С. 147; 9. – С. 84; 10. – С. 343; 11. – С. 327, 328] придают исследовательской работе практическую значимость и дают возможность проследить шаги французского правительства по уменьшению чрезмерной концентрации промышленности в пределах территории столичной агломерации, выявить логику, которой руководствовалось правительство при принятии этих законов, и их положительные стороны и недостатки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.

Границы, структура, факторы  развития Парижской агломерации.

1.1 Определение границ, структура Парижской  агломерации

     Провести  границы Парижской агломерации  очень трудно. Обычно используется  такой критерий, как сфера влияния. Но в таком случае в пределы агломерации можно было бы включить всю Францию. Границы Парижской агломерации в 1964 году показаны в Приложении 1.

     Таблица 1

Структура Парижской агломерации

 
Зоны

агломерации

Население                в 1962 г.  
Площадь, кв. км
Плотность населения на 1 кв. км в 1962 г.
В тыс. В %
Париж 2790,1 36,1 105,4 26 471
Внутренняя  зона агломерации  3733,5 48,2 646,4 5 775
Средняя зона агломерации  845,8 10,9 705,5 1 200
Внешняя зона агломерации  365,9 4,8 850,0 431

     В  таблице 1 представлена структура Парижской агломерации. Париж – историческая часть, чья площадь составляет менее 2% от площади всей агломерации. Во внутренней зоне преобладают многоэтажные и многоквартирные здания. В средней зоне агломерации появляется сельскохозяйственное население, преобладают уже одноэтажные постройки. Внешняя зона обладает теми же признаками, что и средняя, но выражены они слабее. [2. – C. 272]

     В  Парижской агломерации сосредоточено  16% населения страны, 20% государственных  служащих, 25% занятых в транспорте  страны и более 40% лиц, занятых  в финансовых и банковских учреждениях. В районе Парижа производится около 4/5 автомобильной продукции Франции, 90% авиамоторов, свыше 60% тракторов, 40% металлорежущих станков. Исключительно огромное значение Парижского промышленного комплекса почти при полном отсутствии на месте или вблизи полезных ископаемых показывает, что основными факторами формирования промышленности этого района явились социально-экономические и общественно-исторические условия.

     Ареал  распространения промышленности, вышедшей  за пределы собственно Парижа, но органически связанной с ним и продолжающей его, весьма значителен. Контуры его выходят на запад от Парижа на 30 километров, на север – 25-30, на юг – 25 и на восток – 15 километров. [10. – C. 328]

     На  всей этой обширной территории, которая носит отчетливо выраженный индустриальный характер, можно выделить три концентрических круга размещения промышленности. В первом из них, т. е. в самом Париже, главной отраслью промышленности и по стоимости продукции, и по количеству занятых в ней работников является производство готового платья и предметов роскоши и моды, издавна прославившие Париж изяществом и утонченностью вкуса производимых изделий, высоким искусством их исполнения.

     В  50-е годы ХХ века Париж, на фабриках и в мастерских которого производилось 2/3 женского платья, вырабатываемого в стране, и сосредоточено около половины рабочих этой отрасли во Франции, хотя и сохранил за собой славу мирового законодателя моды, все же значение его в этом смысле несколько померкло. Швейная промышленность в черте собственно Парижа сочетается с рядом других, столь же типичных парижских отраслей индустрии, производящих предметы роскоши и так называемые «парижские изделия» (ювелирная продукция, гравюры, изящные изделия из кожи и т. д.), мебельной промышленностью и, наконец, парфюмерной, сосредоточивающей 90% своих предприятий в пределах Парижского комплекса, причем главным образом в самом Париже. На этом фоне явного преобладания средних и даже мелких предприятий исключение составляют лишь автомобильный завод «Ситроен» и отдельные другие.

     Второй  концентрический круг промышленности  расположен в ближних пригородах  Парижа с удобными водными  путями по рекам Сена и Уаза, дополненными железнодорожной сетью.  В этом поясе разместились  наиболее крупные промышленные предприятия французской столицы, в том числе автомобильные заводы «Рено» (Бийанкур, Клиши, Женвилье, Сен-Дени, Булонь-Бийанкур, Обервилье). На заводах «Рено» занято примерно 1/8 рабочих Парижского промышленного комплекса. Здесь же, в пригородах к югу и западу от Парижа, расположены основные предприятия авиационной промышленности страны, а в Иври, Исси, Булонь, и Коломб – заводы электротехнической и электромеханической промышленности, производящие 60% всего электрооборудования Франции и 60% продукции точной механики.

     Наконец, еще одной из наиболее характерных отраслей Парижского комплекса, географически приуроченной к окрестностям Парижа, является станкостроительная индустрия. Заводы этой отрасли, расположенные в северных городах-спутниках Парижа, производят от 40 до 45% всей продукции станкостроения страны.

     В  тесной связи с потребностями  Парижа и его района развилась  химическая промышленность, специализирующаяся  на производстве жиров (Пантен), технических масел, каучука (Коломб  и Исси), удобрений, фототоваров и фармацевтических изделий. В производстве последних на долю Большого Парижа приходится 4/5 продукции этой отрасли во Франции. Особенно крупные ее предприятия сосредоточены в пригородах Парижа: Витри и Роменвилль.  

     Наконец, третья зона размещения промышленности Парижского комплекса – дальние пригороды французской столицы, расположенные за «красным поясом», вдоль реки Сена и расходящихся от Парижа железных дорог. Это та часть Парижского комплекса, куда из-за недостатка пригодных площадей для размещения предприятий в ближних пригородах Парижа и их транспортной перегруженности постепенно перемещается промышленность. Это – небольшие города Шуази-ле-Руа (производство тепловозов и дрезин), Аннеси (производство подшипников), Флен-Элизабетвилль близ Манта (производство осей и автокузовов) и другие. Помимо отмеченных ранее отраслей промышленности, для Большого Парижа характерны и другие, например полиграфическая, бумажная, кинопромышленность, различные отрасли пищевой индустрии и т. д. [4. – C. 123-127] 

1.2 Факторы развития  Парижской агломерации

     Как  уже упоминалось ранее, сфера  влияния Парижа распространяется  на всю территорию страны. Это  было предопределено его географическим  положением. Город находится в  самой обширной совокупности французских равнин, у места слияния спокойных судоходных рек. Он окружен плодородными сельскохозяйственными землями, которые могли прокормить многочисленное население. Иль-де-Франс, несмотря на свое название («иль» - остров), по существу, представляет собой полуостров, расположенный между Марной, Уазой и Сеной. Его исключительно удачное географическое положение совершенно очевидно. Дорога, проходившая с севера на юг, нашла здесь удобное место для переправы через Сену там, где эта река, разделяясь на два рукава и огибая Иль-де-Франс, прижимается к северным возвышенностям.

Информация о работе Деконцентрация промышленного производства в Парижской агломерации в послевоенные годы