Жизнь и учения Будды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:12, курсовая работа

Описание

На Северо-западе от царства Кошали, между Непальскими предгорьями
Гималаев и средним течением реки Ранти, на восточном берегу незначительной
речки Рохини, притока Ранти, находится небольшое царство Капиливасту с
главным городом того же имени. Этим незначительным царством владел род
Шакьев, еще в древние времена эмигрировавший сюда с дельт Инда. Цари
Шакьев, гордость которых вошла в поговорки, в числе своих предков
насчитывали даже одного мудреца по имени Готама. От него они приняли свое
фамильное прозвание Гаутама.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ НА ФИЛОСОФИЮ-Наташа.docx

— 40.69 Кб (Скачать документ)

         V От желания будущей жизни на небе;

         V От гордости;

         V От высокомерия;

         V От неведения.

Познавший четыре истины спасения и освободившийся  от  «десяти цепей»,  по

учению Будды, мог  достигнуть последней степени  нравственного  совершенства,

совершенства Будды  и вместе с  тем  нирваны.  Низшие  степени  совершенства,

присущие людям, не вполне познавшим истину и освободившимся от  10ти  цепей,

но близко стоявшим к достижению совершенного  познания,  давали  этим  людям

знания архатов (высшая степень) и анагаминов (низшая степень).

      Но  этого совершенства может   достичь  незначительная  часть   людей,  а

именно тех, которые  решатся  покинуть  мирскую  жизнь;  большая  же  часть,

преданная суетной мирской жизни, не  в состоянии достичь совершенства,  а

может только, в зависимости  от  свершенного,  улучшить  или ухудшить  свою

будущую жизнь и, следовательно,  приблизить  или  удалить  блаженную  минуту

вечного успокоения в нирване, и только  в  редких  случаях  и  при  особенно

благоприятных условиях  человек,  ведя  мирской образ жизни,  мог достичь

степени анагамина.

      Будда  признает верование браминов  в переселение душ и в соединенный с

этим  верованием  закон  воздаяний.  Им  он  придавал  только   нравственное

значение.  Всякое  существование  зависело  от   дел,   добрых   или   злых,

совершенных в предыдущие рождения.

      Буддийское  представление о бытии как  страдании усугубляется  тем,  что

Будда принимает  концепцию бесконечности  перерождений  (сансара).  Смерть  в

буддизме, таким образом, не кара, не трагедия и не освобождение,  а переход

к новой жизни  и поэтому – к новым страданиям.

       Этот  закон  воздаяний  обусловливался   моральным   порядком   вещей

(кармой[19]), законом  связи причины и следствия.

      Будда  придавал большое значение личности  человека, его воле  –  всякий

человек, ведя справедливую и строгую жизнь и исполняя нравственные  правила,

данные  Буддой,  мог  надеяться  достигнуть  со   временем   избавления   от

страданий. В одном  из изречений Будда советует дорожить формой  благородного

человека, в которой только и возможно освобождение от переселений и которая

достается  в удел существу редко, через тысячелетия.

      Будда отвергал первобытный идеалистический пантеизм (он  не  признавал

божества как чего-то неизменного, как и остальные  существа) и все  источники

браминского  религиозного  учения  –  Веды[20]  с   их   объяснениями,   всю

браминскую теологию[21] с ее запутанной,  софистической  диалектикой,  с  ее

многообразной обрядностью  и жертвоприношениями.

       Будда  признавал  в  душе   творческую  силу,   так   сказать   смысл

существования всякого  бытия – она может нисходить  до степени  души  существа

животного и даже растительного царства и уничтожиться в нирване,  смотря  по

заслугам. В этом заключалась догматическая часть  учения Шакьямуни.

              Теперь   аскетика    или    нравственность    Будды:    вместо

продолжительных, тяжелых  покаяний  и   жестоких  истязаний  браминов,  Будда

ввел  мягкий  аскетизм,  выражавшийся,   главным   образом,   в   соблюдении

нравственной чистоты.

      Будда  установил правила аскетики, которые   необходимы  для  достижения

возрождения:

    . Охранять  жизнь всякого живого существа  и  не  причинять  ему   никакого

      зла;

    . Уважать  чужую собственность;

    . Быть целомудренным, правдивым,  воздержанным  в питье и еде (Будда

      запрещает   пить  спиртные  напитки  и   советует   принимать   пищу   в

      определенное  время дня и, по возможности,  раз в день)[22];

    . Удаляться  от всех светских удовольствий  и развлечений;

    . Воздерживаться  от всякого рода украшений,  мазей и т.п. 

От  своих  учеников  Будда,  кроме  исполнения  этих  правил,  требовал  еще

соблюдения двух следующих:

   [pic]    спать на жестком и низком ложе и воздерживаться от мясной пищи;

   [pic]    жить в добровольной бедности. 

      Отсюда  видно, что Будда, ясно  сознавая,  что  не  все  люди  способны

отрешиться от мира и достигнуть нирваны,  попытался  дать  им   нравственные

правила, стремящиеся  сделать более  сносными  невзгоды  обыденной  жизни,  и

внушить людям живое  и искреннее сострадание к  их ближним и тем смягчить,  по

крайней мере, их горести  и печали.

       Будда  учил,  что  каждый   человек,   стремясь   уменьшить   тяжесть

неизбежного зла  для себя, должен стараться и для себе подобных и вообще  для

всех одушевленных существ; что люди должны быть кроткими,  снисходительными,

сострадательными  и делать все, что возможно, для  облегчения  участи  других

ввиду своего собственного благополучия; советовал не  предаваться  скорби  о

своих собственных  бедах, но заботиться  о других  людях.  Он  говорил,  что

следует  быть  щедрыми,  давать  милостыню  и   творить   дала   милосердия,

доставлять пропитание бедным, заботиться о больных.

       Добрым,  совершаемым  без   всякой  своекорыстной  цели,  делам  Будда

придавал большое  значение и относился  с  презрением  к  людям,  поступающим

хорошо только на словах.

       Ради  облегчения  участи  людей   он,   кроме   того,   давал   весьма

практические  и  очень  полезные  для  обыденной  жизни  советы,   например,

рассаживать по сторонам дорог  целебные  травы,  садить  деревья,  разводить

рощи и сады плодовых деревьев, где бы бедные путешественники  находили  плоды

для утоления голода и тень для отдыха, рыть колодцы,  строить  гостеприимные

дома и т.п.

      Одна  древняя надпись гласит:  «Воздерживайся  от  всякого  зла,  твори

добро, обуздывай  свои мысли»,-  в  этих  немногих   словах,  можно  сказать,

заключается весь смысл  учения Будды о нравственности или  аскетике. В нем  он

проповедовал те начала человеколюбия и братства,  которые  существовали  как

бы в зародыше и в законах Ману, но были  там совершенно  подавлены началом

каст.   Провозгласив   равенство   людей   по   происхождению    в    смысле

общедоступности спасения и кроткое снисхождение к человеку во имя общей  для

всех горькой участи бытия, Будда сильно поколебал авторитет  каст.

      Будда  преследовал только одну цель  – цель спасения человечества  путем

его нравственного  улучшения.

      Будда   положительно  отказывался   решать   некоторые   метафизические

вопросы, например, откуда произошел мир и жизнь  существа,  есть  ли  начало

мира или нет  и т.д.

      На  подобные  вопросы  он  отвечал,  что  они  не  имеют   отношения  к

нравственным обязанностям человека, что драгоценным и  скоротечным  временем

надо   дорожить  и  не  следует  тратить  его  на  подобные  рассуждения,  а

необходимо  готовиться  к  достойной  встрече  смерти.   «Представьте   себе

человека, - говорил  он, - раненного в грудь стрелой.  Спасение  его  зависит

от искусства врача, который легко может вынуть смертоносное орудие.  Неужели

раненый станет спрашивать, из какого дерева сделана стрела. В  какой  цвет  и

какой краской она окрашена и какой птицы перья к ней прикреплены?… Неужели

он станет заниматься подобными вопросами, зная, что  время  проходит  и  ему

грозит непременная  смерть?»[23]

      Будда  очень редко произносил длинные  речи, что  было  результатом   его

долгой отшельнической жизни,  большая  часть  которой  прошла  в  безмолвном

созерцании; в большинстве  случаев он высказывал свои поучения в кратких,  но

сильных  афоризмах  (сутры),  украшая   их   поэтическими    сравнениями   и

аллегориями. Своим  афоризмам  он  часто  придавал  числительную  форму,  что

сильно облегчало  их запоминание. Один из его афоризмов:  «Три  печати  моего

учения – всякое явление скоротечно, ни в чем нет  постоянства,  нирвана  есть

покой». Учил Будда  преимущественно на трех  туземных  наречиях,  которые  он

знал в совершенстве, - магадхском, тамильском и млечча.

       Из  неабсолютной  значимости   для   буддизма   всего   существующего

безотносительно к  субъекту следует  вывод  о  не  абсолютности  божества.  В

буддизме нет надобности в боге как творце, спасителе и прочее,  т.е.  вообще

как  в  безусловно  верховном существе.  И,  наоборот,  дается  возможность

признания  «не  высших»  божеств.  В  буддийской  концепции   нет   дуализма

божественного и  небожественного, бога и  творения,  бога  и  мира.  Бог  как

высшее  существо  имманентен  (внутренне присущ)  достигшему   освобождения

человеку, что по существу означает тождественность (тождественный  –  вполне

сходный) человека богу.

Социальная роль буддизма определяется основными положениями  его  догматики.

Какие бы формы  не  принимал  буддизм  в  своем  развитии,  его  центральным

принципом  является  религиозная  идея  необходимости  освобождения  от  пут

«земного» существования.  Всякая  связь,  в  том  числе,  любая  социальная,

рассматривается  буддизмом  как  зло.   Отрешенность   буддизма   от   всего

окружающего,   его    индивидуалистичность,    определяют    его    глубокую

асоциальность. С  этим связано устранение последователей буддизма  от  борьбы

за социальные и  политические преобразования, от классовой  борьбы. 
 
 

                                 Заключение. 

      Будда  как метафизик смотрел  на  жизнь  и  ее  явления   сквозь  призму

субъективного мировоззрения. Глубоко разочарованный в  жизни,  он  пришел  к

отрицательному, безотрадному  и  одностороннему  взгляду  на  жизнь  и,  как

результату этого  взгляда, учению о нирване. Он совершенно упустил  из  виду,

что жизнь человека не должна быть пассивной, что цель ее  заключается  не  в

бездействии и сне, а в энергичной деятельности  и  борьбе,  в  стремлении  к

развитию  нравственных  идеалов  человека  и  в   уничтожении   всего,   что

противодействует  этому развитию, и, смотря  на  жизнь  с  собственной  точки

зрения,  создал  нравственное  учение,  высший  идеал  которого  состоит   в

подавлении всякого жизненного  ощущения,  в смерти  заживо,  в уничтожении

Информация о работе Жизнь и учения Будды