Жизнь и учение Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 21:21, реферат

Описание

Древнегреческий философ Сократ (470-399 до н. э.) - один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Это метод с использованием последовательных и систематически задаваемых вопросов, которые должны привести собеседника к логическому противоречию с самим собой, выявлению невежества и последующему формированию непротиворечивого суждения.

Работа состоит из  1 файл

ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ СОКРАТА философия.docx

— 40.22 Кб (Скачать документ)
  

   ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ СОКРАТА   

       

    "Избегнуть  смерти нетрудно, а вот, что  гораздо труднее - это избегнуть  испорченности: она настигает  быстрее смерти".   

       

        

      Краткая биография Сократа   

     Древнегреческий  философ Сократ (470-399 до н. э.) - один из родоначальников диалектики  как метода отыскания истины  путем постановки наводящих вопросов. Это метод с использованием  последовательных и систематически  задаваемых вопросов, которые должны  привести собеседника к логическому  противоречию с самим собой,  выявлению невежества и последующему  формированию непротиворечивого  суждения.   

     Сократ  родился во время праздника  Фар гелии (рождение Аполлона  и Артемиды, праздник очищения). Последователи  говорят, что вся жизнь философа  прошла под знаком Аполлона, в  семье скульптора и повитухи. Он получил обычное для той  эпохи муссическое (изучение музыки, поэзии, скульптуры, живописи, философии,  речи, счета) и гимнастическое  образование. В 18 лет Сократа  признали гражданином Афин. В  20 лет Сократ занимается военным  делом, он принимает участие  в Пелопонесской войне, где  проявляет себя как доблестный  и выносливый воин.   

     После войны  Сократ продолжает дело отца  и ему приписывается авторство  скульптуры “Три одетые хариты (музы грации, красоты, поэзии  и т.д.). Но затем он начинает  заниматься философией и продолжает  это до конца жизни. Он зимой  и летом ходил в одном тонком  плаще и босиком. Сократ считал, что внешнее не должно отвлекать  от поиска истины и служению  высшему благу.   

     Философ  был женат 2 раза, от второй  жены - Ксантиппы у него осталось  четверо детей. Сократ был обвинен  в “поклонении новым божествам”  и “развращении молодежи” и  приговорен к смертной казни  (принял яд цикуты).   

     Сократ  всегда излагал свое учение  устно; главный источник - сочинения  его учеников Ксенофонта и  Платона. Цель философии Сократа  - самопознание как путь к постижению  истинного блага; добродетель  есть знание, или мудрость.   

     Воззрения Сократа   

     Демокрит  первым широко развернул антропологические  аспекты древнегреческой философии,  обсуждая такие вопросы, как  человек, Бог, государство, роль  мудреца в полисе. И все-таки  слава первооткрывателя антропологической  проблематики принадлежит Сократу.  Полемизируя с софистами (Протагором, Горгием, Гиппием и др.), которые  провозглашали человека “мерою  всех вещей”, он отстаивал объективность,  общеобязательность гносеологических  и этических норм, что объяснял  незыблемостью, устойчивостью и  обязательностью космического порядка.    

     Поворотным  пунктом в развитии античной  философии явились воззрения  Сократа (469 - 399 гг. до н. э.). Его  имя стало нарицательным и  служит для   

     выражения  идеи мудрости. Сам Сократ ничего  не писал, был близким к народу  мудрецом; философствовал на улицах  и площадях, всюду вступал в  философские споры. Сведения о  его воззрениях историки философии  черпают из исторических источников, главным образом из “сократических”  сочинений Платона и Ксенофонта.   

     Образ Сократа,  нарисованный Платоном с удивительным  художественным мастерством, навеки  вошел в сознание всех последующих  поколений как   

     замечательный  пример кристально чистого, независимого, ироничного, уникальнейшего мыслителя,  ставящего искание истины путем  диалога, споров выше всяких  иных побуждений души. Сократ  был женат на Ксантиппе, злой  нрав которой и терпение, с  которым переносил его Сократ, вошли в пословицу. Так, однажды,  когда Сократ подходил к дому, Ксантиппа из окна выбросила  ему на голову целый таз  арбузных корок. Но Сократ лишь  отшутился. Он утверждал, что  такая жена послана ему судьбой,  чтобы он закалял свой характер  и оттачивал лезвие бритвы  своих слов. Свои едкие уколы  в спорах Сократ толковал так:  он, как овод, призван жужжать  и кусать с тем, чтобы государственные  мужи не дремали, а честно  служили обществу. Неоценимая   

     заслуга  Сократа состоит в том, что  в его практике диалог был  основным методом нахождения  истины.   

     Если прежде  принципы просто постулировались,  то Сократ критически и всесторонне  обсуждал всевозможные подходы.  Его антидогматизм выражался,  в частности, в отказе от  претензий на обладание достоверным  знанием. Сократ применял так  называемое повивальное искусство,  именуемое майевтикой — искусство  определять понятия посредством  наведения. С помощью искусно  задаваемых вопросов он выделял  ложные определения и находил  правильные. Сократ, по словам Аристотеля, впервые начал использовать   

     индуктивные  доказательства и давать общие  определения понятий, что явилось  бесценным вкладом в формирование  науки логики.   

     Сократ  прославился как один из родоначальников  диалектики в смысле нахождения  истины при помощи бесед и  споров. Метод диалектических споров    

     Сократа  заключался в обнаружении противоречий  в рассуждениях собеседника и  приведения его к истине посредством  вопросов и ответов. Он первый  увидел в отчетливости и ясности  суждений основной признак их  истинности. В спорах Сократ стремился  доказать целесообразность и  разумность как мира, так и  человека. Он совершил поворот  в развитии философии, впервые  поставив в центр своего философствования  человека, его сущность, внутренние  противоречия его души. Благодаря  этому познание переходит от  философского сомнения “я знаю, что я ничего не знаю” к  рождению истины посредством  самопознания. Сократ возвел в  философский принцип знаменитое  изречение дельфийского оракула:  “Познай самого себя!”   

     Главная  цель его философии — восстановить  авторитет знания, поколебленный  софистами. Софисты пренебрегали  истиной, а Сократ сделал ее  своей возлюбленной. Его неугомонная  душа неподражаемого спорщика  стремилась трудом непрестанным  и упорным к совершенству общения,  дабы уяснить истину. Софисты  не считались с истиной ради  денег и богатства, Сократ же  оставался верен истине и жил  в бедности. Софисты претендовали  на всезнание, а Сократ твердил:  он знает только то, что он  ничего не знает.   

     Грань между  присущими человеку духовными  процессами и материальным миром,  уже намеченная предшествующим  развитием греческой философии  (в учении Пифагора, софистов и  др.), была более отчетливо обозначена  именно Сократом: он акцентировал  своеобразие сознания сравнительно  с   

     материальным  бытием и одним из первых  глубоко раскрыл сферу духовного  как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто  не менее достоверное, чем бытие  воспринимаемого мира, и тем самым  как бы возложил ее на алтарь  общечеловеческой культуры для  изучения всей последующей философской  и психологической мыслью. Рассматривая  феномен души, Сократ   

     исходил  из признания ее бессмертия, что  увязывалось с его верой в  Бога.   

     В вопросах  этики Сократ развивал принципы  рационализма, утверждая, что добродетель  проистекает из знания и человек,  знающий, что такое добро, не  станет поступать дурно. Ведь добро есть то же знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению.   

     В конце  жизни Сократа привлекли к  суду за трактовку божества, отличающуюся  от принятой согласно существовавшей  в Афинах традиции, а также  якобы, за “развращение юношества”  “крамольными” идеями.   

     В результате  различного рода интриг он  был, в конечном счете, приговорен  к смерти. Отказавшись от предоставленной  друзьями возможности спастись    

     бегством, Сократ принял смерть, выпив яд (цикуту).Сократ, по Гегелю, представляет  собой не только в высшей  степени важную фигуру в истории  философии и, может быть, самую  интересную в древней философии,  а также всемирно-историческую  личность. Ибо главный поворотный  пункт духа, обращение его к  самому себе, воплотился в форме  философской мысли. Из глубины  веков споры, размышления, идеи  из сокровищницы его сохраненного  наследства несут нам образ  мудрого Сократа, который, хотя  и посмеивался над глупостью  людей, но любил и уважал  их.   

     Образ Сократа в античной литературе   

     Комедия Аристофана “Облака”   

     Прежде  всего хотелось бы остановиться  на названии комедии - “Облака”. Она называется так потому, что  ее хор составляют облака - те  новые божества, которые признает  Сократ вместо прежних греческих  божеств.   

     Фабула  комедии основывается на том,  что простолюдин Стрепсиад, всецело  связанный с деревней, но живущий  в городе и сбитый с толку  софистами, пытается с помощью  софистических ухищрений доказать  своим многочисленным кредиторам, что он не обязан выплачивать  им свои долги. Для этого  он отправляется в мыслильню,  то есть в школу Сократа,  но из его обучения ничего  не выходит. Тогда он направляет  к Сократу своего сына Фидиппида,  развратного молодого человека, который легко усваивает умение  спорить у софистов, благодаря  чему Стрепсиад легко разделывается  с двумя кредиторами. Но во  время праздничного пира отец  и сын ссорятся, в результате  чего Фидиппид бьет своего  отца, приводя для этого заимствованные  аргументы у софистов. В случае  надобности он готов побить  и собственную мать. Разгневанный  отец в запальчивости сжигает  дом Сократа.   

     Из комедии  “Облака” мы сразу же понимаем, как относится Аристофан к  Сократу. Уже с самых первых  страниц мы видим, с каким  презрением и злобой говорит  Фидиппид о Сократе и его  учениках:   

    -А! Знаю  я этих мудрецов! Негодяи бледнорожие!  Нечисть босоногая! Да плуты!  Дурак Сократ и ученик его  лучший - помешанный Хэрефонт!   

     Прочитав  лишь этот диалог, мы сразу  понимаем, каким на самом деле  является Сократ, а каким его  видят представители разных поколений    

     “Облака” - это авторская насмешка над  повсеместным увлечением софистикой, которое господствовало в Древней  Греции в 50-40 гг. до н.э. Эта  насмешка проходит через всю  комедию Аристофана, но особенно  ярко она показана в различных  деталях, которые дополняют и  окончательно обрисовывают образ  данного философа.   

     С точки  зрения Аристофана, мыслитель предстает  в комедии как преподаватель  ложной мудрости и умения обманывать  в спорах. Но сразу же необходимо  сказать о том, что фигуру  Сократа нельзя рассматривать  лишь с позиции одного конкретного  автора или человека. Сократ - это  очень сложная и во многом  противоречивая личность. Если кому-то  казалось, что великий философ  был именно таким, то это  мнение не всегда является  истиной в последней инстанции,  ведь очень многие факты из  биографии Сократа до сих пор  не выяснены. Но многочисленные исследователи жизни и наследия великого мыслителя доказали, что Сократ был противником софистов, так как те выступали как учителя мудрости. А мудрость и красноречие не были для Сократа ни самоцелью, ни основой философской деятельности.   

     Сократ  считал, что спор - это способ и  путь поиска истины, для софистов  же - спор это лишь интеллектуальная  игра. Поэтому, говоря об образе  Сократа в комедии Аристофана  “Облака”, следует помнить, что  речь идет лишь о личном  восприятии комедиографом личности  данного философа, но не как  не об объективной и всесторонней  оценке.   

     Еще задолго  до XX века, века, когда многие моральные  качества и ценности были утрачены, а все отношения строятся исключительно  на связях и деньгах, эта  проблема была поставлена в  Древней Греции еще в 4 веке  до н. э.   

     Кроме проблемы  вытягивания денег за непонятные  учения, в комедии “Облака” ставятся  не менее важные проблемы. Прежде  всего, это проблема веры, причем, даже не сколько верования  в какие-то божества или силы, сколько проблема нравственности  и религиозности.   

     Однако  следует сразу разграничить общепризнанную  точку зрения большинства исследователей  жизни и учения Сократа и  особую, во многом личную и  субъективную позицию Аристофана. Именно он и изображает философа  таким безбожником, который уничтожает  все светлое и чистое, и только  сбивает молодежь с правильного  и истинного пути. Но это совершенно  не верно, потому что сам  Сократ постоянно говорит о  том, что служит богам и выполняет  предписание богов, и главное  для него - это познать истину  и воспитать настоящего гражданина. Так же нужно еще раз обязательно  упомянуть и о том, что Сократ  был противником софистов и  считал, что философия должна  служить общему благу, Ю это  идет в разрез с тем образом  мыслителя, который нарисовал  Аристофан в своей комедии. (“Познай  самого себя”- девиз всей жизни  Сократа, то есть нужно познать  себя для духовного совершенствования).   

Информация о работе Жизнь и учение Сократа