Жизнь и учение Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 21:21, реферат

Описание

Древнегреческий философ Сократ (470-399 до н. э.) - один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Это метод с использованием последовательных и систематически задаваемых вопросов, которые должны привести собеседника к логическому противоречию с самим собой, выявлению невежества и последующему формированию непротиворечивого суждения.

Работа состоит из  1 файл

ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ СОКРАТА философия.docx

— 40.22 Кб (Скачать документ)

     Если внимательно  вчитываться в комедию, то сразу  же бросается в глаза одна, очень характерная для “Облаков”  Аристофана деталь. Отец Фидиппида  с самого начала стоит на  позиции защиты своей веры, он  свято чтит древних богов и  обычаи, и, поначалу, он совершенно  не может принять позицию Сократа,  который пытается доказать, что  на самом деле никаких богов  нет, это все выдумки людей,  которые лишь слепо верят своим  суевериям. И тут-то и кроется  ключ к разгадке образа мыслителя,  которого нарисовал в своей  комедии Аристофан. Именно с  приходом Стрепсиада к Сократу  и спору о существовании богов,  ясно виден цинизм, алчность, жестокость  и нетерпимость философа к  любой позиции, которая была  бы хоть немного отличной от  его собственной, которые, по  мнению Аристофана, были присущи  мыслителю и его ученикам изначально.   

     Однако, завершая  разговор о проблеме религиозности,  нельзя забыть о последней,  и, на мой взгляд, венчающей  эту комедию фразе:   

     “- Много  у меня есть причин, чтобы мстить  вам, негодяи, но главное - богов  вы обесчестили!”. Если говорить  в целом об “Облаках”, то  становится понятным, что ни одна  фраза, ни одна деталь не  была написана Аристофаном случайно, абсолютно все в этой комедии  было направлено на создание  психологически конкретного образа  философа и мыслителя, который  автор изобразил и представил  в своей комедии.   

     Проводя  через всю комедию образы Сократа  и Стрепсиада, Аристофан обозначил  не менее важную проблему, чем  уже обозначенные, а именно, отношение  ко всему новому, непонятному.  Ведь именно Сократ в этой  комедии впервые задается вопросом  об устройстве Вселенной, о  природе многих явлений   

     Но вернемся  непосредственно к самому образу  Сократа. Аристофан раскрывает  его через сотни незаметных, незначительных  деталей. ( Вот “ящерка наклала”  великому мыслителю в рот, вот  в его голове скрылась блоха,  а вот Сократ вместе с учениками  ложатся на постель с клопами,  и т.д.). Однако именно эти детали  настраивают читателя на определенную  позицию по отношению, как к  Сократу, так и к его оппонентам.   

     Читая комедию  “Облака”, невольно создается образ  Сократа, как человека хитрого,  наглого, алчного, способного  на ложь и обман, ( “<...> Не  знаю, не знаю, как его обучить  введениям, заключениям и обобщениям? Хотя за сто монет <...>”), а если вернуться к религиозному  аспекту в комедии, философ  может показаться даже дьяволом, философом - дьяволом, который за  какие-то услуги или определенную  плату покупает и переманивает  в свое царство души заблудших  грешников. Он ведет себя словно  хозяин огромного полиса, и любой,  кто надумал прийти к нему, должен быть благодарен за  эту милость на всю оставшуюся  жизнь. Но ведь именно к нему  и обращается Стрепсиад, чтобы  Сократ научил его тем наукам, которые помогут справиться с  ненавистными долгами. Вот поэтому  старик и чувствует себя очень  неловко дома у философа, он [ Стрепсиад]  испытывает благоговейный трепет  и ужас перед мудростью этого  мыслителя.   

     Если рассматривать  позицию комедиографа, то окажется, что мыслитель является чуть  ли не проповедником Кривды, он  учит только злу, лжи и насилию    

     С самого  начала читатели видят в Сократе  сильную личность, своего рода  злого гения, несмотря на попытки  Аристофана изобразить его в  совершенно нелепом виде.   

     Хотя нарисованный  комедиографом образ философа  во многом далек от реальности, все же благодаря труду Аристофана, мы можем представить себе  и понять хотя бы немного  личность этого великого мудреца.    

     Конечно,  можно по-разному относиться к  данному мыслителю, можно - ругать  и презирать, а можно - почитать  и преклоняться, но нельзя забывать  об огромном влиянии этого  философа на всю последующую  культуру. Завершая разговор об  образе Сократа, изображенном  в комедии Аристофана “Облака”, следует еще раз сказать о  том, что это лишь одна из  многих точек зрения на личность  и учение известного мудреца.  И если комедиограф видел Сократа  как пародию на софистов, высмеивал  все, что связано с этим философом,  а также последователей мыслителя,  то следует помнить, что очень  многое, из того, о чем говорил  Аристофан, было, в дальнейшем, опровергнуто. Так к примеру Сократ полагал,  что знание - есть мысль, выражающее  понятие об общем. Но софисты  стояли на позиции, что можно  научить всему, не утруждая  себя знаниями и различными  учениями. Кроме этого, в противовес  софистам, Сократ считал, что знание  полученное человеком в готовом  виде менее ценно, чем то  знание, которое является продуктом  собственного мышления, задача учителя  как раз и состоит в том,  чтобы помочь своим ученикам  самостоятельно прийти к тем  знаниям, которые уже содержатся  у человека изначально.   

     Заканчивая  исследование того образа великого  мыслителя Сократа, которого изобразил  в своей комедии “Облака”  комедиограф Аристофан, мне хотелось  бы обобщить и сделать выводы  из всего вышесказанного об  авторе и его работе.   

     В этой  комедии налицо все идеологические  и стилистические особенности  творчества Аристофана. Симпатии  автора и зрителя, конечно,  всецело на стороне мужичка  Стрепсиада, а все городское воспитание, которое Аристофан отождествляет  с софистикой, зло высмеивается  и пародируется, не щадя даже  Сократа, который был противником  софистов, но при этом также  обучавшего новой мудрости. Вместо  характеров в “Облаках” даются  обобщенные идеи, но их крикливый  гиперболизм [ 1] делает комедию  красочной и веселой. Так как  вместо прежних антропоморфных [ 3] божеств греческая натурфилософия [ 2] проповедовала материальные стихии, то они представлены здесь в виде облаков, причем эти облака обрисованы в столь привлекательных тонах, что можно подумать, не верит ли сам Аристофан в этих новых божеств.? С другой стороны, они являются проводниками как раз софистики. Перед вступлением Фидиппида в мыслильню, целый агон [ 4] - пародийное соперничество Кривды и Правды и победа Кривды. Имеется и второй агон - ссора Стрепсиада и Фидиппида, опять пародия на новую систему обучения. Почти вся комедия состоит из ссор, споров и брани, за которыми как бы прячется сам автор, глубочайший противник городского просвещения. Сократ в этом произведении показан как учитель ложной мудрости, двуличный, хитрый, жадный и алчный человек, который лишь способен обманывать и совращать других людей.   

     Диалоги Платона и образ Сократа.   

     Исследуя  литературный образ Сократа, его  наследие и влияние на последующее  развитие культуры, необходимо подробно  остановиться и рассмотреть на  примере нескольких диалогов  о том, каким видел Сократа  знаменитый греческий философ  Платон.   

     После казни  Сократа один из его лучших  учеников Аристокл, получивший за  свои широкие плечи прозвище  Платон (“широкоплечий”), надолго покинул  Афины. Тяжело переживая смерть  учителя, Платон (427 - 347 гг. до н.  э.) 12 лет странствовал по Средиземноморью,  общаясь с крупнейшими учеными  и философами.   

     Философское  наследие Платона обширно. Оно  составляет 34 произведения, которые  почти целиком сохранились и  дошли до нас. 23 из них, бесспорно,    

     принадлежат  Платону, авторство же остальных  у историков философии вызывает  дискуссии.   

     Эти произведения  написаны в основном в форме  диалога, а главным действующим  лицом в них по большей части  является Сократ.   

     Говоря  об образе Сократа в диалогах  Платона, прежде всего стоит  остановиться на некоторых, присущих  только этому великому философу, литературных и стилистических  деталях этих диалогов. Первое, с  чего следует начать, разбирая  наследие мыслителя, это с того, что диалоги Платона - это своеобразные  драматические сцены, где собеседники,  умудренные в жизни и философии,  ведут умный, живой и острый  диалектический спор, отыскивая  ответ на поставленную в начале  разговора задачу. Таким примером  может служить, например, знаменитый  диалог Платона “Пир”, где  присутствующие на пиру люди  ведут между собой спор о  том, что такое любовь и кто  такой Эрот.   

     Читая любой  диалог у Платона, сразу же  возникает вполне конкретный  образ философа и человека, с  особым мировоззрением, учением  и характером. Именно в этих  диалогах полностью раскрывается  личность этого великого и  непохожего на других мудреца  Сократа. Единственное, о чем следует  всегда помнить, когда читаешь  диалоги Платона, это о том,  что очень часто за высказываниями  Сократа скрывается сам Платон, со своим особым философским  видением мира.   

     В речи  Сократа перед афинской публикой  в диалоге “Апология” мы видим  перед собой гордого, бескомпромиссного  гражданина, который способен отстаивать  свои интересы и убеждения,  и предсказывающий справедливое  наказание за свою смерть.   

     Сократ  не боится идти против общества, его законов, ведь даже эта,  пусть небольшая речь, сказанная  перед судом уже является показателем  того, что думает и какую позицию  занимает этот человек по отношению  к общественному мнению. Он стоит  выше общества и понимает, что  любое зло в конце концов  будет наказано, именно это он  и пророчит собравшимся во  время суда. И Сократ в общем-то прав. Как известно, зло, совершенное человеком, возвращается к нему бумерангом в троекратном размере. Ведь после смерти Сократа, он стал воплощением мудрости и добродетели. В диалогах Платона перед читателями предстает Сократ в образе великомученика-философа, которого не понимали многие современники, но который с гордостью выступил против общества, за что и был впоследствии казнен. Уже одна небольшая речь Сократа перед судом помогает нам лучше понять личность этого мыслителя.   

     Говоря  об образе Сократа в диалогах  Платона, даже на основе анализа  небольшого диалога Сократа перед  судом, сразу же возникает вполне  конкретный образ человека, аскета  по воспитанию и образу жизни,  человека, который не боится пойти  против каких-то не устраивающих  его общественных норм и порядков, человека, считавшего, что никакие  внешние проявления жизни, будь  то еда, вино, слава или доблести, никогда не смогут заменить  настоящему философу ( истинному  служителю прекрасной и возвышенной  мудрости) духовной стороны жизни.  По мнению Сократа, физическое, телесное только мешает познанию  истины, оскверняет душу, делая ее  тяжелой и не способной к  добродетели, поэтому человек  должен отказаться, перестать думать  о физической составляющей жизни  (страдания, страсти, желания,  потребности и т.д.) и сосредоточиться  на духовной сущности, и тем,  самим он сможет прикоснуться, познать высшую мудрость и  добродетель, а в конечном счете  прийти к прекрасному и светлому  состоянию вечного покоя и  умиротворенности. Даже внешний  облик философа, его стиль поведения  постоянно подтверждали этот  принцип. Многие современники  считали, что ходя зимой и  летом в одном плаще и почти  всегда босиком, Сократ, тем самым,  бросает им вызов, ставя себя  превыше других. Однако, следует  помнить, что говоря о Сократе,  речь идет не об обычном  философе, а о человеке, чей внутренний  нравственный стержень был настолько  сильным, что невозможно было  не преклоняться перед ним.  Именно поэтому его аскетическое, а во многом равнодушное отношение  к физической стороне жизни  являлось примером, отражающим образ  настоящего философа, т. е. человека, который может спокойно вынести  все трудности и лишения жизни  ради служения высшему благу  - а именно познанию вечных  вопросов бытия.   

     А теперь  мне бы хотелось рассмотреть  то, каким мы видим Сократа  в одном из самых, на мой  взгляд, центральном и основополагающем  диалоге Платона “Федон”, где  рассказывается о последних часах  жизни Сократа.   

     Уже с  самого начала читая этот диалог, становится понятным то, как сам  Платон относится к этому мыслителю.  На протяжении всего диалога  можно проследить скрытое, а  порой и явное восхищение, уважение  перед мудростью данного мыслителя,  даже в какой-то мере попытки  защитить своего любимца от  неминуемой гибели. Вспомним, например, то, как о Сократе отзываются  его ученики: “До сих пор  большинство из нас еще как-то  удерживалось от слез, но, увидев, как он пьет и как он выпил  яд, мы уже не могли сдержать  себя. У меня самого, как я ни  крепился, слезы лились ручьем. Я  закрылся плащом и оплакивал  самого себя - да! Не его я оплакивал,  но собственное горе - потерю такого  друга! < ...> Таков, Эхекрат, был  конец нашего друга, человека - мы вправе это сказать - самого  лучшего из всех, кого нам довелось  узнать на нашем веку, да и  вообще самого разумного и  справедливого. < ...> мы словно  лишились отца и на всю жизнь  оставались сиротами. < ...> ” Действительно,  окружающие именно так и воспринимали  казнь Сократа, как смерть очень  близкого и дорогого им человека, ведь в его учение были заложены  многие нравственные принципы, без  которых человеку вообще трудно  прожить в обществе, а лишившись  их, вместе со смертью философа, люди обречены на вечные страдания.    

     В диалоге  “Федон” отразился жизненный  путь Сократа, который как бы  подводит итог своим философским  рассуждениям, делает выводы, связанные  с прожитой жизнью и готовит  своих учеников к последующей,  возможно, более лучшей жизни.  Мыслитель прекрасно знает о  том, что через несколько часов  он умрет, но встречает смерть  на удивление спокойно, и даже  радостно. Он словно давно ждал  свою смерть, и вот она наконец-то  пришла за ним. Однако его  ученики не могут понять своего  учителя, они считают, что любой  человек должен всеми силами  держаться за эту жизнь, ведь  и душа, как и тело, после смерти  умирает. И именно в этот  грозный и трагический день  Сократ показал свою истинную  силу духа и характер настоящего  философа. Вместо того, чтобы поддаться  общему настроению уныния и  страха, он, с присущим ему спокойствием  и рассудительностью начинает  беседовать с учениками о жизни  и смерти, душе, успокаивает и  ободряет, их ищет и доказывает  четырьмя главными аргументами  тезис о бессмертии души. В  этом диалоге Сократ предстает  перед нами как философ- исследователь,  который легко находит ответ  на, казалось бы, совсем не разрешимые  вопросы. В качестве примера  можно привести эпизод дискуссии  Сократа, Симмия и Кебета, когда  ученики подвергли сомнениям  его доказательства о бессмертии  души и как ловко учитель  смог доказать свою правоту.  Разъясняя ученикам то или  иное явление или понятие, Сократ  всегда использует всегда очень  яркие, но в тоже время и  очень убедительные доказательства, которые заставляют учеников  поверить в тот или иной  факт правоты своего наставника. Говоря об образе Сократа в  данном диалоге Платона, следует  обратить внимание вот на какой  момент. Проводя свою доказательную  линию, Сократ всегда тщательно  подбирает слова и выражения,  от него не услышишь непродуманного  высказывания, он словно пытается  исследовать проблему с разных  точек зрения, приходя, однако, в  заключении к одному и тому  же выводу. Поражает также и  его манера вести беседу. Если  внимательно вчитываться в “Федона”, то можно заметить, что на протяжении  всего действия диалога говорит  практически сам Сократ, причем  в свойственной ему манере  задавать риторические вопросы.  Получается, что философ, по сути, ведет разговор сам с собой,  а ученики присутствуют лишь  в качестве “декораций”, они  как бы начинают философские  дебаты, но главная роль, естественно,  принадлежит не им, а их учителю.  Интересны также и другие особенности  диалога “Федон”. Сократ выступает  здесь в качестве первооткрывателя  Вселенной, он впервые поставил  вопрос о том, что Земля на  самом деле круглая, на ней  есть горы, впадины и т.д., также  он впервые поставил вопрос  о реинкарнации ( перевоплощении  души после смерти) и бессмертии. (“ < ...> Если душа умеренна  и разумна, она послушно следует  за вожатым и то, что окружает  ее, ей знакомо. А душа, которая  страстно привязана к телу, долго  витает около него - около видимого  места [ 8] , долго упорствует и  много страдает < ...> И блуждает  она одна во всяческой нужде  и стеснении, пока не исполнятся  времена, по прошествии коих  она силою необходимости водворяется  в обиталище, какого заслуживает.  А души, которые провели свою  жизнь в чистоте и воздержанности, находят и спутников, и вожатых  среди богов, и каждая поселяется  в подобающем ей месте.< ...> ”).   

Информация о работе Жизнь и учение Сократа