Жизнь и учение Будды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:34, доклад

Описание

В подавляющем числе фактов жизнь человечества представляет собой печальную и
грустную картину, конечно, если рассматривать ее таковой, какова она в
действительности, не предаваясь обманчивым иллюзиям. Среди эгоистических
стремлений, среди беспощадной борьбы за существование исчезают присущие
нравственной стороне человечества стремления к идеалу любви и солидарности
между людьми.

Работа состоит из  1 файл

Жизнь и учение Будды.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

выработал свой собственный  взгляд, как на философию, так и на аскетику, и

составил  новое учение, значительно  отличавшееся от существовавших при нем

философско-религиозных  систем.

Многие легенды повествуют, что Шакьямуни долго обдумывал вопрос, должен ли он

поделиться  своим знанием  с человечеством, скованным цепями неведения и греха.

Но  движимый состраданием к миру, Будда решился  возвестить ему свое учение.

Сущность  учения Будды.

 

«Не принимайте на веру то, что я говорю. Просто постарайтесь вникнуть в мои

слова, чтобы увидеть, действительно  ли то, что я говорю, имеет смысл. Если в

моих  словах смысла нет, отбросьте  их!

Если  смысл есть, возьмите сказанное на

вооружение!» - постоянно повторял Будда.

Свое  учение Будда разделил на три части: теорию или догматику,

нравственность или аскетику и практику или созерцание.

По  своей сущности учение Будды являлось собственно логическим выводом  из учения

браминов  и выделившейся из брахманства философии Санкхьи. Его учение также

проникнуто  мыслью, общей всем индусам и не чуждой всем вообще людям  в известные

моменты душевного состояния, о ничтожестве  жизни и о том, что человечество

обречено  на страдания.Будда  только

развил  эту идею более  глубоко и приложил ее ко всему, что имело какую бы то ни

было  форму существования. Все его учение сосредоточивается  преимущественно  на

этом  одном чувстве  ничтожества жизни  и стремления освободиться то нее, - с ней

он  является на проповедь  своего учения и с  ней и умирает.

Свое  кредо Будда изложил  в так называемой Бенарейской проповеди (как  нагорная

проповедь Иисуса Христа). Она  знаменита тем, что  в ней содержится переход от

религиозного  эгоизма брахманов  к состраданию  обездоленным.

Будда совершенно отрицал  браминский центр  бытия, мировую душу, Брахму; он понял, что сущность бытия браминов – не что иное, как отвлеченное

представление, пустота, и что  на самом деле существуют только дробные явления,

не  имеющие никакой  устойчивости, подвергнутые вечному изменению. Говорят, что

Будда  якобы сознательно избегал вопросов о мироздании, о душе и об ее

взаимоотношении с телом. Вопросы  о том, вечен или  не вечен мир, конечен  он или

бесконечен, тождественна душа с  телом или от него отлична, бессмертен ли

познавший истину или нет, Будда  осознавал, но считал бесполезными. Все внимание

основатель  буддизма сосредоточил на освобождении от страдания, которым

преисполнен мир. В своих проповедях

Будда критикует как  брахманизм (пристрастие  к богатой и  обеспеченной жизни),

так и джайнизм (аскетизм). Будда ратует за средний путь.

Отсутствие  постоянства в  мировой и земной жизни составляет одну из максим

учения  Будды и, по его  мнению, есть величайшее из всех зол –  это «огонь,

пожирающий  весь мир».

Его слова, когда он касался  этой максимы, поражают своей безнадежностью и

горьким, печальным тоном. Будда говорит: «Сложное должно рано или поздно

распасться, родившееся – умереть. Явления исчезают одно за другим, прошедшее,

настоящее и будущее уничтожаются, все преходяще, над  всем закон разрушения.

Быстрая река течет и не возвращается, солнце безостановочно совершает свой

путь, человек переходит  из предшествовавшей жизни в настоящую, и никакие силы

не  в состоянии возвратить его прошедшую  жизнь. Утром мы видим  какой-нибудь

предмет, к вечеру уже его  не находим. Зачем гнаться за призрачным счастьем?.»

Но  и смерть не освобождает  человека от мира страданий  и постепенного изменения,

- он вновь возрождается  к новой жизни  и вновь умирает,  и так без конца

вращается колесо перерождений, и от этого круговорота  есть одно только

прибежище и защита – нирвана. Слово «нирвана»  происходит от глагола

«нирва» - задувать, тушить (огонь) – и означает в  качестве прилагательного

«исчезнувший», «умерший», «прекратившийся», а в качестве существительного –

«исчезновение», «прекращение существования», «удовлетворение», «вечный покой»

и, наконец, «нирвана как  спасение от перерождений». Нирвана – это  мокша (избавление, освобождение от чего-либо, избежание

опасности, окончательное спасение души), которая достигается  еще при жизни.  
 
 

Тем

самым потусторонняя мокша как бы стала посюсторонней. Достичь состояния нирваны

нелегко. Достигший ее называется архатом (в санскрите «архат» - заслуживающий, достойный, уважаемое лицо, знаменитость).

Буддизм корректирует понятие  брахмана – это  именно тот, кто достиг состояния

нирваны, архат.

О нирване в буддизме говорится много, но довольно неясно, иносказательно.

Достижение  нирваны выше достижения неба, это состояние  сверхчеловеческого

наслаждения. Нирвана беспричинна  – есть причина  достижения нирваны, но нет

причины возникновения нирваны. Нирвана также  беспричинна, как  и пространство.

Она от века. Она никем  не сотворена и  ничем не обусловлена. Нирвану нельзя

воспринять  ни зрением, ни слухом, ни обонянием, ни вкусом, ни осязанием.

Нирвану видит лишь «праведный ученик, идущий по правильному пути с чистым

разумом, с возвышенностью и прямотой, не имеющий  препятствий, свободный  от

чувственных наслаждений.» К  нирване

должен  стремиться всякий, кто хочет освободиться от мира страданий; к  ней

должны  быть направлены все помыслы человека – она вожделенная цель для всех

людей. «Нирвана – вода жизни, утоляющая  жажду пожеланий, это лечебница,

врачующая от всякого рода страданий».

Итак, Будда, придя к  убеждению, что всякое бытие есть страдание, учил, что

для уничтожения страдания должно уничтожить самое бытие, разрушить его до

основания, «погасить в нирване».

Но  каким же образом  можно было достигнуть этого состояния  совершеннейшего  покоя?

Познанием четырех высоких истин, открытых Буддой и лежавших в основании его

учения. 

Первая истина: жизнь есть страдание: «рождение – страдание, старость –

страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, разлука с приятным –

страдание, неполучение чего-либо желаемого - страдание».Буддизм видел лишь темную сторону жизни, радость бытия была ему не

знакома.

Вторая  «благородная истина»  говорит о происхождении  страдания. Будда

видит корень страдания  в жажде жизни, в «жажде наслаждения, в жажде

существования, жажде гибели», приводящей ко все новым рождениям.

Третья  истина: страдание  имеет причину, а раз так, то возможно

прекращение страдания, возможно «полное бесследное уничтожение этой жажды,

отказ от нее, отбрасывание, освобождение, оставление ее».

Четвертая «благородная истина»  говорит о «пути», ведущем к освобождению

от  страдания. Это высокий «восьмеричный путь».

Жажду жизни преодолеть нелегко. Для этого  необходим правильный путь – должное

понимание четырех истин, истинная решимость – воля преобразовывать  свою жизнь

в соответствии с усвоенными истинами, правильная речь – воздержание  ото лжи,

клеветы, грубых слов и фривольных разговоров, истинное действие –

непричинение  зла живому, воздержание  от воровства, истинный образ жизни –

привычка  жить честным трудом, правильное усилие –  борьба с соблазнами и

дурными мыслями, правильное  направление мысли – понимание преходящего

характера всего и отрешенность от того, что привязывает  человека к жизни,

отвращение  к телу, чувствам, уму. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

 

Будда как метафизик  смотрел на жизнь  и ее явления сквозь призму субъективного

мировоззрения. Глубоко разочарованный в жизни, он пришел к отрицательному,

безотрадному  и одностороннему взгляду на жизнь  и, как результату этого

взгляда, учению о нирване. Он совершенно упустил  из виду, что жизнь  человека

не  должна быть пассивной, что цель ее заключается не в бездействии и сне, а в

энергичной  деятельности и борьбе, в стремлении к  развитию нравственных

идеалов человека и в уничтожении  всего, что противодействует этому развитию,

и, смотря на жизнь с  собственной точки  зрения, создал нравственное учение,

высший идеал которого состоит  в подавлении всякого жизненного ощущения, в

смерти  заживо, в уничтожении  мысли и чувства.

Буддизм оказал существенное влияние на все  стороны жизни  и, особенно на

культуру  принявших его  стран. Распространение  буддизма способствовало

созданию  тех синкретических (слитных, нерасчлененных) культурных комплексов,

совокупность  которых и образует так называемую буддийскую культуру

(архитектура,  скульптура, живопись, литература, буддийская  наука и

схоластическая  образованность), имевших  наибольшее значение в эпоху раннего

средневековья.

В своей основе, буддизм  религией не является. В отличие от христианства или

ислама, это в первую очередь  практическое учение. Не налагающее обязанностей

и обязательств, а всего  лишь показывающее один из возможных путей постижения

жизни.

Буддизм можно сравнить с "Книгой о вкусной и  здоровой пище". Мы вынуждены

кушать  по несколько раз  в день, но как  часто мы пользуемся знаниями из мудрой

книги, чтобы наша пища была вкусна и приносила  здоровье? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

 

1.     Антология мировой  философии, т.1, ч.1 М., Наука. 1987г

2.     Буддизм: история  и культура. М., Наука. 1989г

3.     Буддизм: четыре  благородных истины. М., Экмо – Пресс. 1999г.

4.     Васильев Л.С. История религий Востока. М. 1998г.

Информация о работе Жизнь и учение Будды