Взаимоотношения науки и религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:08, реферат

Описание

Если наука сейчас продвинулась вперед, то это может быть, потому, что некоторые «факты» за последние годы заставили её призадуматься. То, что она считала незыблемо - твердым, оказалось собранием пустот; вещество, которое считалось неразрушимым, оказалось не неразрушимым, а превращенным в энергию. Джон Дальтон, английский химик и физик, дал следующий, как казалось науке, твердый «факт»: «Атом неделим, вечен и неразрушим». В действительности оказалось, что атом не имеет ни одного из этих трех качеств.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 29.82 Кб (Скачать документ)

 

Попытаюсь, хотя и очень  кратко, ответить на эти вопросы. К  великому сожалению, подавляющее большинство  из шести миллиардов людей, обитающих  сейчас на Земле, остаются необразованными. Смотреть телевизор, пользоваться сотовым  телефоном и летать на самолете еще  не значит быть цивилизованным человеком. У нас в России население, насколько  знаю, более образованно, чем в  большинстве других стран. Но эта  образованность поверхностна и обычно имеет гуманитарный уклон. Мало кто  не ответит на вопрос об авторах  «Евгения Онегина» и «Войны и мира». Но вот спросите, почему меняются сезоны (зима, весна, лето, осень). Мой опыт свидетельствует  о том, что даже люди с высшим образованием часто дают неверный ответ (например, ссылаются на изменение расстояния от Земли до Солнца). Между тем  правильный ответ (наклонение земной оси  к плоскости эклиптики, в которой  находятся Солнце и орбита Земли) известен уже 500 лет!

 

В газете «Аргументы и факты» № 17 за апрель 2000 года приведены ответы целого ряда так называемых «известных людей» на вопрос: «Что для вас вера?»  Были опрошены четырнадцать человек, в  основном женщины, в их числе поп-певица Маша Распутина и депутат Госдумы  Ирина Хакамада.

 

Все опрошенные утверждают, что верят в Бога, но что под  этим подразумевают, остается неизвестным. К сожалению, их об этом не спросили, как и о причинах наступления  весны после зимы.

 

В полемике, которая происходит между атеистами и верующими, факты очень часто искажаются. Так, я сам долгое время был  уверен, что наш знаменитый физиолог Иван Петрович Павлов (1849--1936) был глубоко  религиозным человеком. Он ходил  в церковь, протестовал против разрушения храмов, отказался от кафедры в  Военно-медицинской академии в знак протеста против изгнания из числа  студентов детей священников  и т.д. Казалось бы, верующий, православный человек, таковым он у нас и  прослыл. На самом же деле, Павлов «конечно, был полный атеист и никаким иным быть не мог». Это цитата из воспоминаний М.К. Петровой -- ближайшей сотрудницы и друга И.П. Павлова. Она приводит его слова: «Человеческий ум ищет причину всего происходящего, и когда он доходит до последней причины -- это и есть Бог. В своем стремлении искать причину он доходит до Бога. Но сам я не верю в Бога, я неверующий». Ходил Павлов в церковь «не из религиозных побуждений, а из-за приятных контрастных переживаний. Будучи сыном священника, он еще в детстве любил этот праздник, (речь идет о Пасхе). Он объяснял эту любовь особенно радостным ощущением праздничных дней, следующих за Великим Постом». Защищал же Павлов церковь и верующих из вполне понятных соображений о справедливости и свободе совести, из протеста против большевистского варварства.

 

Вообще, совершенно ясно, что  в молитвенные дома (церкви, мечети, синагоги) ходят не только религиозные  люди. Ходят и по традиции, и вспоминая близких, и надеясь найти утешение в горе. Здесь позволю себе заметить, что я сам не только никогда не был «воинствующим безбожником», но и завидовал и завидую истинно верующим. В тяжелые минуты вера в Бога - способна утешить, облегчить страдания, легче воспринимать мысли о смерти. Тем более недопустимы гонения на религию, введение запретов в этой области (не говорю об изуверских сектах). Разум, однако, дан человеку не для того, чтобы поддаваться эмоциям и идти на поводу у предрассудков и обветшалых верований седой древности, Знакомство с богословием лишь укрепило мои атеистические убеждения, то есть интуитивное суждение о том, что существует лишь природа и управляющие ею законы, которые познает разум и руководимая им наука.

 

Возвращаясь к теме, хочу сделать замечание, касающееся вели кого Эйнштейна (1879--1955). В литературе попадались утверждения, что Эйнштейн был верующим, ибо писал о какой-то космической религии и т. д. В действительности Эйнштейн пользовался религиозной терминологией - лишь в условном смысле (см. «Наука и жизнь» № 10, 1960 г.). Например, он писал: «Я не могу найти выражения лучше, чем «религиозная» для характеристики веры в рациональную природу реальности... Какое мне дело до того, что попы наживают капитал, играя на этом чувстве?» В 1929 году на вопрос, верит ли он в Бога, Эйнштейн ответил телеграммой: «Я верю в Бога Спинозы, который проявляется в гармонии всего существующего, но не в Бога, который интересуется судьбами и делами людей». Бенедикт Спиноза (1612--1677) отождествлял Бога с природой, был пантеистом. Я, как уже упоминалось, не вижу, по существу, различия между пантеизмом и атеизмом, если не касаться естественной разницы в терминологии, использовавшейся в XVII веке и применяемой сегодня.

 

 

Вместе с тем нет  оснований считать, что все высокообразованные люди являются в настоящее время  неверующими или не исповедуют какую-либо религию. Например, известный космолог Жорж Леметр (1894-- 1966) был даже католическим священником. Согласно опубликованным в 1998 году данным опроса членов Национальной академии наук США, верующими назвали себя 7% опрошенных. К сожалению, у нас нет подобных сведений, касающихся членов Российской академии наук.

 

Я рассмотрел два различных  взгляда на взаимоотношение науки  и религии и теперь, рассмотрим их синтез.

 

4. Взаимоотношение науки  и религии

 

 

Незримая грань между  наукой и религией занимает наш ум, поскольку она разделяет две  важные стороны человеческой природы - физическую и духовную. Наука никоим образом не должна отрицать духовный опыт, равно как и религиозная  вера не может исключить свободу  развития. Наука и религия не могут  заменить друг друга, равно как и  не должны быть вульгарно соединены, т.е. сведены к научной религии  или религиозной науке. Две неотъемлемые части мировой культуры - наука  и религия, в сущности, имеют одинаковые корни, питаемые способностью человека удивляться и задавать вопросы. Первая разрабатывает рациональный подход к разгадке тайны мироздания, который  позволяет нам детально изучать  окружающий нас мир. Вторая берет  начало, с одной стороны, в том  священном ужасе, который внушает  нам величие Вселенной, с другой, в желании познать Создателя  и наше место в осуществлении  Его замысла. Скорее, речь должна идти о двух способах познания - рассудочном  и интуитивном. Здесь мы обнаруживаем связь между вдохновением, интуицией  и откровением.

 

 

Вера - это искренность  интенций (намерений), полное доверие, не требующее доказательств. Вера - это доверчивая реакция на наше окружение, физическое и духовное. Вера не есть что-то обязательно неизменное или  не совместимое с нашим познанием. В этом смысле вера тесно связанна с интуицией, которая тоже может эволюционировать по мере более глубокого проникновения в суть явления. Вера в гравитацию есть результат нашей хорошо развитой физической интуиции, основанной на многолетнем жизненном опыте и наблюдениях за влиянием на самих и на окружающий мир. Современное понимание силы тяжести, с использованием общей теории относительности Эйнштейна, которая описывает гравитацию как деформацию пространственной - временного континуума, отличается от постулированного Исааком Ньютоном «воздействия притяжения на расстоянии». Однако это новое представление не меняет нашей веры в силу гравитации, оно просто расширяет наше понимание этого явления! Многие представители науки верят в Бога.

 

Каким образом наши научные  и религиозные наблюдения дополняют  друг друга?

 

В 20-м веке мы пережили переход  от «классической науки», которая  развивалась и оттачивалась в  эпоху, начинавшуюся западноевропейским Возрождением, к «современной науке». Последняя мне представляется скорее описанием и тех связей, которые  сплетают воедино естественный мир, чем неким механизмом выявления  правды или законов, которые управляют  природой и скрыты от нас в ожидании, что их откроют по мере того, как  будет зреть наше понимание природы. Наука сегодня - это метод систематических наблюдений, а не свод знаний и не коллекция фактов. Однако Наука, - превратилась в такую культуру, где поклоняются технологии и объективизму. Наука о многом говорит нам, а мы ей верим, поскольку она обладает способность предвидения, она связана с успехом наших технологических инноваций. Отрицательное же культурное наследие «классической науки» заключается в том, что подчас многие считают ученых избранными помазанниками, волшебниками нашего времени, которые плетут сложные уравнения и методики, словно колдуют, привержены принципам объективизма и логики. Мы не решаемся ставить под сомнение их утверждения, несмотря на то что краеугольный камень Науки - это скептицизм!

 


Информация о работе Взаимоотношения науки и религии