РПЦ на конфессиональной карте постсоветского пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:06, контрольная работа

Описание

. Объектом темы контрольной работы есть различные группы в обществе и государстве, которые вырабатыва¬ют на территории СНГ свое отношение к тому, где должна проходить граница сферы влияния Церкви, по мере накопления практического опыта взаимодействия с духовенством и верующими. Предметом контрольной работы есть новый баланс в отношениях РПЦ, государства и общества на территории СНГ и современное состояние РПЦ в СНГ.

Содержание

Введение 2
1. РПЦ на конфессиональной карте постсоветского пространства 4
2. Положение РПЦ в странах СНГ и Балтии 5
2.1. Украина 7
2.2. Белоруссия 9
2.3. Молдова 13
2.4. Закавказье / Южный Кавказ 16
2.5. Центральная Азия 18
2.6. Страны Балтии 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

заказ 4259 РПЦ.docx

— 60.64 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение 2

1. РПЦ на  конфессиональной карте постсоветского  пространства 4

2. Положение  РПЦ в странах СНГ и Балтии 5

2.1. Украина 7

2.2. Белоруссия 9

2.3. Молдова 13

2.4. Закавказье / Южный Кавказ 16

2.5. Центральная  Азия 18

2.6. Страны  Балтии 20

Заключение 23

Список использованной литературы 25

 

 

 

Введение

Религиозные организации  являются одной из древнейших форм человеческой общности. Адаптировавшись  к новым видам социальных связей, они весьма востребованы и в наши дни. Лишь очень малая часть из шестимиллиардного населения нашей планеты видит себя вне рамок любых религиозных организаций, значительная часть относится к ним индифферентно, будучи «номинальными» верующими, остальные в той или иной степени участвуют в их деятельности. Масштабные репрессии советского государства против Российской православной Церкви в 1918–1964 гг. стали одним из эпизодов перераспределения социальных функций. Люди, совершившие переворот 1917 г. и создавшие СССР, искренне считали, что единственной полезной социальной структурой является государство, а все остальные должны быть либо уничтожены, либо перейти под его полный контроль.К 1991 г. грандиозный общественный эксперимент закончился. К числу институтов, восстановления которых ожидает общество, относится и Русская православная церковь (далее РПЦ). Она является самой крупной религиозной организацией на постсоветском пространстве и унаследовала почти всю православную инфраструктуру (главным образом здания храмов и монастырские комплексы), созданную за тысячелетие, прошедшее с крещения Руси. В советский период РПЦ была лишена большей части собственности и подверглась массовым репрессиям, включая физическое уничтожение десятков тысяч священников и монашествующих и сотен тысяч активных прихожан. Лишь после признания Церковью легитимности советского государства и начала активного сотрудничества с властями (в том числе в деле назначения священнослужителей) ей было позволено существовать как организации. Ее социальные функции были радикально усечены. Фактически Церкви была разрешена лишь мистическая (совершение литургии, таинств), отчасти психологическая (утешение) и крайне ограниченная экономическая деятельность.

В начале 1990-х гг. Церковь очутилась в новой ситуации. Она получила свободу и возможности для самостоятельной деятельности. На религиозной карте огромной страны с некогда преимущественно православным населением (не менее 10% которого до революции принадлежало к старообрядческим Церквям) имелась россыпь островков – приходов и епархий РПЦ. Церкви как организации предстояло восстановить контакт с огромными массами людей, отчасти слабый и прерванный на десятилетия, отчасти никогда не существовавший. Для РПЦ задача облегчалась тем, что большая часть населения распадающегося СССР доверяла ей и надеялась, что Церковь сделает «для всех» что-то хорошее.                                                       

Итак, тема контрольной работы и на сегодня актуальна. Объектом темы контрольной работы есть  различные  группы в обществе и государстве, которые вырабатывают на территории СНГ свое отношение к тому, где должна проходить граница сферы влияния Церкви, по мере накопления практического опыта взаимодействия с духовенством и верующими. Предметом  контрольной работы есть новый баланс в отношениях РПЦ, государства и общества на территории СНГ и современное состояние РПЦ в СНГ.

 

1. РПЦ на конфессиональной  карте постсоветского пространства

Сторонники РПЦ абсолютно  уверены в своем численном  превосходстве на постсоветском  пространстве, делая исключение для «неправославных» стран Балтии, Закавказья и Центральной Азии. Несомненно, религиозные конкуренты РПЦ раздроблены, лишь девять религий и конфессий (мусульмане, баптисты, пятидесятники, УГКЦ, УПЦ КП, РКЦ, УАПЦ, АСД, Свидетели Иеговы) насчитывают на постсоветском пространстве в сумме более тысячи общин, и притом часть этих конфессий не является централизованными организациями.

В действительности РПЦ по численности зарегистрированных общин устойчиво доминирует (то есть имеет больше 50% от общего количества) лишь в некоторых частях территории бывшего СССР. В первую очередь это Центральная Россия, Центральная Украина, Белоруссия (за исключением Гродненской области) и Молдова. В Центральной Азии и Азербайджане РПЦ проигрывает не только исламским организациям, но и протестантским. Например, в Узбекистане на 47 зарегистрированных общин пресвитериан, основанных южнокорейскими проповедниками, приходится 32 прихода РПЦ. РПЦ устойчиво доминирует как минимум в 46 регионах России1.

Если представить, что  в какой-то момент вся эта масса  неофициальных групп и общин будет зарегистрирована, то на религиозной карте России и других государств СНГ с точки зрения статистики могут произойти значительные изменения. РПЦ останется крупнейшей централизованной религиозной организацией, однако (в масштабах СНГ) может проиграть по суммарному числу общин не только мусульманам (лидирующим в «неофициальном зачете» за счет Центральной Азии), но и протестантам.

Сами священники РПЦ хорошо знают об этой проблеме. На страницах  периодики РПЦ наряду с систематическими призывами «положить конец нашествию сект» есть репортажи о миссионерских поездках священников в отдаленные районы России, где десятилетиями не было и нет православных храмов, зато обнаруживаются действующие протестантские общины или иные, подчас экзотические, культы.

В Украине, где статистика учитывает и незарегистрированные общины, их количество составляет 5% от числа зарегистрированных (помимо 24 919 признанных государством общин в стране существует 1130 непризнанных).

Приходы Церкви в России составляют менее половины от общего количества принадлежащих к ней  общин. Остальные распределены неравномерно. Примерно две трети из них находятся в Украине, еще более чем по тысяче приходов находится в Белоруссии и Молдове, остальные дисперсно разбросаны по всему миру.

2. Положение РПЦ в странах СНГ и Балтии

РПЦ считает страны СНГ  и Балтии своей канонической территорией. Однако желаемая РПЦ модель сотрудничества с государством и обществом, при  которой власть предоставляет Церкви особый статус и подавляет конкурентов на религиозном пространстве, а общество (или, во всяком случае, этнические славяне) составляет единую массу православных (или потенциально православных) людей, наблюдается далеко не везде. Наиболее близки к этой модели Молдова, Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан. В других странах СНГ наблюдается более толерантное отношение к религиозной свободе со стороны государства. Кроме того, исторические особенности, приведшие к формированию значительных групп «неправославного», в понимании РПЦ, славянского населения, оказывают свое влияние на формирование отношений общества с РПЦ. Примерами таких стран являются Украина, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан и с рядом оговорок Таджикистан. Особая ситуация в странах Балтии, придерживающихся стандартов ЕС в сфере свободы совести, и потому в них РПЦ и не пытается претендовать на особый статус.

Вторая существенная особенность  православия в странах СНГ  и Балтии касается государств, расположенных  вдоль западной границы бывшего СССР. Православные общины веками существовали там, испытывая минимальное влияние «московского православия». Более того, 15% от общего количества всех общин Церкви (в Молдове, Западной Украине, Западной Белоруссии) находятся в ее составе исторически весьма короткий период – около 60 лет. При этом они представляют собой те самые традиционные религиозные общины, охватывающие большую часть населения данной местности, на которые привыкла ориентироваться РПЦ, но которые практически отсутствуют в других странах и регионах ее существования. Однако высокий уровень религиозной культуры этих общин опирается на многовековые традиции, существенно отличающиеся от образцов, принятых в Центральной России. Разница в языке служения, обрядах, особенностях церковного пения и взаимоотношений с иерархией накладывается на политические воззрения прихожан и рядовых клириков, не все из которых ностальгируют по временам Российской империи или последним годам сталинского правления, что характерно для промосковски настроенного духовенства2.

Пока российская пресса (как  светская, так и православная), равно  как и академические специалисты, не проявляет особого внимания к жизни Автономных Церквей и епархий РПЦ в странах СНГ. Положению православных (за исключением Украины) в этих странах было уделено лишь несколько обзорных статей, что явно недостаточно для понимания процессов и динамики происходящих там событий. Это особенно обидно тем, что во всех этих государствах (опять же за исключением Украины) практически отсутствуют собственные научные школы и квалифицированные авторы, которые способны восполнить недостаток внимания российских журналистов и ученых.

2.1. Украина

Украинская православная церковь в составе Московского  Патриархата (УПЦ МП) объединяет приходы  РПЦ в Украине и имеет автономию  в решении вопросов внутреннего  церковного управления. С остальными частями РПЦ она координирует внешнюю церковную политику, богослужебные и веро-учительные вопросы. Ее епископат и духовенство участвуют в принятии решений на Архиерейских и Поместных соборах. УПЦ МП возглавляет Синод во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. Религиозная ситуация в Украине резко отличается как от России, так и других бывших советских республик, находящихся в европейской части СНГ – Белоруссии и Молдовы. По суммарному количеству православных приходов (почти 15 тысяч) Украина является самым большим православным государством мира. УПЦ МП является крупнейшей конфессией в Украине, и ее общины составляют около 40% от общего количества зарегистрированных религиозных организаций. Однако при этом не менее трети приходов, особенно в западных и центральных регионах, относятся не к УПЦ МП, а к другим православным деноминациям.

Украина является религиозным  центром для всего постсоветского пространства, что заметно хотя бы по числу зарегистрированных религиозных организаций на душу населения, более чем в три раза превышающему российские показатели. Здесь родились многие нынешние священники самых разных конфессий.  Для Украины характерен высокий уровень регионализации, обусловленной историческими, лингвистическими и этническими причинами. Страна, сложившаяся в нынешних границах лишь в 1954 г. (после передачи Крыма из состава РСФСР), в настоящее время делится на три макрорегиона. Юго-Восточный включает в себя населенные русскими или сильно русифицированными украинцами земли днепровского левобережья, Одесскую, Херсонскую области и Крым. Центральный включает правобережные земли, попавшие под власть Российской империи в конце XVIII в., – Киевскую, Черкасскую, Хмельницкую, Житомирскую, Винницкую, Кировоградскую и Днепропетровскую области. Западный регион объединяет земли, входившие в разное время в состав Австро-Венгрии, Польши и Румынии и окончательно покоренные советской властью только в начале 1950-х гг.: Галиция (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области), Волынь (Ровенская и Волынская области), Закарпатская и Черновицкая области. Юго-Восток Украины начиная с XVII–XVIII вв. находится в составе Российской империи, господствующей религией здесь было и остается православие московского образца. Этнический состав, доминирование русского языка и пророссийские симпатии позволяют УПЦ МП чувствовать себя здесь абсолютно уверенно, добиваться поддержки местных властей и активно противодействовать попыткам конкурирующих конфессий закрепиться на этой территории3.

Вместе с тем в этом регионе с развитой промышленностью  низок уровень религиозной культуры основной массы населения. Зато в  крупных городах и рабочих  поселках, в которых проживает  подавляющее большинство жителей  Юго-Востока, сильны позиции протестантов. В Донецкой и Запорожской областях число их общин почти сравнялось с числом зарегистрированных православных организаций. В Центральной Украине позиции УПЦ МП по-прежнему крепки, однако они подвергаются давлению сразу с нескольких сторон. Другим фактором, всерьез повлиявшим на религиозную ситуацию в Центральном регионе, стало резкое увеличение количества общин Римско-католической церкви. Самая сложная ситуация на Западной Украине. Это регион с наиболее высокой в Украине религиозной культурой, где влияние традиционных конфессий чувствуется сильнее всего. Западная Украина была в течение долгого времени финансовым и кадровым донором МП, и потеря влияния в этом регионе продолжает оставаться для РПЦ весьма болезненной темой.

Региональные особенности  религиозной жизни являются причиной того, что положение УПЦ МП в  Украине ухудшается с востока на запад. Однако в период перестройки выяснилось, что большинство этих приходов не желают подчиняться Москве.

Тот факт, что крупнейшая конфессия в Украине имеет  формального руководителя в Москве, вызывает раздражение у украинской общественно-политической элиты, стремящейся  доказать полную независимость нового государства от России. Радикальная  попытка разрешить это противоречие была предпринята сразу после обретения независимости. Руководство Украины нашло поддержку идее образования независимой Церкви в лице тогдашнего главы УПЦ – митрополита Филарета (Денисенко)4.

2.2. Белоруссия

Приходы РПЦ в этой стране с 1989 г. стали подчиняться Белорусскому экзархату (второе официальное наименование – Белорусская православная церковь (БПЦ) во главе с митрополитом Минским и Слуцким Филаретом (Вахромеевым). 1270 приходов экзархата объединены в 10 епархий. Разделение приходов на 10 епархий означает, что четыре области республики поделены церковными властями надвое (8 епархий), а две остались под управлением одного архиерея (столичная Минская и маленькая Могилевская). Собрание глав епархий образует управляющий орган экзархата – Священный Синод.

Религиозность населения  и распространенность православия в Белоруссии увеличиваются с запада на восток Граничащие с Польшей Гродненская и Брестская области и западные части Минской и Витебской областей были оккупированы СССР в 1939 г. и стали подконтрольны влиянию советской пропаганды только в начале 1950-х гг. Поэтому в них сохранилось большое число людей, поддерживающих высокий уровень религиозной культуры. Там же находятся наиболее крупные приходы и других традиционных для Белоруссии конфессий – католиков и протестантов5. Вся остальная территория республики (соответственно восточная половина Минской и Витебской, Гомельская и Могилевская области) с начала 1920-х гг. была подвержена мощнейшему идеологическому давлению и массовым репрессиям.

Информация о работе РПЦ на конфессиональной карте постсоветского пространства