Религии Китая и Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 15:05, реферат

Описание

Конфуцианство - одно из китайских учений, сыгравшее исключительно важную роль, как в истории китайской культуры, так и в социально-политической истории Китая. Вся внутренняя жизнь Китая многими столетиями определялась именно конфуцианскими нормами разработанным им церемониалом и системой ценностей. Рациональное конфуцианское поведение определяло все существующие отношения, будь то отношения между простыми людьми или отношения на высшем уровне.

Содержание

Введение.............................................................................................2

Светские и религиозные аспекты конфуцианства.......................3

Даосская доктрина о бессмертии...................................................10

Мифо-религиозная традиция синтоизма......................................18

Литература........................................................................................25

Работа состоит из  1 файл

Реферат по Философии религии.docx

— 63.01 Кб (Скачать документ)

     Итак, даосы полагали, что человек имеет  три верхние души хунь и семь нижних по, которые после смерти покидают тело. Само тело рассматривалось как  жилище для душ. Поэтому даосы  стремились сохранить тело. Для достижения бессмертия надо было упорно трудиться, дабы уничтожить причины смерти и  разложения. Среди духовных усилий важнейшее значение придавалось  питанию духа (шень), укреплению единства души и тела.

     Кроме того, даосы «населили» тело огромной армией божеств - 36 тысячами духов, которые  разделяются на три большие и  шесть малых групп и связаны  с определенными органами, частями  тела. Даосы предписывали располагать  этих духов в свою пользу, ведя чистую, праведную жизнь и совершая добрые дела. Также следовало «питать  тело», дабы духи не покинули его. Если духи остаются в теле, человек продолжает жить.

     Помимо  этих духов в теле человека еще  до его рождения поселяются так называемые «три трупа» или «три червя». Живут  они в «полях киновари» (дань тянь): «старый синий червь» живет во «дворце нирваны» в голове. «Белая барышня» - в «пурпурном дворце»  в груди, «кровавый труп» - в нижнем «поле киновари». Эти «черви»  пытаются сократить жизнь человека, который их приютил, причиняя вред «полям киновари» и стремясь покинуть тело человека, так как чем раньше умрет  их хозяин, тем раньше они освободятся, станут «призраками» и выйдут на волю. Поэтому даосские наставления рекомендуют  как можно скорее избавиться от этих «червей», истощить их воздержанием от злаков, что является основой диетических  предписаний и режимов.

     Освобождение  тела от «трех трупов» знаменует  собой завершение первого, подготовительного  этапа на пути к бессмертию.

     Чрезвычайно важной процедурой даосы считали  укрепление духа шэнь, который образовывался  в результате слияния воздуха  ци с эссенцией цзин. Дух шэнь считался правителем человека, контролировавшим его добрые и дурные поступки. Его  надлежало сохранять и укреплять  соответствующими упражнениями, дабы он не покинул тело, что происходит обычно в момент смерти. Этим занимаются, выплавляя «внутреннюю пилюлю» (нэй  дань).

     Среди физических средств, рекомендовавшихся  даосами в поисках бессмертия, были дыхательные упражнения, двигательная гимнастика, сопровождавшиеся иногда приемом лекарство, массажем. Большое  значение придавалось «питанию жизни  при помощи инь-ян», т.е. сексуальной  практике.

     Наряду  с уже упомянутой выше «внутренней  пилюлей» даосы рекомендовали и  внешнюю пилюлю, приготовлением которой  занималась алхимия. Как известно, даосы  считали, что употребление ряда металлов, минералов, растений может обеспечить долголетие. Однако наиболее эффективны лекарства, приготовленные специально. В их основе киноварь, золото, серебро  и пр. Лекарство считалось тем  эффективнее, чем более оно очищено, рафинировано. Таких очищений или  плавок, максимум было девять. Существовало множество способов и методов  выплавления лекарств, «внешней пилюли», изложенных обстоятельно в трактате Гэ Хуна, равно как и рецепты  пилюль. При выплавлении лекарств, пилюль бессмертия необходимо было соблюдение определенных правил - поста, очищения, уединения в горах или на островах (в крайнем случае - в доме, за высокой  оградой). Ни в коем случае нельзя было разглашать секреты изготовления, посвящать  в него недостойных. В этом случае невозможно было рассчитывать на успех. Секрет этот нельзя было обнародовать и в книгах. Наставник передавал  его устно самым достойным своим ученикам.

     Как видно из изложенного выше, поиски бессмертия даосы вели в физическом и духовном плане. Это были морально-этические  нормы жизни, соблюдение определенных диетических предписаний, выполнение дыхательных и двигательных упражнений, знание определенных рекомендаций в  области сексуальной практики, овладение  определенными навыками концентрации и медитации, употребление лекарств.

     Однако  и даосская алхимия, и даосский же сексуальные практики целью своей  имели продление жизни и максимальное сохранение молодости тела человека. Разумеется, они не отрицали, а очень  даже поощряли параллельное духовное совершенствование человека. Скорее всего, именно духовный рост человека почитался наиважнейшим фактором, способствовавшим его долголетию и бессмертию.

Мифо-религиозная  традиция синтоизма

 

     Синтоизм, синто (яп. синто, «путь богов») — традиционная религия Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.

     Основа  синто — в обожествлении природных сил и явлений и поклонении им. Считается, что всё сущее на Земле в той или иной степени одушевлено, обожествлено, даже те вещи, которые мы привыкли считать неодушевлёнными — например, камень или дерево. У каждой вещи есть свой дух, божество — ками. Некоторые ками являются духами местности или определённых природных объектов (например, дух конкретной горы), другие олицетворяют глобальные природные явления, такие, как Аматэрасу Омиками, богиня Солнца. Почитаются ками — покровители семей и родов, а также духи умерших предков, которые считаются покровителями и защитниками своих потомков. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов.

     Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и  людьми. По представлениям синто, мир - единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом. Жизнь - естественный и вечный круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, им следует достигать гармонии с ками в этой жизни.

     Становление синто как национальной и государственной  религии японцев относят к  периоду VII-VIII веков н. э., когда страна была объединена под властью правителей центральной области Ямато. В процессе объединения синто была канонизирована система мифологии, в которой на вершине иерархии оказалась богиня Солнца Аматэрасу, объявленная предком правящей императорской династии, а местные и клановые боги заняли подчинённое положение. Появившийся в 701 году свод законов «Тайхорё» утвердил это положение и учредил дзингикан - главный административный орган, в ведение которого входили все вопросы, связанные с религиозными верованиями и церемониями. Был установлен официальный список государственных религиозных праздников.

     Основными источниками мифологии синтоизма  являются сборники «Кодзики» и «Нихонги», созданные, соответственно, в 712 и 720 годах  нашей эры. В них были включены объединённые и переработанные сказания, ранее передававшиеся изустно из поколения в поколение. В записях  из «Кодзики» и «Нихонги» специалисты  отмечают влияние китайской культуры, мифологии, философии.

     События, описываемые в большинстве мифов, происходят в так называемую «эру богов» - промежуток от возникновения мира до времени, непосредственно предшествующего созданию сборников. Продолжительность эры богов мифы никак не определяют. По окончании эры богов наступает эра правления императоров - потомков богов. Истории о событиях времён правления древних императоров заканчивают свод мифов. Оба сборника описывают одни и те же мифы, нередко в различной форме. В «Нихонги», кроме того, каждый миф сопровождается перечислением нескольких вариантов, в которых он встречается.

     Первые  истории рассказывают о возникновении  мира. Согласно им, мир первоначально  пребывал в состоянии хаоса, содержащего  в себе все элементы в смешанном, бесформенном состоянии. В некий  момент первозданный хаос разделился и образовались Такама-нохара (Равнина  Высокого Неба) и острова Акицусима. Тогда же возникли первые боги (в  разных сборниках они называются по-разному), а следом за ними стали  появляться божественные пары. В каждой такой паре были мужчина и женщина  - брат и сестра, олицетворяющие различные природные явления.

     Очень показательной для понимания  мировоззрения синто является история Идзанаги и Идзанами - последней из появившихся божественных пар. Они создали остров Онногоро - Срединный Столп Всей Земли, и заключили между собой брак, став мужем и женой. От этого брака появились японские острова и множество ками, заселивших эту землю. Идзанами, произведя на свет бога Огня, заболела и через некоторое время умерла и отправилась в Страну Мрака. В отчаянии Идзанаги отрубил голову богу Огня, и из его крови произошли новые поколения ками. Скорбящий Идзанаги последовал за женой, чтобы вернуть её в мир Высокого Неба, однако застал Идзанами в ужасном виде, разлагающейся, ужаснулся увиденному и бежал из Страны Мрака, завалив вход в неё скалой. Разгневанная его бегством Идзанами пообещала убивать тысячу человек в день, в ответ Идзанаги сказал, что будет ежедневно строить хижины для полутора тысяч рожениц. Эта история как нельзя лучше передаёт представления синто о жизни и смерти: смертно всё, даже боги, и нет смысла пытаться вернуть умерших, но жизнь побеждает смерть через перерождение всего живого.

     Со  времён, описанных в мифе об Идзанаги и Идзанами, мифы начинают упоминать  о людях. Таким образом, мифология  синто относит появление людей  к временам, когда только появились  японские острова. Но сам по себе момент появления людей в мифах специально не отмечен, отдельного мифа о сотворении человека нет, поскольку представления синто вообще не проводят жёсткого различия между людьми и ками.

     Место, где отправляют ритуалы в честь богов, - храм или святилище синто. Существуют храмы, посвящённые нескольким богам, храмы, в которых почитаются духи умерших определённого клана, а в храме Ясукуни почитаются японские военные, погибшие за Японию и императора. Но большинство святилищ посвящаются одному определённому ками.

     В отличие от большинства мировых  религий, в которых стараются  по возможности сохранять старые ритуальные сооружения в неизменном виде и строить новые в соответствии со старыми канонами, в синтоизме, в соответствии с принципом всеобщего  обновления, которое и есть жизнь, существует традиция постоянного обновления храмов. Святилища богов синто  регулярно обновляются и перестраиваются, в их архитектуру вносятся изменения. Так, храмы Исэ, ранее бывшие императорскими, реконструируются каждые 20 лет. Поэтому сейчас сложно сказать, какими именно были синтоистские святилища древности, известно лишь, что традиция сооружения таких святилищ появилась не позже VI века.

     Обычно  храмовый комплекс состоит из двух или более строений, расположенных  в живописной местности, «вписанных»  в природный ландшафт. Главное  здание - хондэн, - предназначается для божества. В нём находится алтарь, где хранится синтай - «тело ками», - предмет, в который, как считается, вселяется дух ками. Синтаем могут быть разные предметы: деревянная табличка с именем божества, камень, ветвь дерева. Синтай не демонстрируется верующим, он всегда скрыт. Поскольку душа ками неисчерпаема, одновременное её присутствие в синтай многих храмов не считается чем-то странным или нелогичным. Изображений богов внутри храма обычно не делается, но могут присутствовать изображения животных, ассоциирующихся с тем или иным божеством. Если храм посвящен божеству местности, где он устроен (ками горы, рощи), то хондэн может не сооружаться, так как ками и так присутствует в месте, где построен храм.

     Кроме хондэн, в храме обычно находится хайдэн - зал для молящихся. Помимо главных строений, в состав храмового комплекса может входить синсэндзё - помещение для приготовления священной пищи, хараидзё - место для заклинаний, кагурадэн - сцена для танцев, а также другие вспомогательные постройки. Все постройки храмового комплекса выдерживаются в одном архитектурном стиле.

     Есть  святилища и вовсе без зданий, они представляют собой прямоугольную  площадку, по углам которой установлены  деревянные столбы. Столбы соединяются  соломенным жгутом, а в центре святилища  располагается дерево, камень или  деревянный столб.

     Перед входом на территорию святилища располагаются  как минимум одни тории - сооружения, подобные воротам без створок. Тории считаются воротами в место, принадлежащее ками, где боги могут проявляться и где с ними можно общаться. Тории могут быть одни но их может быть и большое количество. Считается, что человек, удачно завершивший какое-то действительно масштабное дело, должен пожертвовать какому-либо храму тории. От тории к входу в хондэн ведёт дорожка, рядом с которой помещаются каменные бассейны для омовения рук и рта. Перед входом в храм, а также в других местах, где, как считается, постоянно находятся или могут появиться ками, вывешиваются симэнава - толстые жгуты из рисовой соломы.

Информация о работе Религии Китая и Японии