Происхождение мифов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:41, реферат

Описание

Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира. Это подтверждается как изучением истории, так и изучением современных примитивных народов, у каждого из которых существует тот или иной вид мифологии.

Работа состоит из  1 файл

Происхождение мифов.docx

— 51.11 Кб (Скачать документ)

Особую категорию героев составляют культурные герои. Это мифические герои, внёсшие серьёзный цивилизационный  вклад в культуру народа. Часто  культурный герой является демиургом, участвуя в творении наравне с  богами, или является первым законодателем, добывает или изобретает для людей  различные предметы культуры (огонь, культурные растения, орудия труда), учит их охотничьим приёмам, ремёслам, искусствам, вводит социальную организацию, брачные  правила, магические предписания, ритуалы  и праздники.

Мифы  о животных

Одним из древнейших верований, сохранившихся у некоторых народов  до настоящего времени, является тотемизм. Некоторые ученые считают, что именно из веры в кровное родство людей  и животных возникли мифы об оборотнях  — легенды о перевоплощении человека в волка, тигра,медведя и др.

Животные являются не только героями космогонических мифов, образы животных нередко используются и для его описания — космографии. Так, например, в древнеиндийских  поверьях землю держат на спинах семь слонов, они стоят на спине черепахи, а та, в свою очередь, на змее. Подобную роль нередко играет и рыба. Резкое движение рыбы, на которой покоится земля, приводит к землетрясению, когда  же она опускает голову, начинается наводнение. Древние египтяне изображали небо в виде коровы Нут, которая родила Ра, золотого теленка.

Почётное место занимают мифы о животных и среди астральных мифов. С созвездием Пса, Льва, Лебедя, Орла, Скорпиона, Рыб связаны красивые легенды. Китайский зодиак также  связан с мифами о животных. Существуют также легенды о происхождении  самого зодиака.

Животные выступали также  в роли основателей новой культурно-социальной традиции (устройство общества, обучение ремёслам и т. п.). Так, в древнем  Китае Бянь Цяо — покровитель врачей, целителей: существо с птичьим клювом и крыльями летучей мыши. Ди Ку — небесный владыка имел голову птицы и туловище обезьяны. Герой Фуси, научивший людей рыболовству и охоте, а также иероглифической письменности, сначала изображался в образе птицы. Около двух тысячелетий назад его стали представлять человеком с телом дракона, сходного обликом с прародительницей Нюйвой, духом дождя (порой — царевной-лягушкой) с телом змеи. Они образовали родственную пару, олицетворяя женское и мужское начало, двойственность бытия, символы инь и ян.

Культовые мифы

Культовые мифы — условное название мифов, в которых даётся объяснение (мотивировка) какого-либо обряда (ритуала) или иного культового действия.

Среди учёных нет единого  мнения о том, что первично, миф  или обряд. Одни считают, что миф  сложился для обоснования обряда, другие склонны думать, что миф  является первичным, и на его основе складываются обряды.

Наиболее примитивными культовыми мифами являются мифы тотемические, сопровождающие обряды переодевания в тотемических предков. Культовые мифы часто являются эзотерическими, то есть их смысл знает  только ограниченное число людей, часто  достигших совершеннолетия мужчин. Такие мифы часто связаны с  обрядом инициации, когда достигший  совершеннолетия член племени должен пройти через испытания с последующим  посвящением в мужчины и приобщением  к эзотерической традиции.

В Древней Греции к культовым  мифам относятся прежде всего мифы о Деметре и Персефоне, связанные с Элевсинскими мистериями и мифы о Дионисе, в честь которого устраивали вакханалии. Похожие обряды совершались в Средиземноморье в честь бога растительности Аттиса, убитого и воскресшего, а также во многом схожего с ним Адониса.

В Древнем Египте главные  культовые мифы связаны с культом  Осириса и Исиды. Сложные ритуалы  воспроизводили историю поисков  Исидой тела Осириса и его воскрешение.

Не все культовые мифы возможно описать и исследовать, так как многие из них держатся в секрете адептами культа и не разглашаются посторонним.

Мифология Месопотамии и Ближнего Востока


Цивилизация Шумер, появившаяся  в Месопотамии ещё в пятом  тысячелетии до н. э. является самой  древней из известных нам. Сведения о Шумере дошли до нас благодаря изобретению ими клинописи. Шумеры были пришлым народом, не родственным соседним народам Месопотамии, но постепенно они распространили свою культуру на соседние государства.

Дошедший до нас шумерский  эпос называется «Эпос о Гильгамеше»  — собрание шумерских легенд, позже  переведённых на Аккадский язык. Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя Ашшурбанапала. В эпосе рассказывается о легендарном царе Урука Гильгамеше, его друге дикаре Энкиду и поисках секрета бессмертия. Одна из глав эпоса, история Утнапиштима, спасшего человечество от всемирного потопа, повторяется в библейской истории о Ноевом Ковчеге.

Известен также шумеро-аккадский  космогонический эпос «Энума элиш», также найденный в библиотеке Ашшурбанапала, содержащий космогонические мифы Месопотамии, а также Энума Ану Энлиль, серия клинописных табличек, составленная на рубеже II—I тыс. до н. э., содержащая около 7000 астрологических предзнаменований, собранных за тысячелетний период наблюдений.

Древнегреческая и древнеримская мифология


Древнегреческая мифология  является самой обширной и хорошо изученной благодаря многим произведениям, дошедшим до нас в оригинале со времён Древней Греции, но эти произведения не являются оригинальными мифами. История Греческой мифологии  восходит к Элладскому периоду, тем временам, когда на территории Греции ещё жили пеласги, позже вытесненные пришедшими с материка ахейцами и дорийцами. В 12 веке до н. э. греки утратили свою древнюю письменность, а алфавитное письмо появилось лишь в 8 веке до н. э. Поэтому даже такой древний автор как Гесиод лишь записывал мифологию, имеющую многовековые корни. Основные боги существовали уже в Элладской цивилизации, но подробностей о мифологии этого периода не сохранилось.

Римская мифология имеет  множество параллелей с мифологией Древнегреческой, порой это были прямые заимствования, ещё с тех  времён, когда Римляне захватили  Греческие города на италийском побережье. Римским правителям вообще было свойственно  благосклонное отношение к чужим  мифологиям и религиям, и боги покоряемых народов включались в Римский  пантеон вместе со своей мифологией.

Германо-скандинавская мифология


Германо-скандинавская мифология (древнегерманская мифология, скандинавская  мифология) — мифология германских племён, формировавшаяся с V века до н. э. до принятия христианства.

Основным источником сведений о ней являются тексты поэтической  «Старшей Эдды» и прозаической «Эдды» С. Стурлусона XII века н. э.

Примерно в то же время  датский хронист Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» передаёт многие мифологические сюжеты. Ценные сведения о древнегерманской мифологии имеются в «Германии» Тацита.

История создания мира

В начале была чёрная бездна Гинунгагап, по оба края которой лежали царства: льда — Нифльхейм и огня — Муспелльхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Оба края бездны, соединившись, произвели Имира и телицу Аудумла. Из пота Имира родилась пара — мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны.

Корова Аудумла лизала солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов. От коровы родился Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вили и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард.

Сотворив мир, Один и его  братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень  и ольху (по другим источникам —  иву). Из ясеня сделали мужчину, а  изольхи — женщину.

Затем один из асов вдохнул  в них жизнь, другой дал им разум, а третий — кровь и румяные  щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину — Аск, а женщину — Эмбла (см.Аск и Эмбла).

За морем, к востоку  от Мидгарда, асы создали страну Ётунхейм и отдали её во владение Бергельмиру и его потомкам.

Со временем асов стало  больше, тогда они построили для  себя страну высоко над землёй и  назвали её Асгардом.

Структура мира

Пространственная структура  мира имеет «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир населённый людьми (Мидгард-земля) окраинным землям (Ётунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд.

Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль, связывающий все миры между собой (Мидгард, Асгард, Муспелльсхейм, Нифльхейм и др.). В первой песне Старшей Эдды «Прорицание вёльвы» описано девять миров, находящихся на Мировом древе.

Славянская мифология


Славя́нская мифоло́гия и рели́гия (славя́нское язы́чество) — совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов. В данной статье рассматривается славянская мифология до принятия славянскими народами христианства, то есть примерно до IX—XII веков с привлечением этнографических описаний славянских праздников и обрядов позднейших времён, вплоть до XXI века. Информацию о славянском пантеоне с краткими характеристиками божеств см. в статье «Список славянских богов».

По отношению к мифологии  и религии славян употребление термина  «язычество» вполне оправдано его  славянской этимологией: слово «язык» означало, в том числе и «отдельный народ, племя». Нестор-летописец, рассказывая  об истории славян, придерживался  мнения, что все славяне произошли от общности славянских племён:

«Был един язык славянский: славяне, которые сидели по Дунаю <…> От тех славян разошлись по земле и прозвались именами своими, от мест на которых осели… И так разошёлся славянский язык…».

Таким образом, слово «язычество»  в ряде случаев используется не для  описания политеизма как такового, но и в узком смысле как синоним  политеизма славян.

Большинство современных  академических исследований относят  политеистические верования славян к анимизму.

Достоверных сведений о славянской мифологии почти не сохранилось. Тем не менее, из сохранившихся христианских источников, фольклора, народных традиций и археологических свидетельств можно приблизительно судить о славянской мифологии. По мнению исследователей, у славян не было храмов и развитого  института жречества, а были капища и идолы под от открытым небом. Часть мифических существ славянской мифологии, домовые, водяные, лешие, русалки, драконы благополучно дожили до наших дней благодаря сказкам и преданиям. Сохранилась легенда об алатырь-камне, или бел-горюч камне, расположенном в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования, на нём сидит девица, исцеляющая раны, из-под него растекаются по всему миру целебные реки. Она была заимствована из тюркской мифологии.

Источники сведений

Учёные реконструируют славянскую мифологию по различным источникам.

Во-первых, это письменные источники. Тексты византийских авторов VI—X веков: Прокопий Кесарийский, Феофилакт Симокатта, Константин Багрянородный, Лев Диакон и др. Западноевропейские авторы IX—XIII веков: Баварский Географ, Титмар Мерзебургский, Гельмольд, Саксон Грамматик и др. Арабские авторы IX—XIII веков: аль-Масуди, Ибн Фадлан, Ибн Русте и другие. В скандинавских сагах XIII века, в Старшей и Младшей Эддах имеются сведения, которые могут быть использованы для реконструкции славянского язычества. Древнерусские, западнославянские (Козьма Пражский с его «Чешской хроникой») и южнославянские источники XI—XV веков: летописи, поучения и наставления против язычников (Кирилл Туровский, Кирик Новгородец и другие) и вставки в переводную литературу, в том числе в апокрифы. Особое место занимает «Слово о полку Игореве», в котором отразился значительный пласт языческих мифов, упоминаемых наследником и носителем языческой культуры — анонимным песнотворцем. Все эти тексты не содержат каких-либо целостных изложений мифологии или отдельных мифов. В любом случае следует помнить, что это не изложение самих мифов, а пересказ их понимания современниками-иноверцами.

Во-вторых, письменные источники XV—XVII веков и фольклорные источники XVIII—XX веков, которые менее приближены к язычеству, но содержат в себе ряд  сведений более ранних, не дошедших до нас, источников, а также развернутые  записи легенд, сказок, былин, заговоров, быличек и бывальщин,пословиц и поговорок, по которым возможно реконструировать древние мифы. Особую роль играют сведения польских, чешских и немецких авторов и историков, записавших местные легенды западных славян, сохранивших сведения древнерусских источников. В России XVI—XVII веков некоторые сведения записали западные дипломаты, военные и путешественники (Сигизмунд Герберштейн, Адам Олеарий и другие). Среди фольклорных сюжетов к язычеству обычно относят былины о Святогоре, Потыке, Вольге (Волхе), Микуле; сказки о Кащее Бессмертном, Змее Горыныче, Бабе Яге, Алёнушке и Иванушке. Трудность интерпретации этих источников заключается в том, что на древние представления наслаиваются более поздние слои, измышления авторов, рассказчиков, собирателей фольклора. Среди авторитетных исследователей фольклора И. П. Сахаров, А. Н. Афанасьев,Д. К. Зеленин, В. Я. Пропп и другие. Примечательно, что все перечисленные произведения, в том числе записанные уже на рубеже ХХ века, несут в себе двоеверие, то есть смесь язычества и православия.

Более достоверны, но и более  трудночитаемы археологические  источники: сведения раскопок культовых  мест, находки идолов, ритуальных предметов, украшений, языческихсимволов, надписей с упоминанием о языческих богах или язычниках, остатки жертвоприношений и ритуальных действ. Значительный вклад в изучение языческих древностей внеслиЛ. Нидерле, А. Н. Лявданский, И. Херманн, Е. Кяссовская, Е. Гяссовский, В. Лосинский, А. Лапинский, В. Й. Мансикка, В. В. Седов, П. Н. Третьяков, Б. А. Рыбаков, И. С. Винокур,П. П. Толочко, Д. Н. Козак, Я. Е. Боровский, Б. А. Тимощук, И. П. Русанова, Н. И. Толстой, Л. С. Клейн и другие.

Важными оказываются сведения языкознания, сравнительного религиоведения и изучения мифологических сюжетов  у других народов. Помимо всемирного авторитета в этой областиДж. Дж. Фрэзера, можно назвать С. А. Токарева, В. Н. Топорова и Вяч. Вс. Иванова.

Формирование  славянского язычества

Славянская мифология  и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения  древних славян из индоевропейской  общности народов во II—I тысячелетии  до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской мифологии  имеется значительный индоевропейский  пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и  боевой дружины (Перун), бога скота и  потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван-да-марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие.

Информация о работе Происхождение мифов