Происхождение мифов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:41, реферат

Описание

Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира. Это подтверждается как изучением истории, так и изучением современных примитивных народов, у каждого из которых существует тот или иной вид мифологии.

Работа состоит из  1 файл

Происхождение мифов.docx

— 51.11 Кб (Скачать документ)

Происхождение мифов


Мифологические представления  существовали на определённых стадиях  развития практически у всех народов  мира. Это подтверждается как изучением  истории, так и изучением современных  примитивных народов, у каждого  из которых существует тот или  иной вид мифологии.

Если европейцы до Эпохи  великих географических открытий были знакомы лишь с античными мифами, то затем постепенно они узнавали о наличии мифологии у жителей  Африки, Америки, Океании, Австралии. В  Библии прослеживаются отголоски западно-семитской  мифологии. У арабов до принятия ислама существовала своя мифология.

Таким образом, мы говорим об имманентности мифологии человеческому сознанию. Время происхождения мифологических образов не поддаётся определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания.

Главная задача мифа заключается  в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая  возможность человеку обрести смысл  в жизни.

По версиям сторонников  теории палеоконтактов, мифы — это история, реально происходившие события. Современным примером такого значения слова «миф» является «культ карго». Поэтому они предлагают религии и науке по-новому взглянуть на мифологию. В качестве примеров они приводят описания странных явлений, например из Библии, и дают им новые объяснения, используя современные знания о науке, терминологию.

Разновидности мифов


Космогонические и антропогонические мифы

Космогонические мифы —  мифы о творении, мифы о происхождении  космоса из хаоса, основной начальный  сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Служат для объяснения происхождения мира и жизни на Земле.

Одним из распространённых сюжетов космогонических мифов  является рождение мира из мирового яйца. Такие мифы встречаются у многих народов на разных континентах. Мировое  яйцо является универсальным символом происхождения жизни.

Нередко роль творца в космогонических  мифах принадлежит животным. Так  в русском и белорусском фольклоре  известен рассказ о сотворении мира, где один из демиургов в облике птицы (утки), ныряет под воду, чтобы  достать немного земли со дна. Позднее из этой земли создается  суша. Сходные тексты существуют и  во многих других традициях. Нивхи объясняли  происхождение мира сказанием о  маленькой синице, которая ныряла в воду (была только вода) и доставала  клювом землю. Так постепенно появилась  суша — островок, а затем и  земля, на которой расцвела разнообразная  жизнь. Аборигены в Австралии, также  как североамериканские индейцы  гуроны считали, что именно черепаха создала Землю и держит её на себе. По преданиям индейцев также в создании Земли помогала черепахе жаба, которая доставала землю с морского дна, клала по краям панциря черепахи и земля увеличивалась в размере, так появилась суша.

Основные мотивы космогонических  мифов — структурирование космического пространства и времени, разделение божествами слитых в брачных объятиях земли и неба, установление космической  оси — мирового древа, светил (разделение дня и ночи, света и тьмы), создание растений и животных; творение завершается, как правило, созданием человека (антропогонические мифы) и социальных норм культурными героями. Творение происходит по воле (слову) демиурга или путем порождения божеств и стихий мироздания богиней-матерью, первой божественной парой (небом и землей), богом-андрогином и т. п. В дуалистических космогониях демиург творит все благое, его противник — все дурное. Традиционные космогонические мифы — творение из тела первосущества или первочеловека. Завершение творения связано часто с уходом творца от дел созданной им вселенной и человечества и с переходом от времени мифологического (времен первотворения) к историческому. Описание гибели мира в эсхатологических мифах дается, как правило, в порядке, обратном описанию космогонии.

Академик Н. И. Кареев отмечал  сильное влияние космогонического мифа на первоначальное решение «вопроса всех вопросов» о происхождении  всего сущего: «пока развитие философии  и науки не начинает давать народам  новые основы для решения этого  вопроса».

Во многих мифологиях мир  был создан богами.

Примеры Богов-творцов: египетские Атум и Птах, зороастрийский Ахура Мазда, Вишвакарман в индуизме, Анцва у абхазов и абазин, Тха у адыгов, армянский Арамазд, Виракоча инков, богиня Ильматар у финнов, Инмар у удмуртов, Кайракан у алтайцев.

В германской мифологии боги создали мир из тела великана Имира, убив его. Похожий сюжет — сотворение мира из тела Пуруши в индуистской мифологии.

Примеры пар, создавших мир: Идзанаги и Идзанами в синтоизме, Абзу и Тиамат у шумеров, Геб и Нут у египтян, Ранги и Папа у маори.

Иногда сюжетом космогонических  мифов является противостояние сил  созидания и сил разрушения. Такие  мифы свойственны дуалистическим мифологиям. Такими парами являются Ахура Мазда и Ангра-Майнью, Ен и Омэль, Кугу-Юмо и Йын.

В древнегреческой мифологии  прародительницей мира считается Гея, родившаяся вслед за Хаосом. Является матерью Урана и от него других богов, киклопов, титанов, эриний, гигантов, гор, морей, чудовищ, героев.

Частным случаем космогонических  мифов являются мифы антропогонические, или мифы о сотворении человека, мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п. Космогонические и антропогонические мифы часто взаимосвязаны, часто одни и те же боги ответствены как за создание мира, так и за создание человека. Другой вариант взаимосвязи — это антропоморфизация мира, когда вселенная возникает из тела первочеловека.

Антропогонические мифы — мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары и т. п., составная частькосмогонических мифов.

Наиболее архаичны тотемические мифы о превращении и людей  животных-тотемов или о «доделывании»  людей культурными героями из зародышей с нерасчлененными  частями тела. Распространены мифы о сотворении людей (или антропоморфных существ) демиургами из дерева (ср. скандинавских Аска и Эмблу, буквально — «ясень» и «ива» и т. п.) или из глины. В мифологической модели мира человечество связано с землей, «срединным» миром. По другим мифам богиня-мать (мать-земля) порождает богов и первопредков людей. Особый антропогонический акт — оживление людей или наделение их душой, особенно в дуалистических мифах: противник демиурга не в состоянии создать человека нормального облика и оживить его, демиург придает творению антропоморфный облик и вдыхает в человека душу; противник демиурга стремится испортить сотворенного человека, вселяет в него болезни и т. п. Как правило, сотворение человека завершает космогонический цикл; первочеловек становится и первым смертным, что знаменует конец золотого века. В другом распространенном варианте антропогонических мифов весь мир создается из тела первого антропоморфного существа (скандинавский Имир).

В различных мифах человек  создаётся из разных материалов. Наиболее распространённым материалом является глина и земля. Из глины создаёт  людей Прометей в древнегреческой  мифологии, Энки и его жена Нинмах в шумерской мифологии, Мардук и Эйя в аккадской мифологии, Хнум в египетской мифологии, Ульгем в алтайской мифологии, Амма в мифологии догонов, Иоскеха в ирокезской мифологии и другие боги различных народов. В мифах некоторых народов материалом для создания человека служит дерево. Существуют также и более экзотические варианты, например из орехов у меланезийцев и перуанских индейцев или из костей животных, птиц и рыб у некоторых племён североамериканских индейцев.

У многих народов в антропогонических мифах сотворение мужчины предшествует сотворению женщины, распространён также миф о том, что мужчины и женщины сделаны из различных материалов (во многих мифах южноамериканских индейцев).

Отдельным видом антропогонических мифов являются тотемические мифы, повествующие о происхождении людей, чаще всего конкретного племени от того или иного животного. У некоторых народов в тотемических мифах прародителями людей могут быть птицы. Встречаются также сюжеты о рождении первого человека из яйца.

У народов Африки распространены мифы о людях, вышедших из скалы, земли, ямы, термитника, расщепившегося дерева или тростника.

Эсхатологические  и календарные мифы

Эсхатологические мифы - это мифы о конце света, они существуют наряду с космогоническими мифами и связаны с противостоянием сил хаоса и космоса. Одной разновидностью таких мифов являются мифы о предполагаемом конце света в будущем, например германский миф о Рагнарёке, другой их разновидностью являются мифы о том, что подобные события уже происходили в прошлом, и между мифическим миром и современным лежат периоды катастроф. В различных мифах причиной уничтожения мира может быть всемирный потоп, мировой пожар, уничтожение предшествующих поколений, гибель богов, и другие сюжеты.

Календарные мифы это мифологизация смены временных циклов — дня и ночи, зимы и лета, вплоть до космических циклов. Они связаны с астрономическими наблюдениями, астрологией, празднованием Нового года, праздниками урожая и другими календарными событиями.

В египетской мифологи Тот является владыкой времени. Будучи богом Луны, Тот через её фазы был связан с любыми астрономическими или астрологическими наблюдениями. Кроме того, ему приписывали изобретение года, состоящего из 365, а не 360, дней. Согласно Плутарху, он выиграл 5 дополнительных дней, составлявших 1/72 года, в игре в кости, и, добавив их в конец года, посвятил их празднествам в честь Осириса, Сета, Хорура, Исиды и Нефтис (Нефтиды) — богов, родившихся именно в эти 5 дополнительных дней (поздний вариант мифа повествует о том, что богине Нут было запрещено рожать в 360 календарных дней, поэтому её дети появились на свет на протяжении 5 дней, выигранных Тотом).

В шумеро-аккадской мифологии  Мардук считался основоположником календаря. В честь него праздновали Новый Год в месяце ниссан (совпадавший с днем весеннего равноденствия). В Вавилоне этот праздник носил название Акиту и представлял собой 12-ти дневную церемонию, которая являлась наследницей шумерского праздника Акити («Рождение Жизни На Земле»).

В Древнем Риме разделение года на 10 месяцев приписывалось  Ромулу. Нума Помпилий ввел ещё два месяца — январь и февраль (от названия февралии — искупительной жертвы, приносимой в конце года). Особый жрец определял по новолунию начало каждого месяца и объявлял об этом народу. От латинского calare, «объявлять», происходит слово «календарь».

Разделение года на месяцы тесно связано с астральными  мифами, в частности с персонификацией  знаков Зодиака, которая существовала ещё в Месопотамии на заре цивилизации. Также с делением года на месяцы связаны лунарные мифы, благодаря фазам Луны.

Суточный цикл в мифологии  связан у египтян со спуском в  преисподнюю солнечной барки  бога Ра, а также с противостоянием  Гора и Сета (дня и ночи). В Месопотамии  суточный цикл связан с путешествием Шамаша (солнца) от «горы восхода» до «горы заката». В Греции это путешествие Гелиоса на небесной колеснице. Эти мифы относятся к солярным мифам.

Разновидностью календарных  мифов являются мифы об умирающем  и воскресающем боге. Они символизируют  смену времён года.

В древнегреческой мифологии  таким мифом был миф о Деметре  и её дочери Персефоне, украденной Аидом. Деметра, богиня плодородия, так скучала  по дочери, что земля перестала  плодоносить. Тогда Зевс велел Аиду вернуть Персефону. Но Персефона  уже попробовала зёрна граната, и вынуждена была каждый год возвращаться в подземное царство. Нахождение Персефоны у Аида символизирует зиму и отсутствие урожая.

Другими умирающими и воскресающими  богами были Осирис, Таммуз, Адонис, Бальдр, Дионис (Загрей, Вакх , Сабазий), Аттис, Телепин, возможно, славянские боги Ярила и Кострома, Митра, Серапис.

Ещё одним видом мифов  о временах года является миф о  ссоре Ра и Тефнут. Когда они ссорились, наступала засуха, когда мирились, Нил разливался.

Со сменой времён года связана  также славянская Масленица.

Мифы о космических  циклах являются разновидностью как  эсхатологических, так и календарных  мифов. Это мифы о том, что мир  проходит циклы развития, после которых  уничтожается и потом создаётся  вновь.

Например, в мифологии  ацтеков история мира делится  на эпохи различных солнц, эра  первого солнца закончилась уничтожением поколения великанов ягуарами, эпоха  второго солнца завершилась ураганами  и исчезновением людей, эра третьего солнца закончилась вселенским пожаром, эра четвёртого солнца закончилась  потопом. Согласно их верованиям, чтобы  не произошло очередного конца света, необходимо приносить богам человеческие жертвы.

Другим примером подобных мифов являются представления о  кальпах и югах в индуизме. Эпоха гибели мира связана в индуизме с Кали-югой и богиней Кали — воплощением разрушения и уничтожения.

Разновидностью мифов  о космических циклах являются мифы о Золотом веке, блаженном состоянии  человека, жившего когда-то в гармонии с природой. Подобные мифы есть у  многих народов. Одним из них является библейская история о Райском  саде, восходящая к древнесемитской  мифологии. Другой пример — легенда  о Сатья-юге в индуизме.

Героические мифы

Героические мифы - это мифы о героях, которые могут быть или детьми богов от смертной женщины, как в Древнегреческой мифологии, либо просто легендарными фигурами эпоса. Типичным сюжетом героического мифа является необыкновенное детство героя (какие-либо особенные способности, сиротство, особенная судьба), часто изгнание, совершение подвигов, победа над чудовищами, спасение прекрасной девушки, возвращение и свадьба. Многие героические мифы в иносказательной форме повествуют о формировании личности и приобретении статуса в обществе, тем самым исполняя поучительную функцию.

Информация о работе Происхождение мифов