Природа и назначение женщины в Исламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:58, реферат

Описание

Положение женщины в обществе - вопрос не новый и до конца не решенный. Позиция Ислама по этому поводу - тема, представленная западному читателю недостаточно объективно. Цель настоящей работы - дать краткое и верное представление об отношении Ислама к этой проблеме.

Работа состоит из  1 файл

Положение и права женщины в Исламе.docx

— 52.23 Кб (Скачать документ)

Положение и права  женщины в Исламе

Положение женщины в обществе - вопрос не новый и до конца не решенный. Позиция Ислама по этому  поводу - тема, представленная западному  читателю недостаточно объективно. Цель настоящей работы - дать краткое  и верное представление об отношении  Ислама к этой проблеме.

Женщина в других цивилизациях

Описывая положение индуистских  женщин, компетентные источники свидетельствуют: В Индии главным принципом  было подчинение: "Днем и ночью  их защитники должны держать женщин в зависимом положении", - говорит  Ману. Право наследования осуществлялось по мужской линии, то есть наследство передавалось от мужчины к мужчине, минуя женщин.

В индуистском писании  хорошую жену описывали следующим  образом: "женщина, чей ум, речь и  тело удерживаются в повиновении, высоко славится в этом мире и в мире ином, в одном жилище со своим  мужем".

В Афинах положение женщины  было не лучше, чем в Индии или  Риме. "Афинские женщины всегда были неполноправными, находясь в подчинении нескольких мужчин - отца, брата или  другого мужчины своего семейного  клана". Ее согласия на замужество, как  правило, не требовалось, и она была обязана подчиняться желанию  своих родителей и принимать  от них мужа и господина, даже хотя бы он был ей чужим".

Положение жены в древнем  Риме описывалось историком так: "дитя, неполноправное и опекаемое  существо, неспособное действовать  и поступать по своему собственному усмотрению, лицо, постоянно находящееся  под попечительством и охраной  своего мужа".

В Британской энциклопедии мы находим краткое изложение  юридического статуса женщин в Римской  империи: "Согласно законодательству женщина была полностью зависимой. Она выходила замуж, и ее собственность  переходила во владение мужа... жена покупалась мужем и становилась его собственностью, как рабыня, только для его выгоды. Женщина не могла занимать какую-либо гражданскую или общественную должность..., не могла быть свидетелем, поручителем, опекуном, или попечителем, она не могла усыновлять детей или быть усыновленной, не могла составлять завещание или контракт".

У скандинавских народов  женщины находились под постоянным попечительством, как замужние, так  и незамужние. В соответствии с  Кодексом Христианина V, в конце 17-го столетия, все еще предписывалось что, если женщина вышла замуж  без согласия своего попечителя, он мог, на протяжении всей ее жизни распоряжаться  и владеть ее имуществом. Согласно английскому общему законодательству вся действительная собственность, которую имела жена до замужества, переходила во владение ее мужа. Он имел право на земельную ренту и  на весь доход от управления именем в течение всей совместной жизни  супругов. Со временем английское судовое  законодательство выработало правила, запрещающие мужу передавать собственность  без согласия жены, но он сохранял за собой право распоряжаться ею и получать от нее денежные доходы. Что касалось личной собственности жены, муж имел право на нее. Он мог тратить ее по собственному усмотрению. Только к концу девятнадцатого века ситуация стала меняться в лучшую сторону. На основании ряда законодательных актов, начиная с Акта о собственности замужних женщин 1870 г. с поправками 1882 и 1887 гг., замужняя женщина получила право владеть собственностью и заключать контракты наравне с незамужними женщинами, вдовами и разведенными.

Еще в девятнадцатом веке знаток древнего законодательства, сэр  Генри Мейн писал: "Никакое общество, сохраняющее приверженность духу христианства, похоже, не имеет намерений вернуть замужним женщинам личную свободу, предоставленную им среднеримским законодательством". В своем эссе "Угнетение женщин" Джон Стюард Милл писал: "Нам постоянно говорят, что цивилизация и христианство вернуло женщине ее обоснованные права. Между тем, жена фактически является служанкой своего мужа, а что касается юридических обязательств, то по меньшей мере, рабыней".

Прежде, чем перейти к  велениям Корана по вопросу о положении  женщины, приведем некоторые предписания  Библии, проливающие свет на основы неравенства женщины. По Закону Моисея, жена была обручена. Объясняя это понятие, Библейская Энциклопедия утверждает: "Обручить жену с собой - значит просто завладеть ею, купив за деньги: обрученная - это девушка, за покупку которой  уплачены деньги". С юридической  точки зрения, для легализации  ее замужества согласия девушки не требовалось: "Согласия девушки не требуется, и необходимость в  нем нигде в Законе не указывается". Что касается права на развод, мы читаем в Библейской энциклопедии: "Так как женщина является собственностью мужчины, его право развестись с  нею разумеется само собой". Право подать на развод имел только мужчина. По закону Моисея развод был привилегией только мужа ... "Позиция христианской церкви до недавнего времени находилась под влиянием как Закона Моисея, так и направлений мысли, доминирующих в культуре того времени".

В своей книге "Супружество  на Востоке и на Западе" Давид  и Вера Мейс писали: "Пусть никто не полагает, что наша христианская церковь свободна от таких пренебрежительных суждений. Трудно найти где-нибудь столько унизительных упоминаний женского пола, как у отцов раннего христианства". Известный историк Леки говорит о "той неистовой ярости, которой наполнена столь значительная и гротескная часть писаний отцов церкви, где женщина представлялась вратами ада, матерью всех земных зол. Она должна была стыдиться самой мысли о том, что она женщина. Она должна была жить в постоянном покаянии за те несчастья, которые она принесла миру. Она должна была стыдиться своей одежды, потому что она напоминала о ее грехопадении. Она должна была особенно стыдиться своей красоты, как самого могущественного орудия дьявола".

Наиболее злобным атакам подвергал женщин Тертуллиан: "Знаете ли вы, что каждая из вас - Ева? Приговор Бога Вашему полу действует и сейчас, наказание за грех также должно продолжаться. Вы врата дьявола, вы открыватели  запретного древа, вы первыми предали  закон Божий, вы- та, что убедила мужчину, атаковать которого дьяволу не хватило храбрости. Вы так легко разрушили подобие Бога - мужчину. Из-за вашего предательства даже сын Божий Должен был умереть". Церковь не только утверждала низкое положение женщины, но и лишала ее всех имевшихся ранее юридических прав.

Женщина в Исламе

Среди тьмы, поглотившей  землю, божественное откровение, разнесшееся  по обширным пустыням Аравии, стало  новым, благородным и всеобщим посланием  человечеству: "О люди, бойтесь  вашего Господа, который сотворил вас  из одной души и сотворил из нее  пару ей, а от них распространил  много мужчин и женщин" (Коран, 4:1) Ученый размышлявший над этим аятом, утверждает: "Полагают, что нет текста, ни древнего, ни нового, который рассматривал бы человеческую природу женщин во всех ее аспектах с такой лаконичностью, выразительностью, глубиной и свежестью, как это божественное предписание. Подчеркивая это благородство и естественность понятия, Коран утверждает: Он (Аллах) - тот, кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее... (Коран, 7:1); Творец небес и земли: Он создал вам из самих себя пары (Коран 42:11); Аллах дал вам из вас самих жен, и дал вам от ваших жен и детей и внуков и оделил вас благами. Так неужели же в ложь они веруют, а в милость Аллаха не веруют? (Коран, 15:72)".

Остальная часть данной статьи посвящена точке зрения Ислама на положение женщины в обществе. Описываются следующие аспекты: духовный, социальный, экономический  и политический.

Духовный  аспект

Коран четко свидетельствует  о том, что женщина полностью  уравнена с мужчиной перед лицом  Аллаха в своих правах и обязанностях. В Коране говорится: "Всякая душа - заложница того, что она приобрела" (Коран, 74:38). В нем также утверждается: "...И ответил им Господь их: Я не погублю деянний ни одного из ваших деятелей - ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других..." (Коран, 3:195); "Кто совершил благое -муж или жена - и он верующий, Мы оживим его жизнью благой и воздадим их награду им еще лучшим, чем то, что они делали". (Коран, 16:97, см. также 4:124)

Женщина по Корану, не несет  вины за первый проступок Адама. Оба  они одинаково виновны в своем  неподчинении Богу, оба раскаялись и оба были прощены (Коран, 2:36, 37, 7:20-24). В одном их стихов (Коран, 20:121) вина, фактически, возлагалась на Адама.

Что касается религиозных  обязанностей, таких, как ежедневные молитвы, посты, помощь бедным и паломничество  между мужчинами и женщинами  нет различий. Однако, в некоторых случаях женщина имеет определенные преимущества перед мужчинами.

Например, женщина освобождается  от дневных молитв и поста во время  менструации и в течение сорока дней после рождения ребенка. Она  также освобождается от соблюдения поста во время беременности и  кормления младенца, если это представляет угрозу ее здоровью или здоровью ее ребенка. Если пропущенный пост является обязательным (во время рамазана), она  может возместить пропущенные дни, когда сможет. Она не должна возмещать  молитвы, пропущенные по указанным  причинам. Женщины, обычно посещают мечеть когда пожелают и не обязаны присутствовать на совместных молениях по пятницам, в то время, как для мужчин это является обязательным (по пятницам).

Исламское учение окрашено нежным отношением к женщине, так  как считается с тем, что женщина  может кормить или нянчить своего ребенка и поэтому не может пойти в мечеть для молитвы. Ислам также принимает во внимание физиологические и психологические изменения, связанные с функционированием женского организма.

Cоциальный аспект

а) Детство и  девичество

Несмотря на то, что некоторые  арабские племена считали допустимым убийство младенцев женского пола, Коран наложил запрет на этот обычай и рассматривает его как преступление, приравнивая к любому убийству: "И  когда зарытая живьем будет спрошена, за какой грех она была убита" (Коран, 81:89). Критикуя родителей, которые  отказываются от своих детей-девочек, Коран говорит: "И когда одного из них обрадуют девочкой, лицо его  делается черным, и он удручен. Скрываясь  от народа от горечи того, чем обрадован: удержать ли это на унижение или  сокрыть его в прахе? Плохо  они рассуждают" (Коран, 16:58, 59).

Ислам спас жизнь новорожденных  девочек не для того, чтобы они  позднее страдали от несправедливости и неравенства, и требует к  ним доброго и справедливого  отношения. Среди высказываний пророка  Мухаммада (мир ему) по этому поводу выделим следующее. "Тот, кто имеет дочь и не похоронил ее заживо, не оскорбляет ее, не предпочитает ей сына, будет введен Аллахом в рай". (Ибн Ханбал, 1957).

Женщины имеют право на получение образования наравне  с мужчинами. Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: "Стремление к знаниям обязательно для каждого мусульманина" (Аль-Байхаки). Под словом "мусульманин" здесь понимаются как мужчины, так и женщины.

б) Замужество

В Коране ясно указывается, что супружество имеет целью  не только продолжение человеческого  рода, но и эмоциональное благоденствие и духовную гармонию. Оно зиждется на любви и милосердии. Один из наиболее впечатляющих стихов Корана о супружестве гласит: "Из Его знамений - что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом - знамение для людей, которые размышляют". (Коран, 30:21).

Согласно Исламским законам, женщину нельзя заставить выйти  замуж без ее согласия. Ибн Аббас поведал о девушке, которая пришла к Мухаммаду, Посланнику Аллаха (мир ему) и рассказала, что отец заставил ее выйти замуж без ее согласия, Посланец Аллаха предоставил ей выбор (согласиться с замужеством или отказаться от него) (Ибн Ханбал, 2469). Согласно другой версии, девушка сказала: "Фактически я признаю это замужество, однако, я хотела бы, чтобы женщины знали, что родители не имеют право (навязывать им мужа насильно)" (Ибн Мадже, 1873).

Кроме всех других гарантий защиты в замужестве, специально постановлялось, что женщина имеет полное право  на ее Махр, подарок к свадьбе, который преподносился ей мужем и включался в брачный контракт, и эта собственность не переходит к ее отцу или мужу. Понятие Махра в Исламе - это не фактическая или символическая цена женщины, как в ряде других культур, а скорее подарок, символизирующий любовь и восхищение.

Правила супружеской жизни  в Исламе ясны и гармоничны, они  отвечают природе человека. С учетом физиологического строения и психологии мужчины и женщин, оба имеют  равные права и обязанности друг перед другом, кроме одной ответственности-лидерства. Это естественное правило любой  совместной жизни и оно соответствует природе человека. Коран постановляет: "И они (женщины) имеют те же права, что и (мужчины) имеют над ними, и мужьям над ними - степень" (Коран, 2:228)

Эта степень - Кивама (поддержка и защита). Она основывается на природных различиях полов, дающих право более слабому полу на защиту. Она не дает превосходства или преимущества перед законом. Однако лидерство мужчины в семье не означает диктат мужа над женой. Ислам подчеркивает важность взаимного согласия во всех семейных вопросах. Коран дает такой пример: "...Если оба они пожелают отлучения с согласия между ними и совета, то нет греха над ними..." (Коран, 2:233) Помимо тех основных правил, которые имеет жена, она вправе рассчитывать на доброе отношение и партнерство, что настоятельно рекомендуют Коран и пророк Мухаммад (мир ему). "...Обходитесь с ними достойно. Если же вы их ненавидете, то, может быть, что-либо вам и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо" (Коран, 4:19).

Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: "...Кто лучше всех среди вас? - тот, кто лучше всего для своей семьи, и я лучше всех среди вас к моей семье. Самые совершенные правоверные лучше всех в поведении, а лучшие из вас те, кто лучше всех к своим женам" (Ибн Ханбал, 7396).

Поскольку признается право  женщины самой решать вопрос о  своем замужестве, признается и ее право на разрыв неудачного брака. Однако, для обеспечения устойчивости семьи  и защиты ее от поспешных решений, принятых под влиянием временного эмоционального стресса, мужчины и женщины, намеревающиеся развестись, должны пройти через определенные этапы и периоды выживания. Учитывая большую эмоциональность женщин, чтобы просить о разводе, необходимо представить суду обоснованную причину. Однако, подобно мужчине, женщина  может развестись со своим мужем, не обращаясь в суд, если это предусмотрено  брачным контрактом.

В частности, некоторые аспекты  Исламского законодательства в вопросах заключения и расторжения брака  интересны и заслуживают особого  упоминания. Если продолжение супружеских  отношений по какой-либо причине  становится невозможным, мужчин все-таки учат искать для них благоприятное  завершение. Коран говорит в таких  случаях: "А когда вы дали развод женам, и они достигли своего предела, то удерживайте их согласно принятому, или отпускайте их согласно принятому, но не удерживайте их насильно, преступая" (Коран, 2-231, см. также Коран, 2:229 и 33:49).

Информация о работе Природа и назначение женщины в Исламе