Причины раскола Русской православной церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:20, реферат

Описание

Раскол середины XVII века в Русской Православной Церкви – одна из самых трагичных страниц российской истории. Разделение некогда единого православного народа на «никониан-нововеров» и «раскольников-староверов», продолжающееся и по сей день, сыграло в истории куда более негативную роль, чем, к примеру, Смутное время, предшествовавшее расколу.
Раскол не преодолен до сих пор. В настоящее время существует большое количество старообрядческих согласий, не находящихся в каноническом общении ни с Русской Православной Церковью, ни друг с другом. Перечислим основные из этих согласий:
Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ), известная также как белокриницкое согласие – самое крупное из существующих согласий. Принадлежит к поповскому направлению, то есть к староверам, признающим священство. Возглавляется митрополитом Московским и всея Руси Корнилием.
Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) – до XX века именовались беглопоповцами и принимали священников, перешедших их официальной церкви, но в 1923 году после перехода в старообрядчество архиепископа Николы обзавелись собственной иерархией. В настоящее время возглавляется патриархом Московским и всея Руси Александром.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Причины раскола с точки зрения богословской позиции_________________4
Причины раскола с биолого-антропологической точки зрения____________7
Причины раскола с материалистической точки зрения__________________11
Заключение______________________________________________________14
Список литературы________________________________________________16

Работа состоит из  1 файл

Реферат по религиоведению.docx

— 48.60 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Заключение

 

В заключении моего реферата хотелось бы высказать собственное  мнение относительно причин церковного раскола в XVII веке.

Религиозное вольнодумство  в той или иной форме (в форме  расколов, ересей, сект и т.д.) всегда существовало и будет существовать там, где есть господствующая религия (а она есть везде). Дело в том, что любая религия по мере своего распространения неизбежно подвергается определенной деградации. Становясь господствующей, религия (какой бы замкнутой она не была изначально) начинает «обмирщаться», что особенно проявляется в частности в слиянии религиозных институтов с институтами государственной власти. В процессе этой деградации религиозная организация все больше начинает ориентироваться не на удовлетворения духовных потребностей верующих, а на обслуживание государственной власти в идеологическом плане. Кроме того деградация как правило сопровождается и снижением нравственной требований религии до уровня среднестатистического обывателя (в этом плане достаточно сравнить к примеру жизнь ранннехристианских общин с современным христианством). Этот процесс проходят все религии, ставшие господствующими в том или ином обществе, включая и русское православие.

Одновременно тем верующим, чей духовный уровень выше среднестатистического, становится тесно в рамках такой «официальной» религии, которая уже не удовлетворяет их духовным запросам. Это неизбежно порождает протест со стороны этой части верующих. Протест может иметь пассивную форму, то есть не влечь за собой появления ересей и расколов. Примером такого пассивного протеста против деградации христианства является возникновение в IV веке христианского монашества, когда в ответ на начавшееся обмирщение церкви многие христиане напротив стали отрекаться от мира и уходить в пустыни.

Однако зачастую протест  против деградации религии носит  именно характер религиозного вольнодумства. Отчаявшись найти истину в дискредитировавшей себя официальной религии, люди начинают искать ее в ересях и расколах. При этом чем больше официальная церковь сливается с государством, тем большее развивается религиозное вольнодумство. Так в средневековой Европе слияние церковной и светской власти породило многочисленные еретические движения и Реформацию.

На Руси церковь достаточно долгое время была относительно самостоятельной  от государства в силу феодальной раздробленности. Да и само православие  вытеснило язычество не ранее  XIII-XIV веков. И именно в этот период (XIII-XIV века), когда христианство окончательно утверждается на Русской земле и одновременно начинается процесс централизации, появляются первые русские еретики – стригольники, которым на смену пришли «жидовствущие». Однако эти движения не имели такого большого масштаба, как европейская Реформация. Собственно процесс сращивания Русской Церкви с государством начинается с XVI века. Церковь медленно, но верно превращается в придаток государства. Окончательно этот процесс завершился при Петре I, однако к середине XVII века церковь уже была неразрывно связана с государством и находилась у него в подчинении. Патриарх Никон выступил против этого, но быстро был «поставлен на место». Символично, что собор 1666 года, предавший анафеме староверов, одновременно осудил и учение Никона о превосходстве священства над царством, таким образом официально признав и одобрив власть государства над церковью.

Слияние церкви и государства, обмирщение православия неизбежно  должны были вызвать всплеск религиозного вольнодумства. Реформы Никона послужили лишь поводом к этому. Религиозный протест, вырвавшийся наружу благодаря церковной реформе, приобрел неслыханные для Руси масштабы и вполне может быть сопоставим с европейской Реформацией. При чем, как уже говорилось выше, чем больше РПЦ сращивалась с государством, тем этот протест был сильнее. Если взглянуть на синодальную эпоху (XVIII-XIX века), когда церковь играла роль лишь государственного министерства, то можно увидеть, что именно на эту эпоху и пришел расцвет русского религиозного вольнодумства в форме старообрядчества и сектантства. Распространявшееся в этот период сектантство (хлысты, скопцы, молокане, духоборы и т.д.) на первый взгляд вроде бы никак не было связано со старообрядчеством. Однако на самом деле именно раскол XVII века стал начальным толчком для развития русского сектантства (в частности возникновение старейшей русской секты – хлыстовщины – предание прямо связывает с реформой Никона).

В заключении хочется отметить, что какие бы ни были причины церковного раскола в XVII веке в настоящее время обе стороны этого трехвекового противостояния ищут пути если не к преодолению раскола, то как минимум к взаимному примирению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

1. «Виноград Российский  или описание пострадавших в  России за древлецерковное благочестие,  написанный Симеоном Дионисиевичем  (князем Мышецким)». Москва, 2003

2. «Житие Аввакума и  другие его сочинения». Москва, «Советская  Россия», 1991

3. Зеньковский С.А. «Русское  старообрядчество». М: Институт  ДИ-ДИК, Квадрига, 2009

4. «История старообрядческой  церкви: краткий очерк». М: Изд-во  старообрядческой митрополии Московской  и всея Руси, 1991

5. Никольский Н.М. «История русской церкви». Москва, «Полит-издат», 1983

6. «Пустозерские узники – свидетели Истины». Ростов-на-Дону, Издательство Донской и Кавказской епархии, 2009

7. Румянцева В.С. «Народное антицерковное движение в России в XVII веке». М: «Наука», 1986

 

 

 

Интернет-ресурсы:

 

www.starover.religare.ru,

www.samstar-biblio.ucoz.ru

1 «Пустозерские узники – свидетели Истины», стр.8-10

2 «Пустозерские узники – свидетели Истины», стр.11

3 «Житие Аввакума и другие его сочинения», стр.30

4 Зеньковский С.А. «Русское старообрядчество»

5 Никольский Н.М. «История русской церкви», стр.129

6 Там же, стр.130-132

7 Зеньковский С.А. «Русское старообрядчество»

8 «Житие Аввакума и другие его сочинения», стр. 34-35

9 Никольский Н.М. «История русской церкви», стр.135

10 Зеньковский С.А. «Русское старообрядчество»

11 «Житие Аввакума и другие его сочинения», стр.201

12 «Виноград Российский»

13 Румянцева В.С. «Народное антицерковное движение в России в XVII веке».

14 Зеньковский С.А. «Русское старообрядчество»

15 Зеньковский С.А. «Русское старообрядчество»

16 Никольский Н.М. «История русской церкви», стр.148

 


Информация о работе Причины раскола Русской православной церкви