Понимание Священного Предания в современном православном богословии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:13, реферат

Описание

В данной работе, мы рассмотрим само понятие Священного предания как такового. Также его соотнесение со Священным Писанием и влияние Священного Предания на догматы церкви.

Работа состоит из  1 файл

понимание св. писания в церкви.docx

— 28.11 Кб (Скачать документ)

Введение.

Священное Предание всегда продолжается,

 и  ныне не меньше, чем прежде,

мы живем  в Священном Предании и его  творим.

 Протоиерей  Сергий Булгаков.

       Священное писание для Православной Церкви – являет основной источник откровения. Оно неделимое целое Слово, вершиной которого является Евангелие. Ветхий Завет понимается Церковью как «приготовление к Евангелию»1, а писания апостолов – это авторитетное толкование Евангельской Вести, принадлежащее ближайшим ученикам Христа, и избранным Богом. Священное Предание также, является важным источником знания о Христе, пророках и апостолах. В православной традиции несвойственно противопоставлять друг другу Писание и Предание, как это имеет место в западном богословии. Наоборот эти два Откровения Божьи служат вместе на благо Церкви. Они споспешествуют друг другу и по сути являются одним целым знанием о Боге.

       В данной работе, мы рассмотрим само понятие  Священного предания как такового. Также его соотнесение со Священным Писанием и влияние Священного Предания на догматы церкви. 

Понимание Священного Предания в современном  православном богословии.

  1. Священное предание.

       Предание (παράδοδις). Буквально это греческое слово означает преемственную передачу, например, передачу по наследству, а также и сам механизм передачи от одного человека к другому, от одного поколения людей к другому.

       Предание (Paradosis-Traditio) - один из терминов, у которого так много значений, что он рискует вовсе утерять свой первоначальный смысл. И это не только по причине некоторого "обмирщения", которое обесценило столько слов богословского словаря, как "духовность", "мистический", "приобщение", вырвав их из присущего им христианского контекста и превратив тем самым в выражения обычной речи. Слово "Предание" подверглось той же участи еще и потому, что на самом богословском языке термин этот несколько расплывчат.

       Священное Предание — это общая форма  сохранения и распространения Церковью своего учения. Или другая формулировка — сохранения и распространения  Божественного Откровения. Сама эта  форма сохранения и распространения, так же как и термин «Предание», несомненно, освящена авторитетом Священного Писания2.

       Жизнь народа Божьего на протяжении его  истории называется Священным Преданием. Священное Предание Ветхого Завета — это жизнь народа Израиля  до Рождества Христова, описанная  в первой части Библии. Предание это было исполнено и завершено  с приходом Мессии Иисуса Христа и с рождением Христианской Церкви.

         Новозаветное, Христианское Предание  ещё называется Апостольским  Преданием. Новозаветные книги  в Библии являются  центральной  письменной частью христианского Предания и главным письменным источником, вдохновившим всё его последующее развитие.

         Священное Христианское Предание  передаётся от народа к народу, от человека к человеку, через  пространство и время, со времён  Христовых апостолов и до наших  дней. Слово “предание” и означает  то, что передаётся, переходит от  одного к другому. 

         Священное Предание — это не  только собрание множества письменных  документов, это — передача жизни  и опыта всей Церкви от одного  человека другому, от одного  поколения людей к другому,  причем начальное звено этой  цепи оказывается в Боге.

         От начала мира до Моисея  не было священных книг, а учение  о вере Божией передавалось  устно, преданием, то есть словом  и примером, от одного другому  и от предков потомкам. Также  и Сам Иисус Христос Свое Божественное учение и установления передал ученикам Своим словом (проповедью) и примером Своей жизни. Устным же способом вначале и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Священное Предание всегда предшествовало Священному Писанию. Это вполне понятно, потому что книгами могут пользоваться не все люди, а предание доступно для всех без исключения.

       Святитель Филарет Московский отмечает, что «Священное Предание — это не только видимая и словесная передача правил и постановлений, но и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения».

            Можно сделать вывод, что Священное Предание включает в себя как бы три ступени: первый уровень — это, собственно, передача знания и исторических памятников, которые связаны с этим знанием, во-вторых, это передача опыта духовной жизни, и, в-третьих, это передача благодатного освящения.

  1. Соотношение Предание и Писание.

       Для православного богословия характерной чертой является подчеркивание единства Писания и Предания в живой традиции Церкви, причем особую роль здесь играет православное учение о действии Духа Святого в Церкви.

       В православном понимании Предание включает в себя не только тексты (богослужебные, догматические, канонические), но и  то, что несводимо к тексту, например, действия священнослужителей и народа во время богослужения, стиль и  каноны иконописи, мелодии богослужебных  песнопений, навыки молитвы. Предание подразумевает и ту духовную реальность, которая не поддается словесному выражению и которая хранится в молчаливом опыте Церкви, передаваемом из поколения в поколение. Единство и непрерывность этого опыта, хранимого в Церкви вплоть до настоящего времени, составляет суть церковного Предания.

       Блестящий философ  и один из крупнейших православных богословов XX века В. Н. Лосский определял Предание как «жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому члену Тела Христова способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем ей свете, а не естественном свете человеческого разума»3. Подчеркивая связь между Преданием и Церковью, В.Н. Лосский писал: «…Понятие Предания богаче, чем обычно думают. Предание состоит не только в устной передаче фактов, которые могут нечто добавить к евангельскому повествованию. Оно есть восполнение Писания и, прежде всего, осознанное Церковью исполнение Ветхого Завета в Новом. Именно Предание дает понимание смысла истины Откровения – не только того, что надлежит принимать, но также и, – что главное, – того, как следует принимать и хранить услышанное. В этом общем смысле предпосылкой Предания является непрестанное действие Духа Святого, которое может вполне раскрываться и приносить плоды только в Церкви, после Пятидесятницы. Только в Церкви делаемся мы способными обнаруживать внутреннюю, сокровенную связь между священными текстами, благодаря которой Священное Писание – как Ветхого, так и Нового Завета – является единым и живым телом Истины, где Христос присутствует в каждом слове»4.

        Такие восторженные возгласы о Предании не надуманы, они  действительно имеют место в  жизни православных христиан. Читать Евангелие могут и атеисты, но в определенной традиции, при правильном наставлении, благодаря Дарам Святого  Духа, Писание воздействует на душу человека, сподвигая его к праведной, богоугодной жизни. Для православной традиции богодухновенность связана с тем, что Писание есть часть Предания, а Предание есть жизнь Духа Святого в Церкви. Писание рождается в недрах религиозной традиции (Предания), передается религиозной традицией и интерпретируется религиозной традицией. Поэтому вне Предания – Библия, это совсем другой текст. С точки зрения герменевтики, истолкование Священного Писания через предание, наиболее верно и удачно, так как это позволяет показывать не только буквальные стороны жизни Христа, пророков и апостолов, но и раскрывать мистические и метафизические события в духе Церкви.  Вне контекста Предания библейские тексты могут рассматриваться с точки зрения текстологии, языковых и литературных особенностей, могут изучаться как исторические свидетельства. Но догматическую значимость они обретают лишь в контексте Предания. Предание правомочно придавать новый, догматический смысл даже тем текстам Писания, которые буквально не выражают его.

       В.Н. Лосский пишет: «В глазах какого-нибудь историка религии единство ветхозаветных книг – создававшихся в течение многих веков, написанных различными авторами, которые часто соединяли и сплавляли различные религиозные традиции, – случайно и механично. Их единство с Писанием Нового Завета кажется ему натянутым и искусственным. Но сын Церкви узнáет единое вдохновение и единый объект веры в этих разнородных писаниях, изреченных тем же Духом – Духом, Который после того, как говорил устами пророков, предшествует Слову, соделывая Деву Марию способной послужить воплощению Бога. Только в Церкви можем мы сознательно распознать во всех священных книгах единое вдохновение, потому что одна только Церковь обладает Преданием, которое есть знание воплощенного Слова в Духе Святом»5

       Говоря  о соотношении Писания и Предания, важно подчеркнуть, что для православной традиции опыт жизни в Духе первичен по отношению к любому письменному  тексту. Архимандрит Софроний (Сахаров) пишет в жизнеописании прп. Силуана Афонского:

       «Предание как вечное и неизменное пребывание Духа Святого в Церкви есть наиболее глубокая основа ее бытия, и потому Предание объемлет собою всю жизнь  Церкви настолько, что и самое  Священное Писание является лишь одною из форм ее… Писание не глубже и не важнее Предания, но одна из его форм… Если предположить, что по тем или иным причинам Церковь лишается всех своих книг, то есть, Ветхого и Нового Заветов, творений Святых Отцов и богослужебных книг, то Предание восстановит Писание, пусть не дословно, пусть иным языком, но по существу своему, и это новое Писание будет выражением той же веры, единожды преданной святым (Иуд. 1:3), выявлением все того же Единого Духа, неизменно действующего в Церкви, являющегося ее основой, ее сущностью. Но если бы Церковь лишилась своего Предания, то она перестала бы быть тем, что есть, ибо служение Нового Завета есть служение Духа, написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3:3)»6

       В данной цитате, ни в коей мере не умаляется значение Священного Писания, они лишь выражают традиционное для Православной Церкви учение о том, что опыт причастия Христу в Святом Духе выше любого словесного выражения этого опыта, будь то Священное Писание или какой-либо другой письменный источник. Отношения с Богом у каждого христианина исключительно личные, через посредство Духа Святого в Церкви и Евангелии. И важнее всего искренняя вера и праведная жизнь во Христе.

  1. Предание  и догматы Церкви.

Заключение.

       Христианство  есть религия встречи с Богом, а не рационалистического толкования письменных текстов. Христиане веруют в воскресение Христово не потому, что прочли об этом, а потому, что  сами, своим внутренним опытом познали  Воскресшего. Священное Предание играет огромную роль в жизни Церкви. Это видно из содержания данного реферата. Единого поток Предания позволяет истинно понимать Писание, верно формулировать догматы Церкви и наполнять жизнь христианина Святым Духом.

Cписок используемой литературы.

Евсевия Кесарийского, «Евангельское приготовление».

Лосский В.Н. Предание и предания. – Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. М., 2000. С. 525.

Лосский В.Н. Всесвятая. – Лосский В.Н. Богословие и боговидение. С. 323–324.

Софроний (Сахаров), архимандрит. Старец Силуан. Париж, 1952. С. 39.

Иларион (Троицкий), архиепископ. Священное Писание и Церковь. – Иларион (Троицкий), архиепископ. Творения в двух томах. Т. 2. С. 153.

Олег  Давыденков иерей. Догматическое богословие. Часть 1 [Электронный ресурс] http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge2/davydenkov_dogmaticheskoe_bogoslovie_01-all.shtml Дата доступа 3.12.11

Использованы  материалы сайта http://www.bogoslov.ru/text/1975217.html Дата доступа 3.12.11.

Информация о работе Понимание Священного Предания в современном православном богословии