Образ Богородицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:19, реферат

Описание

В русском искусстве особенное место занимает образ Богородицы. С самых первых веков принятия христианства на Руси люди любят и почитают Богородицу. Десятинная - одна из первых церквей в Киеве - построена еще при князе Владимире, была посвящена Богоматери. В седьмом веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник - Покров Пресвятой Богородицы, что означало идею покровительства Божьей Матери русской земле. Затем в 14 веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва, а Домом Богородицы будут именовать Успенский собор в Кремле. Фактически с этого времени Русь осознает себя посвященной Деве Марии.

Содержание

Введение
1. Становление русской иконографии Богоматери
1.1 Источники формирования образа Богородицы в иконографии
1.2 История русской иконографии Богоматери
2. Образы Богородицы в Русской икон
2.1 Основные типы изображения Богородицы в русской иконографии
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
Приложение З

Работа состоит из  1 файл

образ Богородицы в русской иконописи.doc

— 983.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

Введение

1. Становление русской иконографии Богоматери

1.1 Источники формирования образа Богородицы в иконографии

1.2 История русской иконографии Богоматери

2. Образы Богородицы в Русской иконе

2.1 Основные типы изображения Богородицы в русской иконографии

Заключение

Список  использованных источников

Приложение А

Приложение  Б

Приложение  В

Приложение  Г

Приложение  Д

Приложение  Е

Приложение  Ж

Приложение  З

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В русском искусстве  особенное место занимает образ  Богородицы. С самых первых веков принятия христианства на Руси люди любят и почитают Богородицу. Десятинная - одна из первых церквей в Киеве - построена еще при князе Владимире, была посвящена Богоматери. В седьмом веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник - Покров Пресвятой Богородицы, что означало идею покровительства Божьей Матери русской земле. Затем в 14 веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва, а Домом Богородицы будут именовать Успенский собор в Кремле. Фактически с этого времени Русь осознает себя посвященной Деве Марии.

Исключительное место образ Богородицы занимает в православной духовной культуре. Ярким воплощением почитания и любви Богородицы на Руси стала развитая православная иконография Богородицы - в календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, всего более 860 наименований её икон. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки иногда акафисты. Наиболее известные и почитаемые икон в православии - Казанская, Владимирская, Печерская, Феодоровская, донская иконы Божьей Матери и многие другие. Наряду с образом Спаса, в русской иконографии по наблюдениям исследователей самым распространенным является образ Девы Марии – Богородицы, от которой воплотился Спаситель. Икона Божьей матери является одним из символов Российской культуры. Всегда и везде образ Богородицы является объектом пристального внимания художников, искусствоведов, любителей живописи, она притягивает своей загадочностью и необычностью. Из этого вытекает актуальность нашей работы.

Среди множества работ, посвященных истории русской  иконописи, можно выделить работы Э.С. Смирновой [11], Ю. П. Сергеева [10], интересный энциклопедический материал собран в книге «Русское церковное искусство нового времени»[8]. В настоящее время во многих городах строятся новые храмы, которые нуждаются в украшении святыми иконами.

Исследованию древнерусской  живописи, вопросов Богородичной иконографии, богословия образа, религии и психологии, композиционно-художественных основ изобразительного искусства, материалов и техники иконописи посвящено большое количество статей и монографий.

Вопросами Богородичной иконографии занимались следующие исследователи: А.И. Анисимова, Э.К. Гусевой, Н.П. Кондакова, И.А. Кочеткова, И.А. Маясовой, Е.Я. Осташенко, В.Д. Сарабьянова, Э.С. Смирновой, Т.В. Толстой, И.А. Шалиной, Л.А. Щенниковой, O.E. Этингоф.

Целью работы является изучение образа Богородицы в русской иконописи.

В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

 

 

  1. Становление русской иконографии Богоматери

 

1.1 Источники формирования образа Богородицы в иконографии

 

 

Христианская культура в России существует уже более  десяти веков. За это время написано великое множество икон Богоматери. Специалисты насчитывают до семисот иконографий. Богородичные иконы христоцентричны по определению, так как через рождение Христа Дева Мария становится Богоматерью, Богородицей. Формированию и развитию иконографии Богородицы способствовали Богородичная догматика, и весь ряд основных источников – Евангелия, Ветхого Завета, Апокрифов и Жития Святых[14, с. 49].

Основой Богородичной догматики  является тайна Боговоплощения, и глубина богочеловеческих отношений раскрыта через образ Богородицы. Мария, давшая жизнь Богу в Его человеческой природе, становится матерью Бога (Богородицей). И поскольку это материнство надприродно, то в нем таинственным образом сохраняется и Ее Девство. Тайна Богоматери в том и состоит, что через Девство и Материнство Она является новой тварью[9, с. 54].

И почитание Богородицы связано именно с этим. Вот, что писал об этом Св. Григорий Палама: «Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище Невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и предстательница тех, кто после Нее, и Заступница вечная. Она предмет прорицания пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, основание учителей. Она слава земных, веселие небесных, украшение всякой твари. Она начало, источник, корень нашего упования на небе, достичь которого да будет нам дано Ее молитвами о нас, во славу прежде всего от Отца рожденного и в последние времена от Нее воплотившегося Иисуса Христа, Господа нашего, которому подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, всегда и во веки веков» («Слово на Благовещение») [2, с. 93].

Богородичная догматика  положила начало восточно-христианской гимнографии: Иоанн Дамаскин, Роман Сладкопевец, Игнатий Никейский, Ефрем Сирин и многие другие замечательные поэты и богословы посвящали свои произведения Богородице. На Руси почитание Богородицы носило высокий и поэтичный характер. Образ Приснодевы Марии и Матери Господа нашего Иисуса Христа обрел черты Покровительницы, Заступницы, Ходатаицы и Утешительницы.

Иногда эта народная любовь к  Богоматери выходила за рамки христианского  понимания: образ Богородицы в народном сознании становился сходным с образом Матерью-Сырой-Землей, а иногда этот образ обретал черты Вечной женственности [4, с. 102].

В Евангелии мало сведений о жизни Богородицы, хотя она участвует в самых главных событиях, связанных с земным путем Христа и историей нашего спасения: Благовещение, Посещение Марией Елизаветы, Рождество Христово, Сретение, Обретение Отрока во Храме, брак в Кане Галилейской и т.д., вплоть до Распятия и Воскресения. Тема Марии в Евангелии всегда звучит рядом с темой Христа. Ее тихое присутствие окрашивает повествование в нежные тона, помогая воспринимать все события в их какой-то особой глубине: "и слагала все слова сии в сердце своем" [12, с. 179]

В иконописную традицию из апокрифических источников вошли события, которые  оказались за пределами описанных  в Евангелии: Рождество и Детство Марии из Протоевангелия Иакова, Успение из Евангелия от Никодима и другие источники [1, с. 59].

Богородичные праздники, вошедшие в церковный литургический ход, формировались на основе Писания и Предания. Ветхий Завет также оказал влияние на сложение богородичной иконографии [3, с. 98]. Так, например, образ Богоматери зеркален образу Евы в Библии: как через женщину вошел грех, а с ним смерть, так и через женщину входит в мир спасение, рождается Спаситель. Точно так же и Христос называется Новым Адамом. Непослушание одной искупается послушанием другой. Многие образы Ветхого Завета, начиная с Неопалимой Купины, из которой вещал Бог Моисею, вплоть до видений пророков, в той или иной степени богословская традиция относит к образу Богородицы [1, с. 87]

Образ Богоматери в сознании народа ассоциировался также с образом Церкви: как через Ее тело воплотился Бог для того, чтобы стать одним из нас, так и мистическое Тело Христово связывается с Богородицей [2, с. 168]. Жития святых, писания св. отцов также были материалом для создания иконографии Богородицы.

 

 

1.2 История русской иконографии Богоматери

 

 

Довольно рано в христианском искусстве возникают  сюжеты,  включающие в себя изображение  Богородицы: уже во II - V вв., в «живописи катакомб» присутствуют сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себастьяна III-IV вв.) [6, с. 87]. Часто встречается сцена Поклонения волхвов. В немногочисленных, дошедших до нас предметах прикладного искусства также есть сюжетные сцены, включающие фигуру Богоматери. Причем уже в иконоборческую эпоху (VI-VII век) исследователи видят вполне сложившуюся иконографию [6, с. 89]. Пример тому – так называемые Ампулы Монцы из Боббио - серебряные сосуды небольшого размера для благовоний, подаренные около 600 г. королеве лангобардов Теоделинде. Ампулы эти украшены сюжетными композициями, в которых присутствуют иконографические схемы: Сцены Благовещения, Крещения, Встречи Марии и Елизаветы, Жены у гроба Господня, Вознесение, Рождество и др. [6, с. 89]

Первые иконы  Богоматери в собственном смысле слова появляются, после Эфесского собора 431 года. Собор догматически утвердил за Марией право называться Богородицей, т.к. через рождение Иисуса от Св. Духа Мария участвует в тайне Боговоплощения. Несколько из ранних икон Богоматери были привезены с Синая в прошлом веке епископом и ученым Порфирием Успенским. На одной из них представлена Дева Мария с Младенцем Христом на коленях, сидящая на троне в окружении ангелов и свв. Федора и Георгия. Икона написана пастозно, в стиле позднеантичной живописи, но в ней уже есть и новые черты, не известные античности - особое внимание к лику, фронтальный разворот и жест руки Марии, указывающей на Младенца Христа [6, 45].

Изображение Богоматери встречается в ранних мозаиках - церкви Санта Мария Маджоре в Риме (5 в.), Сант Аполинаре Нуово в Равенне (6 в.), Панагия Ангелоктиста на Кипре (7 в.), Успения в Никее (8 в.), Св. Софии в Салониках (9 в.) и т.д. Среди ранних фресок следует указать церковь Санта Мария Кастельсеприо в Италии (7-8 вв.).

В средневековье образ  Богородицы был самым излюбленным в христианстве. Самые тонкие и гармоничные образы Богоматери созданы в Константинополе. В мозаиках Св. Софии присутствуют разнообразные иконографические типы, начиная от образа Богоматери с Младенцем Христом на престоле, изображенного в апсиде (876 г.), вплоть до Богородицы из деисусной композиции на южной галерее (XII в.). Византийское искусство знает немало и замечательных богородичных образов, запечатленных в иконах. Одна из них, получившая позднее наименование "Владимирской", прибыла на Русь и здесь стала эталоном иконописания.

По одному из преданий, икона Богородицы была написана еще при ее жизни, и автор ее был один из апостолов Евангелия  – Лука. В 12 веке икону привезли в Киев из Константинополя. Князь Андрей Боголюбский увез ее из Киева в северо-восточных земли. А в конце 14 века святыню отправили в Московский Успенский собор, который именуют Домом Богородицы, а икону – Владимирской. Праздник Сретения введен в память о Владимирской иконе Божьей Матери, а на месте, где москвичи во главе с митрополитом Киприаном встречали чудотворную икону, основан Сретенский монастырь, а улица, по которой двигалась процессия со святыней, получила название Сретенка. В 1395 году вся Москва молилась перед Владимирской иконой о спасении Москвы от нашествия Тамерлана и Божья Матерь отвела 6еду. В 1480 году по преданию, икона, повернула войска хана Ахмата от границ Руси. Река Угра, где стояли войска Ахмата, получила в народе название Пояса Богородицы, именно здесь, по преданию, явилась хану Сияющая Дева и повелела покинуть русские пределы. В 1591 г. вновь россияне прибегают к заступничеству Богородицы, в этот год приступает к Москве Казы-Гирей. Тогда москвичи молились перед иконами Владимирской и Донской. В дни смуты и интервенции начала 17 века войска народного ополчения борются не просто за Кремль и Москву, но за свою национальную святыню - "яко уно есть нам умерети, нежели предати на поругание пречистыя Богородицы образ Владимирския". [1, 79]

Почитание "Богоматери Владимирской" привело не только к тому, что на Руси существовало много списков с нее, много ее повторений. Большое распространение на Руси богородичных икон начиная с 15-16 веков, свидетельствует о большом почитании образа Богоматери в русской Церкви. [1, с. 305].

Таким образом, формированию и развитию иконографии Богородицы способствовали Богородичная догматика, и весь ряд основных источников – Евангелия, Ветхого Завета, Апокрифов и Жития Святых. Большое распространение на Руси богородичных икон свидетельствует об огромном почитании образа Богородицы в русской Церкви.

 

  1. Образы Богородицы в Русской иконе

 

2.1 Основные  типы изображения Богородицы  в русской иконографии

 

 

Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды - на голове и плечах[6, c.80]. Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ (Матерь Божья). [6, c.81]

Иконы Богородицы призваны раскрывать всю Богородичную догматику  христианства. Существует четыре типа изображения Богородицы на Руси – Оранта, Елиуса, Одигитрия, Агиосоритисса [1, c.14].

Оранта (от лат. orans - молящийся) - один из основных типов изображения Богоматери, который представляет Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён.

Оранту от прочих типов изображения Богородицы отличают величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству, в иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.

В византийском и древнерусском  церковном искусстве был популярен  образ Богородицы Оранты с Младенцем  Христом в иконографии Эммануила (евр. - с нами Бог - одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование - «Знамение». Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение - это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

Информация о работе Образ Богородицы