Мистическая культура и пространство Храма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:32, контрольная работа

Описание

Для православных христиан церковь -- это не просто место, где люди совместно молятся, а Дом Божий. Поэтому церкви стараются строить в лучших местах, желательно на возвышенностях и не жалеют на них средств. Внешний вид храма может быть очень разным. Наиболее древняя форма -- базилика (продолговатый прямоугольник, одна часть которого закруглена). Затем стали строить круглые церкви-ротонды, церкви крестоообразные и более сложной формы

Работа состоит из  1 файл

Мистическая культура и пространство Храма.doc

— 255.80 Кб (Скачать документ)

      Кроме алтаря в пространстве христианского православного храма с образами ангелов связан амвон -- возвышение для чтения Евангелия, Апостола, Псалтыри и произнесения проповедей. В рамках экзегетики амвон представляет собою камень, на котором, согласно Евангелию, около гробницы Иисуса Христа сидел ангел и возвещал женам-мироносицам о воскресении Спасителя. Ступени амвона в толковании Софония Иерусалимского знаменуют лестницу Иакова, по которой восходят и нисходят ангелы. Особо в связи с присутствием ангелов в православном богослужении отмечены места для оглашенных -- тех, кто еще только готовится стать христианином. По мнению Софония Иерусалимского это место около дверей церкви напоминает об ангелах, «которые не сходят на землю, но с небес приникают к совершаемым на земле священнодействиям». 

      Согласно семантике литургии основное проявление ангельских сил происходит во время священнодействий, так как именно в них заключено главное предназначение храма. По словам Симеона Солунского, храм, «хотя и из вещества слагается, но имеет в себе премирную благодать: потому что освящается таинственными молитвами от архиерея, помазуется божественным миром, после чего весь становится жилищем Божиим». В экзегетических произведениях христианских писателей (Марка Евгеника, Симеона Солунского) сообщается, что к совершаемым в храме таинствам, особенно к таинству евхаристии, всегда желают «примкнуть» ангелы, которые во множестве присутствуют на богослужении. Во время литургии, по мнению Максима Исповедника, они в присутствуют храме и «всякий раз записывают входящих, возвещают (о них) Богу и молятся за них. В соответствии с православными догмами церковь едина как для земных, так и для небесных творений Бога, и именно в ней происходит общение с Ним и людей и ангелов. Различие состоит только в том, что на уровне небесных сил все совершается без «завес» и символов, как повествует Симеон Солунский, а на земле через символические образы и предметы. Особое внимание к этому феномену уделено в произведении Псевдо-Дионисия Ареопагита, который подробно разъясняет причины его существования. В сочинении «О церковной Иерархии» он пишет, что «высшие нас сущности … бестелесны, и священноначалие у них мысленное и премирное. А наше священноначалие мы видим преисполненным, подобно нам самим, разнообразия чувственных символов, при помощи которых мы, в свойственной нам мере, священноначальственно возводимся к единому обожению, к Богу и божественной добродетели». Ангелы, поэтому, воспринимают мысль так, «как она слагается», а человек способен достигать трансцендентных интуиций только через чувственные образы, что связано с дуализмом человеческой природы. В силу того, что небесные силы наиболее приближены к Богу, и им Он открывается «яснее и мысленнее», задачей ангелов является просвещать людей и помогать им в осуществлении церковных священнодействий. 

      Таким образом, согласно экзегетико-литургическим произведениям восточно-христианских писателей ангелы имеют огромное значение в символико-мистическом пространстве православного храма и играют существенную роль в свершении богослужения. Из исследования церковно-богослужебной семантики храма следует сделать вывод, что литургическая ангелология составляет важнейшую часть как учения об ангелах, так и православной онтологии в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Используемая литература: 

1. И.Языкова, игумен Лука (Головков) "Богословские основы иконы и иконография".

2. С.О. Семенова " Христианская культура на пороге третьего тысячелетия".

3. Ф.Давыдов "Фреска - дыхание храма".

4. Б.В. Раушенбах "Пристрастие".

5. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 
 

Информация о работе Мистическая культура и пространство Храма