Мистическая культура и пространство Храма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:32, контрольная работа

Описание

Для православных христиан церковь -- это не просто место, где люди совместно молятся, а Дом Божий. Поэтому церкви стараются строить в лучших местах, желательно на возвышенностях и не жалеют на них средств. Внешний вид храма может быть очень разным. Наиболее древняя форма -- базилика (продолговатый прямоугольник, одна часть которого закруглена). Затем стали строить круглые церкви-ротонды, церкви крестоообразные и более сложной формы

Работа состоит из  1 файл

Мистическая культура и пространство Храма.doc

— 255.80 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 

Зачётная

работа 

по курсу "Религиеведение"

тема: "Мистическая культура и пространство Храма". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2007 год 
 
 
 
 

Православный храм. 

      Для православных христиан церковь -- это не просто место, где люди совместно молятся, а Дом Божий. Поэтому церкви стараются строить в лучших местах, желательно на возвышенностях и не жалеют на них средств. Внешний вид храма может быть очень разным. Наиболее древняя форма -- базилика (продолговатый прямоугольник, одна часть которого закруглена). Затем стали строить круглые церкви-ротонды, церкви крестоообразные и более сложной формы. В России очень часто большой храм состоит из нескольких частей, которые называются приделами и посвящены разным святым (например, всем известный Храм Василия Блаженного в Москве).

  

Храм Василия Блаженного

      С 6 века самым главным, торжественным и прекрасным храмом православного мира был Храм Святой Софии в Константинополе. Его красота была одной из причин, побудивших славянские народы к принятию православия -- в красоте собора людям виделось отражение красоты веры. Поэтому первые русские храмы строились по образцу Софии и других греческих храмов. Это были церкви Киева, Новгорода и Чернигова. Многие из них сохранились. 

Дмитриевский собор

      Внутреннее убранство храма подчинено определенным правилам. Центральное место занимает алтарь, он располагается в восточной части храма. Алтарь отделен от основного помещения храма иконостасом, перегородкой, на которой укреплены иконы. Икон в храме много, самого разного размера, многие в драгоценных окладах. Верующие традиционно обходят их с молитвами по направлению против часовой стрелки. В алтарной перегородке сделаны торжественные царские врата, которые постоянно открыты только в дни празднования Пасхи. В помещение за алтарем не могут входить женщины. Приделы имеют собственные алтари.

      Кроме икон, храм украшают росписи на стенах. Они изображают различные эпизоды из Священного писания. В старину, когда большинство людей было неграмотными, именно по этим изображениям люди учили Библию. Служба сопровождается пением хора, которому могут подпевать верующие. Музыкальные инструменты у православных не применяются в силу традиции. Православные богослужения требуют внимания и сосредоточенности. Поэтому верующие соблюдают тишину в церкви. Молятся православные стоя, для престарелых и немощных есть места для сидения. Во время службы следует стоять лицом к алтарю. По традиции женщины, идя в храм, покрывают голову, чаще платками. Мужчины должны обязательно снимать головной убор.

      Храм часто украшается живыми цветами, в дни Рождества -- елями, а в Вербное воскресением -- ветвями вербы, на Троицу -- ветвями березы. По праздникам меняются не только цвет облачений (одежд) священников, но и тех деталей убранства, которые делаются из ткани (покровы на иконы и т. д.). В дни особенно торжественных праздников процессии с иконами выходят за пределы храма на крестный ход. 
 
 
 

Католический храм. 

      Католический храм считается таким же Домом Божиим, как и у православных. Очень часто такой храм называют польским словом костел. Внутреннее убранство костела отличается богатством и красотой, ведь Богу надо отдавать все самое лучшее. В восточной части храма находится алтарь, который не закрыт иконостасом, как у православных. Над алтарем располагается большое скульптурное изображение распятого Иисуса Христа.

      У католиков основное убранство храма -- скульптуры, хотя есть и иконы. Обычно они располагаются на видном месте, их оклады украшаются драгоценностями. Верующие, молясь о выздоровлении, часто в качестве пожертвований приносят изображения различных больных органов тела (это отличительная особенность католического культа). Статуи святых и особенно Девы Марии на праздники часто нарядно одевают и украшают цветами, устраивают со статуями процессии. Росписи на стенах католического храма иллюстрируют библейские рассказы, эпизоды из жизни святых. Западная стена, противоположная алтарю, расписывается обычно сценами Страшного Суда, чтобы выходя верующие видели, какие муки ожидают грешников.

      Красивые окна из витражей создают в храме особое освещение, которое способствует молитвенному настрою. Очень часто в католическом храме находятся картины на тему Крестного пути Иисуса, от Рождества до Вознесения. Полагается обходить их, читая молитву по четкам (Розарий). Картины у католиков не являются объектом молений, а создают настроение, помогают вспомнить Священную историю. Такие картины уже со времен Раннего Возрождения (13 век) писались художниками так, чтобы зритель ощущал себя присутствующим при библейских событиях. Величайшие художники Возрождения -- Джотто, Рафаэль, Леонардо да Винчи -- создали незабываемые образы Мадонны (Девы Марии), Иисуса Христа и святых.

      Католические храмы на протяжении истории строились в самых разных стилях. В Средние века считалось, что главный храм города должен в случае беды вместить всех верующих. Поэтому средневековые готические соборы возводились громадных размеров. Самый же большой и главный католический храм -- это собор Святого Петра в Ватикане, в Риме. В нем проводит службу папа -- глава всей Католической церкви. Этот храм строился в стиле барокко и своим великолепием должен был служить торжеству католицизма.

      В храмах рядами расставлены скамейки для верующих, так как во время службы принято сидеть. Богослужение сопровождается музыкой и пением. Когда-то хор у католиков был исключительно мужской, сейчас нередко поют и женщины. В качестве прислужников (помощников священника) привлекают мальчиков, которые одеты в красивые кружевные наряды и звонят в колокольчик во время службы. К одежде верующих сейчас не предъявляются особые требования, но лучше все же надевать закрытую одежду. 
 
 
 
 

Мечеть. 

      Мечеть (от арабского «масджид» -- место поклонения) -- это храм или молитвенный дом у мусульман.

      Считается, что первую мечеть основатель ислама Мухаммед создал в собственном доме в Медине, куда он вынужденно переселился из Мекки. Большинство мечетей на арабском Востоке в Средние века строили ориентируясь на один образец -- тот самый дом Мухаммеда в Медине, куда приходили его ученики, поверившие пророку. Мечеть представляла собой прямоугольный двор для молитвы, обнесенный изгородью и защищенный навесом.

Строить мечети начали только в 665-670 годах, до этого чаще всего первые мечети в городах были как бы «нарисованными» -- они представляли собой очерченный, иногда обведенный рвом квадратный участок земли.

      В архитектуре арабских стран распространен тип колонной мечети. Ее внешний вид напоминает крепость, окруженную глухими стенами, в которых пробиты входы, но ни один не выделен в качестве главного. Нередко в ту пору крепостные стены мечети служили и защитой от нападений врагов.

      В ранних мечетях не было ни ярких росписей, ни сложных узоров, ни роскошных ковров. Они представляли собой квадратный двор, окруженный галереями на столбах или колоннах. На стороне, обращенной к Каабе, ставили пять и более рядов колонн, которые создавали открытый во двор молитвенный зал. Крыша опиралась на ряды изящных арок, добавив или убрав которые можно было при необходимости изменить размеры здания. Во дворе мечети для омовений обязательно устанавливался небольшой бассейн с водой.

 

Голубая мечеть 

      Мусульмане перед входом в мечеть снимают обувь и совершают омовение. Во время молитвы они обращаются в сторону Мекки, направление на которую указывает михраб -- специальная украшенная узором ниша в главной стене мечети, ориентированной на священную Каабу в Мекке. Непременной принадлежностью мечети является также огражденное молельное помещение для женщин.

      Внешний облик мечети остался строгим и подчеркнуто скромным, а внутренняя отделка поражает богатством и изяществом. Стены, колонны, арки, простенки между окнами покрыты то причудливыми переплетенными, то геометрически выверенными орнаментами.

      Со временем мечети стали различаться по своему назначению. Небольшая мечеть («масджид») служила местом ежедневных молитв. Соборная (или пятничная) мечеть («джами масджид») предназначалась для коллективных молений, совершаемых всей общиной в пятницу в полдень. И поныне в соборной мечети справа от михраба располагается минбар -- кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит обязательную пятничную проповедь. Самый же первый минбар в форме сиденья с двумя ступенями был сделан по заказу Мухаммеда в 629 году.

      Начиная с 8 века важнейшим признаком соборной мечети становится минарет -- высокая узкая башня, с которой специальный служитель -- муэдзин -- напоминает всем верующим о наступлении часа для молитвы. Немногим позже минарет превратился в символ мусульманского присутствия на завоеванных территориях, а также помогал ориентироваться в сложной и запутанной городской застройке.

      В различных формах минарета отразились местные архитектурные традиции и вкусы. На западе мусульманского мира получили распространение четырехгранные минареты, на востоке -- круглые в фундаменте. Известны также три сохранившихся спиралевидных минарета: два в Самарре (близ Багдада в Ираке) и один при знаменитой каирской мечети Ибн Тулуна в Египте. 
 
 
 

Буддийский храм. 

      Первые буддийские монастыри и храмы были основаны учениками Будды. Согласно преданию, Будда призывал учеников удалиться от суетного мира. Он читал свои проповеди в тишине -- под деревом или в пустынном месте.

Буддийские монастыри часто располагаются в горных местностях. Для этого в скалах вырубают пещеры, некоторые из которых превращались в храмы-молельни; они называются «чайтья».

      Местом для поклонения также является ступа, где хранятся священные реликвии. Они бывают самой разной формы. С первых веков до н. э. строились полусферические ступы, позже в виде колокола, башни, квадратные, ступенчатые.

      Буддисты посещают храмы в праздничные дни или особенно значимые: священные дни, свадьбы, похороны. Они участвуют в церемонии зажжения огней. Процессия движется против часовой стрелки вокруг храма. Они держат в руках цветок лотоса, свечу и благовония. Обувь при входе в храм принято снимать. Голова молящихся должна быть ниже головы Будды и священнослужителя, поэтому в храмах все рассаживаются на полу. 
 

Храм Махабодхи, Индия. 
 

Икона в храме. 

      Православная икона предназначена прежде всего для храма, где она живет в контексте Литургии. С самого начала церковное искусство служило не для украшения храмового интерьера, но для молитвы, научения или напоминания об истинах веры. Архитектура и росписи храма глубоко символичны. Храм -- это образ вселенной, образ преображенного мира, который благословляет Христос Пантократор (купол храма), провозвещенный пророками (барабан), проповеданный евангелистами (паруса) и многими святыми (арки, откосы окон), пришедший на землю ради нашего спасения (своды и стены с библейскими сюжетами), создавший Церковь на крови мучеников и святых (столбы), преподающий себя верным в таинстве Евхаристии (алтарная апсида), особо пекущийся о Церкви и Своих избранниках (стены) -- Судия Второго Пришествия (западная стена).

 
 Особое значение имеет восточная часть храма: здесь в алтаре совершается таинство Евхаристии. Алтарь издавна стал отделяться алтарной преградой. После периода иконоборчества на брусе (архитраве), утвержденном на достаточно высоких столбах, появился темплон (эпистилий) -- горизонтальные иконные доски с иконными изображениями. 
Чаще всего в центре него располагался поясной деисус или деисис, в состав которого входили образы Христа, Богородицы, Предтечи, иногда также апостолов, мучеников и других святых. По сторонам от деисуса размещался праздничный цикл, в который входили иконы: «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Воскресение», «Пятидесятница», «Вознесение» и «Успение». Нередко на темплоне помещался поясной деисус с апостолами и мучениками. В центре преграды располагались Царские врата. На западных гранях восточных столбов в киотах помещались местные образы Спасителя и Богородицы (выполненные в мозаике или фреске). Уже в Палеологовское время алтарная преграда, подчеркивая сакральность алтаря, закрывает иконами пространство между колоннами в первом ярусе. Поствизантийский деревянный резной иконостас еще глуше закрывает алтарь и становится достаточно высоким, но количество ярусов обычно не увеличивается (появляющийся третий ярус дублирует второй). На Кипре встречаются иконостасы, состоящие из местного, праздничного и деисусного рядов, а в Валахии и пятиярусные иконостасы. Высокий -- четырех-пятиярусный иконостас -- характерен для русской традиции. Он появляется на Руси в начале XV в. и состоит из местного, деисусного, праздничного и пророческого рядов или чинов. С середины XVI в. добавляется пятый, праотеческий чин.

Информация о работе Мистическая культура и пространство Храма