Мировые религии о браке, семье, разводе и регулировании деторождения ( на примере ислама, христианства и буддизма).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить особенности отношений каждой религии к браку, семье, разводу, и регулированию деторождения, а так же попытаться дать полню картину этих отношений.
Задачи:
рассмотреть каждую в отдельности религию, ее отношение к браку, семье, разводу и контролированию деторождения;
рассмотреть методы, которыми пользуются религии по отношению к контролированию деторождения, созданию браков, разводу;
сделать выводы, обозначить свою точку зрения относительно данного вопроса.

Содержание

Введение 3
Глава I. Мировые религии о браке, семье, разводе и регулировании деторождения (на примере ислама, христианства, буддизма) 5
1.2.Христианство 17
1.3.Буддизм 25
Глава II. Особенности демографии стран ислама и христианства. 28
Заключение 36
Библиография 38
Литература 38
Приложения 39

Работа состоит из  1 файл

готова курсовая по демографии.docx

— 268.77 Кб (Скачать документ)

Контроль за деторождением

Отдельную проблему составляет отношение к контролю над деторождением.

Раннее христианство, как  и иудаизм, видело главную рациональную цель брака в деторождении. Для  христианства всех времен принципиальный подход к вопросам деторождения всегда состоял в отрицании какого-либо ограничения рождаемости. Христианство всегда критически относилось к использованию  контрацептивов и любых методов предохранения. Прерывание беременности на любых сроках без веских медицинских оснований рассматривается как смертный грех. Церковь строго запрещает аборты.

Проблема контроля рождаемости  перешла в новую фазу благодаря  изобретению и массовому распространению  средств контрацепции. Вторым важнейшим фактором стало формирование в послевоенном мире нового свободного отношения к сексу, получившее название сексуальной революции. В этой ситуации в христианстве возникло расхождение взглядов:  протестантские церкви (за исключением мормонов) рассматривают сознательное планирование семьи в пределах христианской социальной этики как жизненную необходимость.

В противоположность им Римская  католическая церковь в специальных  энцикликах Пия XI (1930) и Павла VI (1968) полностью  запрещает все способы контрацепции.25 Современные экономические и демографические проблемы, новые возможности» предоставляемые социальным и технологическим  прогрессом, требуют более глубокого осмысления в контексте христианской культуры проблем планирования семьи. Деторождение и воспитание детей - величайшая радость и подлинно Божие благословение. Не существует христианского брака без чистого и горячего желания обоих родителей обладать этой радостью, делить ее друг с другом. Брак, в котором дети нежелательны, основан на поврежденной эгоистической и похотливой любви. Давая жизнь другим, человек подражает творческому акту Бога, и, отказываясь от этого, он не только отвергает своего Творца, но искажает и свое собственное естество, потому что без желания подражать Творцу жизни и Отцу всяческих человек перестает быть "образом и подобием Божиим". Православная Церковь за всю свою историю никогда не связывала себя определенными высказываниями по данному вопросу. Но это вовсе не значит, что проблема контроля над зачатием и деторождением абсолютно безразлична для православных и не имеет отношения к их жизни. Мы уже видели, что христианское отношение к браку подразумевает: - деторождение естественно и свято, является неизбежной частью христианского брака; - дать новую жизнь - привилегия человека, дарованная ему Богом, привилегия, от которой он не имеет права отказываться, если хочет сохранить "образ и подобие Божие", предоставленные ему при творении26

 

 

1.3.Буддизм

 Брак и семья

Мирской последователь буддизма должен все время служить отцу и матери, своей семье, самому себе и Будде. Когда служит отцу и матери, он должен постоянно заботиться о  них и желать им покоя и счастья. Прежде всего, надо соблюдать путь родителей и детей. Это означает пять обязанностей детей: служить отцу и матери, помогать им по дому, дорожить родословной, охранять наследство и после смерти аккуратно справлять по ним панихиду. Родители тоже должны соблюдать пять обязанностей по отношению к своим детям: они должны пресекать зло, учить детей добру, дать хорошее воспитание, найти им хорошую пару, и в подходящее время передать им дом в наследство. Если родители и дети будут соблюдать свои обязанности, в семье будут мир и покой и не будет разлада между родителями и детьми. Муж должен уважать жену, быть с ней вежливым и хранить верность. А жена по отношению к мужу должна держать дом в порядке, хранить верность, не расточать доходов мужа и хорошо управляться с делами по хозяйству. Тогда супруги будут дружны и у них, не будет размолвок. В семье больше всего происходит общение душ, поэтому если семья дружная, она красива, как цветущий сад. Но если нарушится гармония душ, начнутся раздоры и семья обречена на развал. В таком случае, не обвиняя других, надо самому позаботиться о своей душе и идти правильным путем. Разногласие души с душой приводит поистине к страшной беде. Даже малейшее недоразумение влечет за собой большую беду. В семейной жизни больше всего надо бояться именно этого. Для содержания своей семьи человек должен работать, как муравей, как пчела. Он не должен надеяться на других, не должен ждать приношений. Отношения мужа и жены установлены не только из соображений удобства. И не только потому, что они живут в одном доме. Муж и жена должны по священному учению совершенствовать свои души. Истинное значение семьи заключается в том, чтобы всем вместе идти по пути просветления.

 Развод

Теперь в буддизме разводы семейных пар не чудо. 

Развод супругов, получивших благословение  рука об руку пройти этот сложный и  не легкий путь, по сути, является отступлением от взятых обязательств перед Буддой и гуру, а в целом и от духовной жизни. Но больше самих разведенных страдают их дети и те, кто считал их своими духовными лидерами. Кроме того, последователи дхармы27 лишают себя счастья стать в дальнейшем родителями благочестивого потомства.

Наставление Шри Чайтаньи Махапрабху28: «Стань гуру и иди проповедуй» относится к каждому, кто считает себя Его последователем. 29Обязанность каждого буддиста стать совершенным представителем Прабхупады, в каком бы статусе он ни находился. За лжегуру последуют лишь лжеученики.

Несмотря на проповедь высокоморальный принципов, буддисты все еще встречаются с такими проявлениями дхармы, как разводы, насилие, измена, сожительство и пр. Это проявления низкой природы, и от них просто некуда деться, так как люди в это общество приходят с обычной улицы. Однако, со временем, носители низменных принципов займут свое естественное положение на периферии организации.

Тем не менее, каждый случай супружеских  взаимоотношений, достигших критического состояния нуждается в помощи со стороны опытных старших преданных.

Контроль за деторождением

Представители индуизма и  буддизма считают аборт приемлемым в некоторых случаях. Израиль  также не является страной, полностью  запретившей искусственное прерывание беременности: аборт разрешен в тех  случаях, когда беременность ставит под угрозу здоровье женщины. Аборт  разрешен женщинам моложе 17 и старше 40 лет, а также если беременность наступила в результате изнасилования, кровосмешения, внесемейной связи или существует опасность неправильного развития плода. Среди теологов буддизма существуют разногласия по вопросу, является ли нерожденный ребенок человеческой личностью, а аборт - убийством. Кроме того, в буддизме нет четкой позиции в вопросе о том, должен ли аборт регулироваться законом или каждая беременная женщина может решать эту проблему сама.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Особенности демографии стран ислама и христианства.

Рост ислама в мире происходит почти исключительно за счет рождаемости. Количество обращений в ислам посредством проповеди в мире каждый год составляет примерно 135 тыс. человек по данным Islam for Today.30В масштабах мира это достаточно скромная цифра, если учесть, что все население Земли составляет 6,8 млрд. Если принять также во внимание, что в мире имеется более 230 государств, то получается, что в среднем на каждое государство приходится чуть больше 500 обращений в ислам ежегодно. Для сравнения христианство растет только за счет миссии со скоростью более 10 млн. человек в год, что является цифрой в 70 с лишним раз большей, чем значение численного роста ислама за счет миссии ежегодно.

Иногда можно встретить цифру  количества обращений в ислам  в 865 тыс. в год во всем мире. Эту цифру никак нельзя назвать оценивающей численность приходящих в ислам из других религий. Для оценки численности переходящих в ислам из других религий мы будем использовать цифру в 135 тыс. в год. Тем более, что больших цифр просто не видно при изучении изменения данных по численности мусульман и христиан в разных странах.

По данным Атласа Мирового Христианства в мире в 2010 году насчитывается 2,292 млрд. христиан и 1,549 млрд. мусульман. Сферой влияния христианства является весь американский континент, вся Европа с Россией, Почти вся Африка южнее  Сахары и Австралия с Океанией. Кроме того, растет влияние христианства в Азии. Ислам сосредоточен на Ближнем  Востоке, в Центральной Азии и  Северной Африке. Последние полстолетия  были отмечены большим естественным приростом в странах ислама и  эта религия увеличила свою долю в мировом населении с 12,6% в 1910 году до 22.4% в 2010 году, в то время, как доля христианства составляла в 1910 году 34,8% мирового населения, а в 2010 году 33,2% мирового населения. Однако христианство за прошедшее столетие значительно увеличило свою территорию за счет половины Африки и за счет более глубокого проникновения в Азию. Некоторое сокращение доли христиан в мировом населении было вызвано в первую очередь большим приростом населения в нехристианских странах Азии. Из шести континентов планеты христианство охватывает уже более, чем четыре с половиной континента, в то время, как ислам охватывает менее половины Африки и 26% Азии, будучи территориально ограниченным в этих пределах.

Неоднократно в мусульманских  источниках можно встретить нереальные цифры, говорящие, что в то время, как за последние 50 лет ислам вырос на 235%, христианство выросло якобы лишь на 47%. Исламские сайты из этого делают вывод, и пытаются внушить этот вывод своим читателям, что скоро ислам численно превзойдет христианство.

За 20-й век население мира выросло с 1,5 млрд. до примерно 6 млрд. человек, то есть в 4 раза. Соответственно, христианство должно было, как минимум, не отставать от роста населения всей Земли, чтобы сохранить почти без изменения прежнюю долю в населении Земли. Это означает, что за 100 лет число христиан должно было увеличиться в 4 раза, а за 50 лет – удвоиться. Удвоение за 50 лет означает рост на 100%, а не на 47%. Вместе с тем ислам вырос не на 235% за 50 лет, а примерно на 185%.

Если говорить о дальнейших демографических  перспективах стран ислама, то мы имеем  все основания сказать, что бурный рост населения мусульманских стран (и других нехристианских стран) подходит к концу и разрыв в рождаемости  с Европой быстро сокращается. В  последние годы исламский мир  рос в значительной мере за счет нескольких главных стран. В их числе  Индонезия, Индия, где мусульмане составляют 13,4% населения, Пакистан и Бангладеш. Даже поверхностный обзор демографических  прогнозов по этим странам показывает, что прирост населения в них  значительно замедляется.

Так, например, годовой индекс роста  населения Индонезии в 1975-80 годах  составлял 2,2% , к 1990 году – 2,0% , к 1992 году – 1,7% , а в настоящее время – 1,14%. 

11 июля 2001 года в ООН прошел  круглый стол под названием  «Прогнозы снижения рождаемости  в странах с высокой рождаемостью».

Рис.1.Численность населения, млрд чел.,в зависимости от уровня рождаемости (средней вариант прогноза)

 Доклад по Пакистану давал  следующие цифры. Годовой индекс  роста населения Пакистана в  1960 составлял 2,7%, в 1998 – 2,4%, в  2001 – 2,2%. В 2008 году годовой индекс  роста Пакистана был уже на  уровне 1,84% с тенденцией дальнейшего  снижения. Так, премьер-министр Пакистана  Саид Юсуф Реза Гилани заявил в июле 2008 года на конференции по народонаселению страны, что в течение 5 лет индекс роста будет опущен до 1,55%. Индекс роста населения Бангладеш в 1989 году составлял 2,6%, а в 2008 году – 1,64% с достаточно устойчивым дальнейшим снижением.

CIA World Factbook совсем недавно обновила информацию по индексу роста Бангладеш и теперь указывает 1,29%. Это можно прокомментировать как очень сильное снижение.

Если смотреть на рождаемость в  этих главных странах – двигателях численного роста ислама в мире, то мы увидим, что рождаемость в  Индонезии и Пакистане за последний  год снизилась более чем на 2%, а в Бангладеш за один лишь год  примерно на 14%.

По прогнозам Вильсоновского Центра Глобальных Исследований, сделанного на основе данных Организации Объединенных Наций индекс воспроизводства населения на одну женщину в Бангладеш в течение 2010-2015 годов упадет до показателя 2,2 на одну женщину, в Малайзии до 2,35, а в Индонезии до 2,02 при минимуме показателя 2,1 для увеличения численности населения. Вильсоновский центр следующими словами описывает демографические перспективы мусульманского мира. "Снижение рождаемости в мусульманских странах - это глобальный феномен... Последние данные ООН показывают, что рождаемость арабов быстро падает и количество рождений среди женщин в возрасте до 20 лет падает еще сильнее. Только две арабские страны по-прежнему имеют высокий уровень рождаемости: Йемен и Палестинские территории. В некоторых мусульманских странах - Тунисе, Объединенных Арабских Эмиратах, Бахрейне, Кувейте и Ливане - индексы воспроизводства уже упали до почти европейского уровня. Алжир и Марокко, каждая страна с индексом воспроизводства на уровне 2,4 быстро падают до того же уровня. В Турции ожидается та же закономерность."

В Иране в конце 70-х годов индекс воспроизводства был на уровне 6,5, в 2000-м году он опустился до 2,2, а  в 2008-м году достиг уровня 1,7, что  означает уже в перспективе сокращение населения.

В вышеперечисленных мусульманских  странах рост населения практически  прекратится, что приведет к постепенной  остановке численного роста последователей ислама в мире.

Информация о работе Мировые религии о браке, семье, разводе и регулировании деторождения ( на примере ислама, христианства и буддизма).