Мифы Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 02:16, контрольная работа

Описание

Очень часто в обыденной речи нами употребляются имена, названия, образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Мы говорим о «сизифовом» труде», «олимпийском спокойствии», «титанических усилиях», «троянском коне», «данайцах», которых следует бояться, даже «дары приносящих».
В ходе данной работы мы постараемся объяснить, почему именно миф послужил сокровищницей изобразительно-выразительных средств языка, а также пояснить современный смысл нескольких «крылатых» слов и выражений, идущих из глубокой древности, и рассказать о мифах, ставших источниками этих образных выражений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Дар Эллады…………………………………………..…………………………………………………. 4
Глава 2. Некоторые «крылатые» слова и выражения Древней Греции……………….7
Заключение……………………………………………………………………………………………………………15
Список использованных источников и литературы……………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 38.06 Кб (Скачать документ)

«Может быть, если б в его упреке проглядывало сожаление о минувшем, желание ей снова нравиться, она бы сумела отвечать ему колкой насмешкой и равнодушием, но, казалось, в нем было оскорблено одно самолюбие, а не сердце, самая слабая часть мужчины, подобная пятке Ахиллеса, и по этой причине оно в атом сражении оставалось вне ее выстрелов»,- пишет М.Ю. Лермонтов в романе «Княгиня Лиговская».

Нарцисс.

"Человек,  занятый самосозерцанием, всегда  несколько похож... на Нарцисса", - говорил М. Горький в рассказе «Еще о черте».

С Нарциссом связан известный древнегреческий миф. Это был прекрасный юноша, сын речного бога Кефисса и нимфы Лейриопы. Его покарала богиня Афродита за то, что он не любил ни кого, кроме себя.

Однажды, когда он заблудился в густом лесу во время охоты, увидала его нимфа Эхо и полюбила. Но холодный, гордый Нарцисс оттолкнул ее.

Эхо страдает от любви к Нарциссу, а Нарцисс остался по-прежнему гордым, самовлюбленным. Он отвергал любовь всех. Многих нимф сделала несчастными его гордость. И одна из отвергнутых им нимф воскликнула:

- Полюби  же и ты, Нарцисс! И пусть  не отвечает тебе взаимностью  человек, которого ты полюбишь!

И пожелание  нимфы исполнилось: Афродита разгневалась на Нарцисса за то, что он отвергает  ее дары, и наказала его. Однажды весной во время охоты Нарцисс подошел к ручью и захотел напиться студеной воды. Нагнулся Нарцисс к ручью, опершись руками на камень, выступавший из воды, и отразился в ручье весь, во всей своей красе. Тут-то постигла его кара Афродиты. Нарцисс влюбился в свое отражение. Все забыл Нарцисс: он не уходит от ручья, любуется самим собой. Он не ест, не пьет, не спит. Наконец, полный отчаяния, догадывается Нарцисс, что полюбил самого себя. Силы покидают Нарцисса, он бледнеет и чувствует уже приближение смерти, но все-таки не может оторваться от своего отражения.

Умер  Нарцисс. Плакали в лесу младые нимфы, и плакала Эхо. Приготовили нимфы  юному Нарциссу могилу, но когда  они пришли за его телом, то не нашли его. На том месте, где склонилась на траву голова Нарцисса, вырос белый душистый цветок - цветок смерти, который зовут теперь Нарциссом.

Имя его  стало нарицательным для человека, любующегося собой, самовлюбленного. М. Е. Салтыков-Щедрин называл Нарциссами современных ему либеральных  болтунов, влюбленных в собственное  красноречие, тех «сеятелей прогресса», которые по ничтожным поводам  пререкались с правительственной  бюрократией, прикрывая болтовней  о «святом деле», «светлом будущем» и т. п. свои личные интересы («Новый Нарцисс, или Влюбленный в себя», «Признаки времени»).

Бочка Данаид.

«Ведь жажда  к богатству… это – современная  бочка Данаид… Сколько туда не лейте, все будет мало», - пишет  Г.П. Данилевский в романе «Девятый вал». Что же означает «крылатое» выражение  «бочка Данаид»?

Данаиды в греческой мифологии – пятьдесят  дочерей царя Ливии Даная, с которым  враждовал его брат Египет, царь Египта. Пятьдесят сыновей Египта, преследуя Даная, бежавшего с  дочерьми из Ливии в Арголиду14(Аргос), вынудили беглеца отдать им в жены его пятьдесят дочерей. В первую же брачную ночь Данаиды, по требованию отца, убили своих мужей. Лишь юная дочь Даная, Гипермнестра, сжалилась над Линкеем. Она не в силах была пронзить грудь своего мужа кинжалом. Она разбудила его и тайно вывела из дворца. Только вмешательство Афродиты спасло Гипермнестру от гнева отца. Зевс не хотел гибели и других Данаид. Их очистили, по повелению Зевса, Афина и Гермес от скверны пролитой крови. После этого Данай устроил гимнастические состязания и в награду победителям отдал своих дочерей.

Но Данаиды все же не избежали кары за совершенное злодеяние. Сорок девять Данаид были после своей смерти присуждены богами вечно наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве Аида. Отсюда возникло выражение «бочка Данаид», употребляемое в значении: постоянный бесплодный труд, а также – вместилище, которое никогда не может быть наполнено.

Интересно добавить, что совсем недалеко от древнегреческого города Аргоса, где по мифу, были совершены  кровавые преступления, морское дно  поглощает массу воды, которая  исчезает без следа. Несмотря на усилия ученых, «пропадающую» у острова  Кефаллинии воду найти не удалось, хотя в бездну ее «проваливается» ежедневно 30 тысяч тонн. Уж не этим ли явлением подсказан грекам миф о бездонной  бочке Данаид?

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

История мировой культуры во многом обязана удивительному миру античной Греции, ее мифам. Соприкоснувшись с поэтикой древнегреческих мифов еще в раннем детстве, мы всю жизнь возвращаемся к ним, находя знакомые сюжеты в творчестве художников, композиторов, писателей, используя в речи «крылатые» слова и выражения Древней Греции.

Мифология – один из видов народного творчества, отражающий народную мудрость в отдельные  моменты развития народа и его  взгляды на окружающий мир и общественные отношения. Она обладает свежестью  первобытности и несравненной художественной силой.

Первобытный человек, поставленный лицом к лицу с непонятными ему явлениями, пытается по мере своих сил найти  их разгадку и объяснить их себе. Он начинает воображать их по своему подобию  такими же живыми существами, как и  он сам.

Сообразно со всем миропониманием первобытного человека, самая его речь, язык, наполняются  образами, живописующими мысль, знаками, имеющими у него магический смысл. Впоследствии эти образы становятся пережитками  и в качестве метафор составляют отличительную особенность поэтического языка.

«Крылатые»  слова из древнегреческой мифологии  широко используются в мировой художественной литературе. Они лаконичны и очень  емки по содержанию и смыслу. Эти  слова украшают речь и придают  ей поэтическое звучание. Но, чтобы  употреблять их в устной или письменной речи, необходимо хорошо знать мифы, с которыми они связаны.

 

Список  использованных источников и литературы

 

  1. Античная литература: учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. Яз. и лит.» / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А.А. Тахо-Годи и др.; Под ред. А.А. Тахо-Годи. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с.
  2. Зурабова, К.А. Мифы и предания. Античность и библейский мир: попул. энцикл. слов./К.А. Зурабова, В.В. Сухачевский. – М.: Терра, 1993. – 277 с.
  3. Кун, Н.А. Легенды и мифы Древней Греции/Н.А. Кун. – М.: Гелиос. – 560 с.
  4. Радциг, С.И. Античная мифология/С.И. Радциг. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1939. – 186 с.
  5. Тронский, И.М. История античной литературы: учебник для ун-тов и пед. ин-тов / И.М. Тронский. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1983. – 464 с.
  6. Античная мифология и ее влияние на современность//http://phoebus.chronarda/ru
  7. История возникновения крылатых выражений и мудрых изречений// http://www.luchshie.ru
  8. http://www. slova.ndo.ru
  9. http://www .junior.ru
  10. http://www. mify.org.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Иоганн Вольфганг Гете.

2  С.М. Радциг. Античная мифология, стр. 6. М. 1939.

3  С.М. Радциг. Античная мифология, стр. 7. М. 1939.

4  Бог виноградарства и виноделия. Также его называли Вакх или Бахус.

5  Златоволосая богиня красоты и любви, олицетворение вечной юности, покровительница         мореплавания.

6 Н.А Кун легенды и мифы Древней Греции, стр. 57. М. 2007.

7  Бог врачевания, даже воскрешавший мертвых.

8 Н.А. Некрасов поэма «Недавнее время» (1871).

9  Бог торговли, прибыли, интеллекта, ловкости, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в    торговле, бог гимнастики. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида.

10  Дочь героя Дриопа. По одной версии, она была возлюбленной бога Гермеса, от которого родила Пана. Ребенок родился покрытый волосами, с рогами и козьими копытами. Испугавшись его вида, Дриопа убежала, бросив сына, но Гермес принес его на Олимп, где он понравился всем богам. По другой версии, Дриопа была возлюбленной бога Аполлона, который овладел ею силой. Однажды она оборвала цветы лотоса, не зная, что в лотос превращена одна из нимф гамадрид, которая должна была теперь умереть. Боги в наказание превратили саму Дриопу в дерево.

11  Н.А Кун легенды и мифы Древней Греции, стр. 86. М. 2007.

12  С.Я. Надсон. Стихотворение «Не знаю от чего…» (1884).

13 Царь области Фтии в Фессалии.

14  Область на северо-западе Пелопоннеса.

 


Информация о работе Мифы Древней Греции