Мифы Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 02:16, контрольная работа

Описание

Очень часто в обыденной речи нами употребляются имена, названия, образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Мы говорим о «сизифовом» труде», «олимпийском спокойствии», «титанических усилиях», «троянском коне», «данайцах», которых следует бояться, даже «дары приносящих».
В ходе данной работы мы постараемся объяснить, почему именно миф послужил сокровищницей изобразительно-выразительных средств языка, а также пояснить современный смысл нескольких «крылатых» слов и выражений, идущих из глубокой древности, и рассказать о мифах, ставших источниками этих образных выражений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Дар Эллады…………………………………………..…………………………………………………. 4
Глава 2. Некоторые «крылатые» слова и выражения Древней Греции……………….7
Заключение……………………………………………………………………………………………………………15
Список использованных источников и литературы……………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 38.06 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Дар Эллады…………………………………………..…………………………………………………. 4

Глава 2. Некоторые «крылатые» слова и выражения Древней Греции……………….7

Заключение……………………………………………………………………………………………………………15 

Список использованных источников и литературы……………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Тот, кто  духом не проникнет

В толщу  трех тысячелетий –

К темноте, как крот привыкнет,

Век живя на белом свете…1

 

Очень часто в обыденной речи нами употребляются имена, названия, образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Мы говорим  о «сизифовом» труде», «олимпийском спокойствии», «титанических усилиях», «троянском коне», «данайцах», которых  следует бояться, даже «дары приносящих». Но, употребляя эти метафоры, многие не в состоянии точно объяснить  их первоначальный смысл, так как  не знакомы с образами древнегреческой  мифологии. Необходимость знания античных мифологических сюжетов для образованного  человека давно уже стала «общим местом». Человек, незнакомый с персонажами  и сюжетами древнегреческой мифологии, стоящей за этими «крылатыми»  словами и выражениями, поневоле «выпадает» даже из коммуникативной  среды, не говоря уже о том, что  он оказывается вне окружающего  культурного контекста. Афины и  Рим, Берлин и Вена, Москва, Петербург  и еще множество городов в  наши дни буквально «населены» скульптурами, изображающими древних богов  и героев; ряд их – как, например, Гермес и Аполлон – стали уже  символами определенных сфер человеческой деятельности в современном мире. Художественная литература и публицистика тоже изобилуют этими образами. И  даже обратившись к сфере естественных наук, мы оказываемся перед лицом  факта, что не только крупные планеты  Солнечной системы, но и бессчетное множество астероидов и других малых  тел во Вселенной носят древнегреческие  или римские названия. Примеры можно приводить долго, им поистине нет числа. Ознакомление с мифологией расширяет кругозор любого человека.

В ходе данной работы мы постараемся  объяснить, почему именно миф послужил сокровищницей изобразительно-выразительных  средств языка, а также пояснить современный смысл нескольких «крылатых» слов и выражений, идущих из глубокой древности, и рассказать о мифах,  ставших источниками этих образных выражений.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Дар Эллады.

 

Мифы  Древней Греции как культурно-исторический пласт даровали нам богатейшее наследие. Знание мифологии Эллады является и  поныне одной из составляющих образованного  ума. Почему же мифы небольшого греческого народа, который пытался осмыслить  все происходящее вокруг него, легли  в основу общечеловеческой культуры и обладают столь притягательной силой и так глубоко проникли в представления и образ мыслей современного человека, что он, не отдавая  себе в этом отчета, в самой обыденной  речи говорит о паническом страхе или о гомерическом смехе? К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Гераклу, а смелой и решительной женщины -  амазонке. В чем же следует искать объяснение той силы воздействия на людей, которую несла в себе греческая мифология?

Миф –  это уникальный «слепок», носящий  печать мысли и чувства человека, бесконечно от нас удаленного. Именно посредством мифа древние греки  выражали свои представления об окружающей их действительности: об отношениях между  высшими силами – богами – и ими самими, смертными, не властными над собой людьми; между людьми и стихиями – землей, кормящей их, но так тяжело и неохотно, в таких муках приносящей нехитрые плоды, и морем, также служившим источником пищи и открывающим пути для общения с дальними соседями по Средиземноморью, но в мгновение ока становящимся враждебным и губительным. Именно через создание мифа человек, не имея еще в своем распоряжении ни научной, ни художественной литературы (а когда-то и просто письменности!) постигал, как возникли Солнце и Луна и почему они попеременно покидают небосвод, откуда взялся на Земле он сам, точнее, его прародители, и куда он отправиться после своей смерти. Итак, миф для древнего человека был, по существу, единственным средством понимания окружающего мира. Создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя.

Миф –  один из видов той деятельности, которую принято относить к области  фольклора. Вопрос в наши дни состоит, как кажется в следующем: есть ли смысл в эпоху развития информационных технологий продолжать вчитываться в такие стародавние сюжеты, когда прежние сны и фантазии превратились в живую действительность? По тонкому замечанию великого художника и чуткого ценителя слова Максима Горького, начало искусства слова – в фольклоре. По мнению профессора Радцига, миф – это «первая форма художественного творчества и вместе с тем неисчерпаемый источник для позднейшего творчества»2. Кроме того, всякий читатель легко может видеть, какое высокое художество представляют некоторые мифы. Таким образом, изучение мифологии представляет особый интерес.

Мифология – это творчество народное и притом не индивидуальное, а коллективное, поскольку оно вырастает лишь в долговременном взаимообмене мыслей.

Пока  люди не знали законов природы, они  видели волю богов во всех непонятных явлениях. Нет ничего удивительного, что они производили сильнейшее впечатление на первобытного человека. Все это преломлялось в его  сознании и воплощалось в живых  образах его фантазии.

Древний миф, передаваясь через тысячелетия, продолжает жить в наших умах, служа  уже в качестве аллегории, образного  выражения, насыщенного большой  силой, меткостью и выразительностью. «Миф является одним из важнейших  средств нашего мышления и нашего языка»3, как писал С.М. Радциг. Язык и мысль неразрывно связаны между собой. В могучих образах мифологии мы находим неисчерпаемый источник для художественного творчества, для нашей мысли. В мифах во всей широте, во всем безграничном, ничем не стесненном богатстве выражена народная мудрость многих веков человеческой жизни.

С успехом познавательной деятельности мифология становится достоянием искусства, входит в фонд языковых метафор (геркулесовы столбы, прокрустово ложе, муки Тантала).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Некоторые «Крылатые» слова и выражения Древней Греции.

 

«Крылатые»  слова – это меткие выражения, часто краткие цитаты и афоризмы, получившие широкое распространение в живой речи на правах пословиц и поговорок. Они являются одним из средств образной и выразительной литературной речи. Название это восходит к Гомеру, в поэмах которого («Илиада» и «Одиссея») оно встречается много раз («Он крылатое слово промолвил», «Между собой объяснялись словами крылатыми тихо»). Гомер называл «крылатыми» слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего. Запас «крылатых» слов не исчерпаем. Многие употребляемые в современном русском языке фразеологизмы уходят своими корнями в античную мифологию.

 

Объятия Морфея.

«Я полагаю, пора путешественникам в объятия Морфея», - заметив утомление гостей, говорит один из героев тургеневского романа «Отцы и дети». Кто же он – Морфей?

Морфей  в греческой мифологии - бог сновидений, крылатое божество, сын бога сна Гипноса. Он являлся людям во снах, принимая образ любого человека. Он умеет абсолютно точно подражать голосу и стилю речи человека, которого изображает. Только во время отдыха он сохранял свой собственный облик. Морфей изображался обычно в виде юноши с крылышками на висках. «Попасть в объятия Морфея», «очутиться в объятиях Морфея» с древних времен означало «уснуть».

А.С. Пушкин использует это «крылатое» выражение в стихотворении «К Дельвигу» (1815):

В объятиях Морфея

Беспечный дух лелея,

Еще хоть год один

Позволь мне полениться.

 

Значение  этих слов не изменилось и по сей  день, только мы обычно употребляем  их с несколько шутливым оттенком.

Узы Гименея.

Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина говорит  Татьяне Лариной, когда речь заходит  об их возможном браке:

Судите  ж вы, какие розы

Нам заготовит  Гименей…

 

Гименей в греческой мифологии - бог брака, сын Диониса4 и Афродиты5: «Есть еще один помощник и спутник у Афродиты - это юный бог брака Гименей. Он летит на своих белоснежных крыльях впереди свадебных шествий. Ярко горит пламя его брачного факела. Хоры девушек призывают во время свадьбы Гименея, моля его благословить брак молодых и послать радость в их жизни».6

 По одному из мифов, Гименей освободил девушек, похищенных морскими разбойниками, и на одной из них женился. По другому мифу, красивый юноша, певец и музыкант, внезапно скончался на свадьбе Диониса и одной из его возлюбленных (вариант: потерял голос). Чтобы увековечить память о его прекрасном голосе, на свадьбах начали петь торжественную песнь в честь новобрачных, которая и стала называться гименеем. Существует предание, что Асклепий7 воскресил Гименея. Изображался Гименей юношей, украшенным гирляндами цветов, с факелом в руке. В переносном смысле "узы Гименея" - супружеский союз.

«Узы  Гименея» упоминает и И.А. Гончаров в романе «Обрыв»: « Все находили, что она образец достоинства, строгих понятий, commeil faut, жалели, что она лишена семейного счастья, и ждали, когда новый Гименей наложит на нее цепи».

Панический страх.

Знал  я старца: в душе его бедной

Поселился панический страх,

Что погубит  нас Запад зловредный.8

 

Выражение «панический страх» употребляется в значении: безотчетный, внезапный, сильный страх, охватывающий множество людей, вызывающий смятение. Возникло из греческих мифов о Пане. Пан - первоначально бог стад, покровитель пастухов, затем всей природы, сын Гермеса9 и Дриопы10. Изображался в виде человека с козлиными рогами, копытами и бородой. Согласно мифам, Пан наводит внезапный и безотчетный ужас на людей, особенно на путников в глухих и уединенных местах, а также на войска, бросающиеся от этого в бегство: «Опасно беспокоить тогда Пана; он вспыльчив, он может в гневе послать тяжелый давящий сон, он может, неожиданно появившись, испугать потревожившего его путника. Наконец, может он наслать и панический страх, такой ужас, когда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, через леса, через горы, по краю пропастей, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью. Случалось, что Пан целому войску внушал подобный страх, и оно обращалось в неудержимое бегство. Не следует раздражать Пана - когда вспылит, он грозен. Но если Пан не гневается, то милостив он и добродушен»11.

«От бессонницы и вследствие напряженной борьбы с возрастающею слабостью со мной происходит нечто странное. Среди лекции к горлу вдруг подступают слезы... Я хочу прокричать, что я отравлен... И в это время мое положение представляется таким ужасным, что мне хочется, чтобы все мои слушатели ужаснулись, вскочили с мест и в паническом страхе, с отчаянным криком бросились к выходу», -  ярко рисует панический страх А. П. Чехов в повести «Скучная история».

Пигмалион и Галатея.

Не видя, не любя, не внемля, не жалея,

Погружена в себя и в свой бездушный сон, -

Она  - из мрамора немая Галатея,

А я –  страдающий, любя, Пигмалион.12

 

В древнегреческом  мифе о прославленном ваятеле  Пигмалионе рассказывается, что он открыто выражал свое презрение  к женщинам. Разгневанная этим богиня Афродита заставила его влюбиться  в статую молодой девушки Галатеи, им же самим созданную, и обрекла его на муки безответной любви. Страсть Пигмалиона оказалась, однако, настолько сильной, что вдохнула жизнь в статую. Оживленная Галатея стала его женой. На основе этого мифа Пигмалионом переносно стали называть человека, который силой своего чувства, направленностью своей воли способствует перерождению другого (например, в пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион»), а также влюбленного, встречающего холодное равнодушие любимой женщины и человека, влюбленного в свое творение. Когда иносказательно говорят о страстной любви без взаимности, используют «крылатое» выражение «Пигмалион и Галатея».

В своем  романе «Обломов» И.А. Гончаров охарактеризовывает отношения Ольги и Обломова, используя  данные «крылатые» слова: «Спрашивать ей было не у кого… У Обломова? Но это какая-то Галатея, с которой ей самой приходилось быть Пигмалионом».

Ахиллесова пята.

«У каждого  своя ахиллесова пятка» - говорит князь  Андрей в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

Один  из самых сильных и храбрых  героев Древней Греции легендарный  Ахиллес был, как рассказывает предание, сыном морской богини Фетиды и простого смертного Пелея13. Сыновьям смертных грозят всякие опасности. Боясь за сына, мать решила искупать его в водах священной реки Стикса, делавших человека неуязвимым. Но, окуная младенца в воду, мать держала его за пятку, и Стикс не коснулся ее своей струей. И, когда стрела троянца Париса вонзилась в пятку Ахиллеса, он погиб. Возникшее отсюда выражение «ахиллесова (или ахиллова) пята» употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое место чего-либо. Эта легенда давно занимала умы людей. Благодаря ей сухожилие, расположенное на ноге над пяточной костью, анатомы именуют "ахиллесовым".

Информация о работе Мифы Древней Греции