Контрольная работа по "Религии и мифологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:51, контрольная работа

Описание

Теологические определения, например, исходят из того убеждения, что Бог - сила реально существующая и человек в процессе своей жизни общается с ней. Философские определения религии базируются на признании или непризнании существования Бога и, исходя из этого, описывают роль религии в жизни общества, группы и индивида. Социологические и психологические определения вопрос об истинности существования сверхъестественных сил оставляют за рамками своих формулировок и рассматривают социальные и психологические последствия религии.

Содержание

Вопрос №1.Религия как социальное явление
1.1 Сущностные характеристики религии;
1.2 Структура религии и содержание ее элементов.

Вопрос №2.Национальные религии
2.1 История возникновения иудаизма.
2.2 Основные напрвления иудаизма.

Вопрос №3.Свободомыслие как явление духовной культуры общества
3.1 Богоборчество и антиклерикализм как формы свободомыслия.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Религиоведение..doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)

Завоевание Палестины  в 322г. до н.э. Александром Македонским  привело ко второму наиболее значительному  расселению евреев в странах Восточного Средиземноморья. В период расселения создается Талмуд, который становится основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев.

Ухудшившееся во втором веке до н.э. положение династии Селевкидов (эллинское государство), плативших  контрибуцию римлянам, вызвало ужесточение  в их колониальной политике, в том  числе, и в отношении Иудеи. Ответной реакцией стала активизация национально-освободительной борьбы, кульминацией которой стало восстание Маккавеев (167 - 164 г.г. до н.э.), завершившееся победой и изгнанием эллинов из Иерусалима в 164 г. до н.э. Храм, нареченный в 167 г до н.э. святилищем Зевса Олимпийского был возвращен иудаистской церкви и очищен от принадлежностей греческого (языческого) культа. В ознаменование этого события было установлено восьмидневное празднество освящения -- Ханука.

Освободившись от греческого ига Иудея заключает союз с Римом, надеясь добиться таким путем полной политической самостоятельности. Однако, впоследствии римляне постепенно устанавливают контроль над Иудеей, не встреченный поначалу неприязненно народными массами из-за крайней жестокости Ирода I (ум. в 4 г. до н.э.). Жестокость этого правителя вошла даже в библейские сказания («избиение младенцев») и связывается с именем Иисуса Христа. Первые серьезные столкновения иудеев с римскими властями относятся ко времени наместничества Понтия Пилата (36 - 26 н.э.) и постепенно перерастает в Иудейскую войну I (66 - 73 н.э.). В ходе этой войны в 70 г. н.э. был снова разрушен Иерусалимский Храм, что означало конец эпохи Второго Храма.

В это время помимо канонизированного Письменного  Закона - Торы - развивается так называемый Устный Закон, основанный на многовековой традиции толкования Священного Писания. 
 
2.2 Основные направления современного иудаизма - ортодоксальное, реформистское и консервативное. Они в свою очередь делятся на различные течения.

Реформизм: 
Реформистское направление в иудаизме возникло в Германии в начале XIX в. На его становление оказали с одной стороны идеи европейского Просвещения, главным проводником которого в еврейской среде был немецко-еврейский философ Моисей Мендельсон, а с другой стороны радикальные социально-исторические перемены в жизни Европы, вызванные Великой французской революцией. Мендельсон (1729-1786 гг.), стремясь изменить положение евреев Германии, веками прозябавших в тесных городских еврейских кварталах (гетто), перевел Библию на современный немецкий язык и много сделал для распространения среди еврейской молодежи европейской культуры. Хотя он сам лично полагал, что иудаизм как боговдохновленная религия включает в себя и всю его обрядовую сторону, среди его последователей формируется доктрина реформированного иудаизма.

Ее сущность заключается  в том, что огромная совокупность обрядов и ритуалов, налагаемых на верующего еврея талмудическим  иудаизмом, является только исторически  преходящим фактором, не отражающим подлинного духа религии. Отсюда делался вывод о необходимости радикального реформирования иудейского культа. Эти идеи стали претворяться в жизнь после оккупации Германии наполеоновскими войсками и введения там французских либеральных порядков, включавших в себя также гражданское равноправие евреев.

Один из первых идеологов  реформизма Израиль Якобсон в 1808 г. основал в Касселе (Вестфалия) еврейскую школу, где наряду с  еврейскими преподавались светские науки, а также молитвенный дом  с отправлением службы не на еврейском языке Священного Писания а на немецком. Затем его последователь Э. Клей в 1818 г. основал реформистскую синагогу в Гамбурге, названную Тампль (Храм). Наряду с введением богослужения на немецком языке и аккомпанементом на органе, из текстов молитв были выброшено упоминание о пришествии Мессии, одно из главных положений традиционного иудаизма. С появлением раввинов, получивших образование в европейских университетах, количество сторонников реформистского иудаизма резко возросло. Их главным идеологом стал Авраам Гейгер (1810 - 1874 гг.), выдающийся ученый и глава еврейской общины г.Бреслау (Вроцлав). По его представлениям, иудаизм - это только религия, евреи не являются единым народом.

 

Концентрированная доктрина реформизма нашла свое выражение  в декларации участников съезда его сторонников, прошедшего в г. Франкфурт-на-Майне в 1842 г.:

 

· мы признаем за религией Моисея возможность бесконечного развития;

 

· Талмуд не имеет для  нас никакого авторитета ни с догматической, ни с практической точки зрения;

 

· Мессии, который бы вернул евреев в Палестину мы не ждем и не желаем, мы не признаем никакого другого отечества, кроме того, к которому мы принадлежим по рождению и по гражданству.

 

Радикальному изменению подвергся  и ритуал богослужения: вся служба велась на немецком языке, отменено трубление в ритуальный рог (шофар), ношение во время молитвы ритуального облачения (талес), во всех религиозных вопросах женщины были уравнены в правах с мужчинами.

Однако наибольшего успеха реформизм  добился в США, куда эмигрировали многие его идеологи. В 1885 г. на съезде в Питтсбурге было подтверждено, что евреи являются не народом а религиозной общиной. Главным принципом было признано библейское положение “люби ближнего как самого себя”. Ритуалы, соблюдение субботы, пищевые запреты только мешают этому. Несмотря на массовую эмиграцию в США из Восточной Европы приверженцев ортодоксального иудаизма, реформизм и сегодня пользуется там массовой поддержкой. Достаточно указать, что в настоящее время в Америке насчитывается около миллиона сторонников реформизма и примерно 800 реформистских синагог. Реформисты допускают участие своих раввинов в бракосочетаниях смешанных браков даже вместе с христианскими священниками, для них необязателен религиозный развод, у них имеются женщины-раввины, принадлежность к еврейству определяется не только по матери, но и по отцу, крайне облегчено обращение в иудаизм и т.д. В других странах позиции реформизма значительно слабее.

 

 Консервативный иудаизм:

Направление консервативного иудаизма сформировала группа в США умеренных реформистов в ответ на радикальные решения Питтсбургской платформы. В основу своей программы были положены идеи немецко-еврейского ученого З. Френкеля (1801-1875 гг.), полагавшего иудаизм и национальные традиции результатом коллективного творчества еврейского народа и полностью отделившего религию от образа жизни. В связи с этим провозглашалась свобода критического подхода к иудаизму и к еврейской истории. Дальнейшему успеху консервативного иудаизма способствовала деятельность знаменитого гебраиста и раввина С. Шехтера . В настоящее время консерватизм сохраняет сильные позиции среди приверженцев иудаизма, особенно в Америке.

Сторонники консервативного иудаизма признают принципы ортодоксального  раввинизма, однако сохранили многие нововведения реформистов. В их синагогах мужчины и женщины молятся совместно, богослужения совершаются на английском языке, используется орган. Подобно реформистам они отрицают воскресение мертвых, но верят в бессмертие души. В рамках консервативного иудаизма в США возникла направление конструктивистов. Они провозглашают принцип: “иудаизм для еврейского народа а не еврейский народ для иудаизма”. Религия рассматривается как часть культуры а еврейские обычаи и ритуалы только как явления национальной традиции.

 

Ортодоксальный иудаизм:

Ортодоксальный иудаизм решительно возражал против нововведений в религии, видя в них вредные плоды эпохи  распространения среди евреев европейского просвещения (по-еврейски Гаскала), начало которому положил Мендельсон. С целью  противодействия этому И. Салантер (1810-1883 гг.) из Вильно основал движение “мусар” (по-еврейски - мораль), поставившее своей целью совершенствование нравственного облика верующего с помощью самовоспитания посредством постоянного чтения религиозно-нравственной литературы и последующего созерцания и размышления. Это направление оказала и оказывает большое влияние на многих верующих. 
 
3. Богоборчество и антиклерикализм как формы свободомыслия. 
 
Богоборчество - самая ранняя и самая слабая форма критики религиозных представлений. Богоборец испытывает чувство протеста против Бога, создавшего мир таким жестким и несправедливым. Богоборческие настроения вызываются осознанием социальной несправедливости, отчаянием, неудовлетворенностью собственной судьбой. Проявления богоборчества разнообразны: от робкого упрека в адрес Бога до яростного "хуления" его. 
И наконец антиклерикализм (от лат. anti - против, clericalis - церковный) - идейное и социальное движение, направленное против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе. Он может быть светским и религиозным. При этом светский характер антиклерикализма не гарантирует его прогрессивности, примером может служить борьба Бисмарка против католической церкви в Германии в XIX веке или борьба против церкви и духовенства в нашей стране в 20-30-е годы XX века. Ныне антиклерикализм играет заметную роль во всемирном движении свободомыслящих, выступающих против попыток религиозных организаций, установить монополию на духовную жизнь - на образование, моральные предписания и т.д.


Информация о работе Контрольная работа по "Религии и мифологии"