Контрольная работа по "Религии и мифологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:51, контрольная работа

Описание

Теологические определения, например, исходят из того убеждения, что Бог - сила реально существующая и человек в процессе своей жизни общается с ней. Философские определения религии базируются на признании или непризнании существования Бога и, исходя из этого, описывают роль религии в жизни общества, группы и индивида. Социологические и психологические определения вопрос об истинности существования сверхъестественных сил оставляют за рамками своих формулировок и рассматривают социальные и психологические последствия религии.

Содержание

Вопрос №1.Религия как социальное явление
1.1 Сущностные характеристики религии;
1.2 Структура религии и содержание ее элементов.

Вопрос №2.Национальные религии
2.1 История возникновения иудаизма.
2.2 Основные напрвления иудаизма.

Вопрос №3.Свободомыслие как явление духовной культуры общества
3.1 Богоборчество и антиклерикализм как формы свободомыслия.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Религиоведение..doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)

Контрольная задание  № 2  
Выполнил: Лапенко Илья Александрович  
Студент 1 курса, Юридического факультета МГЭИ, заочная форма обучения. 
 
Вопрос №1.Религия как социальное явление 
1.1 Сущностные характеристики религии; 
1.2 Структура религии и содержание ее элементов. 
 
Вопрос №2.Национальные религии 
2.1 История возникновения иудаизма. 
2.2 Основные напрвления иудаизма. 
 
Вопрос №3.Свободомыслие как явление духовной культуры общества 
3.1 Богоборчество и антиклерикализм как формы свободомыслия. 
 
1.1 В религиоведении разработан ряд определений религии: теологических, философских, социологических, психологических и др. Теологические определения, например, исходят из того убеждения, что Бог - сила реально существующая и человек в процессе своей жизни общается с ней. Философские определения религии базируются на признании или непризнании существования Бога и, исходя из этого, описывают роль религии в жизни общества, группы и индивида. Социологические и психологические определения вопрос об истинности существования сверхъестественных сил оставляют за рамками своих формулировок и рассматривают социальные и психологические последствия религии.

 Теологические определения  религии являются, естественно, самыми  старшими по возрасту. Они стремятся  понять религию “изнутри”, на  основе соответствующего религиозного опыта. Существуют такие определения религии, сформулированные конфессиональными религиоведами:

 переживание святого  (Р. Отто - протестантский философ);

 жизнь нас в Боге  и Бога в нас (П.А. Флоренский - православный богослов);

 выход за пределы  биологической природы, конструирование  смыслового универсума (Т. Лукман - евангелический теолог).

 В целом в теологии  религия понимается как величина  особого рода, появляющаяся в  результате взаимосвязи между  Богом и человеком.

 В материалистической философии религия понимается как многомерное явление духовной жизни общества и личности, и это понимание трактуется в нескольких формулировках:

 религия как сфера  духовной жизни общества, группы, индивида;

 религия как способ  духовно-практического освоения мира;

 религия как область  духовного производства;

 религия как форма  общественного сознания, где идеальное  - и продукт, и форма.

 К последнему можно  добавить, что религия является  универсальной формой общественного  сознания. Право, мораль, идеология служат способами духовно-практического освоения общества и выступают в роли непосредственных регуляторов человеческого поведения. Наука, философия, искусство служат способами духовного и духовно-практического освоения всего окружающего мира и общества и выступают в роли опосредованных регуляторов человеческого поведения. Универсальность религии в том, что она, по существу, является и тем, и другим.

 Так как только  религия содержит в себе возможности  для духовно-практического и чисто  духовного освоения человеком любой сферы его жизнедеятельности, причем дело не в истинности той или иной религии, а в возможностях, предоставляемых человеку для мышления и эмоционального переживания. Кроме того, религия располагает как непосредственными (наказания и поощрения, исходящие от служителей религии), так и опосредованными (воздаяния, исходящие от Божества) регуляторами человеческого поведения.

 Резюмируя выше  сказанное, можно предложить следующее  определение религии: система  взглядов и убеждений, на которых  строится мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) и которые основаны на вере в существование Бога или богов, “священного”, то есть той или иной разновидности сверхъестественного. В качестве таковой религия представляет собой:

 

1) проявление сущности  общества, выражение глубинных общественных  связей;

2) необходимо возникающий  в процессе становления человека  и общества аспект их жизнедеятельности;

3) способ существования  и преодоления человеческого  самоотчуждения;

4) отражение действительности;

5) общественную подсистему;

6) феномен культуры. 
 
1.2 Основными элементами, действующими в религиозной сфере, являются субъекты - носители религиозности. Это могут быть личности, группы, классы, нации, государства, этносы. Религиозные субъекты, обладая сознанием, которое характеризуется как религиозное, ведут особую деятельность, в процессе и результате чего вступают в религиозные отношения, для упорядочения которых объединяются в различные религиозные организации.

 Религиозное сознание. Фундаментальным свойством такого  сознания является религиозная  вера, под которой в науке принято  понимать:

  1) убежденность в  объективном существовании свойств,  связей, превращений существ, которые  являются продуктом гипостазирования; 2) убежденность в возможности общения с этими существами, в возможности воздействовать на них и получать желаемую помощь; 3) убежденность в действительном совершении событий мифа, в своей причастности к ним, в их повторяемости; 4) убежденность в истинности религиозных догматов, текстов, взглядов и их сверхъестественном происхождении; 5) убежденность в святости и непогрешимости религиозных авторитетов. Религиозная вера образует сферу символов, позволяет вести диалог со сверхъестественным существом, дает наглядность образам и эмоционально насыщает процесс общения с ними.

 Таким образом,  религиозное сознание чувственно, наглядно, образно, соединяет адекватное  восприятие с иллюзиями, символично, диалогично, эмоционально насыщено, обладает особой лексикой и знаками. Религиозное сознание подразделяется на два уровня - обыденный и концептуальный. Обыденный уровень характеризуется преобладанием эмоциональных моментов, фрагментарностью. В обыденном сознании религиозные представления складываются и развиваются под влиянием устойчивых (традиции) и динамичных (настроения) сил. Религия на уровне обыденного сознания всегда выступает в личной форме: верующий убежден, что не только имеет право на некоторый собственный взгляд на правила общения с Богом, но и получает полное одобрение от него, полное и постоянное внимание именно к его проблемам, независимо от времени обращения. Концептуальный уровень религиозного сознания пополняется за счет разработки учения о Боге, природе и обществе соответствующими специалистами и религиозными авторитетами.

 Религиозная деятельность. Различается культовая и внекультовая  религиозная деятельность. К внекультовой  деятельности относится разработка  религиозных идей, написание сочинений  богословия, производство средств  культа, обучение богословию, издательская деятельность и пропаганда религиозных идей в СМИ, миссионерство, благотворительность, управление религиозными организациями.

 Культовая религиозная  деятельность по существу представляет  особые стабильные формы и  способы поведенческих актов, направленные на выражение поклонения объектам и силам, чтимым в качестве священных.

  Во время произведения  культовых действий происходит  “драматизация мифа”. Перед верующими  с помощью специальных предметов  и способов культа воспроизводятся  события, описанные в священных книгах, отражающие главные догматы той или иной религии. Объектом культа является то сверхъестественное существо, к которому обращаются верующие. Предметом культа выступают те материальные объекты, которые осознаются в форме религиозных образов - вещи, животные, растения, горы, реки, планеты, звезды. Средствами культа могут быть здания, предметы, произведения искусства (музыка и др.). Способов культа великое множество - от простых до самых сложных: крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падание ниц, омовение, ритуальные жесты, жертвоприношение, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники. В результате культовой деятельности удовлетворяются религиозные потребности верующих, оживляется религиозное сознание. В памяти воспроизводятся образы, символы, эмоции. Достигается динамика психологического состояния, причем от негативного (беспокойства, тоски, скорби) к позитивному (успокоению, радости, приливу сил). Осуществляется реальное общение верующих друг с другом, сплачивается религиозная группа. В процессе и результате культовой деятельности также удовлетворяются эстетические потребности человека.

 Религиозные отношения  представляют собой вид отношений  в духовной сфере, которые складываются  в соответствии с религиозным  сознанием и существуют посредством религиозной деятельности. Религиозные отношения имеют два плана - объективный и субъективный. Первый план этих отношений можно выделить в действительных взаимоотношениях между верующими, второй - во взаимоотношениях верующего с гипостазированными существами. Отношения нельзя увидеть, но их результат можно зафиксировать. Выделяется несколько способов фиксации религиозных отношений:

1) через предметы живой  и неживой природы, артефакты  (священная корова у индусов,  черный камень у мусульман, крест, икона, храм у христиан) - такой способ фиксации называется вещным;

2) через разработку  образов Бога, духов, души, святых  и ангелов - такой способ называется  образным;

3) через выработку и введение  в постоянный оборот отдельных  слов и выражений, содержащих наставления по правилам общения с Богом - языковый способ фиксации; 4) через установление определенного отношения к служителю культа, главе религиозной общины, обладателю дара - персонифицированный способ фиксации религиозных отношений.

 Религиозные отношения подразделяются на внекультовые и культовые. Внекультовые отношения - это действительные отношения между религиозными индивидами и организациями: обмен информацией, педагогические отношения, связи координации (по горизонтали), связи субординации (по вертикали). Характер внекультовых религиозных отношений может изменяться от солидарности к конфликту, проходя стадии веротерпимости, нейтралитета и конкуренции. В культовых отношениях проявляется субъективный план - в них предполагается участие Бога, какие бы действия ни совершал верующий (совершая евхаристию, исповедуясь, слушая проповедь, участвуя в обряде).

 Религиозные организации делятся  на внекультовые и культовые.  К внекультовым организациям  относятся органы управления (церковный  совет, ревизионная комиссия, церковные отделы образования, департаменты прессы, ректораты религиозных учебных заведений). Внекультовые религиозные организации действуют внутри объединений, созданных с культовыми целями. Существует три типа таких объединений. Церковь - сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется традицией, последователи в основном анонимны, верующие делятся на духовенство и мирян, священнослужителей специально готовят к их деятельности, обычно церковь сотрудничает с государством. Секта - провозглашает оппозицию традиционным церквям, проповедует изоляционизм, избранничество, строго контролирует членство, лидерство в секте харизматично. Деноминация - нечто среднее между выше названными типами: Проповедь избранности членов сочетается с возможностью спасения и духовного возрождения для всех. От секты деноминацию отличает активное участие в светской жизни, эффективная экономическая деятельность, стремление перерасти в церковь или, по крайней мере, ею назваться. 
 
2.1 Иудаизм называют национальной религией евреев, его формирование началось задолго до XIII века, когда их кочевые племена вторглись на территорию Палестины. Первоначально верования, ритуалы и обряды еврейских племен мало чем отличались от верований других народов, находящихся на аналогичной стадии развития. Это тотемистические, анимистические, магические верования и обряды. Религиозно-культовая система того времени носила ярко выраженный политеистический характер и, лишь начиная с XIII века до н.э., после вторжения еврейских племен на территорию Палестины и формирования там еврейского государства, начинает складываться иудаизм как монотеистическая религия. У еврейского народа Богом становится бог Яхве (Иегова).

 

Эпоха первого храма. Первый шаг в направлении централизации культа Бога Израиля был сделан царем Давидом, который, перенеся в царскую столицу, Иерусалим, Ковчег завета, установил тем самым связь между формирующимся национально-политическим единством израильских племен и их религиозным единством. Название эпохе дал Первый храм, построенный Соломоном (965 -- 928 года до н.э.). Иерусалимский храм был государственным святилищем, содержащимся на средства царской казны, а члены жреческой коллегии Храма были государственными чиновниками, назначавшимися царем. Царь не только контролировал функционирование Храма, но и принимал решения по вопросам чисто культового характера. Возможность вмешательства в сферу богослужения коренилась в идее богоизбранности царя, что превращало его в священную персону. Возвышение Иерусалимского храма и превращение его в официальное святилище подорвало престиж местных святилищ и способствовало централизации религиозной власти. Однако многобожие просуществовало у евреев еще несколько столетий.

 

Эпоха «вавилонского  плена». В 586г. до н.э. Иудея была захвачена  вавилонским царем Навуходоносором. Храм Яхве был разрушен, а евреи  уведены в плен. Во время вавилонского плена иудаизм становится идейной основой борьбы евреев за освобождение. Возглавил это движение Моисей.

 

Согласно библейскому  повествованию. Бог Яхве через пророка  Моисея предложил народу Израиля  союз - «завет». Этот завет содержит два ключевых положения. Первое - евреи обязаны признать, что бог Яхве - это не просто один из богов, это единственный бог, творец и повелитель всего того, что происходит в природе, обществе и судьбе каждого человека. Второе - еврейский народ является избранным Богом Народом, Он будет находиться под особым покровительством всемогущего Бога до тех пор, пока остается ему верным.

 

 Эти два положения  являются центральными в религиозно-культовой  системе иудаизма.

 

Эпоха Второго храма. Эпоха получила свое название в честь  восстановленного в 516 году до н.э. прежде разрушенного Первого храма. Переломным этапом в этот период было прибытие в страну новой группы вавилонских изгнанников (458 год до н.э.). Персидский царь Артаксеркс уполномочил Езру объявить законы Торы гражданским законодательством Иудеи и облек его правом назначать судей, вершивших правосудие на основании еврейского религиозного закона. Идея отправления гражданского судопроизводства на основе религиозного закона не раз использовалась впоследствии: например, Шариатский суд в исламских странах. В это время формируется особое сословие «писцов» -- софрим -- толковавших законы веры и основывавших школы для их изучения. Деятельность этого сословия заложила основу толкования библейских законов, получившего позднее название Устный Закон.

Информация о работе Контрольная работа по "Религии и мифологии"