История ислама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:29, контрольная работа

Описание

История стран Азии и Африки. контрольная по истории исламской религии, исламу.

Работа состоит из  1 файл

Гавристова на коллоквиум.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ БУДДИЗМА.

Письменные памятники эпохи буддизма до нас не дошли. Записаны они были на костях, дощечках, листьях. Первые памятники буддизма, дошедшие до нас, датируются III-II вв. до н.э. Сложность еще в том, что эти памятники дошли до нас на двух языках: санскрите и пали. Памятники буддизма можно рассматривать только в комплексе. Самый древний из памятников буддизма называется «Трипитака». Это название переводится как «Три корзины». Это единственный полный религиозный свод, дошедший до нас и передающий слово Будды. Полностью письменно этот текст был зафиксирован в I в. до н.э. Книга «Трипитака» включает в себя три части:

1)        «Виннаяпитака». Она представляет собой сборник древних канонических правил существования буддистских общин. Это правила, обеты, предписания, которые должны выполнять монахи.

2)        «Сутрапитака» (корзина поучений) – проповеди Будды. В эту часть входят так называемые джатаки. Джатака – история прошлых лет. Это презабавные, но поучительные истории о перерождении Будды, распространенные в буддистских странах.

3)        «Абитхарма питака» никогда не переводилась на языки народов, не исповедовавших буддизм. Эту часть невозможно перевести на язык небуддистской общины, настолько сложны это метафизические рассуждения, а их лексика настолько связана с метафизикой буддизма.

В Тибете есть два региональных буддистских свода – танжура и канжура. Танжура включает свод познаний о медитации. Канжура рассматривает практику медитации. Оба труда написаны на санскрите. Эти тексты есть на тибетском языке.

Есть ряд канонических языков буддизма:

1)                    Китайский;

2)                    Тибетский;

3)                    Кхмерский (Камбоджа);

4)                    Японский язык признан каноническим позже.

Буддисты, которые не знаю канонических языков буддизма, несут обет молчания. Любое слово, сказанное буддистом на неканоническом языке буддизма, рассматривается как страшный грех. Существует большой комплекс буддистской литературы на санскрите и пали. Что касается других буддистских текстов, рожденных за пределами ареалов этих языков, они не считаются каноническими. Если немецкий монах напишет труд на любом языке (даже на Китайском), такой труд будет считаться греховном.

Раньше считалось, что иерархами буддизма могут быть только люди, родившиеся на Индостане, но теперь от этого отходят.

Следует отметить, что буддизм изначально изучен очень слабо, т.к. тексты буддизма почти не дошли до нас. Но проследить историю буддизма можно через съезды монахов. Съезды такие называются сангити. Таких съездов несколько.

Первый съезд состоялся после смерти Будды, собрались около пятисот его учеников, и по памяти попытались восстановить его учение. Были восстановлены подробности жизни Будды, подробности его высказываний. И вошло в этот свод 800 000 его речей. Тогда же оформился свод «Виная питака». Из всех монахов только один Пурана не признал подлинность этих трудов. Так произошел первый раскол в буддизме.

В IV в. до н.э. на втором съезде в городе Вайшари (об этом сангити имеются не только легендарные, но и письменные источники), произошел раскол общины верующих. Ортодоксальные монахи объединились в секту, которая называлась тхеравата – «большинство». Они утверждали, что знание учения Будды – и есть просветление. А последователи монаха Пураны – махасангхики (маха –  большая, сангха – община) признали истинным познание божественной природы Будды.

Буддистские исследователи называют причинами раскола разные подходы, т.к. во взглядах они были близки. Для первых важно было просто познать смысл, а для вторых – божественную суть…

На третьем съезде в городе Паталипутра, когда в Индии правил Ашока, признавший истинность буддизма, царь объявил себя покровителем буддизма, стал его упасакой. И III в. до н.э. вошел в историю как золотой век буддизма: строились монастыри, община богатела. Тхеравата стала называть себя высшей школой.

Третий съезд считается отправным моментом в признание раскола в буддизме. Последователи школы старой мудрости составляют большинство среди буддистов. Они живут в Индии, в Шри-Ланке, в Мьянме, в Таиланде, в Лосе и в Камбодже.

Что касается меньшинства, они создали школу новой мудрости на третьем съезде – школу Сарвастивада. Она распространена сильнее за пределами Индостана. Впрочем, они есть и в Лаосе, и в Японии, и в Индии.

На основе этих двух школ сформировалось два направления в изучении буддизма:

1)                    Хинаяна (малая колесница) – заниматься изучением буддизма могут только буддисты, только монахи, только родившиеся на территории полуострова Индостан. И только они могут достичь просветления.

2)                    Махаяна (широкая колесница) – заниматься изучением буддизма могут все люди, вне зависимости от рождения, и все они могут обрести просветления, если следуют идеям буддизма.

Махаяна недолго оставалась единой, т.к. в I в. н.э. от махаяны отделилась ваджраяна, или тантризм (от слова тантра – тайное зрение) (в пер. алмазная колесница). У Будды на иконах есть третий глаз, с помощью которого он может видеть прошлое и будущее. Тантризм уделял особое внимание паранормальным способностям человека. В рамках тантризма появилось много различных школ, связанных с изучением психики человека. Кроме того, тантризм изучал жесты, речь, магические формулы и заклинания – оккультные явления.

Хронология распространения буддизма и пантеон буддистских богов.

1)                    Возник буддизм в Индии в середине I тыс. до н.э.

2)                    В I в. до н.э. буддизм утвердился на островах вблизи острова Индостан.

3)                    В I-ых веках н.э. буддизм утвердился в средней, передней и центральной Азии. В Афганистане были найдены изображения Будды, высеченные в скалах.

4)                    В I в. буддизма распространился в Китае, в IV – в Корее, в XIII-XVI - в Монголии, где он вытеснил язычество и ислам, в XVII – в Калмыкии.

Когда буддизм стал мировой религией? Принято считать, что в начале нашей эры. Тогда он распространился по всему Дальнему Востоку и обрел сотни миллионов адептов.

Сложный вопрос – пантеон буддизма. В сущности, в буддизме долго вообще не было пантеона богов, и оформился он ко II-III вв. н.э. Самым верховным божеством является создатель учения Будда. Наряду с ним почитается 999 будд, в миру достигших просветления. Назовем самых почитаемых из них:

1)        Майтрейя. Это будда будущего, грядущего мирового порядка, всего инновационного и нового. Он является самым справедливым и честным буддой, его цветом является красный цвет, его символом – солнце, огонь.

2)        Будда Ваджрапани. Это последний, 1000-ный будда. Это будда, который является борцом с косностью, глупостью, борется с консервативными затхлыми настроениями.

3)        Адибудда – это будда, который сотворил материальный мир.

Есть еще довольно много региональных будд: будда юга, севера, запада, востока, центра. Есть будды промежуточных направлений (юго-запада, северо-востока). Все будды – мужчины. Есть два будды, которые могут принимать облик мужчины или женщины, когда захотят, – это будда Майтрейя и будда Тара (будда милосердия).

С точки зрения буддизма, должно быть 1008 будд. Но последние восемь еще не родились.

Кроме будд в буддизме почитают еще одну группу – бодхисаттвы (ботхъи – дерево познания, саттва – просветленный) Кто это такие? Это люди, которые добровольно отказались от просветления и места в нирване и решились остаться в миру и спасать других существ. Все эти персонажи буддистских историй стали воплощением лучших человеческих качеств: милосердия, мудрости, доброты, справедливости.

Еще в пантеоне буддизма есть архаты – буддистские святые, герои, мученики. В хинаяне их 18, в махаяне – 16.

Также буддистами почитаются пратьекабудды. Пратьекабудда (будда для себя) – это тот, кто все делает только для себя. Подобных богов ни в одной другой религии нет.

И, наконец, еще одна группа своеобразных существ – это идамы - божества-охранители. При входе в буддистский храм располагаются два охранителя: справа и слева с гневным обликом. Они отгоняют от храма злых духов. В самом храме стоят божества, которые имеют полугневный облик. Они менее вооружены, чем идамы снаружи (те имеют палицы, пращи, копья). На выходе стоят божества с мирным обликом: с книгой, с инструментом – они напутствуют людей на мирную жизнь.

ВТОРОЙ ВОПРОС. Учение Будды изложено в сутрах. В них же изложена и философия буддизма. Самой главной в буддизме является первая сутра. Она была оглашена в Бенаресе (Барансии). В ней изложен праведный, серединный путь. С точки зрения буддизма, во всем нужно соблюдать гармонию и придерживаться середины.

Во второй сутре изложены взгляды будды на человеческое тело и душу. По буддизму, именно тело человека является грешным, а душа – свободна от грехов.

Третья сутра посвящена движению колеса жизни. Оно называется сансара, приводится в движение неведением. По Будде, все в жизни начинается с неведения.

Далее все изменения, которые происходят в жизни, происходят благодаря движению тхарм – это все, из чего состоит материальный мир. Это основная философская категория буддизма. С точки зрения буддизма, тхармы постоянно пассивны, но что-то может выбить их из пассивности, они возбуждаются и становятся источником разнообразных превращений. Тхармы рождаются и умирают, гаснут как пламя свечи, и это поведение тхарм способствует эволюции, которая характерна для природы и общества. Буддизм отрицает реальность мира. Этот мир также виртуален, как виртуальное пространство. То есть весь наш мир, в котором мы живем  идышим, иллюзорен.

Буддизм выделяет пять типов тхарм:

1)                    Тхарма формы, которая отвечает за форму, за некие физические конструкции;

2)                    Тхарма мысли;

3)                    Тхарма сознания в большей мере связана с моралью, с нравственностью;

4)                    Тхарма импульса, которая ни от чего не зависит,.

5)                    Тхарма просветления – высший тип тхармы, который определяет само развитие буддизма

Еще одна важная категория буддизма – нирвана.

29.09

Следует отметить, что смысл соблюдения этических норм заключается в соблюдении закона кармы. Карма характерна не только для буддизма, но буддизм воспринял этот закон у религий, существовавших на Индостане в предшествующий период. Карма была заимствована в философии индуизма. Как рассматривали буддисты понятие кармы?

Карма – совокупность добродетельных и недобродетельных поступков. Тем больше добродетельных поступков, тем карма больше позитивна, чем меньше – тем более негативна. Буддисты верили, что карма, присущая человеку, зависит от предыдущих поколений. Карма – это сумма добродетелей и пороков не только нынешней, но и предыдущих жизней. Говоря о карме, буддисты развивали свое учение. Некоторые рассматривают карму как свет, который излучает человек: чем больше добрых поступков совершает человек, тем он светлее, чем больше плохих – тем он темнее. Даже убийство комара или мухи считается у буддистов негативным поступком. Буддисты сравнивают карму с рекой, в которую выпадают чистые воды из родников и зловонные воды, которые губят и поддерживают реку. Аналогичным образом складывается и карма: она может быть позитивной и негативной. Позитивная карма всегда является созидательной, а негативная – разрушительной. Карму человека можно почувствовать: можно чувствовать себя хорошего или плохо в присутствии нового человека.

Закон кармы сыграл очень большую роль в  укреплении этического стандарта мирян: каждый буддист понимал, что, соблюдая кармический закон, он наращивает карму своих детей. В буддизме поощряется автоматическое соблюдение моральных установок: их надо соблюдать по инерции, не задумываясь. А, если человек на автомате сделал что-то плохое, это ему прощается. В буддизме есть формула: «Встретишь буду – убей буду, встретишь патриарха – убей патриарха». В основе морали и этики буддизма лежит принцип ахимсы. Ахима – это принцип ненасилия, не причинение зла и непротивление злу насилием. Последний принцип скорее подходит для христианства, а ненасильственное сопротивление – принцип буддистов. Как понимать этот принцип? Бить нельзя никого: не насекомых, ни животных, ни тем более людей, нельзя даже оскорблять их словом и плохо думать о них; нельзя наносить урон растениям, разбивать белковые продукты (разливать молоко, разбивать яйца). Нужно отметить, что в буддизме существует целый ряд заповедей, которые базируются на первой проповеди Будды. Они очень просты:

1)        Нельзя убивать;

2)        Нельзя грабить;

3)        Отвечать на зло добром;

4)        Не прелюбодействовать;

5)        Не сотвори себе кумира.

Буддисты считали, что добрые и злые дела следуют за человеком как тени, и если человек не искупил вину за содеянное, то искупление переходит на его детей. Образцом этики буддизма является персонаж буддистской мифологии Пурна. Имя это в переводе с санскрита означает «чистый», «прозрачный». Эта история как нельзя лучше характеризует этику буддизма. В обычной жизни последовательные буддисты ведут себя именно так.

Информация о работе История ислама