Христианство, ислам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 11:28, контрольная работа

Описание

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)
Христианство - это самая многочисленная из мировых религий по числу последователей. Название своё христианство получило в связи с тем, что в центре его вероучения стоит личность Иисуса Христа (хотя термин этот возник не раньше конца II в.) Согласно одной из догм христианства, богочеловек Иисус Христос сошёл на землю, чтобы принять мученическую смерть и ею искупить первородный грех людей. Вера в искупительную жертву Христа и всеобщую греховность людей - одно из основных положений христианского вероучения. Многие исследователи вообще отрицают историчность Христа, другие же считают, что Иисус существовал, но не как богочеловек, а как простой еврейский проповедник.

Содержание

Религия____________________________________2
Христианство_______________________________2
Ислам_____________________________________2
Буддизм___________________________________3
Религия Древнего Египта_____________________5
Религия Древнего Китая______________________6
Список литературы__________________________7

Работа состоит из  1 файл

Содержание по Человек и право..doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Религия____________________________________2

 

Христианство_______________________________2

 

Ислам_____________________________________2

 

Буддизм___________________________________3

 

Религия Древнего Египта_____________________5

 

Религия Древнего Китая______________________6

 

Список литературы__________________________7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)

 

Христианство - это самая многочисленная из мировых религий по числу последователей. Название своё христианство получило в связи с тем, что в центре его вероучения стоит личность Иисуса Христа (хотя термин этот возник не раньше конца II в.) Согласно одной из догм христианства, богочеловек Иисус Христос сошёл на землю, чтобы принять мученическую смерть и ею искупить первородный грех людей. Вера в искупительную жертву Христа и всеобщую греховность людей - одно из основных положений христианского вероучения. Многие исследователи вообще отрицают историчность Христа, другие же считают, что Иисус существовал, но не как богочеловек, а как простой еврейский проповедник. 
Христианская религия провозглашает принцип единобожия. Вместе с тем основные направления христианства придерживаются положения о божественной троице. Согласно этому положению, Бог хотя и один, однако выступает в трёх ипостасях (лицах): Бога - отца, Бога - сына и Бога - духа святого. 
Христиане считают, что именно Бог- сын в образе Иисуса Христа, рожденного девой Марией путём непорочного зачатия, является спасителем людей, погрязших в своих грехах. Идея о спасении людей также является одной из центральных в христианстве. Важным в христианском вероучении считается и положение о воскресении распятого Христа и вознесении его на небо. 
Основные положения христианства изложены в «священном писании» - Библии. Библия делится на две части: Ветхий завет и Новый завет. Первая часть взята из иудаизма и тождественна Танаху. Вторая часть - Новый завет - специфична для христианства. Она состоит из 27 книг: четырёх книг Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), в которых повествуется о жизни Христа и излагаются основы его учения, книги «Деяния апостолов», сообщающей о проповеднической деятельности учеников Христа, 21-го послания апостолов, представляющих собой письма написанные Павлом и другими учениками Христа и адресованные ранним христианским общинам, и «Откровения Иоанна Богослова» (Апокалипсис), в котором автор излагает сообщённое ему Богом пророчество о дальнейшей судьбе мира и человечества.
«Священное писание» дополняется священным преданием (писания «отцов церкви» и постановления христианских соборов), но оно признаётся не всеми направлениями христианства. Таких направлений в настоящее время насчитывается пять: православие, католицизм, протестанизм, несторианство и монориситство. Правда, два последних направления намного уступают по числу своих последователей трём первым.

Ислам – вторая мировая религия. Важнейшим догматом мусульманской религии является вера в единого Бога. Также характерна вера в ангелов и чертей. Аллах, как именуют своего Бога мусульмане, прислал на Землю своего пророка Мухаммеда (именно его учение и лежит в основе Корана - «Священного писания» мусульман). Пророками признаются также Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус.
Мусульмане подобно христианам верят в бессмертие души, страшный суд, рай и ад. Ислам предписывает своим последователям ежедневно молиться, отдавать часть дохода бедноте (фактически духовенству), поститься в определённое время и если допускают здоровье и средства совершить паломничество к «святым местам» (Мекка и Медина, города, где проповедовал Мухаммед). Женщине у мусульман отведено подчиненное положение.
Коран - состоящий из сур (глав) - содержит этические предписания, основы мусульманского вероучения. Коран - плохо отредактированное произведение. В нём много повторений и противоречий. Существует ещё сунна - книга, записанная со слов родственников Мухаммеда и его сподвижников.
В современном исламе существуют три направления: суннизм, шиизм и хариджизм. 
Суннизм, кроме Корана, признаёт также сунну. Сунниты верят в предопределение. Свобода воли ими не признаётся. Внутри Суннизма существует ещё несколько сект.
Одна из них секта Ваххабитов, возникшая в XVII в. Ваххабитов иногда называют протестантами ислама. Они провозгласили возврат к раннему исламу. Отвергли духовенство, культ пророка Мухаммеда и запретили поклонения Черному камню в мечети Кааба, посчитав это идолопоклонством. Ваххабиты противятся любому прогрессу.
С лозунгом очищения ислама от инородных черт выступает секта Сенуситов. В догматических вопросах они не отличаются от ваххабитов.
А Суннитская секта - Ахмадия (основанная в 1880-х Гуламом Ахмедом) впитала в себя черты христианства и индуизма.
Шиизм, в отличие от суннитов, принимает не всю сунну, а лишь повествование родственников Мухаммеда. Духовным руководителем для шиитов может быть лишь кровный родственник Мухаммеда. Для шиизма характерны ожидание Миссии (но это будет не сам Бог, как Иисус Христос у христиан, а девятый потомок Мухаммеда, Али). Шииты верят в свободную волю человека. 
Также допускается свободное толкование Корана. Шиитам также разрешено иметь временных жён. Шиизм породил большое количество сект.
Зейдиты, обособившиеся в VIII в, не верят в Миссию, отрицают временные браки. У зейдитов нет культа святых. Для них также характерна веротерпимость.
Исмаилизм, основанный в VIIIв. Исмаилом, испытал влияние буддизма. Исмаилиты видят Бога, как разум, создавший мировую материю и душу. Пророки - это воплощение мирового разума. Друзы отошли от ислама ещё раньше. Они не совершают обряда обрезания, употребляют в пищу свинину и пьют вино. У друзов развита идея о перенаселении душ и о периодическом воплощении Бога на Земле.
Последователи ещё одной секты Алавиты считают Богом Али (того самого которого шииты ждут в образе Миссии). Алавиты поклоняются звёздам. Верят в переселение душ. Обрядность алавитов напоминает христианскую. 
С Алавитами иногда отождествляют ещё одну секту - Али-Илахи (которая по вероучению действительно напоминает Алавизм).
Секта Бехаизм, основанная в XIXв. Бехауллой, провозгласила посланниками Бога Авраама, Иисуса, Кришну и конечно, Бехауллу. Призывает к терпимости.
Секта Бекташи напоминает дорвишский орден. В вероучении имеется ряд элементов христианства. Секта требует от своих членов безбрачия. 
Хариджизм осуждает роскошь, запрещает музыку, игры, курение табака. С самого начала в хариджизме духовным наставником (халифом) может быть любой мусульманин.
Однако современный вариант хариджизма - ибадизм - утратил свой прежний демократический дух.

Буддизм - возник как противопоставление брахманизму. Если брахманизм следовал классовому строю, то буддизм категорически отверг кастовые различия. Все люди, согласно буддизму имеют одинаковые шансы к «спасению». 
Ортодоксальный буддизм не признаёт божеств, создавших мир и руководящих им. Высшее духовное начало, по представлениям буддистов, распылено по всему миру и находится в состоянии постоянного покоя, называемом Буддой в себе. 
Буддизм считает любую жизнь ценой страданий. Эти страдания, полагают буддисты, обусловлены желанием людей существовать. Необходимо подавить в себе желание к жизни - лишь тогда прекратятся жизнь и сопутствующие ей страдания. 
Однако подавление стремления к бытию достигается человеком с большим трудом. Оно произойдёт лишь в том случае, если человек будет неуклонно следовать путём, указанным Буддой. Таким образом, лишь живя в соответствии с этическими предписаниями буддизма, морально совершенствуясь, верующий может рассчитывать на полное прекращение страданий, погружение в нирвану (небытие). Иначе человека ожидает новая цепь перерождений (сансара) и связанных с продолжением жизни страданий. 
Представление о перерождении заимствовано буддизмом из брахманизма. 
В соответствии с принципом кармы (воздаяния), также заимствованным из брахманизма, душа человека появляется при новом рождении в той или другой телесной оболочке. Буддисты связывают новое рождение с выполнением человеком этических заповедей религии. 
Весьма своеобразен и буддийский взгляд на человеческую душу. Буддисты не считают её единым целым. Душа человека (как и его тело) является комбинацией различных частиц духовного начала - дхарм. Со смертью человека эти дхармы распадаются, чтобы потом соединиться в новой комбинации в соответствии с кармой.
Правоверный буддист должен следовать особым правилам. Очень важной моральной заповедью буддизма является запрещение убивать любое живое существо. Стремящиеся к достижению нирваны особо религиозные буддисты, как и джайны, тщательно процеживают воду перед её употреблением. Буддист должен быть весьма воздержан в пище, соблюдать целомудрие и ряд других ограничений, т.е. фактически вести монашескую жизнь. 
Весьма важной этической нормой буддизма является принцип непротивления злу. Со злом, несправедливостью, согласно буддийскому вероучению, нельзя бороться, так как любое насилие вызывает ответное насилие. Правоверный буддист должен спокойно взирать на совершаемое зло, не принимая никаких мер к его предотвращению.
Буддийское «священное писание» называется Трипитака. Трипитака состоит из трёх частей. Первая из них Виная - питака сообщает о правилах, которые должны соблюдаться в буддийских общинах. Вторая часть - Сутта-питака рассказывает о беседах, которые вёл Будда со своими учениками. В третьей части - Абидарма - питаке даётся толкование основных догматов буддизма. Каноническими считаются также книги Сутта - Нипата (сборник поэм о Будде и его учении) и Джатаки (сборник повествований о перерождении Будды).

Буддизм распадается на два основных направления: хинаяна и махаяна. Хинаяна, или тхеравада, сохраняет основные положения раннего буддизма и требует от своих приверженцев неукоснительного соблюдения устава. Буквальный перевод слова «хинаяна» - «малая колесница», (узкий путь спасения). 
Хинаянисты считают, что лишь монашеская жизнь может обеспечить нирвану. И Будда в хинаяне не рассматривается в качестве божества, а почитается как великий учитель.
В хинаяне имеется ряд сект: дхаммают, маханикая, мальватта, азгирия и др.

Махаяна, основанная буддийским богословом Нагарджуной, значительно отдалилась от классического буддизма. Само название «махаяна» означает «большая колесница» (широкий путь спасения). Согласно этому широкому пути, спастись может не только монах, но и мирянин.
В отличие от хинаяны махаяна признаёт существование большого числа божеств. Будда рассматривается как Бог. Кроме того, легендарный основатель буддизма - Сиддхартха Гаутама считают лишь одним из Будд - Буддой Сакьямуни. Существуют и сотни других Будд: Будда Амитаба (властитель рая), Адибудда (творец мира), Будда Майтрейя (Будда будущего) и т.д. 
Помимо Будд, в махаянистском пантеоне имеются ещё бодисатвы, которые рассматриваются как существа, добившиеся права погружения в нирвану, но решившие остаться некоторое время на Земле для спасения людей. За бодисатвами следует архаты - святые. Верят махаянисты также в злых духов и другие сверхесттественный существа.
Для махаяны характерно также представление о рае и аде, неизвестные в хинаяне.

 

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Египетская цивилизация оставила после себя монументальные памятники, такие как египетские пирамиды - одно из чудес света. Они связаны с представлениями египтян о жизни души после смерти, о загробном мире. Они считали, что со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются части его существа: имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящаяся в небо, и таинственный двойник человека (ка).

Ка - своеобразная душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого таинственно связана с судьбой самого тела. Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; ка может быть съеден загробным чудовищем, если не защитят его магические формулы. В благоприятном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего, ка может надолго пережить его. Египтяне достигли больших успехов в мумификации мертвого тела, связанной с их представлениями. Также у египтян сложилось представление о покровителях умерших. Каждой местности соответствует свой бог-покровитель.
В дальнейшем выдвинулись два божества (период Древнего царства): солнечный бог Ра и умирающий и воскрешающий бог растительности Осирис. Будучи по мифу первым умершим, Осирис изображается как владыка умерших, а его ежегодное воскрешение давало верующим надежду на то, что именно с его помощью душа умершего может спастись от окончательной гибели.
В эпоху Среднего царства возникла идея суда над душами. На этом страшном суде взвешивается сердце покойника и в зависимости от добрых и дурных дел, совершенных им при жизни, определяется судьба его души. Судьей душ считается Осирис. Но в добавлении к этому существовало представление о возможности обеспечить благополучие души на том свете чисто магическими средствами. И магические представления преобладали над религиозно-нравственными.
Помимо покровителя умерших Осирис выполнял роль бога-покровителя земледельческих работ, растительности. Характер образа Осириса как бы олицетворял хлебное зерно. В дальнейшем с культом Осириса была тесно связана Исида - богиня плодородия. Затем сформировался образ солнечного бога Ра, который стал главной частью государственной религии Египта.
Египетская религия выросла из почитания местных номовых божеств-покровителей. Номы - остатки древних племен, объединенных в конце 4 тысячелетия до н.э. под общей властью царя. Культ номовых богов сочетался с поклонением общеегипетским божествам. Остались в религии Египта и следы тотемизма, но культ животных в Египте был локальным. В почитании местных богов-покровителей происходил процесс антропоморфизации священных животных, так кошка превратилась в богиню Бастет, изображающуюся с кошачьей головой, сокол - в бога Гора. Существуют изображения бога Тота с головой ибиса, Анубиса - с головой собаки, богини Сохмет с головой львицы.
Для египетской религии была характерна одна особенность: с изменением места царствования династии, с изменением столицы го- сударства менялся и состав пантеона богов. Основной номовый бог-покровитель настоящей столицы занимал главенствующую роль в пантеоне общеегипетских богов. Так первые объединители Египта, вышедшие из Иераконнополя и Эдфу превратили своего племенного бога сокола Гора в общеегипетского бога солнца (1-2 династии), за- тем с перенесением столицы царства в Мемфис (3-ая династия) главным официальным богом Египта становится мемфиский бог Птах и т.д. Другие местные божества со временем вошли в пантеон египетских богов. Например гермопольский бог Тот стал покровителем писцов и ученых, снутский Анубис - богом загробного царства, лотапольская Сохмет - богиней войны, коптосский Мин - покровителем иностранцев и т.д.
Космогонических мифов у египтян было много, в каждом существовал свой миф о начале мира, где главная роль отводилась местному божеству. Геопольские верующие приписывали создание мира своему солнечному богу Ра. Сам Ра был порожден отцом своим, первобытным хаосом Нун, из этого хаоса Ра, совокупившись сам с собой ("упало семя в мой собственный рот") создал одно за другим высшие божества, людей и животных. Он "изрыгнул" бога Шу (олицетворение воздуха) и Тефнут (его женское дополнение), от этой божественной пары родилась в свою очередь Геб (земля), Нут (небо) и другие бо- ги, составляющие "великую девятку", и "родили они потомство, мно- гочисленное на земле этой". Людей создал Ра из своих слез, солнце - око Ра, луна - другое око.
Существовали также другие космо- и антропогонические мифы: например, представление о мировом яйце, из которого родилось солнце, а может быть и весь мир; существовал миф о том, что бог-горшечник Хнум вылепил людей на гончарном круге.
Существование различных космогонических мифов и изменение египетского пантеона в целом говорит о разобщенности страны и религии Египта.

 

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

В Китае издревле существуют две религии: даосизм и конфуцианство, которые тесно переплетены между собой.
По-китайски дао - путь, метод, принцип. Основателем этого учения был Лао-дзы, который писал, что основой человеческой жизни должно стать бездействие. Всякое стремление что-то сделать, изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главная добродетель - воз- держание: это основные понятия, приведенные Лао-дзы. В даосизме и конфуцианстве понятия духов и богов выражены менее отчетливо, чем в других религиях. За основу здесь берутся традиции поколения, устоявшийся порядок жизни и веры. В конфуцианстве основным содержанием стал культ предков. Каждая крупная родовая группа имела храм, посвященный общему родоначальнику фамилии. Жертвоприношения и моления в этих храмах исполнялись или главой семьи, или старей- шинами родов. Было поверие, что душа умершего после сложных призываний и исполнения обрядов переходит в символ, хранящийся в храме (в раннее время - кукла, затем - табличка). По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность человека - сыновняя почтительность и почитание предков. Главным правилом жизни, опорой существующего строя конфуцианская философия и религия считают строгое соблюдение обрядов. "Если не соблюдать издревле установленных обрядов,- говорил Конфуций, - или, тем более, отменить их, то все перемешается и возникнут нестроения. Уничтожьте брачные обряды - не будет супругов, и разовьется разврат со всеми его преступлениями... Уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений - дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут, уничтожьте обряд пин-дзинь - исчезнут различия между государем и чиновниками, удельные князья будут своевольничать, возникнут притеснения и насилие".
Китайский пантеон богов весьма обилен и сложен. Главным богом в древности считался Шан-ди, а затем его заменил Тянь (в переводе "Небо"). Из второстепенных богов видное место занимали бог богатства - Цай-шен и покровители профессий для ремесленников. Купцы почитали помимо бога богатства также местных богов-покровителей. Для крестьян главную роль играли земледельческие божества. Видное место в верованиях китайцев занимает дракон: многочисленные духи-драконы управляют дождем и водными источниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. — М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1976.

  2. Рак И. В. «Египетская мифология». — Издание 2-ое, переработанное и дополненное. — СПб.: «Журнал „Нева“», Летний сад, 2000. — 3000 экз.

  3.«Религии мира»/ Я.Н.Щапов// Москва; «Просвещение»;1994г. 

  4.Буддизм: Словарь. М., 1992.

  5.Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

  6.voov.narod.ru

7.ru.wikipedia.org

1

 



Информация о работе Христианство, ислам