Брак в древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:50, реферат

Описание

Древний Рим. Более двенадцати столетий (с VIII в. до н.э. до V в. н. э) вбирает в себя история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы инженерных сооружений, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства, поэтические творения Вергилия и Горация, Овидия и Катулла, сатиры Марциала и Ювенала, ораторские шедевры Цицерона, интереснейший опыт в области театральных и зрелищных представлений, систему римского права…

Работа состоит из  1 файл

Брак в Древнем Риме.docx

— 47.31 Кб (Скачать документ)

К конкубинату были такие  же требования, как и к браку: жизнь  с одним партнёром, жена должна быть верна партнёру и также исполнять  свои обязанности. Конкубинат и распространённый "брак рабов" (лат. contubernium), часто поощрявшийся хозяевами, признавались обществом как форма сожительства.

Древнеримский юрист Марциан  так писал о конкубинате:

Находиться в конкубинате  может и вольноотпущенница другого  лица, и свободнорождённая, и, главным  образом, такая (женщина), место рождения которой неизвестно или которая продавала своё тело. Если же кто-либо предпочтёт иметь конкубиной женщину честной жизни и свободнорождённую, то это не разрешается без заявления перед свидетелями. Но необходимо или взять эту женщину в качестве жены, или же при отказе от этого вступить с ней во внебрачную связь.

В таких отношения римляне  вступали также и по другим семейным обстоятельствам, например, в случае, если отец семейства не хотел жениться во второй раз, чтобы не ущемлять права  на наследование детей из первого  брака.

5.4 Брак между разными сословиями

 

Поначалу брак между патрициями и плебеями был запрещён, он стал возможным благодаря закону Канулея 445 года до н.э. Жена из дома патрициев при этом оставалась во власти своего отца, который имел право расторгнуть брак в любое время (правило просуществовало до II века). Однако, такие браки не получили широкого распространения и стали скорее реальностью для богатых и уважаемых плебеев.

Брак женщин других сословий с вольноотпущенниками встречался реже, чем брак бывшей рабыни и бывшего  хозяина. Установленный одним из законов Августа запрет на то, чтобы  вольноотпущенница замужем за господином могла развестись против его воли, имел силу ещё в праве Юстиниана.

С введением законов Августа  сенаторам (а со времён Марка Аврелия и до трёх поколений потомков сенатора) запрещалось жениться на вольноотпущенниках / (цах), актёрах или актрисах или их детях, проститутках, сутенёрах или сводницах и их бывших рабах, осуждённых преступниках. С середины I века н.э. рабам был разрешён брак, до этого рабы просто жили вместе в непризнанном законом союзе (лат. contubernium). Сохранилось множество свидетельств таких браков между рабами императоров и свободными женщинами.

Также брак между римскими свободными женщинами и солдатами  не считался законным и формально  являлся сожительством, а дети из такого брака - незаконнорождёнными. Брак между "иностранцами" (не гражданами Рима) формально не воспрещался, но и не приветствовался. Император Траян разрешил ветеранам жениться на дочерях варваров, дети от таких браков признавались законнорождёнными.

 

6. Мораль и брак

 

Цицерон в одном из писем  писал, что считает жизнь холостяков самой прекрасной на свете, а греческий  философ II века Секунд (лат. Secundus) на свой же вопрос, что такое женщина, отвечал, что это "порча мужчины, ненасытное животное, оплот уничтожения, гибельная гадюка". По мнению учёных, большинство женщин всё же были порядочными. Возможно, в глазах критиков жизнь женщины, чья роль отличалась от традиционной, ограниченной домом и детьми, казалась уже скандальной. Всё же образы и истории женщин в произведениях римских писателей не выдуманы, и некоторые женщины своим распутством отчасти создали атмосферу интриг и неспокойствия в обществе. Римскими поэтами и писателями также восхвалялся идеал толерантной женщины, не "мешавшей" любовным похождениям мужа. Выдающийся римский юрист Домиций Ульпиан считал неправильным, что муж вправе требовать от жены моральных добродетелей, которым сам не соответствует. Так, идеалом мужественности считалось самообладание, в действительности же насилие было частым в семье. Надписи на гробницах и саркофагах сообщают о жёнах, имевших одного мужа, или о женщинах, которые оставались вдовами, не выходили вторично замуж, храня верность своему первому мужу. Верность являлась качеством, которое особо прославляют надписи. От жён также ожидалось, что они будут вести домашнее хозяйство и выполнять традиционные женские обязанности, быть для мужа всегда на месте. Во время принципата идея об ограничении женских инстинктов сменилась представлением о возможности воспитания жены. Брак, таким образом, стал выполнять и педагогическую функцию, поэтому также ценилась жена, которая не только подчинялась мужу, но и была способна принять другую "форму", то есть измениться.

 

6.1 Сексуальность и мораль

 

Чувственная любовь и сексуальное  удовольствие в римском браке  считалась нежелательными, и к  этому супруги не стремились. С  юридической точки зрения, близость в браке не являлась обязательной, её прекращение и даже жизнь врозь  не прерывали течение брака с  юридической точки зрения. Однако супружеская любовь, доходящая до самопожертвования, прославлялась  римскими моралистами.

Так как женщине приписывалась  способность влиять на мужчин, внешняя  дистанция между супругами, по крайней  мере, во времена республики, являлась признаком мужской стойкости  и моральной чистоты. Например, Катон  Старший обнимал свою жену только тогда, когда гремел гром, и исключил из сената претора за то, что тот  в присутствии дочери поцеловал  свою жену. Плутарх пишет, что мужчины  хотели с почтением относиться к  жёнам, а не как с куртизанками, поэтому "при свете дня не предавались плотским утехам". Муж должен был скорее "сдерживать" женскую сексуальность.

6.2 Измена

 

Ещё в анналах цензоров 154 года до н.э. Кассия (лат. C. Cassius) и Мессалы (лат. M. Messalla) и консула в 133 году до н.э. Луция Пизона (лат. Lucius Calpurnius Piso Frugi) написано, что целомудрие в Риме уничтожено. Гораций, например, писал, что женской морали в Риме не найти, а Овидий - "целомудренна та, которой никто не домогался". Сенека младший писал, что "кажется, женщины имеют мужей, чтобы соблазнять любовников", а Тацит восхваляет германцев за то, что они не соблазняют и не позволяют себя соблазнить.

Женщин, обвинявшихся в нарушении  целомудрия, если отсутствовал общественный обвинитель, по старой традиции должны были судить родственники. Так, Катон  Старший выражает мнение, что муж  вправе безнаказанно убить жену, если застанет её изменяющей ему, женщина  же не может даже посметь коснуться  неверного мужа. Другие тексты говорят  о праве отца, но не мужа, убить  прелюбодейку и её любовника в  своем доме или доме зятя, муж же имел право убить любовника жены, но лишь, если тот был актёром или вольноотпущенником, и сразу развестись с женой.

По указанию императора Веспасиана Сенат постановил, что женщины, которые  вступили в связь с рабами, должны считаться рабынями. Несовершеннолетняя невеста (до 12 лет), "уведённая в дом" будущего мужа, по закону не отвечала за прелюбодеяние, совершённое до наступления прав жены. Лишь после рескрипта Септимия Севера и Каракаллы ответственность за прелюбодеяние распространилась на невест, "потому что не дозволяется оскорблять ни какой бы то ни было брак, ни надежду на брак".

По закону Августа все  сексуальные отношения с замужними  вне брака (даже если пара была помолвлена) и конкубината нарушали закон и наказывались ссылкой на остров, если доказывалась измена и инцест (отношения между родственниками, не разрешённые законом), то лат. deportatio - пожизненная ссылка, также отбиралось имущество и гражданские права. Однако, при этом совместное проживание без доказательства сексуальных отношений не наказывалось. Измена мужчин с проститутками, актрисами и прочими порочными женщинами (лат. probnosae) юридически не наказывалась.

Такие нравы осуждали, например, стоики (Музоний Руф (лат. Musonius Rufus), I век н.э.), которые обличали измену вне зависимости от того, кто её совершил, и выступали против такой двойной морали римлян. Однако традиционно большинство женщин всё же воспринимало поведение мужей как должное, считая, что мужчины имеют большую сексуальную свободу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Римский брак в культуре

7.1 Божества, покровители  брака

 

 

Конкордия - богиня согласия и покровительница супружеского мира.

Юнона - богиня брака, семьи и материнства.

Церера - следила за правами замужних женщин.

Гименей - в греческой мифологии божество брака, также олицетворение брачных песен, который также почитался в Древнем Риме. Так, сохранилась фреска из Помпей, изображающая Гименея стройным нагим юношей в шафранном плаще, с факелом в одной и венком в другой руке.

Пикун и Пилумн (лат. Pilumnus et Picumnus) - в римской мифологии братья, боги брака и рождения.

7.2 В искусстве

 

Сохранились немногочисленные фрагменты фресок с изображением dextrarum junctio в римских колумбариях

римские фрески, украшавшие дома, например, в Риме - античная фреска "Свадьба Альдобрандини" (Ватиканская апостольская библиотека), некоторые учёные считают фрески с виллы Мистерий в Помпеях, также изображением свадебных обрядов. Значительно больше сохранилось фресок по греческому образцу на тему свадьбы богов, например, свадебная процессия Посейдона и Амфитриты (Помпеи), свадьба Геры и Зевса.

римские мраморные саркофаги  с изображением свадебных ритуалов, например, свадебного шествия, или где  изображены жених и невеста, соединяющими правые руки, при этом в левой  руке жених держит свиток (брачный договор). Часто за парой изображена дружка невесты (иногда с чертами богини - покровительницы брака Юноны), которая соединяет руки супругов. Произведений искусства, посвящённых другим свадебным ритуалам римской свадьбы не сохранилось.

Заключение

 

В Византийской империи долгое время (до предписания Алексея I Комнина в 1092) заключение брака регулировалось нормами римского права, которое требовало юридического оформления (заключения письменного договора) только для высших сословий.

Из Канонических ответов митрополита Киевского Иоанна II (1078-1089) видно, что русский народ считал венчание принадлежностью брака князей и бояр, продолжая придерживаться при вступлении в брак языческих обычаев умыкания и купли невест. Подобная практика встречалась до конца XVII века.

Римское право было заимствовано многими странами Западной Европы. Римское гражданское право, стало, по сути, языком общения юристов  разных стран, позволяющим воспринимать и профессионально оценивать  конкретные законодательные решения  различных правовых систем. До сих  пор многие новейшие юридические  конструкции как из кирпичиков складываются из основных, элементарных понятий  и категорий, разработанных именно в римском праве.

Семейное право - отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения супругов, детей и других членов семьи. В современной России семья находится под защитой государства. Знание принципов и норм семейного права способствует укреплению семьи, лучшей ориентации ее членов в семейных отношениях, повышает их ответственность за сохранность семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Советский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия. 1985
  2. Церковный брак http://ru. wikipedia.org/
  3. Новицкий И.Б. "Римское право", Москва 1993.
  4. Джонс А.Х.М. Гибель античного мира. - Ростов-на-Дону, Изд-во "Феникс", 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Брак в древнем мире