Стохастическая музыка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:38, лекция

Описание

Стохастическая музыка исходит из техники, при которой те или иные элементы композиции определяются согласно теории вероятности и больших чисел — и в этом смысле случайны, тогда как общие формальные данные детерминированы.

Работа состоит из  1 файл

Стохастическая музыка.doc

— 28.50 Кб (Скачать документ)

    Стохастическая  музыка

Стохастическая  музыка исходит из техники, при которой те или иные элементы композиции определяются согласно теории вероятности и больших чисел — и в этом смысле случайны, тогда как общие формальные данные детерминированы.

Одним из ключевых понятий в области стохастической алгоритмической композиции является хаос — согласно гречес-кой мифологии, беспредельная изначальная масса, из которой образовалось впоследствии все сущее. По Хиллеру, «создание музыкального произведения — это процесс упорядочения, в котором определенные музыкальные элементы подбираются и приводятся в порядок из бесконечного многообразия возмож-ностей, то есть из хаоса»21.

Термин  стохастическая музыка принадлежит Янису Ксенакису (1956), который впервые применил к музыкальной организации законы теории вероятностей и больших чисел. Для этого была создана специальная программа SMP— Stochastic Music Programm.

В композиции Ксенакиса 1957 года «Achorripsis» («Бро-шенное эхо») для 21 инструмента события, связанные  с прояв-лением тех или иных музыкальных элементов — тембра, высо-ты, громкости, длительности, были выстроены по всей композиции в соответствии с распределением Пуассона22. Ксе-

накис писал: «Законы исчисления вероятностей вошли  в ком-позицию вследствие музыкальной  потребности. Но другие пути также ведут к стохастическому перекрестку. Начнем с природ-ных явлений, таких, как падение града или дождя на твердые поверхности, или, скажем, пение цикад летом в поле. Взятые в целом, они состоят из тысяч отдельных звуков, масса которых создает, на уровне целого, новое звуковое явление. И это це-лостное явление гибко, оно образует пластичное изменение во времени, которое также подчиняется алеаторическим, стохас-тическим законам»23.

      Для Ксенакиса «исчисление вероятностей»  стало ин-струментом управления музыкальными событиями. Среди его стохастических произведений: ST/10 для 10 музыкантов (1962), ST/48 для 48 музыкантов (1962), «Morsima-Amorsima» для фор-тепиано, скрипки, виолончели и контрабаса (1962).

      Ксенакису принадлежит множество теоретических ра-бот, часть которых издана в виде книги под названием «Форма-лизованная музыка. Новые принципы формализации музыкаль-ной композиции»24. В ней изложены основы математического метода сочинения и стохастической композиции. Книга вклю-чает следующие главы:

      1. Свободная стохастическая музыка (создание музы-кального произведения, исходя из теории вероятностей).

      2. Марковская стохастическая музыка (метод сочине-ния музыки на  основе «цепей Маркова», то есть  таких вероят-ностных процессов, в которых каждое данное состояние зави-сит только от предыдущего и не зависит от более ранних).

3. Музыкальная  стратегия (применение в процессе  композиции теории игр).

    4. Свободная  стохастическая музыка с применением  ЭВМ. 

      5. Символическая музыка (использование для компо-зиции аппарата математической логики).  
 

Информация о работе Стохастическая музыка