Музыка Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:40, реферат

Описание

Индийская музыкальная культура – одна из наиболее древних и самобытных. Её истоки восходят к III тыс. до н.э. Важный этап развития индийской музыки связан с древнейшими литературными памятниками Индии – Ведами (кон. II - 1-я пол. I тыс. до н. э.) - и представлен речитацией священных текстов Ригведы (веда гимнов) и мелодическими образцами гимнотворчества, зафиксированными в Самаведе (веда мелодий). Наряду с культово-ритуальной ведической традицией существовали развитые формы народного и светского искусства.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Музыка Индии.docx

— 76.51 Кб (Скачать документ)

МБОУ  Гимназия №2 имени Баки Урманче

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Музыка Индии»

 

 

 

 

Работу выполнила: Мухтарова Алсу

Ученица 9 класса Б

Работу проверила: Биктимирова Г.З.

Нижнекамск, 2012

 

Музыкальная культура Древней Индии.

Индийская музыкальная культура – одна из наиболее древних и  самобытных. Её истоки восходят к III тыс. до н.э. Важный этап развития индийской музыки связан с древнейшими литературными памятниками Индии – Ведами (кон. II - 1-я пол. I тыс. до н. э.) - и представлен речитацией священных текстов Ригведы (веда гимнов) и мелодическими образцами гимнотворчества, зафиксированными в Самаведе (веда мелодий). Наряду с культово-ритуальной ведической традицией существовали развитые формы народного и светского искусства.

Древнеиндийская музыка, как  и музыка других древневосточных  народов, синтетична. Индийский термин «сангит» («музыка») - выражает единство пения, инструментальной музыки и танца. В одном древнеиндийском трактате различалось 24 поворота головы, соответственно выражавшие сострадание, удивление, страх, равнодушие, страсть и т. д., а также 57 вариантов движения рук.

В музыкальной культуре Индии  танцевальная музыка занимает господствующее положение. Она всегда связана с  определённым сюжетом (чаще из древних  индийских легенд – особенно из эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна», а также темы природы и трудовой деятельности – образы посева, жатвы, рыбной ловли).

Ритм танцевальной древнеиндийской  музыки подчёркивается ударными инструментами. В старинных трактатах описано 120 ритмических типов. Одновременно звучат двудольные, трёхдольные и  смешанные ритмы (полиметрия, полиритмия), характерны многочисленные акценты  и синкопы. Многокрасочность создаётся  богатым набором инструментов –  различные барабаны, колокольчики, бубенцы, гонги и т.д.

Характерными особенностями  вокально-танцевального искусства  Древней Индии являются:

Вокально-инструментальный аккомпанемент к танцу. Вокалисты  сами играли на ударных инструментах и сами танцевали. Текст пения  как бы объяснял содержание танца. Вокальное  искусство Древней Индии имело  много разновидностей пения: плавные  мелодии, скороговорки, сложные колоратуры, украшения, трели (при помощи горла  или языка).

Импровизационный характер исполнительства, предполагающий возникновение  множества вариантов при каждом новом исполнении уже известного произведения.

Значительного развития достигло в древности индийское театральное  искусство. Актёр в индийском  театре одновременно должен был быть певцом, поэтом и музыкантом.

Древнеиндийская музыка в  целом одноголосна. В основе её ладовой  системы лежит семиступенный  диатонический звукоряд. Северно-индийская  музыкальная система опирается  на 10 ладов, южно-индийская - на 72 лада.

Философско-эстетические и  теоретические принципы индийского классического искусства, в т.ч. музыки, получили обоснование в трактатах «Брихаддеши" Матанги (5-7 вв.), «Сангитаратнакара" Шарнгадевы (13 в.), "Натьяшастра" Бхараты (14 в. н.э.). Звук (нада) рассматривался в виде энергии космоса, давшей начало жизни, а ритм развития Вселенной, как считалось, воплощался посредством определённого сочетания музыкальных звуков (система тала). На основе космологических представлений, в музыке возникают аналогии семи основных звуков индийского лада с семью планетами Солнечной системы, а также звуковая градация октавы на 22 интервала менее полутона - шрути (что значит «еле доступные восприятию»). Величина шрути примерно равна четверти тона – это наименьший из доступных восприятию интервалов. Каждому музыкальному звуку соответствовал определённый поэтико-цветовой символ, а лад, составленный с учётом преобладания тех или иных тонов и опорных ступеней (вади и самвади), рассматривался как носитель конкретного образно-эмоционального содержания

Индийское музыкальное мышление в корне отличается от европейского. Его основой стала концепция раги (от санскритского «краска», «окрашивать», но также и «чувство, страсть»). Подобно арабскому макаму, рага имеет несколько семантических уровней:

принцип ладово-мелодического  и метроритмического развёртывания (тала);

специфическая ладовая организация;

психоэмоциональный строй  мелодии.

Считалось, что под влиянием рага у человека зарождаются определённые настроения и чувства – раса. Индийцы различают 9 основных раса: любовь, веселье, сочувствие, гнев, отвага, ужас, отвращение, изумление, покой. Нередко характер раса связан с картинами природы, с пейзажем (некоторые раса имеют название: «Весна», «Вечерняя краска», «Медовый цветок» и т.д.).

Содержание той или  иной раги определено, с одной стороны, ладом, с другой – ритмом. Выбор в качестве доминирующей ступени лада того или иного звука (свара) определяет характер раса всей раги в целом. Например, если преобладает первая ступень лада – шадджа – то возбуждается раса изумления, героики и отваги.

Исполнение определённых рага предписывалось в предустановленное время суток (раги раннего утра, заката солнца, сумерек и т.д.) и года, подчинялось движению светил и т.д. Если данная рага не совпадает с предопределённым для неё временем звучания, то композиция, по мнению древнеиндийских философов и музыкантов, может оказать вредное воздействие на человека, вплоть до возникновения у него смертельной болезни.

Таким образом, в раговой композиции (как вокальной, так и инструментальной) нет такого уровня музыкальной организации, который не подчинился бы единой задаче воссоздания свойственной той или иной раге ментальной природы. Вся эстетико-философская система индийской классической музыки призвана гармонизировать и соединить в неразрывном целом Космос, Звук и Человека.

Музыкальный инструментарий:

струнно-щипковые - вина, ситар, тампура;

струнно-смычковые – саранги, рабаб;

духовые - разновидности  флейты, гобоя;

ударные - табла, гонги, тарелки (особая техника игры: удар не кистью, а пальцами – извлекаются тоны определённой высоты).

Музыка Индии включает разнообразие живых и исторических жанров народной, популярной, эстрадной и классической музыки. Индийская классическая музыка, представленная традициями Карнатака и Хиндустани, восходит к «Сама-веде» и описана как сложная и многообразная система, воздействующая на внешний и внутренний мир, в ряде трактатов первых веков нашей эры и особенно Средневековья. В современности она связана с высокой традицией и особенно с религиозной практикой. Народная музыка важна для сохранения идентичности многочисленных народов Индии. В период мусульманского завоевания индийская музыка вобрала и ассимилировала ряд традиций и инструментов арабской музыки, а в период европейского колониального господства — элементы и инструменты музыки Европы. В XX веке индийская музыка при посредстве ряда выдающихся европейских («Битлз») и американских музыкантов (Джон Маклафлин), а также кинематографа и движений хиппи, нью-эйдж, прозелитического вайшнавизма и других стала одним из значительных компонентов музыкального разнообразия общемировой культуры.

Музыкальная культура древней  Индии План

1.Музыка в древней Индии 

2.Музыкальные инструменты древней Индии 

3.Список литературы 

1.Музыка в древней Индии Истоки индийской музыки восходят к III тысячелетию до н.э. В древних литературных памятниках — Ригведе (X в. до н.э.), Атхарваведе и Самаведе (первая половина I тысячелетия до н.э.) — есть запись условными значками мелодий и песенные тексты. Музыка занимала одно из важнейших мест в системе искусств Древней Индии. Ее истоки восходят к народным и культовым обрядам. Музыку связывали с началом творения мира, его продолжением и концом. Музыкантам отводилась роль пророков, так как считалось, что только посредством музыки можно вознести душу над рамками земной жизни. Самой ранней из сложившихся видов музыки была этническая, возникшая в III тыс. до н.э. Подобно любой народной музыке, она сочеталась с танцем, была проста по форме и структуре, приближалась к звукоподражаниям . Со II тыс. до н. э. появляется традиционная (религиозная) музыка, которой приписывали жизнезащитные и разрушительные свойства. Она считалась первым языком мира, на котором говорят и человек, и звери, и птицы . В древнеиндийской религиозной книге “Веды” мы находим указание на то, что музыка составляет пятый аспект творения. Ей посвящен отдельный раздел – “Самаведы” (что в переводе означает “веда мелодий”), на тексты которого слагались песнопения. Древнеиндийские религиозные гимны исполняли и на тексты “Ригвед” (веды гимнов), “Яджурвед” (веды жертвоприношений), “Атхарвавед” (веды заклинаний) . Запись мелодико-интонационных ячеек ведических песнопений сформировалась под влиянием норм древнего санскрита и сохранила свой облик до наших дней. В основе ведических песнопений, представлявших собой.

Музыка в Индии изначально понималась как божественное проявление. Через неё открывался путь к единению с божественным началом. В древних  трактатах филосовско-мистическое толкование самой природы музыкальных звуков подразумевало слияние явлений физического и духовного порядка. Транцендентальное значение ритма отразилось в обозначающем его слове тала, поскольку его значение интерпретируется следующим образом: первый слог - та - исходит от тандава (неистовый космический танец Шивы), а второй - ла - от ласья (его женская противоположность - пленительный танец богини Парвати). Музыкальному звуку как божественному дару предписывалась способность сильного воздействия, как возвышающего характера, так и разрушительного. Так проявлялась постоянная живая взаимосвязь между природой, музыкой, человеком на самых разных уровнях. Например, соответствие семи цветов радуги семитоновому звукоряду (с присущей обоим богатой палитрой красочно-звуковых переходных оттенков) выражается в чувственном восприятии человеком цветовой гаммы звуков и звуковой окраски цвета. Далее - соответствие времён года, внутрисуточной цикличности определённым звукам, интонациям и эмоциональным состояниям человека. Так, например, особая обострённость чувств ощутима в переходные часы суток (ото дня к ночи, от ночи в день), и это сумеречное время (сандхи), отмеченное слиянием фаз сознательного и подсознательного восприятия, отводилось для медитации и молитв. Основу ведической музыки состовляла саманга. По сути своей, саманга представляла собой песнопение, развившееся из священных стихов Ригведы, преобразовавшихся в музыкально-поэтические гимны (саманы), составившие Самаведу. Выросшая на основе гимнов Самаведы, стотра, в процессе своего развития выйдя за пределы ритуальности, обрела самостоятельную форму. Постепенно усложнялась её композиционная структура и мелодический язык. Стотра была основным жанром почти до XV века н.э., пока не начала оттесняться на второй план другими, более сложными жанрами. Однако это совсем не означало её полного исчезновения. Просто со временем, утратив былую популярность, но, оставаясь всё же нужной и певцам, и слушателям, она стала реже звучать в концертном исполнении. Таким образом, о стотре можно сказать, что она явилась той "живой нитью", которая протянулась от Самаведы - главного музыкального материала ведическо эпохи к рагсангит, ныне процветающей индийской музыке.

Инструменты:


   Ситар имеет два резонатора и подвижные лады. Под мостиками расположены двадцать резонирующих струн, которые придают инструменту его типичный носовой звук, наполненный обертонами. Поскольку основные струны находятся только на левой части лада, их можно подтянуть на правую сторону, что позволяет музыканту скользить по тончайшим оттенкам тона в пределах интервала до трех нот. Ситар считается типичным индийским инструментом.

Бансури считается наиболее близким к человеческому голосу инструментом. Богатство тончайших оттенков тона достигается благодаря технике вдувания и зажимания семи отверстий для пальцев. На флейте можно играть только в одной октаве.

 

 

Сантур зовется «шата тантра вина», что означает сто-струнная лютня. Он производит широкий диапазон тональных эффектов, напоминающих звучание фортепьяно или арфы. На сантуре играют с помощью пары изогнутых палочек, сделанных из древесины грецкого ореха. Инструмент состоит из резонатора трапециевидной формы с двадцатью пятью - двадцатью девятью мостиками с каждой стороны и по четыре струны на каждом мостике. Две струны настроены на одинаковой высоте.

Саранги - это важнейший струнный инструмент в Гандхарва Веде. Саранги имеет три - четыре основные струны и от тринадцати до тридцати шести резонирующих струн. На этом инструменте играют с помощью смычка. Техника игры очень необычна, поскольку музыкант не прижимает струны кончиками пальца, а касается их сбоку и снизу той частью пальца, где начинает расти ноготь. Насыщенный и очень приятный звук саранги идеален в качестве аккомпанемента для вокала. Эффект отраженного звука резонирующих струн сильнее чем у ситара или сарода.

Tабла состоит из двух барабанов разного размера, которые всегда играются в паре: на меньшем, деревянном «дайя», играют правой рукой; на металлическом «байя», который по форме напоминает чайник, играют левой рукой. Основной размер поддерживается на «байя», в то время как вариации выбивают на «дайя».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных ссылок:

  1. http://revolution.allbest.ru/music/00147262.html
  2. http://www.referat.ru/referats/view/21171

 


Информация о работе Музыка Индии