Сравнительный анализ Шумана и Мусоргского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:31, творческая работа

Описание

В 30-е годы творчество Шумана разворачивается необычайно интенсивно. Музыкальные мысли переполняют его, он едва успевает заносить их на бумагу и работает с огромным увлечением. В эти годы Шуман создает большую часть своих фортепианных произведений, составивших не только самую яркую по вдохновению, но, быть может, самую типичную и оригинальную часть его творческого наследия.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная музра 4 курс.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

6. Флорестан 

       Эта пьеса написана в не состоявшейся трехчастной форме в тональности g-moll. Мечты, сосредоточенные мысли Эвзебия разрушает необузданный, пламенный Флорестан (см. пример 6). Его настроения изменчивы и их переходы мгновенны и внезапны. Музыкальная характеристика Флорестана строится на непрерывной смене динамики и музыкального материала. Из быстрых переходов настроений, то порывистых и бурных, то задумчиво-мечтательных или безудержно-веселых, соткана вся пьеса. Эта пьеса соединяет черты патетического монолога и стремительного вальса.

       Пьесы № 7 и № 8 объединяются присутствием одного персонажа.  
 

7. Кокетка 

     Это новый, женский образ. Написана в двухчастной репризной форме в тональности B-dur (см. пример 7). В «Кокетке» капризный ритм и изящество движений сочетаются с танцевальной, вальсовой основой, с закругленностью каждого построения. Это вальс-скерцо с изломанной мелодической линией, неожиданными поворотами и острой ритмикой.  

8. Разговор 

       Пьеса является непосредственным продолжением предыдущей. Если «Кокетка» заканчивается на второй доле, то «Разговор» начинается с третьей доли из-за такта в той же тональности. Представляет собой одночастную развивающую форму, модулирует из тональности B-dur в тональность g-moll. Диалогическое строение пьесы создает ощущение живой сценки-разговора двух контрастных героев. В одном легко узнать кокетку. Ее собеседник – лирический герой, отличается сдержанностью и благородством интонаций.

       Следующие две пьесы также объединяются в пару, воплощают фантастические образы – карнавальные маски. 
 
 
 

9. Бабочки 

       «Бабочки» написаны в трехчастной форме в тональности B-dur. Тема этой пьесы отличается  легкостью, порхающими кружащимися движениями (см. пример 8). Плотная фактура в средних и низких регистрах при стремительном темпе не уменьшает легкости и изящества стремительного движения, которое приближает пьесу к этюду.  
 

10. Танцующие буквы 

       Написана в трехчастной форме в тональности Es-dur (см. пример 9). Для «Танцующих букв» Шуман использовал обычный вальс, но темп Presto, острые форшлаги, внезапные sforzando придают ему причудливое звучание, превращая в фантастическое скерцо.

       Следующие три пьесы – три  портрета реальных героев –  давидсбюндлеров.   
 

11. Киарина 

       Эта пьеса написана в трехчастной форме в тональности c-moll. «Киарина»- это портрет будущей жены Шумана-Клары Вик (см. пример 10). Фактура разделяется на мелодический верхний голос, средний и бас. И каждый из них стремиться обособиться от остальных, приобрести самостоятельное значение. По характеру музыка «Киарины» сдержанно-страстный вальс, ярко отражающий романтическую натуру Клары Вик.    
 

12. Шопен 

       Эта пьеса написана в одночастной развивающей форме в тональности As-dur (см. пример 11). Здесь нежно-лирическая выразительная мелодия проходит на фоне прозрачных, «поющих» арпеджио в левой руке. Это как бы сгусток лирического фортепианного стиля Шопена. Пьеса особенно близка к шопеновским ноктюрнам.  
 

13. Эстрелла 

       Форма этой пьесы трехчастная, написана в тональности f-moll. «Эстрелла» - это портрет Эрнестины фон Фрикен (см. пример 12). По характеру эта пьеса отличается темпераментностью и эффектностью. Также написана в духе романтического вальса с широкими ходами в мелодии и неожиданными поворотами в гармонии.   
 

14. Признательность (Узнавание) 

        Эта пьеса написана в сложной трехчастной форме с сокращенной репризой в тональности As-dur (см. пример 13). «Признательность» - жанровая сценка. Здесь преобладает стаккатирующее движение, аккомпанемент выдержан в танцевальном ритме польки. Мягкие грациозные интонации передают характер приятной, вежливой светской беседы.  
 

15. Панталон и Коломбина 

      Еще одна жанровая сценка, рисующая ссору героев. Бурная, эмоциональная, резко контрастная предыдущей. Форма этой пьесы трехчастная, в тональности f-moll (см. пример 14). «Панталон и Коломбина» - комический дуэт. Музыка воспроизводит буффонную скороговорку.  Благодаря стаккатирующему движению в быстром темпе и перебросам мелодии из верхнего в нижний регистр, в музыке преобладает ощущение суеты, ссоры, потасовки между героями.  
 

16. Немецкий вальс 

       Эта пьеса написана в двухчастной репризной форме в тональности As-dur.  Последним из давидсбюндлеров показан в «Карнавале» Паганини (см. пример 16). «Паганини» составляет среднюю часть – интермеццо в «Немецком вальсе». С тонкой иронией Шуман помещает романтический образ Паганини в обстановку немецкого быта. Для изображения образа Паганини Шуман прибегнул к резкому преувеличению. В подражание виртуозному скрипичному приему Шуман в основу музыкального рисунка вносит труднейшие скачки. Фактура складывается так, что каждая рука выполняет как бы самостоятельную партию: в каждой различное направление движения, акцентирование, динамика – в правой руке piano, в левой fortissimo, штрихи – в правой руке легкое staccato, в левой тяжело падающие звуки. Все это, нагромождаясь, под конец сливаются в «дикое» звучание. Таким образом, композитор передает фантастически-виртуозную игру великого Маэстро на скрипке и напоминает его знаменитые «Каприсы». В конце вновь возвращается «Немецкий вальс» (см. пример 15).

      В итоге, пьеса «Паганини» вместе  с обрамлением «Немецкими вальсами»  образует самостоятельный цикл  в виде сложной трехчастной  формы. 

     Следующие  две пьесы вновь объединяются  в пару, представляющую собой  контрастные жанровые зарисовки – сценки: одна – монолог, другая – диалог.  

17. Признание 

     Форма этой пьесы трехчастная в тональности f-moll. Это лирическая сценка - объяснение в любви (см. пример 17). «Признание» насыщено лирическим чувством. Мелодия этой пьесы очень трогательная, декламационная, передает робкую, неуверенную речь героя.   
 

18. Прогулка 

        Написана в сложной  двухчастной репризной форме в тональности Des-dur. «Прогулка» - изящная, довольно развернутая жанровая сценка (см. пример 18). В ее мелодическом развитии ощущается явный диалог – оживленный разговор двух прогуливающихся героев. Вопросительным интонациям первого отвечают уверенные, решительные фразы второго. 
 

19. Пауза 

        Тональность этой пьесы As-dur. В этой пьесе должен произойти сбор всех давидсбюндлеров для похода против филистимлян. «Пауза», построенная на музыкальном материале из «Вступления», замыкает собой поток карнавальных эпизодов и выполняет роль предыкта к финальной пьесе.  
 
 
 

20. Марш «Давидова  братства» против  филистимлян 

        Эта финальная пьеса написана в свободной контрастно-составной форме без репризы в тональности As-dur. Здесь происходит сюжетное завершение «Карнавала». Это одна из самых ярких страниц шумановского творчества. В то время как давидсбюндлеры шествуют в финале под звуки веселого торжественного марша, для характеристики филистимлян Шуман выбрал мелодию, олицетворяющую консерватизм немецкого мещанства (см. пример 19). Тема старинного немецкого танца «Гроссфатер» - грузная, неповоротливая, дважды появляется в финале, но под натиском музыки давидсбюндлеров вынуждена отступить. Завершение финала проходит в стремительно нарастающем темпе. Быстрота движения естественна для фантастичности маскарадного представления. Музыкальный материал отдельных эпизодов перекликается с «Преамбулой», образуя арку на расстоянии, замыкающую весь цикл. 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Сравнительный анализ Шумана и Мусоргского